Инновационная и исследовательская деятельность музейного центра с использованием мультимедийных ресурсов в учебных занятиях по краеведению и искусствоведению
методическая разработка (9 класс) на тему
В современных условиях, и это становится все более очевидным, повышение эффективности образования может быть обеспечено через развитие инновационных образовательных технологий, использование всех интеллектуальных и социокультурных ресурсов Санкт-Петербурга, повышение эффективности управления системой образования.
В решении этих задач дополнительное образование должно занять видное место как площадка, на которой происходит интеграция ресурсов образования, науки, искусства, спорта, социальных институтов и др., а колоссальный культурно-просветительский потенциал города на Неве используется во благо развития учащихся. И здесь специалисты дополнительного образования находятся в выгодном положении: им не нужно «искать идеи на стороне», сама практика работы педагогов, которые совмещают эти функции с профессиональными занятиями наукой, техникой, театром и другими направлениями, подсказывает продуктивные идеи. В этих условиях на первый план выступает вопрос от необходимости системного подхода к определению и фиксации инновационного поля, к развитию и структуре программно-проектного поля инноваций в дополнительном образовании.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационная и исследовательская деятельность музейного центра с использованием мультимедийных ресурсов в учебных занятиях по краеведению и искусствоведению»
Автор: |
Еськов Александр Иванович, методист по краеведению и музееведению ГБОУ ДОД Дом детского творчества Кронштадского района Санкт-Петербурга «Град чудес»
|
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление:
1. Введение ……………………………………………………………… 2
2. Актуальные проблемы инновационной и экспериментально-
исследовательской работы в дополнительном образовании. …… 3
З Инновационная и исследовательская деятельность музейного центра с использованием мультимедийных ресурсов в учебных занятиях по краеведению и искусствоведению. .………………….……………. 7
4. Заключение …………………………………………………………… 12
5. Приложения ………………………………………………………… 14
6. Библиография………………………………………………………… 20
Введение
Воспитать настоящего гражданина – одна из сложнейших и ответственных задач, требующих комплексного планомерного, непрерывного, тонкого подхода. Только общими усилиями семьи, государства, школы, дополнительного образования, средств массовой информации – при их реальной ответственности – можно достичь положительных результатов.
В этой связи все большую актуальность приобретает не только внедрение и регулирование инновационной деятельности, но и создание ее соответствующей инфраструктуры в сфере образования. И не случайно в последние годы мы наблюдаем рост инновационных проектов и программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и в учреждениях дополнительного образования. Это вызвано не только повышением требований к системе УДОД, но и изменениями социально-экономических условий, в которых они сегодня работают. Дело в том, что ныне возросли свобода выбора детьми и родителями направлений и направленности образовательной деятельности. Возросла и ответственность учреждений ДОД за содержание и качество предоставляемых образовательных услуг. Остро стоит вопрос с выявлением и предъявлением результатов дополнительного образования. Усиливается и воспитательная составляющая данной сферы образования. С учетом данных факторов и была разработана «Программа развития ГБОУ ДОД «Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес» на 2012-2015 годы», которая представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. Ее разработка основывалась на результатах проведенного анализа современного состояния и актуальных проблем учреждения, изучения социального заказа детей, родителей и сложившейся социокультурной среды района. В Программе изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, в том числе освоение инновационных управленческих и педагогических технологий, а также ожидаемые результаты в соответствии с новыми руководящими документами. Одним из примеров преобразований инновационного характера в учреждении стало создание и открытие в 2012-2013 учебном году «Музея истории Дома детского творчества «Град чудес» и информационно-образовательного центра – виртуального филиала Государственного Русского музея. Это позволило создать единый детский музейный центр образовательных учреждений Кронштадтского района, на базе которого сейчас и проводятся инновационные формы работы.
Актуальные проблемы инновационной и экспериментально-исследовательской работы в дополнительном образовании
В современных условиях, и это становится все более очевидным, повышение эффективности образования может быть обеспечено через развитие инновационных образовательных технологий, использование всех интеллектуальных и социокультурных ресурсов Санкт-Петербурга, повышение эффективности управления системой образования.
В решении этих задач дополнительное образование должно занять видное место как площадка, на которой происходит интеграция ресурсов образования, науки, искусства, спорта, социальных институтов и др., а колоссальный культурно-просветительский потенциал города на Неве используется во благо развития учащихся. Новые правовые и финансово-экономические условия существования системы дополнительного образования предъявляют и новые требования к педагогам и руководителям
этой сферы. В этих условиях главной задачей становится запуск инноваций – таких идей, подходов, новшеств, которые могли бы обеспечить качественное повышение результативности образовательного процесса, существенный вклад в решение актуальных проблем города в области работы с детьми и молодежью и, соответственно, повышение востребованности дополнительного образования у населения.
