программа кружка "Рукодельница"
методическая разработка (6 класс) на тему
Программа кружка "Рукодельница" ( вязание крючком) предназначена для учащихся 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rukodelnitsa.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Рукодельница» предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (70 часов).
Цель программы:
Развитие творческой эстетически развитой личности способной к самореализации, посредством изучения декоративно – прикладного творчества вязания крючком.
Основные задачи:
Обучающие:
■ сформировать у воспитанников стойкий интерес к художественно – прикладной
деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в создании творческих работ собственные оригинальные идеи;
■ способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;
■ научить пользоваться инструкциями.
Развивающие:
■ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
■ развить мелкую моторику рук и глазомер;
■ развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
■ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
■ способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
■ совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.
Общая характеристика:
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Программа предоставляет возможность изучать материал в системе, осваивая тему за темой, усвоение программы позволяет учащимся получить образование на основе материала повышенного уровня сложности, формирует системный подход к овладению знаниями, способствует осознанному выбору дальнейшего образования по данному направлению декоративно-прикладного искусства. Программа ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, последовательное освоение технических приемов художественного декорирования и предназначена для развития способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества. Данная программа дает возможность обучающимся самим определять степень полезности своего труда, что способствует их социализации, так как сделать творческий продукт, способный принести радость, практическую пользу не только себе, но и своим близким, друзьям и нуждающимся во внимании и участии людям формирует умение совершать нравственный выбор, приносить своими поступками пользу обществу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками проектной деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью, происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон).
Новизна данной программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком. При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает учащимся зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком.
В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
Отличительной особенностью данной программы является:
- программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения вязания крючком, преемственность в решении задач и гармонического развития учащихся, воспитание художественно-эстетического отношения к окружающему миру, познавательного интереса к изучаемому курсу;
- программа дает возможность обучающимся гибко планировать образовательный маршрут, изучая предложенный материал;
- создает предпосылки для достижения высоких творческих результатов через технологию творческого проектирования.
Формы и методы занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.
Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
- наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно — иллюстративный – обучаемые воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
Межпредметные связи. Интегративный характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с химией при характеристике свойств материалов; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов; с краеведением, при создании работ с тематикой регионального компонента; с технологией.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, что окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Реализация программы. Обучение проводится как в форме коллективных занятий, так и в индивидуальной работе с педагогом. Самостоятельная творческая деятельность обучающихся предусмотрена, но на V уровне обученности, когда учащийся располагает творческой свободой, основанной на глубоком познании декоративно-прикладного творчества, которое направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты | Проявление познавательных интересов и активности в процессе обучения: - формирование патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее народа России; - формирование учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству; - формирование интереса и уважительного отношения к культуре; - воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - важности образования, красоты природы и творчества. |
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы: - знакомство с миром профессий; - формирования уважительного отношения к труду; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - развитие опыта участия в социально значимом труде; - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. | |
Овладение нормами и правилами НОТ: - владеть способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда; - бережно относиться к материалам и оборудованию, экономное их использование; - эстетически и рационально оснащать рабочее место с учетом требований эргономики и НОТ; - соблюдать правила безопасной работы с электроприборами, горячими жидкостями, бытовой техникой; - осознать ответственность за качество результатов труда; - соблюдать трудовую и технологическую дисциплину. | |
Проявление экономического мышления при организации своей деятельности: - овладеть правилами расчета затрат на изготовление изделий; - осознать необходимость владения элементами прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности. | |
Регулятивные УУД | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи): - определять цель учебной деятельности, искать средства для её осуществления; - формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта; - определять способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; - планировать свою деятельность при выполнении проектов; |
Осуществлять действия по реализации плана: - проявлять инновационный подход к решению задач в процессе технологического процесса, поиск новых решений; - самостоятельно организовывать и выполнять творческие работы по созданию изделий; - приводить примеры, подбирать аргументы по обоснованию технико-технологического и организационного решения; - выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительскую стоимость; - работать в соответствии с планом работы, корректировать свою деятельность и исправлять ошибки с помощью учителя; | |
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его: - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - формулировать выводы по обоснованию технологического решения; - отражать в устной форме результаты своей деятельности; - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; - учиться давать оценку представляемому изделию и проекту; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - определять причины ошибок и находить способы их исправления. | |
Познавательные УУД | Отбор источников информации для поиска нового знания, добывать информацию из различных источников и разными способами: - использовать различные источники информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных) для решения познавательных и коммуникативных задач; - сопоставлять и отбирать нужную информацию, полученную из различных источников. |
Переработка различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач: - определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводы; - использовать информацию в проектной деятельности. | |
Преобразовывать информацию для получения необходимого результата: - создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; - представлять информацию в виде схем, в том числе с применением средств ИКТ; - уметь передавать содержание с использованием речевых средств - владеть смысловым чтением. | |
Коммуникативные УУД | Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другим людям: - уважительное отношение к мнению, культуре, языку, вере, традициям других людей; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; - уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися: - умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; - работать индивидуально и в группах; - находить общее решение и разрешать конфликты; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |
Публичная презентация и защита продукта труда: - подготовка и проведение презентации проекта (выставка работ, мультимедийная презентация); - умение сформулировать идею проекта и доказать его целесообразность; - разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов. | |
Освоение социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни: - участие в общественной жизни. |
Методика контроля
Контроль программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности при выполнении заданий;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- характер выполненных работ и итогового продукта.
