Рабочая программа "Первый шах"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Первый шах" для начальной подготовки по шахматам составлена на основе нормативных документов Федерального Агентства по ФК и спорту РФ, Министерства образования и науки РФ, определяющих деятельность спортивных школ, с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных шахматистов. Учебный материал программы излагается для групп начального обучения. Программа актуальна, так как шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Занятия шахматами способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени. Срок реализации программы - 3 года, возраст детей - 7-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervyy_shah.docx | 73.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДЕТСКИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «РАДУГА»
Принято Педсоветом Утверждаю:
«____»_____________ 20___ г. Директор МАОУ ДОД
ДПЦ «Радуга»
______________Э.Д.Лаврина
«____»____________ 2014 г.
ПРОГРАММА
«ПЕРВЫЙ ШАХ»
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ШАХМАТАМ
ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 3 ГОДА
Бальжинимаева Д.Е. – педагог
дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа для начальной подготовки по шахматам составлена на основе нормативных документов Федерального Агентства по ФК и спорту РФ, Министерства образования и науки РФ, определяющих деятельность спортивных школ, с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных шахматистов. Учебный материал программы излагается для групп начального обучения.
Новизна программы состоит в том, что впервые при разработке программы в сравнении с известными аналогами в программу обучения по шахматам включен национально-региональный компонент – изучение бурятских шахмат – шатар.
Актуальность программы
Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы интерес к этому виду спорта значительно усилился.
Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся приобретаемые ими знания, умения, навыки. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Занятия шахматами способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.
Цель программы – развитие творческих способностей детей через приобщение их к шахматной игре.
Указанная цель программы достигается через решение следующих задач:
Обучающие:
- Ознакомить с историей шахмат;
- Обучить правилам игры;
- Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и сопернику;
- Формировать навыки запоминания;
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной
компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих заключается в следующем: имеются 2 способа методического построения данной программы по шахматам. Линейный и концентрический. Отличие в способах заключается не столько в содержании теоретического материала (он должен охватывать все необходимые знания) сколько в его взаимном расположении по разделам и темам.
При линейном способе материал дается путем постепенного увеличения сведений, усложнения заданий до их полного исчерпания по установленной программе.
При концентрическом (комбинированном) способе занятий три стадии шахматной игры (дебют-миттельшпиль-эндшпиль) изучаются не механически, а в их развитии, что делает занятия более интересными и разнообразными. Одна и та же тема может фигурировать в разных стадиях шахматной партии, при этом ее содержание дополняется практическими партиями, задачами, этюдами. На известных этапах практикуется не только движение вперед, но и возвращение к ранее рассмотренной теме уже на более глубокой основе. Одновременно с этим идет процесс закрепления в памяти ученика тем из предыдущих разделов, что в педагогическом отношении весьма целесообразно.
Возраст детей – 7 - 12 лет.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность обучения в группах:
первого года обучения составляет 144 часов;
второго года обучения составляет 216 часов в год;
третьего года обучения составляет - 216 часов в год.
Формы и режим занятий
По форме занятия подразделяются на групповые (уроки) и индивидуальные. Важнейшей формой совершенствования мастерства юных шахматистов являются самостоятельные занятия учащихся. Выполнение домашних заданий должно быть обязательным.
Юные шахматисты должны участвовать в официальных, товарищеских, квалификационных соревнованиях в зависимости от календарного плана соревнований.
Ожидаемые результаты программы соотнесены с задачами и содержанием программы и отражаются в нормативных требованиях при переходе из одной группы в другую.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание и проверка результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания, конкурсы решения задач или нахождения комбинаций. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, педагогом организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов.
Формами промежуточного и итогового контроля являются шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования, по которым определяется рейтинг каждого юного шахматиста.
Основным показателем успеваемости учащихся спортивной школы является выполнение ими требований Единой всероссийской спортивной классификации и нормативов программы.
Принципы обучения
При проведении занятий по шахматам основополагающим является принцип доступности, сформулированный еще Я.А.Каменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Немаловажное значение приобретает тот факт, что на каждом шагу обучения учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, что позволяет обеспечить принцип научности. Уже на первых шагах приобщение к этой игре шахматист убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Совершенно очевидно, что сильные позиционные ходы или выигрышные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной теоретической подготовки и должны быть основаны.