И здесь специалисты дополнительного образования находятся в выгодном положении: им не нужно «искать идеи на стороне», сама практика работы педагогов, которые совмещают эти функции с профессиональными занятиями наукой, техникой, театром и другими направлениями, подсказывает продуктивные идеи. В этих условиях на первый план выступает вопрос от необходимости системного подхода к определению и фиксации инновационного поля, к развитию и структуре программно-проектного поля инноваций в дополнительном образовании.
Как показывает уже сложившаяся практика, наиболее перспективными источниками инноваций в сфере дополнительного образования являются следующие положения:
- социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
- развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства школьников со сверстниками из других регионов и стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации учащихся к творчеству;
- командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации учащихся;
- развитие информационно-коммуникативных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры учащихся и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;
- преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации учащихся до серьезной предпрофессиональной подготовки;
- обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др., применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
- анализ новаций в регионах и отбор наиболее перспективных идей, программ, методов адаптации и реализации в петербургской системе дополнительного образования;
- развитие междисциплинарных интегрированных программ, реализуемых на стыке наук, других сфер деятельности и ориентированных на практическую работу учащихся с реальными объектами и процессами;
- развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, модерируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
- развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т.ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
- анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ, учащихся в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов; оптимизация и расширение числа участников работы городских конференций;
- анализ интеллектуально емких специальностей, востребованных в городе и включение их в тематику образовательных программ как ориентиров в профориентационной работе;
- системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации учащихся;
Общие пути конструирования инновационных технологий на основе обозначенных инноваций поэтапно можно представить следующим образом:
- анализ и определение социально и экономически перспективных предметных направлений образования;
- анализ и отбор инновационных идей, образовательных технологий и методов, которые могут быть реализованы при построении образовательных технологий;
- разработка системы психолого-педагогического сопровождения инновационной технологии;
- создание образовательно-методических комплексов (образовательные программы, методическое и материально-техническое обеспечение, дидактическое сопровождение);
- определение принципов и объема финансирования.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:
- совершенствование содержания образования;
- изучение и внедрение в практику современных педагогических
технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
- совершенствование системы управления;
- информатизация образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.
Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.
Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, обеспечить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Вместе с тем, учитывая сложившуюся практику внедрения инновационных технологий, особую обеспокоенность вызывает характер нормативно-правовых и экономических новаций в ДОД. Кроме того, необходимо всемерно поднимать социальный статус педагога ДОД. А тем методистам и педагогам, кто уже осваивает новые инновационные направления в развитии дополнительного образовании и имеет реальные результаты, надо проводить презентации своих перспективных проектов, делиться накопленным опытом работы. Вот тогда, понятия «инновация», «инновационный подход», «инновационная деятельность», «инновационная технология» в сфере образования станут гораздо понятнее и привлекательнее. И возможно, помогут педагогам и руководителям учреждений ДОД перестроить свою деятельность в соответствии с современными требованиями.
Дело в том, что многие работники ДОД если и слышали, читали руководящие документы и научные статьи по данной тематике, то по-настоящему даже не знают, что такое инновации в сфере дополнительного образования детей и какова их роль. Кроме того, они пока слабо представляют, как запустить инновационную образовательную технологию в учреждении, какова специфика инноваций в разных направленностях ДО, как разработать инновационное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, не знают, как измерить эффективность инноваций при реализации программ дополнительного образования.
Инновационная и исследовательская деятельность музейного центра с использованием мультимедийных ресурсов в учебных занятиях по краеведению и искусствоведению
Учреждения дополнительного образования детей – мощный ресурс всей системы образования Кронштадтского района. Педагоги ДОД тесно сотрудничают со школами и детскими садами. Они не только обучают детей и подростков, но и регулярно проводят массовые мероприятия района. Активно работает информационно-методическая служба, проводится обмен передовым опытом.
Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений Кронштадтского района всегда являлось воспитание детей и молодежи – будущего России. Сегодня в Кронштадте - городе морской и воинской славы,
последовательно создается единое воспитательное пространство, которое объединяет не только школы, учреждения дополнительного образования, но и учреждения культуры и спорта, что способствует эффективности патриотического, духовно-нравственного, культурно-эстетического воспитания и физического развития детей и подростков.