Тематический план занятий
(2 часа в неделю; 70 часов за год)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. История возникновения декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы. Инструктаж по ТБ. Украшение вязаных изделий. | 1 |
2 | Основные приемы вязания | 16 |
2.1 | Косичка из воздушных петель | 4 |
Изделие «Панно» | 2 | |
Изделие «Карандашница» | 2 | |
2.2 | Полустолбик | 6 |
Цветы «Ромашка» | 3 | |
Изделие «Панно с цветами» | 3 | |
2.3 | Столбик без накида | 3 |
Изделие «Домик» | 3 | |
2.4 | Столбик с накидом | 3 |
Изделие «Игольница» | 3 | |
3 | Вывязывание полотен различной формы | 11 |
3.1 | Круглое полотно | 6 |
Изделие «Солнышко» | 2 | |
Изделие «Божья коровка» | 2 | |
Прихватка «Цветок» | 2 | |
3.2 | Квадратное полотно | 5 |
Прихватка двухцветная | 2 | |
Настенное панно с кармашками | 3 | |
4 | Условные обозначения при вязании крючком | 8 |
Вязание узоров по схемам | 8 | |
5 | Вязание салфеток по схемам | 10 |
6 | Отделочное кружево | 9 |
7 | « Проектная работа» | 13 |
7.1 | Итоговый творческий проект | 13 |
8 | Проведение выставки | 2 |
Итого | 70 |
Содержание программы.
Введение (1 ч)
Теоретические сведения. Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток. Украшение вязаных изделий . Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязаному изделию.
Основные приёмы вязания (16 ч)
Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.
Косичка из воздушных петель (4 ч)
Теоретические сведения (0,5ч) Ввести крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.
Практическая работа (3,5 ч) Изделие «Панно», изделие «Карандашница»
Полустолбик (6 ч)
Теоретические сведения (0,5ч.) Связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.
Практическая работа (5,5 ч) Цветы «Ромашка», изделие «Панно с ромашками»
Столбики без накида (3 ч)
Теоретические сведения (0,5ч.) Связав косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.
Практическая работа (2,5 ч) Изделие «Домик»
Столбик с накидом (3 ч)
Теоретические сведения (0,5ч.) Свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида. Столбик с накидом в два приёма – этот столбик в первой части выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и протягивают её через оставшиеся две петли.
Практическая работа (2,5 ч). Изделие «Игольница»
Столбики с 2, 3 накидами – вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.
Пышный столбик – при его выполнении используются те же приёмы, что при вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 – 4 раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.
Длинные петли – для начала вяжется косичка из 10 – 15 воздушных петель, провязывается на ней 2 – 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведи под рабочую нить и немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её провязыванием следующего столбика без накида. Вяжется так до конца ряда. Перевернув полотно, провязывается следующий ряд столбиками без накида. Это закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий – закрепляющий.