Принцип системности в изучении шахмат сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания. Система знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными и возможностями учащихся данного возраста.
Принцип практический направленности содержания может быть реализован посредством включения знаний и умений в личностный опыт ученика.
Валеологический принцип. Создание здорового психологического климата на занятиях и повышение интереса к игре, использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятии материала, активное внедрение «физкультминуток» в структуру занятия, тренер-преподаватель следит за правильностью осанки учеников, система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только разливать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения, строгое нормирование домашних заданий для недопущений перегрузок. Особого внимания заслуживает объем и сложность материала, задаваемого на дом.
Принцип единства образовательной среды. Процесс воспитания — не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, во-первых, в другие — формальные и неформальные — общности, социальные группы и коллективы. Во-вторых, он является членом семьи и в этом своем качестве - постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Наконец. в-третьих, он
живет в том же большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые, читает те же газеты и, порой, те же книги, смотрит, как и мы, телепередачи, более или менее активно участвует в делах взрослых, сопереживает' их радостям и тревогам, задумывается над совсем не детскими вопросами. Его воспитывает вообще жизнь. Л.С. Выготский заметил 70 лет назад; «Воспитывать — значит организовать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.
Понятие образовательной среды — одно из ключевых для воспитания психологических и педагогических понятий, только сейчас активно разрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивают детям личностно ориентированная образовательная среда. Это возможность удовлетворения (и развития):
- физиологических потребностей; потребности в безопасности;
- потребности в усвоении групповых норм и идеалов: потребностей в любви, уважении, признании, общественном одобрении;
- потребности в труде, значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки;
- потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира;
- потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства; потребности в самоактуализации личности.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Такой деятельностью для подростков, например, является деятельность общения (Д.Б. Эльконин). У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в первую очередь именно и эту «нишу». В более обшей форме можно выразить ту же мысль следующим образом. Воспитание на различиях возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями "самодеятельности" и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью.
Принцип развивающего воспитания. «Зона ближайшего развития» (Л,С. Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете. поддержке, пусть даже подсказке коллектива, учителя, родителей - естественно, если он осознает эту позицию и примет ее как свою, иначе это будет простейший конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять, собственное решение, ответственно совершить поступок — а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.
Принцип мотивированности. Л.Н. Леонтьев писал: надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл. Сейчас ребенок идет на «воспитательное мероприятие» (если оно еще проводится…), чаще всего окруженный мощным барьером психологической зашиты. Он… ждет, когда его начнут воспитывать! Эффективность. такого воспитания понятна… Субъективно, для самого школьника, акт воспитания должен быть ответом на проблему — его собственную, личную, коллектива, общественную, государственную, общемировую.
Принцип проблемности. А это означает, в свою очередь, что воспитание начинается с обнаружения нами совместно со школьником наличия проблемы и поиска ее решения. Если же решение уже найдено — с обсуждения, взвешивания совместно со школьником его правильности. Пока же воспитание начинается с готовых ответов на незаданные и вообще не существующие для ребенка вопросы.
Принцип индивидуализации. Нельзя воспитывать скопом. Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а следовательно обедненное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
Принцип целостности воспитательного процесса. Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитании», «патриотическое воспитание" и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование — не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной полочке - трудовое воспитание, на другой - этическое, на третьей - эстетическое... У ребенка не только голова одна - у него и сердце одно. Кстати, о самом термине «воспитательное мероприятие». Нормальный человек «принимает меры», когда ситуация складывается совсем скверно. А в обычной жизни он работает, совершает действия, поступки.
Педагогические технологии
Система способов обучения, определяющих четко спланированный учебно воспитательныйпроцесс с заданными результатами, называется педагогической технологией.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
Технология (методика) формирования приёмов учебной работы позволяет направлять работу учащихся виде правил, образцов, алгоритмов.
Логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных задач, этюдов, позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале.
Игровые технологии. Игра позволяет развивать интеллектуальные, волевые качества, формирующие личность в целом.
Технология развивающего обучения. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Изменение социальных условий, требования последовательного развития общества предполагают расширение индивидуальной свободы, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы, а значит, и растущую нагружу на человеческую личность.
