Урок «История русского костюма. Выполнение эскиза кокошника».
план-конспект урока (5 класс) по теме

Делгер Мая Дыртык-Кара

Со временем дети взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции своего народа и так же, как и их родители, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, народные гулянья, где пели, плясали, водили хороводы.

Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя, праздничную  рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны: украшали вышивкой, мелкой аппликацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kokoshnik.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока в 5 классе: «История  русского костюма. Выполнение эскиза кокошника».

Цели:

- воспитывать  интерес к творческому наследию русского народа;

-возрождение утерянных традиций русской культуры;

-формирование эстетического вкуса, эстетических убеждений;

-развитие художественных склонностей и задатков.

Наглядные пособия: выставка с изображением праздничной женской одежды и головных уборов. Эскизы кокошников. Образцы узоров.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Во поле береза стояла», компьютер, интерактивная доска.

Материалы и инструменты:  клей, бусы, пайетки, рабочие салфетки.

Эпиграф к уроку:

«В человеке все должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли».   (А.П.Чехов)

Ход  урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнем наше занятие.

  1. Работа над темой урока.

Учитель: - ребята, мы продолжаем наши встречи на тему история русского костюма. Мы с вами  на предыдущих занятиях узнали о том, как одевались простые русские крестьяне. О том, что основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Также мы с вами узнали незатейливый простой способ шитья рубахи.

-ребята,  скажите, как шилась рубаха?

-брали прямоугольный кусок ткани, перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом.

-правильно. Позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

- что еще интересного мы узнали из истории одежды?

- Также мы узнали о том, что в древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она являлась своего рода оберегом, защитой от злых сил.

 -По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.

 -молодцы!

Эпиграф!!!

2. новый материал.

Со временем дети взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции своего народа и так же, как и их родители, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, народные гулянья, где пели, плясали, водили хороводы.

Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя, праздничную  рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны: украшали вышивкой, мелкой аппликацией. Расшитые, разукрашенные рубахи стали называться сарафанами. Праздничные сарафаны высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, использовали речной жемчуг и рубленный перламутр.

Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами и т.д. их называли венцы, пчелки, перевязки, ширинки, кокошники. Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью. А по лбу  ажурное плетение из речного жемчуга (в виде сетки).

Народные головные уборы украшали рясны – подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. Богатый большой платок – замужняя женщина одевала поверх кокошника. В орнаментах головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: «кокош» - петух.

Ребята, мы с вами научимся украшать кокошники бусами и пайетками.

  1. Практическая работа.

- сейчас я вам раздам кокошники вырезанные из картона. Вам нужно разукрасить его с помощью бус и пайеток. Внимательно посмотрите на иллюстрации. Все кокошники имеют разные орнаменты и форму.  Мы видим, что использованы в основном растительные орнаменты, т.е., плавне, сплошные, волнистые линии. Я вам предлагаю использовать цветочный орнамент. При выполнении работы нужно соблюдать симметрию, при выборе  рисунка     орнамента используйте свое воображение и фантазию.(дети под звуковое сопровождение «во поле береза стояла» приступают к работе).

При выполнении работы будьте крайне осторожны, так как вы работаете с клеем. Сильно не наклоняйтесь, работайте аккуратно, не испачкайтесь. Наденьте фартуки и нарукавники.

Самостоятельная работа. Пр необходимости учитель помогает.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки подняты вверх. Покачивающие движения вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише – (руки тихо опускаем.

Деревцо все выше, выше. (плавно поднимаемся, руки вверх, тянемся вверх.

А теперь взяли листья и помяли их, помяли и бросили на землю.

  1. анализ выполненных работ. Работы оцениваются.
  2. Подводится итог  урока.

– что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?

- как украшали головные уборы?

- какой орнамент используется при  украшении кокошника?

6. домашняя работа. Цветы!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"

Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

План – конспект урока ИЗО «Книжная графика. Выполнение эскиза обложки книги».

Конспект урока составлен в соответствии с программой В.С. Кузина , материал может быть использован в урочной и кружковой деятельности по предмету...

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок"

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для  русской народной сказки  "Теремок". Презентация к уроку ИЗО по авторской программе Кузина.В начале презентации - загадки по ...

"Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма»

Задача урока -познакомиться с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; мы познакомимся  с ист...

"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Цель: Развивать художественные склонности и задатки.Задачи: Возрождение утерянных традиций русской культуры. Формирование эстетических вкусов. Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию наше...