Соединение мотивов. Соединяя между собой отдельные мотивы, связанные по кругу, можно выполнять различные изделия: скатерти, салфетки, воротнички, дорожки и т.д. Соединяются между собой мотивы и в процессе вязания и после их выполнения. В процессе вязания это делается следующим образом: довязав до ушка (выступающая петелька из нескольких воздушных петель), вяжут 2-3 воздушные петли (половинка ушка), вынимают крючок из вязания, сверху вводя его в ушко из воздушных петель выполненного мотива, затем вводят крючок в последнюю воздушную петлю выполненного мотива. На крючке две петли (сверху петля выполненного мотива, снизу - выполняемого). Накидывая нить на крючок, протягивают ее через эти две петли. Далее вяжут ещё 2-3 петли (вторая половина ушка выполняемого мотива) и продолжают вязать. В ряде случаев мотивы сшиваются при помощи швейной иглы.
Вывязывание полотен различной формы (11 ч)
Круглое полотно (6 ч)
Теоретические сведения (0,5 ч). Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.
Практическая работа (5,5 ч) Изделие «Солнышко», «Божья коровка», «Цветок».
Квадратное полотно (5 ч)
Теоретические сведения (0,5 ч) От центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.
Практическая работа (4,5 ч) Прихватка двухцветная, настенное панно с кармашками
Условные обозначения при вязании крючком (8 ч)
Теоретические сведения (0,5 ч) Условные обозначения основных петель, схемы, научить пользоваться журналами при вывязывании кружев.
Практическая работа (7,5 ч) Вязание узоров по схемам (работа по журналам)
Вязание салфеток по схемам (10 ч)
Теоретические сведения (0,5 ч) Виды салфеток. Особенности начала работы, переход на следующий ряд. Накрахмаливание салфеток.
Практическая работа (9,5 ч) Вязание салфеток разной формы и размера.
Отделочное кружево (9 ч)
Теоретические сведения (0,5 ч) Крючком можно вязать пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.
Для выполнения круглой пуговицы вырезают из плотного картона кружок желаемого размера. Затем вяжут косичку из трёх воздушных петель, замыкают их в кольцо и провязывают из его центра 8-10 столбиков без накида. Во втором ряду (если пуговица большая, то и в третьем) делают прибавления петель для увеличения диаметра вязанного круга. Когда диаметр вязанного и картонного кружков становятся равными, делают равномерные убавления, провязывают из двух столбиков один. Выполнив первый ряд с убавлениями, вкладывают картонный кружок внутрь связанного чехла и довязывают его до конца. Нитку обрывают и закрепляют с помощью иголки.
Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.
Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях которой можно провязать 5-6 лепестков из длинных и коротких столбиков или из цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без накида.
Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером 3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в середине.
Практическая работа (8,5 ч) Вывязывание различных кружев по схемам. Работа с журналами.
Творческий проект. ( 13ч)
Теоретические сведения (2 ч) Понятие «творческий проект». Алгоритм проектной деятельности. Знакомство с целями и задачами творческого проекта. Анализ идей для творческих проектов. Выбор темы проекта. Требования к готовому изделию. Просмотр творческих учебных работ. Инструктаж по составлению финансовой сметы для приобретения материалов и инструментов. Инструктаж по выполнению технического чертежа изделия.
Практическая работа. (11 ч). Выдвижение идей для выполнения творческого проекта. Анализ моделей-аналогов. Выбор модели проектного изделия (выполнение эскиза). Сбор исследовательского материала. Составление технологической карты. Оформление документации творческого проекта. Выполнение творческой работы, в выбранной учащимися технике. Оформление работы. Защита творческого проекта. Анализ практической работы выполняемой в учебном году. Обмен опытом в работе над ошибками.
Материально - техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете технологии, с хорошим освещением.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, цветной принтер, рабочие столы, стулья.
Инструменты и материалы при работе:
Крючки №1-7, нитки «Ирис», «Мак», буклированные однотонные нитки, бусины, стразы, пайетки, бисер, кружево, ножницы.
Учебно-методический комплекс
Нормативно-правовые документы
■ Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования.
Учебные-методическое обеспечение:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988. - С. 69 – 72.
- Ракова С.А. Вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
- Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.
- Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.
- Фомичева Э.А.Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с
- Журналы «Валя - Валентина»
- Журналы «Рукоделие для всех»
Критерии оценки работ учащихся.
Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ: композиция, аккуратность, самостоятельность, цветовое и колористическое решение, стилизация, выразительность, технологическая последовательность.
