Рабочая программа по математике для 9 класса,ПОУ
элективный курс (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Паспорт программы:
- Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.
- Руководитель: Азарова О.Е., учитель математики высшей категории.
- Рецензент: Бобрик Н.П., РМО учителей математики Кировского района .
- Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.
- Целевая группа: состоит из 10 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.
- Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса математики, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; научно-технической направленности.
- Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).
- Уровень реализации: основное общее образование.
- Уровень освоения: углубленный.
- Способ освоения содержания образования: креативный.
- Краткое содержание программы: тематический план.
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную образовательную программу
с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов,
разработанную Азаровой О.Е.,
учителем математики высшей категории.
Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики, разработанная учителем математики Азаровой О.Е. для учащихся 9-х классов, соответствует уровню и особенностям восприятия учащихся 15-16 лет. Отбор содержания учебного материала произведен с
учетом математической подготовки учащихся, а также отражает требования сегодняшнего дня. Порядок изложения материала логичен и последователен.
В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в форме тестов и в соответствии с целями и задачами программы.
Программа отвечает требованиям дополнительных образовательных программ и пригодна для обучения учащихся.
РМО учителей математики
Кировского района: ( Бобрик Н. П.)
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов,
разработаннуюучителем математики МОУ СОШ №9 г. Уфы
Азаровой О.Е.
Дополнительная образовательная программа, подготовленная учителем математики высшей категории Азаровой О.Е., определяет содержание и структуру углубленного курса «Математика» для учащихся 9-х классов. В рецензируемой программе найден удачный подход к определению последовательности и содержания тем.
Данная программа логически последовательна, доступна для восприятия, написана математически грамотным языком, позволяет сформировать адекватное представление об организации учебного процесса по учебной дисциплине.
Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для учащихся 9-х классов актуальна, ориентирована на возрастные особенности и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы практически значимо, интересно и доступно для учащихся данного возраста. Поставленные цели реальны и практически достижимы. Материал излагается последовательно, аргументировано, системно. Контроль промежуточных и конечных результатов осуществляется в форме тестов.
Полагаю, что представленная учебная программа в целом отвечает всем требованиям, заслуживает одобрения и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе в средней общеобразовательной школе.
Кандидат технических наук, доцент,
доцент кафедры управления в органах
внутренних дел Уфимского юридического
института МВД России В.А. Дуленко
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением математики для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы математики, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Профильная группа состоит из 10 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем математической подготовки. Состав группы постоянный.
Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 34 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, тем самым развивают логическое мышление.
2.Цель:
Углубленно изучать математику с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения и навыки решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, а также познакомить учащихся с методами решения задач с параметрами; развивать интерес к предмету, творческое мышление; овладеть навыками работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.
Задачи:
1.Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
2.Научить понимать красоту и изящество математических рассуждений, способствовать формированию личностно-ценностного отношения к математическим знаниям.
3.Развивать логическое мышление, математическую речь, формировать навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
4.Овладеть приемами решения двойных радикалов, различными навыками решения линейных и квадратных уравнений, научиться решать уравнения и неравенства с модулем и параметром, познакомиться с принципом Дирихле, при решении логических и комбинаторных задач, иметь представление о решении линейных уравнений с параметром.
5.Овладеть навыками решения тестовых заданий, направленных на подготовку к ОГЭ.
3.Содержание программы:
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Данная программа содержит
большое количество задач разного уровня : задач на дроби и проценты, входящих в ОГЭ; нестандартных, логических , комбинаторных задач, требующих определенных подходов ( составление уравнений, принцип Дирихле, графы ).
Программа ориентирована также на решение линейных и квадратных уравнений, а также неравенств с модулем , параметром; тестовые задания, что очень актуально в настоящее время.
Учебный процесс направлен на сочетание устных и письменных видов работы, большое внимание уделяется развитию математической речи учащихся, формированию у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Тестовым заданиям отводится определенное место в программе : они являются формой системы контроля за результатами обучения учащихся, и отвечают идеям уровневой дифференциации.
Распределение часов по темам занятий приводится в тематическом плане.
Тематический план.
1. Понятие модуль. Решение уравнений, содержащих знак модуля. | 4 |
2. Графики функций, содержащих выражение под знаком модуля. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Тест. | 5 |
3. Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. | 2 |
4.Решение неравенств с модулем. | 4 |
5.Системы неравенств, содержащие модуль. Тест. | 4 |
6. Область определения функции, содержащей знак модуля. | 2 |
7.Геометрический смысл модуля. Упрощение выражений. | |
8. Линейные уравнения и системы, содержащие параметр. Тест. | 6 |
9. Решение логических и комбинаторных задач с использованием принципа Дирихле, графов. | 4 |
10. Двойные радикалы. | 2 |
Итоговый тест. | 1 |
4.Методики и технологии обучения и воспитания:
Основным методом обучения математике данного курса является метод обучения через задачи. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает умственное развитие детей. Перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Материал курса раскрывается через задачи комбинированным путем, т. е.
