Диагностика творческих способностей воспитанников студии "Музыкальная гостиная"
методическая разработка на тему

Важинская Ирина Николаевна

     Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я  опираюсь на систему развития музыкальных способностей воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Диагностика66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика

музыкальных способностей воспитанников студии

«Музыкальная гостиная»

 Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда я смогу в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Таким образом, развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры. Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я должна опираться на систему развития музыкальных способностей воспитанников.

Музыкальное развитие воспитанников постоянно мною контролируется. Чаще всего я использую в своей работе методы наблюдения и анализа.

В процессе наблюдения я могу судить об активности ребёнка, проявлении им интереса к занятиям, о степени его участия в коллективном исполнительстве.

Метод анализа в работе с детьми используются в тех случаях, когда дети выступают в роли исполнителей: это, прежде всего, хоровое и сольное пение, игра на шумовых инструментах, выполнение пластических и танцевальных движений. Применение этого метода помогает мне составить представление о выразительности, интонационной чистоте, ритмической верности пения.

Для получения данных о степени понимания музыкальных понятий, терминов я использую метод опроса  воспитанников (устно или письменно).

 На основе анализа и сравнения результатов всех проверок в течение года я делаю выводы о качестве и динамике музыкального развития детей, исходя из особенностей детской аудитории, с которой я работаю, а также специфики образовательного учреждения.

В ходе проведения диагностики необходимо познакомиться с ребёнком, спросить о его семье, о том, что он умеет и любит делать, хочет ли учиться в школе, много ли у него друзей, любит ли он читать и что читает и т. д. С каждым ведётся индивидуальная беседа, чтобы составить хотя бы общее представление о ребёнке, о его семье. Поэтому большая работа ведётся и с родителями.

Ниже представлено в виде таблицы краткое описание тех методов, которые наиболее часто используются мною в работе.

Методы музыкально – педагогической диагностики.

Наименование метода

Область применения

Результат  

Наблюдение

Все виды детской музыкальной деятельности

Активность, интерес к занятиям, степень включённости в коллективное исполнительство

Анализ детского исполнительства

Хоровое и сольное пение

Игра на шумовых инструментах

Пластическое движение

Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность.

Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения ритмических образцов.

Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения

Анализ детской творческой продуктивной деятельности

Творческая деятельность

Инструментальные и вокальные импровизации.

Танцевально – пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа.

Опрос (музыкальная викторина)

Музыкально – образовательная деятельность

Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке.

Анкетирование

Слушание музыки и её анализ

Широта, художественная ценность, жанровое разнообразие индивидуального музыкального тезауруса

(словаря).

Способы отслеживания результатов

реализации образовательной программы

 Для отслеживания результатов данной программы, предусматривающей развитие творческой личности ребёнка, необходимы следующие критерии:

 I критерий. Развитие познавательной активности в творческой деятельности.

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

  Высокий. Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается

оригинальность мышления и богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей; легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности; решить самостоятельно задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

 Низкий. Интереса к творчеству не проявляет; производит сравнение предметов по заранее намеченному плану; не испытывает радости открытия; отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

II критерий. Уровень сформированности развития навыков пения

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

 Высокий. Точно передаёт мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поёт выразительно; качество звука – чистый, звонкий, протяжный, чёткое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох – 12 – 17 секунд, диапазон – h- d.

Средний. Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно; качество звука – негромкий, непротяжный, средний вокальный слух, нечёткое произношение согласных, фонационный выдох – 6-11 секунд, диапазон – c – h .

Низкий. Интонирует неточно, поёт равнодушно; качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция, отрывистое звуковедение, слабый ритмический слух, фонационный выдох – 1-5-секунд, диапазон – d- g

Диагностика сформированности развития

навыков пения.

  1. Диагностика фонационного выдоха.

Задание 1:

Встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Повторить задание, после чего сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук закончится, поднять руку.

Очень важно отметить, чтобы ребёнок спокойно выполнил вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягал мышцы лица

12 – 17сек. – высокий – обычный режим.

6 – 11 сек. – средний – необходимы дополнительные дыхательные упражнения.