Уровни подготовки учащихся по проектированию и изготовлению изделий
Уровень I
- Учащиеся вырабатывают идеи.
- Выделяют характеристики простых изделий.
- Составляют простейшие планы по воплощению идей в практику.
- Используя схемы и специальную терминологию для описания своих планов, объясняют что они делают и какие инструменты используют.
- Могут объяснить, для каких целей предназначено изделие.
Уровень II
- Учащиеся предлагают идеи и могут составить план по их реализации на основе своего опыта работы с материалами и инструментами.
- Используют схемы и специальную терминологию для описания своих проектов.
- Выбирают методы реализации проекта, выполнения изделия, материалы и инструменты, объясняя свой выбор.
- Могут предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов.
- Оценивают достоинства и недостатки созданного изделия и делают предложения по его возможному улучшению.
Уровень III
- Учащиеся вырабатывают идеи для проектов, нацеленных на удовлетворение различных потребностей.
- Реалистично планируют работу по достижению поставленных задач.
- Могут обосновать идею и планируемую конструкцию изделия, используя модели, эскизы, специальную терминологию.
- Учащиеся обосновывают план работы, выбор инструментов, оборудования, материалов, методов изготовления.
- Оценивают изделие и намечают способы его дальнейшего усовершенствования.
Уровень IV
- Учащиеся генерируют идеи, опираясь на собранную ими информацию.
- Учитывают взгляды возможных потребителей своего изделия.
- Предлагают альтернативные идеи, используют модели, эскизы и специальную терминологию.
- Используя различные материалы и детали, создают качественное изделие, выполненное с высокой точностью обработки. Демонстрируют его работоспособность.
- Могут работать с необходимыми инструментами и оборудованием.
- Анализируют изделие и его использование, намечают пути его возможного улучшения.
Уровень V
- Учащиеся ищут и используют разные источники информации, которые помогут выполнить проект или изделие.
- Объясняют идеи и обсуждают их, демонстрируя эскизы и модели.
- Могут установить связь между характеристиками проектируемого изделия и его аналогами.
- Разрабатывают подробный план реализации идеи.
- Владеют различными инструментами и оборудованием с высокой точностью обработки.
- Экспериментируют и рассматривают возможность улучшения изделия.
- Проверяют и оценивают изделие с учетом ситуаций, в которых его будут применять.
- Оценивают изделие, возможные ограничения ресурсов и использование информационных источников.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Успехи учащихся оцениваются в конце каждого занятия просмотром, по результатам этапа работы или когда работа завершена.
Промежуточный контроль.
1. Выполнение практических заданий различных уровней сложности, не менее одной работы из изученных модулей.
2. Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня не менее одного раза в год.
Итоговый контроль
- Выполнение проектной работы индивидуальной или участие в коллективном или групповом проекте.
- Участие в итоговых выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создание портфолио не менее одного раза в год. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Планируемые результаты обучения
■ получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
■ научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарка;
■ решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук.
■ приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
■ овладеют формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
■ получат опыт трудового самовоспитания.
При работе с вязанием крючком:
Ожидаемые результаты:
учащийся научиться:
- историю возникновения вязания крючком
- основы цветоведения.
- материалы, инструменты, необходимые для работы
- соответствие номера крючка с нитками
- технологию вывязывания основных петель
- технику безопасности при вязании с крючком
- условные обозначения
- разные способы вязания салфеток;
- технологию выполнения цветов и цветочных композиций;
получит возможность научиться:
- свободно пользоваться схемами по вязанию;
- гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
- различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных.
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ;
- создавать своими руками красивые и полезные вещи.
- последовательно выполнять каждое изделие.
- выполнения основных приемов по вязанию
- умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний;
- используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку
- умения изготавливать подарочные изделия;
- умения вязать изделия для себя,
- умения коллективно работать и создавать коллективные работы;
- заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.
В проектной деятельности
учащийся научиться:
- Алгоритм проектной деятельности
- Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия.
получит возможность научиться:
- Выдвигать идеи для выполнения творческого проекта.
- Анализировать модели-аналоги.
- Выбирать модель проектного изделия
- Собирать исследовательский материал.
- Составлять технологическую карту.
- Оформлять документацию .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...