Дом детского творчества «Град чудес» Кронштадтского района – одно из старейших учреждений дополнительного образования в Санкт-Петербурге.
Возникнув в 1932 году как «Дом коммунистического воспитания детей», через пять лет он был переименован в «Дом пионеров и школьников» и очень быстро превратился в любимое место досуга детворы Кронштадта. Здесь во все времена дети и подростки находили занятие по душе, могли творить и познавать мир. Лучшее, что было накоплено в ДПШ, оказалось востребованным и сегодня – в многогранной социально-культурной деятельности Дома детского творчества «Град чудес». В разнообразных праздничных и игровых программах, на занятиях в творческих студиях, объединениях и кружках учреждения в общей сложности задействовано более 2.5 тысяч детей и подростков района.
ГБОУ ДОД ДДТ «Град чудес» в настоящее время является опорным учреждением развития дополнительного образования в Кронштадтском районе. В этой связи на Дом детского творчества ложится большая ответственность. Его роль в едином воспитательном пространстве района – ключевая.
Кроме того, сегодня ДДТ «Град чудес» является координатором деятельности школьных музеев. Они созданы в трех средних школах и в самом Доме детского творчества. Ведется активная методическая работа.
С этой целью при ДДТ создано и успешно осуществляет свою деятельность Районное методическое объединение (РМО) заведующих школьными музеями и педагогов-краеведов. В нем регулярно проводится обмен опытом работы и консультативные занятия, осуществляется подготовка совместных тематических выставок, согласовывается участие в районных и городских историко-краеведческих конкурсах, проведение экскурсионной работы с привлечением к ней юных школьных экскурсоводов.
В настоящее время требования к школьным музеям значительно возросли. Поскольку в рамках учебных программ по краеведению и истории
культуры Санкт-Петербурга, а также в воспитательной работе с учащимися средних школ и в учреждениях дополнительного образования они играют все большую роль.
Учитывая данные обстоятельства руководство и педагогический коллектив ГБОУ ДОД Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес» в 2012 году приложили немало усилий, чтобы создать и открыть в учреждении историко-краеведческий музей, посвященный многогранной истории бывшего Дома пионеров и школьников г. Кронштадта (впоследствии ДДЮТ). Этому способствовало и то обстоятельство, что отдельные предметы и обширный фотоархив старой экспозиции бывшего «Музея пионерской славы Кронштадта», созданного при ДПШ в 1972 году, были сохранены и составили первооснову новой музейной экспозиции.
В ходе подготовительного этапа работы по созданию музея, прежде всего, было определено подходящее помещение в здании учреждения, где должны разместиться новые музейные стенды и витрины, с учетом общей площади и местонахождения, освещенности и удобства для посетителей, а также возможного количества экспонатов. Под музей была выбрана достаточно просторная комната, расположенная рядом с выставочным и конференц-залом ДДТ. Затем были заказаны и изготовлены напольные и настенные витрины, и другая мебель для будущей музейной экспозиции.
В соответствии с современными методическими требованиями на заседании педагогического совета учреждения было принято решение о создании «Музея истории Дома детского творчества «Град чудес» и разработке тематико-экспозиционного плана музея по разделам. Его готовили специалисты методического совета. В дальнейшем работа по отбору музейных экспонатов (документов, фотографий и предметов), монтажу и художественно-эстетическому оформлению экспозиции музея осуществлялась методистом по краеведению и музееведению по утвержденному тематико-экспозиционному плану. Особое внимание было уделено созданию доминанты - главного смыслового центра будущего музея, которая включила в себя: пионерское знамя и горн 1930 годов, барабан, бюст В.И. Ленина, стоящие на фоне драпировки из голубой ткани, а также гипсовый пионерский знак и девиз первых пионеров: «Юные пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Наиболее трудоемким этапом работы стало создание основной музейной экспозиции (с учетом ее историко-краеведческого характера) по следующим тематическим разделам:
1. Историческая справка.
2. Кронштадт – морской форпост Санкт-Петербурга.
3. Образовательные учреждения Кронштадта (1870-1917 гг).
4. Революционные события в Кронштадте. Становление Советской власти.
5. Образование и становление первых детских клубов, пионерских
отрядов и баз, Дома пионеров и школьников (1922-1941 гг).
6. ДПШ в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Отдельная 213 рота МПВО КМОР КБФ (1941-1944 гг).
7. Деятельность ДПШ и пионерских организаций в период с 1944 по 1990
годы. Создание ДДТ «Град чудес» в 2006 г.