как конкретно-индуктивным, так и дедуктивным. Задачи подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе решения задач особое внимание отводится их оформлению. Решения задач обсуждаются коллективно, анализируются различные способы решения, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Расположение задач в серии по принципу нарастающей трудности стимулирует развитие самостоятельности учеников.
Наряду с серьезными задачами в программу включены занимательные и задачи олимпиадного характера, позволяющие возбуждать и поддерживать у детей интерес к математике. Одной из форм работы в этом направлении является проведение викторин, решение и составление математических кроссвордов, построение логико – смысловых моделей.
В программе немаловажная роль отводится разноуровневым тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание. Ученик рассматривается не как сосуд, который надо наполнить, а как факел, который надо зажечь.
В соответствии с этим система контроля в форме разноуровневых тестов предусматривает проверку результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
5.Условия реализации программы:
- 1 группа ( профильная ).
- Состав группы : постоянный .
- Особенности набора: свободный, по желанию родителей.
- Формы занятий: групповая и индивидуальная.
- Год обучения: 2014 – 2015 учебный год, 12 человек.
- Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня
- 1 занятие в неделю, 34 занятия в год ( на группу ).
- МБОУ СОШ №9, кабинет № 306.
- Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,
проветриваемое ; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые
инструменты.
- Мотивационные условия – использование задач занимательного характера; наличие системы поощрения.
- Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,
Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.
6.Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:
В результате изучения данного курса учащиеся должны :
- научиться решать линейные и квадратные уравнения с модулем и параметром, системы уравнений и неравенств, содержащие знак модуля или параметр, применять уравнения и множества при решении нестандартных задач; познакомиться с принципом Дирихле, инвариантом и графами, научиться применять указанные приемы при решении логических и комбинаторных задач; овладеть навыками решения тестовых заданий, направленных на подготовку к ЕГЭ;
- развить логическое мышление, математическую речь, научиться планировать свою работу, находить рациональный путь ее выполнения, критически оценивать результаты своего труда;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры ,понимать ее значимость для общечеловеческого прогресса;
- научиться понимать красоту и изящество математических рассуждений, сформировать личностно-ценностное отношение к математическим знаниям.
Для тематического контроля за усвоением материала используется тест, состоящий из двух частей : обязательной и дополнительной. Первая часть проверяет достижение обязательного уровня усвоения материала, вторая включает в себя более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на повышенных уровнях.
К некоторым заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте. На выполнение теста дается 40 минут.
При оценивании работы используются следующие критерии выставления отметок:
- для получения оценки «3» достаточно выполнить 12 заданий обязательной части теста;
- для получения оценки «4» достаточно выполнить 13 заданий обязательной части теста и одно из дополнительной;
- для получения оценки «5» достаточно выполнить 14 заданий из обязательной части теста и два из дополнительной.
7.Литература:
Список литературы для учителя:
1.Алтынов П.И. Тесты по алгебре 7-9 класс. - Москва:Дрофа,2000.
2.Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва: Наука 1976.
3.Бернштейн Е.А., Попов Н.В. Задачи с параметром. Москва: ОЛВЗМШ,2000.
4.Володкович В.А. Сборник логических задач. – Москва.: «Дом педагогики»,1998.
5. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 – осква: Просвещение, 2001.М
6.Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – Москва: «Издательский Дом ГЕНЖЕР»,2002.
7.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – Москва: «Просвещение»,1984.
8.Севрюков П.Ф.Подготовка к решению олимпиадных задач по математике.-Москва:»Илекса»,2007.
9.Шевкин А.В. Школьная олимпиада по математике. – Москва: «Русское слово»,2002.
Список литературы для учащихся:
1.Алтынов П.И. Тесты по алгебре 7-9 класс. - Москва:Дрофа,2000.
2.Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 – осква: Просвещение, 2001.М
Критериальная таблица оценки образовательной программы
ФИО педагога______________________________________________________
Наименование программы____________________________________________
__________________________________________________________________
Срок реализации программы___________Вид программы_________________
Направленность программы__________________________________________
Уровень освоения программы________________________________________
Уровень реализации программы______________________________________
№ п\п | Параметры | Кол-во баллов | Выводы, Рекомендации |
1.Оформление программы | |||
1.1 | Титульный лист | ||
1.2 | Эстетичность | ||
1.3 | Наличие рецензии | ||
1.4 | Структура программы | ||
2.Общая характеристика программы | |||
2.1 | Актуальность | ||
2.2 | Целостность | ||
2.3 | Прогностичность | ||
2.4 | Контролируемость | ||
2.5 | Реальность | ||
2.6 | Качество подачи материала | ||
3.Характеристика содержания структурных элементов программы. | |||
3.1 | Пояснительная записка | ||
3.2 | Цель, задачи | ||
3.3 | Содержание программы | ||
3.4 | Условия реализации программы | ||
3.5 | Методики и технологии обучения и воспитания | ||
3.6 | Предполагаемые результаты и критерии их оценки. | ||
3.7 | Литература | ||
Всего баллов: |
«____»______________________200___г.
Эксперт_____________________________
Педагог_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)...
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...