«В общественном сознании оформляется совершенно новая концепция отношения к человеку — управление человеческим ресурсом, в отличие от прежней концепции учета человеческого фактора».
На основе теоретических изысканий в области развивающего обучения возникла принципиально новая методика, предназначенная для развития самой важной характеристики человека — интеллекта.
«Методика развивающего обучения» — это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании. Сегодня доказано, что эта методика способна обеспечить все потребности массовой педагогической практики и с успехом может быть применена в учебных заведениях разных типов — от дошкольных до учреждений после дипломного образования.
Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: па первом этапе (начальная школа) — путем формирования у ребёнка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы - за счёт усиления этой способности и создания условий для её максимальной реализации.
Под развивающим обучением мы будем понимать способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Это положение можно расшифровать, поставив перед собой достаточно конкретный вопрос: «Что еще, кроме знаний, умений, навыков, должна обеспечить развивающая система? Чему нужно и можно научить детей на занятии шахматами?»
Прежде всего — способам самостоятельного достижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы.
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.
Новые информационные технологии (НИТ). Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
Контроль
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективность педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) тренера-преподавателя.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет педагогу получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению обшей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством проведения квалификационных соревнований, тестовых работ, устных опросов.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством проведения
соревнований, конкурсов решений задач, тестовых работ, устных опросов.
Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 занятий, После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки. Успех соревновательной деятельности зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, тактических приемов и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Эго означает, то кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах, Этот вид контроля обычно называют итоговым. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце первого полугодия и учебного года. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. При проведении итогового контроля могут быть применены результаты квалификационного турнира.
Компетенции
По определению Хуторского А.В., образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика но отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимые для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенции:
ключевые компетенции - относятся к общему (матапредметному) содержанию образования:
- ценностно-смысловые компетенции;
- общекультурные компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- социально-трудовые компетенции
- компетенции личностного самосовершенствования
общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляюшуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией мною понимается система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Учебно-тематический план
для групп первого года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Шахматные правила | 2 | - | 2 |
3 | История шахмат | 2 | - | 2 |
4 | Первоначальные понятия | 16 | - | 16 |
5 | Тактика | 4 | 12 | 16 |
6 | Стратегия | 2 | 2 | 4 |
7 | Эндшпиль | 6 | 14 | 20 |
8 | Дебют | 8 | - | 8 |
9 | Квалификационные и официальные соревнования, анализ сыгранных партий, типовых позиций, индивидуальные занятия | - | 65 | 65 |
10 | Сеансы одновременной игры | - | 3 | 3 |
11 | Конкурсы решений задач, этюдов | - | 5 | 5 |
Итого: | 42 | 102 | 144 |
Содержание тем:
Тема 1. Элементарные понятия о шахматной игре
Понятие о физической культуре и спорте. Шахматы как вид спорта. Выставка шахматной литературы для детей.
Тема 2. Шахматные правила
Правила шахматной игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Требования к записи турнирной партии.
Тема 3. История шахмат
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. От чатуранги к шатранджу. Табия. Мансуба. Мат «Диларам».
Тема 4. Первоначальные понятия
Шахматная доска как поле сражения: горизонтали, вертикали и диагонали, поля, центр, фланги, лагеря, демаркационная линия. Начальная расстановка фигур. Ходы и взятие фигур. Рокировка. Цель шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Нотация. Запись шахматной партии.
Тема 5. Тактика
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка и полусвязка, двойной удар, «вилка», открытое нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение, размен и темп.
Тема 6. Стратегия
Определение стратегии. Принципы реализации преимущества. Простейшие принципы разыгрывания партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение и ближайших и последующих задач.
Тема 7. Эндшпиль
Техника матования одинокого короля тяжелыми фигурами:
а. мат двумя ладьями;
b. мат ферзем;
c. мат одной ладьей;
d. мат двумя слонами;
е. мат слоном и конем (в нужном углу)
определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Пешечные окончания. Король и пешка против короля: оппозиция, цугцванг, поля соответствия, ключевые поля на седьмой линии, квадрат пешки, отталкивание плечом.
Тема 8. Дебют
Определение дебюта. Стратегические идеи итальянской партии.
Тема 9. Квалификационные и официальные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций, индивидуальные занятия, сеансы одновременной игры.
Квалификационные и официальные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций, индивидуальные занятия, сеансы одновременной игры.
