Рабочая программа по математике для 9 класса,ПОУ
элективный курс (9 класс) по теме

Азарова Ольга Евгеньевна

Спецкурс по математике для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_programma_9kl.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Паспорт программы:

  • Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.

  • Руководитель: Азарова О.Е., учитель математики высшей категории.

  • Рецензент: Бобрик Н.П., РМО учителей математики Кировского района .

  • Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.

  • Целевая группа: состоит из 10 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.

  • Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса математики, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; научно-технической направленности.

  • Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).

  • Уровень реализации: основное общее образование.

  • Уровень освоения: углубленный.

  • Способ освоения содержания образования: креативный.

  • Краткое содержание программы: тематический план.

                                                    РЕЦЕНЗИЯ

                     на дополнительную образовательную программу

          с углубленным изучением математики  для учащихся 9-х классов,

разработанную  Азаровой О.Е.,

учителем математики высшей категории.

      Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики, разработанная учителем математики Азаровой О.Е. для учащихся 9-х классов, соответствует уровню и особенностям восприятия учащихся 15-16 лет. Отбор содержания учебного материала произведен с

учетом математической подготовки учащихся, а также отражает требования сегодняшнего дня. Порядок изложения материала логичен и последователен.

      В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в форме тестов и в соответствии с целями и задачами программы.

      Программа  отвечает требованиям дополнительных образовательных программ и пригодна для обучения учащихся.

РМО учителей математики

Кировского района:                                                       ( Бобрик Н. П.)

Рецензия

на дополнительную образовательную программу

с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов,

разработаннуюучителем математики МОУ СОШ №9 г. Уфы

Азаровой О.Е.

     Дополнительная образовательная программа, подготовленная учителем математики высшей категории Азаровой О.Е., определяет содержание и структуру углубленного курса «Математика» для учащихся 9-х классов. В рецензируемой программе найден удачный подход к определению последовательности и содержания тем.

     Данная программа логически последовательна, доступна для восприятия, написана математически грамотным языком, позволяет сформировать адекватное представление об организации учебного процесса по учебной дисциплине.

     Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов актуальна, ориентирована на возрастные особенности и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы практически значимо, интересно и доступно для учащихся данного возраста. Поставленные цели реальны и практически достижимы. Материал излагается последовательно, аргументировано, системно. Контроль промежуточных и конечных результатов осуществляется в форме тестов.

     Полагаю, что представленная учебная программа в целом отвечает всем требованиям, заслуживает одобрения и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе в средней общеобразовательной школе.

Кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры управления в органах

внутренних дел Уфимского юридического

института МВД России                                                                      В.А. Дуленко

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

     Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы математики, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня  обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

     Профильная группа состоит из 10 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем  математической подготовки. Состав группы постоянный.

Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 34 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.

     Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, тем самым развивают логическое мышление.

     

2.Цель:

     Углубленно изучать математику с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения и навыки решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, а также познакомить учащихся с методами решения задач с параметрами; развивать  интерес к предмету, творческое мышление; овладеть навыками  работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.

Задачи:

1.Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

2.Научить понимать красоту и изящество математических рассуждений, способствовать формированию личностно-ценностного отношения к математическим знаниям.

3.Развивать логическое мышление, математическую речь, формировать навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

4.Овладеть приемами решения двойных радикалов, различными навыками решения линейных и квадратных  уравнений, научиться решать уравнения и неравенства с модулем и параметром,  познакомиться с принципом Дирихле, при решении логических и комбинаторных задач, иметь представление о решении линейных уравнений с параметром.

5.Овладеть навыками решения тестовых заданий, направленных на подготовку к ОГЭ.  

3.Содержание программы:

     В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Данная программа содержит

большое количество задач разного уровня : задач на дроби и проценты, входящих в ОГЭ; нестандартных, логических , комбинаторных задач, требующих определенных подходов ( составление уравнений, принцип Дирихле, графы ).

     Программа ориентирована также на решение линейных и квадратных уравнений, а также неравенств с модулем , параметром; тестовые задания, что очень актуально в настоящее время.  

     Учебный процесс направлен на сочетание устных и письменных видов работы, большое внимание уделяется развитию математической речи учащихся, формированию у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

      Тестовым заданиям отводится определенное место в программе : они являются формой системы контроля за результатами обучения учащихся, и отвечают идеям уровневой дифференциации.

Распределение часов по темам занятий приводится в тематическом плане.

Тематический план.

1. Понятие модуль. Решение уравнений, содержащих знак модуля.

4

2. Графики функций, содержащих выражение под знаком модуля. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Тест.

5

3. Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

2

4.Решение неравенств с модулем.

4

5.Системы неравенств, содержащие модуль. Тест.

4

6. Область определения функции, содержащей знак модуля.

2

7.Геометрический смысл модуля. Упрощение выражений.

8. Линейные уравнения и системы, содержащие параметр. Тест.

6

9. Решение логических и комбинаторных задач с использованием принципа Дирихле, графов.

4

10. Двойные радикалы.

2

Итоговый тест.

1

4.Методики и технологии обучения и воспитания:

      Основным методом обучения математике данного курса является метод обучения через задачи. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает умственное развитие детей. Перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся.