В соответствии с тематикой разделов были подобраны музейные предметы, фотографии, разместившиеся на стендах и витринах каждого из них. Кроме того, в центре помещения музея был смонтирован настольный стенд с картой острова Котлин, планом Кронштадта 1887 года и фотографиями 19-20-го столетий с видами города-крепости и порта. На столе вместе со стендом нашлось место и для многочисленных фотоальбомов, рассказывающих о деятельности кружков и студий ДПШ (ДДЮТ) в различные годы его истории. В настоящее время этот стол используется не только для проведения регулярных занятий с учащимися студии краеведения «Наш город». Он удобен и для исследовательской, а также учетно-фондовой работы актива музея с поступающими историческими документами, фотографиями и предметами, переданными дарителями из числа граждан города, ветеранов войны и труда, бывшими педагогами-руководителями и учащимися кружков, работавших и обучавшихся в ДПШ в разные годы.
В оформлении экспозиции музея удачно расположились гипсовые скульптуры и медальоны, модели кораблей, декоративно-художественные панно и флаги расцвечивания, а также крупные экспонаты. С учетом новых методических требований вход в зал музейной экспозиции, посвященный истории старейшего в Кронштадте детско-подросткового клуба, украсился эмблемой и девизом: «Музей – это институт социальной памяти».
Одновременно с созданием музея была проведена инвентаризация основного и вспомогательного музейных фондов, куда вошли как старые, так и новые предметы, фотографии и документы, заведены книги регистрации, а также картотека на особо ценные подлинные экспонаты, акты приема-передачи экспонатов. Наряду с этим, в соответствии с руководящими документами, были подготовлены электронная презентация, буклет и портфолио «Музея истории ДДТ «Град чудес», а также избран совет музея, в который вошли не только педагоги, но и учащиеся школ города, из активно занимающихся в студии краеведения «Наш город».
Кроме того, был составлен «План развития музея на 2013-2015 годы», налажены связи с образовательными учреждениями, государственными и частными музеями района, общественными организациями ветеранов войны, блокады и труда, Кронштадтским отделением «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», Клубом краеведов Кронштадта в целях организации совместной работы по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и школьников города.
Торжественное открытие и презентация «Музея истории Дома детского творчества «Град чудес» состоялись 10 декабря 2012 года, в дни празднования 80-летнего юбилея учреждения дополнительного образования.
В апреле 2014 года «Музей истории ДДТ «Град чудес» прошел плановую аттестацию, имеет соответствующие паспорт и сертификат, а также вошел в перечень аттестованных музеев образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В настоящее время деятельность музея носит целенаправленный характер: активно проводится исследовательская, экскурсионная и выставочная работа, регулярно пополняются фонды музейной экспозиции, в соответствии с утвержденным графиком организуются занятия с учащимися студии краеведения и их подготовка к районным и городским историко-краеведческим конкурсам, и олимпиадам СПб ГДТЮ различной тематики.
В соответствии с «Программой развития «Музея истории ДДТ «Град чудес» на ближайшую перспективу (2013-2014 годы) перед музеем стоят следующие задачи:
1. Повышение эффективности образовательного процесса.
2. Стимулирование интереса к истории Санкт-Петербурга, Кронштадта
и ДДТ «Град чудес».
3. Удовлетворение интереса детей и подростков к познанию многогран-
ной истории России, Санкт-Петербурга и Кронштадта.
4. Стимулирование интереса к вопросам краеведения и музееведения,
развития туризма в регионе с использованием инновационных
технологий.
В результате эффективного осуществления «Программы развития музея истории ДДТ «Град чудес» ожидается, что она будет способствовать:
- оптимизации работы по историко-краеведческому направлению и воспитанию обучающихся в современных условиях;
- стимулировать интерес к истории Санкт-Петербурга, Кронштадта и родного края;
- обеспечению роста интереса подрастающего поколения к истории, краеведению и музееведению;
- организации досуга воспитанников ДДТ «Град чудес»;
- поддержанию инновационной деятельности в историко-краеведческом направлении;
- расширению (использованию) традиционных и нетрадиционных форм работы в музее;
- расширению спектра образовательных программ;
- включению детей старшего возраста в процесс научно-исследовательской работы в музее;
- создание условий для поддержки и развития Музея истории ДДТ
«Град чудес»;
- созданию интерактивной презентации экспозиции Музея истории ДДТ «Град чудес»;
- координации действий МИДДТ в работе с другими музеями образовательных учреждений Кронштадтского района, государственными и частными музеями города.