Тема 10. Сеансы одновременной игры
Сеансы одновременной игры стренером или приглашенным перворазрядником.
Тема 11. Конкурсы решений задач, этюдов, нахождения комбинаций.
Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии и эндшпилю.
Нормативные требования при окончании первого года обучения:
- Знать правила игры;
- Уметь ставить мат одинокому королю тяжелыми фигурами;
- Участвовать в двух-трех турнирах начинающих и в первенстве группы.
Учебно-тематический план
для групп второго года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов теории | кол-во часов практики | кол-во часов всего |
1 | Шахматные правила | 3 | - | 3 |
2 | История шахмат | 4 | - | 4 |
3 | Дебют | 14 | - | 14 |
4 | Миттельшпиль | 46 | - | 46 |
5 | Эндшпиль | 13 | - | 13 |
6 | Квалификационные и официальные соревнования, анализ сыгранных партий, типовых позиций, индивидуальные занятия | - | 98 | 98 |
7 | Консультационные партии | - | 8 | 8 |
8 | Сеансы одновременной игры, | - | 8 | 8 |
9 | Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинации | - | 20 | 20 |
10 | Контрольные работы | - | 2 | 2 |
Итого: | 80 | 136 | 216 |
Содержание тем:
Тема 1. Шахматные правила.
Основные положения шахматных правил ФИДЕ.
Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. Судейство и организация соревнований
Тема 2. История шахмат
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Первые шахматные трактаты:
- Трактат Лусены;
- Геттингенская рукопись.
Испанские и итальянские шахматисты XVI – XVII веков. Шахматы как придворная игра.
Тема 3. Дебют
Классификация дебютов. Расстановка пешек в дебюте. Катастрофа в дебюте (короткие партии).
Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса.
Тема 4. Миттельшпиль
Тактические приемы:
- связка
- полусвязка;
- двойной удар;
- открытое нападение;
- двойной шах;
- вскрытый шах;
- отвлечение;
- завлечение;
- размен.
Комбинации:
- «спертый» мат;
- слабость последней горизонтали;
- разрушение пешечного центра;
- освобождение поля, линии;
- перекрытие;
- блокировка;
- превращение пешки;
- уничтожение защиты;
- патовые комбинации;
- ничья вечным шахом.
Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях.
Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.
Тема 5. Эндшпиль
Пешечные окончания. Король и пешка против короля:
- король впереди пешки;
- пешка до и после середины;
- запасной темп;
- слабость крайней пешки;
- обход королем.
Слон против пешки.
Конь против пешки.
Король, слон и пешка против короля (знакомство с позиционной ничьей).
Король, конь и пешка против короля.
Тема 6. Квалификационные и официальные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций с тренером, индивидуальные занятия.
Квалификационные и официальные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций, индивидуальные занятия, сеансы одновременной игры.
Тема 7. Консультационные партии.
Консультационные партии.
Тема 8. Сеансы одновременной игры
Сеансы одновременной игры стренером или приглашенным перворазрядником.
Тема 9. Конкурсы решений задач, этюдов, нахождения комбинаций.
Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии и эндшпилю.
Тема10. Контрольные работы
Выполнение контрольных работ.
Нормативные требования при окончании второго года обучения:
- Знать принципы разыгрывания дебютов, идеи гамбитов на примере гамбита Эванса.
- Уметь считать комбинации в 2-4 хода, составлять простейший план игры, давая оценку позиции.
- Знать основы пешечного эндшпиля, знать окончания «легкая фигура против пешки».
- Уметь реализовать небольшой материальный перевес, (на примере конкретной позиции)
- Знать об итальянских и испанских шахматистах 16-17 в.в.;
- Выполнить 4 разряд
Учебно-тематический план
для групп третьего года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов теории | кол-во часов практики | кол-во часов всего |
1 | Шахматы – королева интеллектуальных игр | 1 | - | 1 |
2 | Шахматные правила | 3 | - | 3 |
3 | История шахмат | 2 | - | 2 |
4 | Дебют | 20 | - | 20 |
5 | Миттельшпиль | 38 | - | 38 |
6 | Эндшпиль | 22 | - | 22 |
7 | Шатар | 3 | 9 | 12 |
8 | Основы методики тренировки шахматиста | 2 | - | 2 |
9 | Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста | 2 | - | 2 |
10 | Квалификационные и официальные соревнования, анализ сыгранных партий, типовых позиций, индивидуальные занятия | - | 78 | 78 |
11 | Сеансы одновременной игры, партии по консультации | - | 8 | 8 |
12 | Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинации | - | 20 | 20 |
13 | Контрольные работы | - | 2 | 2 |
14 | ОФП | - | 18 | 18 |
Итого: | 93 | 123 | 216 |
Содержание тем:
Тема 1. Физическая культура и спорт в России
Шахматы – королева интеллектуальных игр.
