Реализация компетентностного подхода в группах курса предпрофильной подготовки «Основы создания имиджа»
статья на тему

Обращение к понятию компетентностный подход связано с желанием определить изменения в образовании (и в дополнительном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

        Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода в группах курса предпрофильной подготовки «Основы создания имиджа»

        Обращение к понятию компетентностный подход связано с желанием определить изменения в образовании (и в дополнительном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

        Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

       В чем отличие традиционного подхода в образовании от компетентностного? Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе. Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем. Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности.

        Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности. Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес учащихся к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности.

     Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда. Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение учащимися  компетенций в процессе освоения профессиональных модулей. Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых. При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.

        Программа по предпрофильной подготовке, реализуемая в нашем Центре  образования как раз и направлена на решение всех вышеперечисленных задач. В рамках профильного и предпрофильного обучения учащиеся и выбирают дальнейшую траекторию своего профессионального развития. Школа такой возможности учащемуся предоставить не может.

        В основе реализации программы «Основы создания имиджа» лежит метод «профессиональных проб», а процесс обучения разбит на модули, что является частью компетентностного подхода. Всего модулей 5: «Создание имиджа при помощи цветовых типов внешности», «Создание имиджа при помощи стрижки и прически», «Здоровая и ухоженная кожа-залог успеха в создании любого имиджа», «Создание имиджа при помощи макияжа», «Создание имиджа при помощи стилей в одежде». Для групп юношей модуль по макияжу заменен на модуль «Средовый имидж» (занятие строится на основе выбора автомобиля как одной из составляющих средового имиджа).  В рамках одного модуля формируются определенные умения и навыки, которые учащиеся осваивают самостоятельно на занятиях. Приведу пример. Один из модулей называется «Создание имиджа с помощью стрижки и прически». Сначала я рассказываю и показываю, какие типы лиц существуют и какие правила подбора стрижки и прически применимы к каждому типу лица, даю общие рисунки и демонстрирую варианты.  Это необходимый минимум знаний на конкретном занятии. А дальше учащиеся разбиваются на пары, определяют сами друг другу тип лица, т.е. решают конкретную проблему в роли специалиста (стилиста-парикмахера) и подбирают своему «клиенту»  те формы стрижки, объемы и длину волос, которые по их мнению подходят. Моя задача на этом этапе работы с ними не подсказать готовый вариант или самой определить тип лица, а направлять, задавать наводящие вопросы, обращать внимание на детали, которые в дальнейшем помогут учащимся справиться с конкретной задачей. Приобретенный опыт, умения и навыки этого занятия они в дальнейшем могут использовать и просто в жизни для подружек и родных, и для себя, и в том числе и для дальнейшей профессиональной деятельности, если они ее выберут. Так происходит и при изучении других тем. Учащиеся пробуют себя в роли стилиста, определяющего цветовой тип, а значит, и основную цветовую гамму, в роли визажиста, который выполняет реальный вариант макияжа на занятии. Так как работа происходит в парах, а пары я частенько прошу менять, учащиеся приобретают опыт общения друг с другом, умения улаживать конфликтные ситуации, т.е. приобретают так необходимый в жизни социальный опыт.

        Особый подход требуется к юношам, которые приходят на этот курс. Они уже на первом занятии «принимают в штыки» само название курса. Стереотипы в их мышлении приходится рушить с их же помощью. Я прошу их назвать, а потом записываю на доске все ассоциации, связанные со словом «имидж». Они называют, естественно, сначала весь негатив, но постепенно я наводящими вопросами, небольшими «творческими зарисовками» помогаю двигаться им в нужном направлении. И оказывается, к концу занятия они сами делают вывод, что имидж понятие многогранное, он нужен всем, мужской имидж отличается от женского и внешне, и в поведении, имидж нужен для успешной карьеры, и это не только одежда, и все это они называли сами, а я фиксировала на доске.

        Результатом освоения курса является творческий мини-проект. Конечно, полностью проектную деятельность осуществить в рамках краткосрочного курса невозможно, но основу создания проекта учащиеся вполне усваивают и многие успешно реализуют в дальнейшем при подготовке к различным конференциям. А мы знаем, что проектный метод это тоже часть современной системы образования и формирование  определенных компетенций.

        Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

        Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на занятии, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Обобщение педагогического опыта работы за четыре годо по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Обобщение опыта работы за чатыре года по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....

Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода

1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...

Курс предпрофильной подготовки "Основы самоорганизации, саморегуляуции, самоуправления школьников" (9 класс, предпрофиль)

Ведущая идея курса (цель) – формирование способности школьников осуществлять   самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию на основе осознанного восприятия и запоминания системы зна...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Основы проектирования в среде AutoCAD»

В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление о системах отображения информации, применять программные ср...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...