Методическое сообщение "Зачем учиться музыке"
методическая разработка на тему
Методическое сообщение для родителей, обучающих или планирующих обучение детей в музыкальных школах и школах искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_uchitsya_muzyke.docx | 18.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЁТ» им. Т.Е.СЕЛИЩЕВОЙ
140181 г. Жуковский, Московская область, ул. Фрунзе, дом 28
тел./ факс (495) 556 30 16
Методическое сообщение
«Зачем учиться музыке?»
Выполнила преподаватель хора
Хабарова Татьяна Леонидовна
г. Жуковский
2013г.
В наше время особенно актуализировалась проблема человеческих способностей. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Очевидно, что творческие способности человека составляют значительную часть его интеллекта, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Очень важно всестороннее воспитание Человека с детства, гармоничное развитие в нем не только рационального начала, но и эмоционального.
Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Действенным средством разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей является хоровое пение. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце" (К.Д. Ушинский. Соч., т. 3).
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Начальный период школьного обучения является очень важным в приобщении к прекрасному, для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя.
«Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая её частью мышления и в некоторой степени его источником…» (Дина Кирнарская «Музыкальные способности»).
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.
Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского; Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета – прекрасный пианист и друг Скрябина. Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете.
В грандиозном исследовании 25 000 американских школьников, занимавщихся по арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, показывали в математических тестах более высокие баллы, чем дети, музыке не учившиеся. Совпадение музыкальной и математической одаренности сделало эту тему предметом изучения психологов. Музыкальное восприятие на нейропсихологическом уровне оказалось весьма аналитичным: обработкой музыкальной информации занимались отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции.
Пространственное представление, необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике Из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условия задач, ошибаются в устном счете. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть её терпят крах, поскольку без пространственного воображения нельзя овладеть этим предметом. Кроме того, школьники часто делают ошибки из-за того, что не умеют пользоваться математическими знаками – не различают их или просто не следят за ними. Те же, кто занимается музыкой, знакомы с символами, на которых выстроена вся музыкальная грамота.
Музыка помогает учиться правописанию. Дело в том, что при нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и в выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать, например, нарушения пространственного восприятия. Многие школьники имеют достаточно расплывчатые представления о таких понятиях, как «право», «лево», «внизу, «наверху» и пр. Они часто пишут зеркально буквы и цифры, переставляют местами буквы и слоги в слове, пропускают буквы и т.п. Дети, изучающие музыкальную грамоту, исполняющие по нотам вокальные или инструментальные произведения, хорошо ориентируются в этих понятиях. Ведь читать нотный текст им приходится на разных по высоте строчках (верхняя строчка – для правой руки или верхнего голоса в хоре, нижняя – для левой или альтов).
А еще музыка развивает способность превращать свои мысли и чувства в слова и предложения. Школьники часто не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны организовать текст и подобрать нужные слова.
Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. И в обычном разговоре он тоньше чувствует нюансы интонаций и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы, ведь он привык чувствовать настроение музыки. Кроме того, музыка учит терпимости, способности воспринять чужие взгляды, пусть даже отличающиеся от собственных. Люди самых разных культур, языков и социальных слоев могут объединиться вокруг музыки, которая понятна и близка им.
Психологи считают, что дети, занимающиеся музыкой, лучше умеют находить решения в самых разных ситуациях, потому что обладают гибкостью ума и живым воображением. Это помогает им избегать многих опасностей и трудностей.
Однако не правильно будет говорить, что музыка делает человека мягким и безвольным. Наоборот, одновременно развиваются волевые качества и умение контролировать свои чувства.
Музыканты – это потенциальные разведчики, потому что у них идеальным образом сочетаются интуиция, чувствительность, проницательность, эмоциональная стабильность и внутреннее спокойствие.
И, конечно, музыка дает нам возможность испытывать огромную и ни с чем не сравнимую радость, которая, может быть, и есть смысл нашей жизни!
Хочется закончить словами из книги Дины Кирнарской: «Музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – к логическому мышлению, к овладению языком и речью… Музыка делает человека более либеральным и способным воспринимать чужое, как свое…» (Дина Кирнарская «Музыкальные способности»).
Давайте будем непременно учить своих детей музыке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Надо ли ребёнка учить музыке?..."
О том, зачем нужно учить ребёнка музыке, о пользе и проблемах......
Десять причин отдать ребёнка учиться музыке или получить профессию учителя музыки, чтобы учить этого ребенка.
Это замечательная удивительная статья Кирнарской Д.К.,доктора искусствоведения и психологических наук, написана живым доступным языком. Весело , с огоньком она рассказывает о серьезных вещ...
Учебно-методическое пособие "Учись учиться".
Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много. В пособии отражены алгоритмы и памятки по формированию универсальных учебных действий учащихся....
Методическая разработка "Учись самостоятельно учиться"
Работа со слабоуспевающими учащимися...
Методическая разработка "Учись самостоятельно учиться"
Работа со слабоуспевающими учащимися...
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....
Сертификат участника проекта Инновационная методическая сеть " Учись учиться"
Сертификат участника проекта Инновационная методическая сеть " Учись учиться"...