Тема 2. Шахматные правила.
Соревнования личные и командные. Матчи. Порядок их проведения. Таблица очередности игры в соревнованиях. Правило очередности игры белыми и черными фигурами.
Тема 3. История шахмат
Джоакино Греко. Атака Греко в итальянской партии, в королевском гамбите. Книга Филиппа Стамма. Алгебраическая нотация.
Тема 4. Дебют
Классификация дебютов. Расстановка пешек в дебюте. Катастрофа в дебюте (короткие партии).
Гамбиты. Стратегические идеи защиты двух коней.
Стратегические идеи королевского гамбита.
Тема 5. Миттельшпиль
Методы игры:
Атака по седьмой и восьмой горизонтали
- Разрушение прикрытия короля
- Жертва слона на h7
- Перегрузка
- Промежуточный ход
- Темп, выигрыш темпа
- Далеко продвинутая пешка
- Атака на застрявшего в центре короля
План игры. Оценка позиции. Центр. Централизация.
Тема 6. Эндшпиль
Пешечные окончания.
- Король и пешка против короля;
- король и пешка против короля и двух пешек (правило треугольника);
- отдаленная проходная;
- защищенная проходная;
- пешечный прорыв
Ладья против пешки. Переход из однофигурного эндшпиля в выигранный пешечный эндшпиль.
Тема 7. Шатар
Правила игры в бурятские шахматы – шатар: названия фигур, ходы фигур.
Тема 8. Основы методики тренировки шахматиста
Формы и методы тренировки шахматиста. Самостоятельные занятия с помощью шахматных компьютерных программ.
Тема 9. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему.
Тема 10. Квалификационные и официальные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций с тренером, индивидуальные занятия
Участие юных шахматистов в квалификационных и официальных соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых позиций с тренером., Индивидуальные занятия. Тренировные партии.
Тема 11. Сеансы одновременной игры
Проведение с тренером или приглашенным перворазрядником сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым дебютам) с последующим разбором партий с детьми.
Тема 12. Конкурсы решений задач, этюдов, нахождения комбинаций.
Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии и эндшпилю.
Тема13. Контрольные работы
Выполнение контрольных работ.
Тема 14. Общефизическая подготовка
Общефизическая подготовка на свежем воздухе.
Нормативные требования при окончании третьего года обучения:
- знать виды соревнований по шахматам, уметь пользоваться таблицей очередности игры, определять цвет фигур;
- знать стратегические идеи защиты двух коней, королевского гамбита, принципы разыгрывания дебютов;
- уметь находить простейшие комбинации по темам всех групп начальной подготовки
- уметь реализовать небольшой материальный перевес, знать простейшие точные позиции пешечных эндшпилей
- уметь играть в бурятские шахматы - шатар;
- выполнить 3 спортивный разряд по шахматам.
Организационно-методические указания
В этом разделе акцентируется внимание на самых важных в организационном отношении вопросах содержания каждой темы программы.
Физические культура и спорт в России
При раскрытии этой темы у юных шахматистов необходимо выработать четкие представления о задачах физического воспитания в России, ознакомить их с важнейшими постановлениями правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в нашей стране и росте достижений советских спортсменов, Единой всероссийской спортивной классификации для развития физической культуры и спорта в России. Необходимо обратить особое внимание на тему «Моральный облик спортсмена», с тем, чтобы сформировать у учащихся взгляд на спортсмена как человека активной жизненной позиции.
Шахматные правила. Судейство и организация соревнований
При изучении этого раздела ставится задача по освоению учащимися в совершенстве положений шахматного кодекса, приобретения или навыков судейства и организации шахматных соревнований. Рассказывая о той или иной теме, педагог должен стремиться давать как можно больше конкретных примеров из практики самих учащихся. Зачет принимают у учащихся судивших минимально одно квалифицированное соревнование.
