Игры с элементами ориентирования
рабочая программа на тему
Данная программа разработана для детей с целью привлечения их к спорту, и является подготовительным этапом, для реализации программы "спортивное ориентирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Краткосрочная образовательная программа «Игры на местности с ориентированием"
разработана на основе ст. 12, п. 4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».
Данная программа физкультурно-спортивной направленности, адаптированная, составленная на основе Программы «Спортивное ориентирование» для системы дополнительного образования детей, под редакцией Ю.С.Воронова, Ю.С.Константинова, ЦДЮТиК, МО РФ,2002г.
Данная краткосрочная образовательная программа «Игры на местности с ориентированием» создана для приобщения детей к регулярным занятиям спортивной деятельностью и является подготовительным этапом к освоению образовательной программы «Спортивное ориентирование». Она призвана, так же, содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, их психологической и практической подготовке к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа актуальна, поскольку в основе программы лежит идея раскрытия потенциала личности в постоянно меняющихся природных условиях, способствующих воспитанию у обучающихся волевых и морально-этических качеств, утверждение здорового образа жизни, формирование бережного отношения к природной среде .
Педагогическая целесообразность обусловлена соответствием программы современным требованиям развития образования, предполагающим формирование у воспитанников личностных качеств: самостоятельность, гибкость, коммуникативность. Программа помогает детям получить навыки ориентирования на незнакомой местности, освоить приемы быстрого выбора вариантов оптимальных путей перемещения по местности, создает условия для коллективного творчества при поиске заданных объектов.
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся приобретают навыки работы с компасом и картой и через различные техники развивают творческое мышление. У обучающихся воспитывается концентрация внимания, скорость мышления, самостоятельность.
Цель программы:
Воспитание творческой личности, формирование устойчивого интереса к занятиям спортивным ориентированием, укрепление здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать с компасом и картой;
- сформировать знания по основам ориентирования на местности;
- познакомить с навыками укрепления здоровья;
Развивающие:
- развивать умственные и физические способности, глазомер, образное и логическое мышление;
- формировать самостоятельность, решительность, настойчивость, чувства взаимопомощи;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
Воспитывающие:
- воспитывать в трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
- воспитывать у обучающихся морально-волевые и этические навыки;
Особенность программы от других заключается в том, что учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями в области ориентирования, но и в процессе занятий развиваются такие качества личности как: самостоятельность, решительность, целеустремленность. Занятия объединения способствуют развитию умственных и физических качеств ребенка, творческого мышления и воображения; они привлекают учащихся возможностью путешествовать, расширять свой кругозор.
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Всего часов в год – 72 (1 раз в неделю по 2 часа).
Форма и режим занятий:
В объединение принимаются все желающие данного возраста. Количество учащихся в группе не более 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил безопасности и правил поведения на занятиях.
Алгоритм организации занятий по каждой теме предполагает вводную часть, которая проходит в форме беседы, лекции, групповой дискуссии, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Одно из главных условий успеха обучения учащихся и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому учащемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.
Большая часть занятия отведена практической части. Задания усложняются по мере освоения нового материала.
Практическая часть направлена на получение навыков работы с картой и компасом, применение технических и тактических приемов, повышение физической и морально-волевой подготовки.
Ожидаемые результаты –
В результате обучения учащиеся должны получить
Знания:
- требования к технике безопасности на занятиях;
- условные знаки спортивных карт;
- правила проведения соревнований;
- технику и тактику бега в лесу и по сильно пересеченной местности;
- как вести себя в экстремальной ситуации;
- как оказать первую доврачебную помощь.
Умения:
- пользоваться картой и компасом;
- подобрать экипировку, соответствующую погодным и природным условиям;
- свободно ориентироваться на незнакомой местности;
- уверенно выбирать оптимальный путь движения на этапах между КП.
Форма подведения итогов:
В процессе реализации данной программы используются различные виды контроля:
-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащихся в процессе занятия;
-промежуточный – разные виды контрольных заданий, тестирования;
-итоговый – результаты участия в соревнованиях различного уровня
(объединения, районных, краевых, всероссийских).
Материально-техническая база:
-компасы;
-карты, карто-схемы;
-призмы, компостеры;
-контрольные карточки
-таблицы условных знаков, легенд кп
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Всего кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Что такое спортивное ориентирование. | 2 |
2. | Правила соревнований. Судейство. | 8 |
3. | Топографическая подготовка. Условные знаки. | 22 |
4. | Общая и специальная физическая подготовка. | 14 |
5. | Технико-тактическая подготовка. | 14 |
6. | Игры и соревнования. | 12 |
7. | И Т О Г О : | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре с элементами ориентирования и туризма 5 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А....
Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование)
Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование) ...
Методическая разработка учебного занятия " Учебная эстафета с элементами ориентирования"
Сценарий спортивно-туристской эстафеты разработан в рамках работы по программе дополнительного образования детей "Юные туристы".Цель: привлечение школьников к занятиям туризмом и краеведение...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....
Народные спортивные игры как элемент национальной культуры. «Осетинские спортивные игры»
Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной тр...
Сценарий спортивного праздника с элементами ориентирования на местности "Бегущая школа"
Сценарий спортивного праздника с элементами ориентирования на местности "Бегущая школа"...