      Материал курса раскрывается через задачи комбинированным путем, т. е.

как конкретно-индуктивным, так и дедуктивным. Задачи подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе решения задач особое внимание отводится их оформлению. Решения задач обсуждаются коллективно, анализируются различные способы решения, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Расположение задач в серии по принципу нарастающей трудности стимулирует развитие самостоятельности учеников.

       Наряду с серьезными задачами в программу включены занимательные и задачи олимпиадного характера, позволяющие возбуждать и поддерживать у детей интерес к математике. Одной из форм работы в этом направлении является проведение викторин, решение и составление математических кроссвордов, построение логико – смысловых моделей.

      В программе немаловажная роль отводится разноуровневым тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание. Ученик рассматривается не как сосуд, который надо наполнить, а как факел, который надо зажечь.

      В соответствии с этим система контроля в форме разноуровневых тестов предусматривает проверку результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

   

     

     

5.Условия реализации программы:

  • 1 группа ( профильная ).

  • Состав группы : постоянный .

  • Особенности набора: свободный, по желанию родителей.

  • Формы занятий: групповая и индивидуальная.

  • Год обучения: 2014 – 2015 учебный год, 12 человек.

  • Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня

  • 1 занятие в неделю, 34 занятия в год ( на группу ).

  • МБОУ СОШ №9, кабинет  № 306.

  • Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,

     проветриваемое ; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые  

инструменты.

  • Мотивационные условия – использование задач занимательного характера; наличие системы поощрения.

  • Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,

Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.

6.Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:

 В результате изучения данного курса учащиеся должны :

  • научиться решать линейные и квадратные уравнения с модулем и параметром, системы уравнений и неравенств, содержащие знак модуля или параметр,  применять уравнения и множества при решении нестандартных задач; познакомиться с принципом Дирихле, инвариантом и графами, научиться применять указанные приемы при решении логических и комбинаторных задач; овладеть навыками решения тестовых заданий, направленных на подготовку к ЕГЭ;
  • развить логическое мышление, математическую речь, научиться планировать свою работу, находить рациональный путь ее выполнения, критически оценивать результаты своего труда;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры ,понимать ее значимость для общечеловеческого прогресса;
  • научиться понимать красоту и изящество математических рассуждений, сформировать  личностно-ценностное отношение к математическим знаниям.

 

       Для тематического контроля за усвоением материала используется тест, состоящий из двух частей : обязательной и дополнительной. Первая часть проверяет достижение  обязательного уровня усвоения материала, вторая включает в себя более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на повышенных уровнях.

       К некоторым заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте. На выполнение теста дается 40 минут.

       При оценивании работы используются следующие критерии выставления отметок:

  • для получения оценки «3» достаточно выполнить 12 заданий обязательной части теста;
  • для получения оценки «4» достаточно выполнить 13 заданий обязательной части теста и одно из дополнительной;
  • для получения оценки «5» достаточно выполнить 14 заданий из обязательной части теста и два из дополнительной.

       

7.Литература:

Список литературы для учителя:

1.Алтынов П.И. Тесты по алгебре 7-9 класс. - Москва:Дрофа,2000.

2.Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва: Наука 1976.

3.Бернштейн Е.А., Попов Н.В. Задачи с параметром. Москва: ОЛВЗМШ,2000.

4.Володкович В.А. Сборник логических задач. – Москва.: «Дом педагогики»,1998.

5. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 – осква: Просвещение, 2001.М

6.Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – Москва: «Издательский Дом ГЕНЖЕР»,2002.

7.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – Москва: «Просвещение»,1984.

8.Севрюков П.Ф.Подготовка к решению олимпиадных задач по математике.-Москва:»Илекса»,2007.

9.Шевкин А.В. Школьная олимпиада по математике. – Москва: «Русское слово»,2002.

 Список литературы для учащихся:

1.Алтынов П.И. Тесты по алгебре 7-9 класс. - Москва:Дрофа,2000.

2.Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 – осква: Просвещение, 2001.М

Критериальная таблица оценки образовательной программы

ФИО педагога______________________________________________________

Наименование программы____________________________________________

__________________________________________________________________

Срок реализации программы___________Вид программы_________________

Направленность программы__________________________________________

Уровень освоения программы________________________________________

Уровень реализации программы______________________________________

№ п\п

Параметры

Кол-во

баллов

Выводы,

Рекомендации

1.Оформление программы

1.1

Титульный лист

1.2

Эстетичность

1.3

Наличие рецензии

1.4

Структура программы

2.Общая характеристика программы

2.1

Актуальность

2.2

Целостность

2.3

Прогностичность

2.4

Контролируемость

2.5

Реальность

2.6

Качество подачи материала

3.Характеристика содержания структурных элементов программы.

3.1

Пояснительная записка

3.2

Цель, задачи

3.3

Содержание программы

3.4

Условия реализации программы

3.5

Методики и технологии обучения и воспитания

3.6

Предполагаемые результаты и критерии их оценки.

3.7

Литература

Всего баллов:

«____»______________________200___г.

Эксперт_____________________________

Педагог_____________________________

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...