Исторический обзор развития шахмат
Этот раздел занимает очень важное место в курсе обучения шахматам. Изучение истории позволяет овладеть культурным наследием прошлого, проследить эволюцию шахматного творчества, идей и методов борьбы в шахматной партии. Хотя расположение материала дано в хронологическом порядке, необходимо открывать курс истории по каждому году обучения. Изучаются углубленно,
а остальные вопросы шахматной истории освещаются в обзорном очерке схематично – это позволяет давать учащимся знания по конкретным темам и в то же время не прерывать цельности представления об историческом развитии шахмат, как во всем мире, так и в нашей стране.
Дебют
При прохождении темы «дебют» следует исходить из того, что в программе конкретные дебюты изучаются в первую очередь для повышения шахматной культуры учащихся. При этом взят за основу концентрический метод – для каждого разряда определяется своя глубина ознакомления с данным дебютом. Часы, отведенные на изучение дебютов, рекомендуется использовать для обзорных лекций по теории дебютов. Дебютное ознакомление с той или иной дебютной системой осуществляется учащимися самостоятельно и на индивидуальных занятиях с тренером. По указанным в программе дебютам в конце года проводятся конкретные зачеты. В то же время в зависимости от индивидуальных взглядов и особенностей учащихся могут изучаться любые другие дебюты, не предусмотренные в программе данного разряда.
Миттельшпиль
На этот раздел программой отводится наибольшее количество часов. Рекомендуется при изучении раздела помимо материала использовать метод практических упражнений, заключающихся в том, что после изучения конкретного вопроса учащиеся должны в специально подобранных позициях найти самостоятельно изучаемую идею. При этом надо стремиться к тому, чтобы учащиеся находили решение без передвижения фигур. Можно подобные позиции разыгрывать в парах с ускоренным контролем времени на обдумывание ходов. Следует иметь в виду, что главная задача при подготовке юных шахматистов I разряда – развитие их счетно-тактических способностей и обучение стратегическому мастерству становится основным наиболее трудным этапом подготовки.
Эндшпиль
Концентрический метод изучения рекомендуется и в этом разделе. Темы, указанные в программе для каждого года обучения являются основными, другие вопросы рассматриваются схематично.
Основы методики тренировки шахматиста
В этом важном разделе программы ставятся задачи по формированию у учащихся правильного представления о тренировке как процессе всесторонней подготовки шахматиста и ее закономерностях. Целесообразно при изучении темы «Методика совершенствования шахматиста» использовать как можно больше практических рекомендаций.
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Индивидуальные занятия
Программой предусматривается максимальное количество на этот раздел. В него входит: участие в квалификационных турнирах, разбор сыгранных партий, индивидуальные занятия. Участие в квалификационных турнирах является одной из основных форм подготовки шахматиста, проверкой полученных знаний и практических навыков. Квалификационные турниры проводятся на протяжении всего учебного года для шахматистов младших разрядов и рассматриваются как тренировочные в подготовительном периоде шахматистов старших разрядов. В индивидуальные занятия тренера с учащимися помимо основных задач, определенных перспективными планами индивидуальной подготовки, входит разбор сыгранных партий, анализ типовых позиций, выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, тренировки со спарринг-партнером.
Теоретические семинары, контрольные работы, доклады и рефераты учащихся
В группах первого и второго года обучения проводятся только контрольные работы. Учащиеся групп третьего года обучения привлекаются к подготовке теоретических докладов и т.д. Консультационные партии, конкурсы решения задач, этюдов, нахождение комбинаций, сеансы одновременной игры, упражнения для развития техники расчета вариантов
Основная задача этого раздела состоит в том, чтобы познакомить учащихся с шахматной композицией, научить играть партии по консультации, показать значение сеансов одновременной игры для популяризации шахмат. Особенно часто рекомендуется проводить сеансы и конкурсы на 1 году обучения.
Выполнение контрольно-нормативных и переводных требований
Выполнение нормативных требований программы является обязательным для учащихся каждого года обучения, проводится в форме зачета или семинара в конце учебного года, протоколируется.