Учитывая современные требования по внедрению в учреждениях дополнительного образования инновационных технологий руководство и методический совет Дома детского творчества «Град чудес» летом прошлого года принимают решение о создании в учреждении единого музейного центра краеведческой и искусствоведческой направленности.
С этой целью, при активной поддержке администрации Кронштадтского района, в ДДТ «Град чудес», как опорном учреждении развития дополнительного образования, 29 августа 2013 года был торжественно открыт 124-й информационно-образовательный центр и мультимедийный кинотеатр, созданный в рамках инновационного межрегионального и международного Проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Ныне он действует в рамках реализации Программы «Воспитание» ДДТ «Град чудес».
Для развертывания плодотворной деятельности виртуального филиала Государственного Русского музея в Кронштадте администрация Дома детского творчества выделила удобные помещения и провела комплекс работ по оснащению информационно-образовательного класса и мультимедийного кинотеатра необходимым современным оборудованием (мультимедийной аппаратурой и компьютерами), удобной мебелью, рекламно-информационными стендами и библиотекой книг, изданных ГРМ.
Сразу после открытия и презентации виртуального филиала с демонстрацией его возможностей в образовательной сфере была проведена целенаправленная работа по организации в нем учебного процесса. В короткие сроки была создано новое объединение - «Студия искусствоведения», а также составлена соответствующая образовательная программа с использованием мультимедийного ресурса ГРМ для обучения детей и школьников в ходе групповых и индивидуальных занятий.
Центр «Русский музей: виртуальный филиал» состоит из мультимедийного кинотеатра, рассчитанного на 100 человек, и информационно-образовательного класса на 25 учащихся.
Содержательным наполнением центра является медиатека с интерактивными мультимедийными программами и фильмами, созданными Русским музеем.
Материалы медиатеки дают возможность детям:
- узнать историю Русского музея, познакомиться с жизнью и творчеством выдающихся художников России, с историей русского искусства;
- совершить виртуальные экскурсии с посещением залов, фондов и реставрационных мастерских;
- сформировать представление о видах, жанрах, стилях и эпохах русского искусства и т.д.
Мультимедийный кинотеатр представляет собой зрительный зал, оснащенный новейшим оборудованием. В нем дети знакомятся с различными документальными и интерактивными видовыми фильмами по искусству, могут совершить уникальную возможность увидеть исторические
реконструкции утраченных дворцовых интерьеров, совершить прогулку по Летнему саду, и даже стать виртуальным участником изображения на картине.
В информационно-образовательном классе, оснащенном 5 компьютерами и скоростным Интернетом, представлены интерактивные мультимедийные программы и печатные издания, рассказывающие о Русском музее и истории искусств. Здесь также возможно самостоятельно работать с различными виртуальными и игровыми программами Русского
музея, посещать портал проекта и другие Интернет-ресурсы, связанные с культурным наследием России.
Кроме того, в музейном центре ДДТ «Град чудес», начиная с сентября 2013 года, в рамках виртуального филиала и с активным использованием его технических возможностей и интерактивных ресурсов, осуществляет свою деятельность Абонемент мультимедийного кинотеатра с двумя тематическими программами: по искусствоведению и краеведению. Они включают в себя демонстрацию мультимедийных программ и фильмов, посвященных сокровищнице национального искусства, каким является Государственный Русский музей, а также показ СД-фильмов, рассказывающих о различных аспектах истории и культуры России, Санкт-Петербурга и Кронштадта, Отечественного Военно-Морского флота. Посетителями абонемента являются дети и учащиеся средних образовательных школ, воспитанники Кронштадтского морского кадетского корпуса, Социального центра реабилитации детей-инвалидов, родители и близкие детей, занимающихся в творческих объединениях ДДТ «Град чудес».
Годовой план работы виртуального филиала в рамках единого музейного центра включает в себя также регулярное проведение творческих встреч с художниками, историками-краеведами и другими интересными людьми.