1- 6 сек. –низкий – необходимо усиление дыхательных тренировок.

  1. Диагностика диапазона.

Задание 2:

Пропеть звукоряд от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ху, ду, постепенно двигаясь к верхнему регистру.

Очень важно отметить, чтобы рука ребёнка помогала двигаться вверх по ступеням. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Чётко произносить согласные и гласные, сохранять полётность и звонкость звука.

III критерий. Уровень эмоционально – эстетической настроенности.

Высокий. Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально – выразительные движения рук, адекватно использует жест, высокий уровень включённости в образ.

Средний. Видит разные эмоциональные состояния, напряжён, не чётко выражает своё эмоц. состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ.

Низкий. Подавленный, напряжённый общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, не развиты эмоционально – выразительные движения рук, неадекватно использует жест.

Диагностика эмоционально – эстетической настроенности.

  Задание 3:

Выполнить и передать жестами и мимикой движения, повадки и поведение животных в зоопарке, как они спят, двигаются, общаются.

Очень важно отметить, что язык жестов и движений, общий для человека и животного язык общения. Важно управлять своим поведением, снять напряжённость.

  Задание 4:

Ребёнок после прочтения ему стихотворения «Маленький кролик» должен создать жестами, мимикой, движениями образ кролика.

Маленький кролик по имени Ролик

Всех нас смеяться заставил до колик.

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали,

Мы хохотали, души в нём не чая,

Но, на опушке заметив лису,

 Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

IY критерий. Уровень гуманных отношений.

Высокий. Умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека; отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «я»; проявляет инициативность.

 Средний. Проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда. Нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива; добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого.

Низкий. Проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе; культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел.

Диагностика развития творческой личности

за 3 года обучения и  реализации образовательной программы

п/п

Критерии диагностики

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

выс.

ур.

средн. уров.

низ.

уров.

выс.

уров.

средн.

уров.

низ.

уров.

выс.

уров.

средн.

уров.

низ.

уров.

Развитие познават. активности в творч. деят-ти

15ч.

10ч.

15ч.

18ч.

13ч.

9ч.

19ч.

15ч.

7ч.

Уровень сформир-сти навыков пения

10

15

15

12

15

13

14

16

11

Фонац - ный выдох

5

10

25

10

13

17

14

15

12

Уровень эмоционально-эстетической настроенности

13

15

12

18

13

9

20

15

6

Уровень гуманных отношений

10

15

15

16

14

10

20

16

5

 

Количество воспитанников:

2012-2013 уч.г. – 40 чел.

2013-2014 уч.г. – 40 чел.

2014-2015 уч.г. – 41 чел.

С целью определения уровня развития способностей  и выявления одарённости мной была разработана таблица-информация о ходе музыкального развития воспитанников студии «Музыкальная гостиная». Для выявления более способных детей и перевода их на обучение по программе «Мир вокального искусства» была продиагностированна группа 3 года обучения на конец 2014-2015 учебного года.

Таблица – информация

о ходе музыкального развития воспитанников

3 года обучения на конец 2014– 2015 учебного года

Ф. И.

воспитанника

Интонация

Ритм

Память

Диапазон

Качество певческого голоса

Творческое воображение и мышление

Эмоциональная отзывчивость на музыку

Умственное развитие,

особенности характера

am – d1

Максимальная оценка – 5 баллов

 

Высокий  уровень – … чел.

Средний  уровень – … чел.

Низкий   уровень – … чел.

Результаты диагностики развития музыкальных способностей воспитанников не окончательны, и, конечно, далеко не всегда объективно отражают реальность. Необходимо постоянно наблюдать за  музыкальным  развитием  ребёнка и вносить коррективы в свои записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческих способностей воспитанников через компьютерные технологии»

Главный акцент в данной работе делается на правильную организацию досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников. Это является залогом формирования их позитивных ...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.

Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений....

методики для диагностики коммуникативных способностей воспитанников

данный материал содержит тесты для изучения коммуникативных способностей и особенностей обучающихся 5 - 9 классов...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...