Общефизическая подготовка
ОФП является обязательной для шахматистов всех групп каждого года обучения и проводится еженедельно. Педагог в соответствии с программным материалом и индивидуальными особенностями шахматистов составляет годовой учебный план и подборку соответствующих физических упражнений для каждой группы. При проведении занятий по ОФП следует учитывать специфику шахматного спорта, характеризующуюся малой двигательной активностью и стремиться проводить занятия на открытом воздухе с использованием различных эмоциональных упражнений, подвижных и спортивных игр.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы требуется достаточное обеспечение:
1) инвентарем (комплекты шахмат с шахматными досками; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом магнитных фигур);
2) дидактическими материалами (пакет упражнений, содержащий диаграммы с позициями по всем темам; КИМы);
3) судейскими и организационными документами: (турнирные таблицы; протоколы; карточки участников);
4) шахматной литературой: (учебники по теории шахмат; задачники и решебники);
5) ПК, МФУ;
6) компьютерные программы: «Шахматная тактика для начинающих», «Энциклопедия миттельшпиля», «Энциклопедия шахматных окончаний», «Динозавры учат шахматам»; «Шахматы с Гарри Каспаровым»; электронный учебник «Шахматные дебюты»; программы для компьютерного судейства соревнований по шахматам SW – 46, «SwissMaster»; информационно-поисковая система «ChessBase»
Предполагаемые результаты освоения программы
- Знание современных дебютных принципов.
- Умение составлять план игры, целесообразно развивать фигуры и пешки, бороться за инициативу, усиливать позицию.
- Умение находить в позиции скрытые возможные тактические приемы и
комбинации. - Умение оценить позицию и реализовать материальный перевес.
- Овладение навыками игры в эндшпиле.
Список литературы для детей
- Гришин В.Г., Осипов Н. Малыши открывают спорт. М., Педагогика,
1979. - Зенков Г. Первый шах. Прокопьевск, «Пласт», 1993.
- Ильин Е. Приключения пешки.- М., ФиС, 1975.
- Ильин Е. В стране шахматных королей. М., Малыш, 1982.
- Никитин В. Чья армия сильней? Красноярск, 1977.
- Сендюков С. Королевство в черно-белую клетку. М., Малыш, 1973.
- Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране. М., педагогика, 1991.
- Хенкин В. Шахматы для начинающих. М., Астрель. АСТ, 2002.
Рекомендуемая литература
- Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле. М., ФиС, 1979.
- Баранов Б.Ф. Штурм королевской крепости. М., ФиС, 1971.
- Весела И., Веселы И., Шахматный букварь. М., Просвещение, 1983.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1991.
- Голенищев В.Е. Программа подготовки шахматистов II разряда. М.,«Советская Россия», 1999.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А., Полный курс шахмат. Ф.,
Фолио, 2002. - Ю. Давлетов Д., Костров В. 625 шахматных задач. Решебник. Санкт-
Петербург, Литера, 2003.
8. И.Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986.
9. 3ак В.Г., Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. М., Детская
литература, 1980.
10. 3ак В.Г. О маленьких для больших. М., 1973.
11. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев, Радяньска
школа, 1986.
12. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. (1-й, 2-й, 3-й год). СПб Литера, 2003.
13. Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста М., ФиС, 1957.
14. Организация и проведение уроков по шахматам в начальной школе //Под
редакцией Л.М.Луговского. Иркутск, 1986.
15. Пожарский В.А. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2000
Примерный перечень Интернет ресурсов, необходимый педагогам дополнительного образования по шахматам и обучающихся. |
Официальные сайты: |
Международная шахматная федерация - ФИДЕ |
Международная федерация заочных шахмат ИКЧФ |
Российская шахматная федерация |
Федеральное агентство по физической культуре и спорту |
Региональные шахматные федерации: |
Федерация шахмат Сибирского федерального округа |
Федерация шахмат Бурятии - Chessrb.ru Cоюз шахматистов Бурятии – Shatarchess.ru |
Российские игровые сайты |
Шахматная планета |
Bereg |
Webchess |
Сhess-land |
Российские Интернет-СМИ |
"64-Шахматное обозрение" |
ChessPro |
Crestbook |
Электронный журнал "Шахматный Петербург" (e3e5.com) |
Российские шахматы |
Шахматный портал |
ChessOK |
Шахматные разделы в спортивных Интернет-СМИ |
ТК СПОРТ - Sportbox |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...