Музейный центр активно участвовал в подготовке и оформлении тематических фотовыставок историко-краеведческой направленности, таких, как:
- «Кронштадтский Морской собор» (к 100-летию открытия и освящения Храма во имя св. Николая Чудотворца в Кронштадте);
- «Этот день мы не забудем никогда…» (к 70-летию полного снятия вражеской блокады Ленинграда);
- «Русские Колумбы» (210-летию первого кругосветного плавания российских моряков под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского);
- «Воинские мемориалы и памятники Кронштадта»;
- «Кронштадт эпохи «серебряного века России» (к 310-летию города-
крепости и порта),
- «Кронштадт – родина радио. А.С. Попов – выдающийся русский ученый и изобретатель»
В прошлом году сотрудники музейного центра приняли активное участие в работе над новыми телевизионными историко-документальными фильмами «Адмирал Ф.Ф. Ушаков» телеканала «100 ТВ» (июнь 2013 г.) и «Кронштадт. 310 лет» телеканала «ТВЦ» (ноябрь 2013 г.), где выступили в качестве научных консультантов. Их посмотрели тысячи телезрителей.
Кроме того, в мае 2013 года вышла в свет книга – путеводитель «Кронштадт в открытках и фотографиях конца 19 - начала 20-го веков», включившая в себя 150 старинных фотоснимков с видами города и историческими комментариями к ним. В настоящее время и телевизионные фильмы, записанные на СД-диски, и обширная подборка фотоснимков изданной книги, вошедших в слайд-фильм, активно используются на занятиях с детьми в студиях краеведения и искусствоведения, в исследовательской и музейно-экспозиционной работе с учащимися, а также при подготовке и проведении конкурсов по краеведению и историческому ориентированию.
И это - только начало реализации инновационного проекта - музейного центра в Доме детского творчества «Град чудес», который, как мы надеемся, может положительно повлиять на качество обучения и воспитания детей, повысит профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создаст лучшие условия для духовного развития учащихся, позволит осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Заключение
Как показывает практика, инновационная деятельность педагога дополнительного образования в последние годы становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Сегодня в педагогическом коллективе ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Град чудес» возрастает потребность в освоении инновационных технологий, в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Это выразилось, в частности, в предложенном инновационном проекте музейного центра, который находится лишь в начальной стадии реализации. Еще не все получается так, как хотелось бы в идеале, ибо проект еще достаточно «сырой», требует более четкой методологической проработки и организационно-кадровых решений.
Но недаром говорится: «Москва не сразу строилась», и «Дорогу осилит идущий»…
Мы надеемся, что через полгода наш инновационный проект будет более полноценным и полезным для сферы дополнительного образования детей нашего района.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
- Презентация Музея истории ДДТ «Град чудес».
- Презентация информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» при ДДТ «Град чудес».
Библиография
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от
23.06.2009, № 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной структуры в сфере образования»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 19.05. 2010 3 864-р
«О регулировании инновационной деятельности в системе образования
Санкт-Петербурга»;
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании
в Санкт-Петербурге» / статья 5. «Инновационная деятельность в сфере
образования в Санкт-Петербурге»;
- Информационно-методическое письмо о реализации распоряжения
Комитета по образованию от 19.05.2010 г. №864-р «О регулировании
инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга»;
- Информационно-методическое письмо «Об организации инновационной
деятельности в системе образования Санкт-Петербурга в 2011-2012
учебном году» № 01-16-4564/11-0-0 от 27.10.11 г.
- Информационное письмо Комитета по образованию №01-16—1049/11-0-0
от 07.04. 2011 г. «О формах инновационной деятельности образователь-
ных учреждений Санкт-Петербурга в 2011-2012 учебном году»;
- Материалы круглого стола «Инновационные технологии в системе
дополнительного образования», Москва. 2011;
- Шмагина О.Л. Инновационные технологии в системе дополнительного
образования детей», Саратов. 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Social English УМК Афанасьевой 7 класс с использованием мультимедийных ресурсов.
Цель урока- обучение лексике, фразовым глаголам.Использованы материалыУМК Blueprint PI, Opportunities PI, Round Up 6, Activator dictionaty...
Презентация Power Point: «Использование мультимедийных презентаций на учебных занятиях».
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия;формирование адекватной мотивации к изучению;улучшение качес...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ
В статье объясняется,как важно для детей с ОВЗ дистанционное обучение.Сколько для них открывается возможностей!...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ
В статье объясняется,как важно дистанционное обучение в жизни детей с ОВЗ...
Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя
Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...
Использование интерактивных ресурсов в учебном занятии литературное чтение в 1 классе по теме: Звук [Э]и буква Э.
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.Методы обучения: частично-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Роль и место...
Использование мультимедийных ресурсов для развития креативности при обучении немецкому языку на начальном этапе
Распространение опыта работыучителя Козыревой А.В. через мастер-классы и семинары05.03.2024года на базе гимназии № 2 г. Георгиевска прошел семинар учителей Георгиевского городского округа по тем...