"Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Задача урока -познакомиться с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; мы познакомимся с историей русского костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением; прикоснёмся к истории нашей Родины, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма» | 85.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Барсукова Роза-Надежда Михайловна, учитель изобразительного искусства ГБОУ лицей№64
Приморского района Санкт-Петербурга.
Урок «Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма»
6 класс
I четверть
- Тип урока: урок – проект (Проблемно – поисковое занятие (групповая деятельность);
Учебные материалы урока: Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.
- Цель урока: Способствовать знакомству учащихся с богатством древнерусской художественной культуры, её истокам, национальному своеобразию, самобытности; в двух аспектах: историческом и художественном. на материале русского национального костюма,
Задачи урока: Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
Предметные результаты: познакомить учащихся с понятием
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при работе в группах.
- Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации
- Коммуникативные УУД: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска;уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с другими учащимися; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
- Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.
Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор или телевизор.
Оборудование для учащихся: цветной картон формата А4 для фона, цветная бумага и картон разных фактур, ножницы, клей, разнофактурные материалы для декорирования, фломастеры, гелиевые ручки, простые карандаши, кусочки ткани.
Зрительный ряд: Панно на всю доску с изображением русской деревни, авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Русский народный костюм»
Литературный ряд: Стихотворения, загадки.
Музыкальный ряд: Музыка леса. Народные песни России
Задание: создание русского народного костюма с использование определенной цветовой палитры (красный, синий, желтый). 1 вариант- в технике аппликация, 2 вариант -живописное выполнение работы, 3 вариант с использованием разнофактурных материалов.
План урока:
№ | Этап | Содержание | Время | Примечание |
1 | Организационный | 1 | ||
2 | Введение | 2 | ||
3 | Беседа | 8 | ||
4 | Закрепление | 1 | ||
5 | Рефлексия | 1 | ||
6 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 25 | ||
7 | Подведение итогов урока | 2 | ||
8 | Обобщение | 5 |
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда
Мы урок начнем тогда.
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Карандаши, резинки, краски,
Альбом у каждого лежит,
Работы просит и дрожит.
2. Ведение.
Актуализация опорных знаний
- Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам деревни.
- Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Осеннее
солнышко светит ярко.
(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).
- Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались
сбору урожая. Хороший урожай - добротная жизнь людей будет.
- Давайте устроим праздник в нашей деревне?
- А праздники для того устраивали, чтобы природа была милостива к людям.
- А теперь ребята заглянем в нашу деревню.
- Кого не хватает в нашей деревне?
/людей/
- Действительно, без людей не может быть праздника.
- А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни?
/красивыми, радостными, нарядными, чтобы они пели,
плясали, водили хороводы.../
3. Беседа.
Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм».
Давайте с вами, ребята начнем с эпиграфа: Это слова народной песни:
« Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной,
бисером вышитый
На голове кокошник
а на ногах сапожки
С нею рядом молодец
в расписной рубахе».
Действительно – это описание русского праздничного народного костюма.
Цель нашего урока- познакомиться с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; мы познакомимся с историей русского костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением; прикоснёмся к истории нашей Родины, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России
Мотивация:
- Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный русский костюм? (…)
- Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных традициях. Известные модельеры: В. Зайцев, В. Юдашкин, использовали в своих коллекциях элементы народного костюма, даже в вашей одежде мы можем найти отголосок прошлого русского костюма.
Теперь давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Ученики дают возможные варианты ответов).
Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.
Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сейчас вы узнаете, каким был русский народный костюм.
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях.
Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта:
северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан ,южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва.
Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.
Первым собирателем народного костюма стала известная просветительница и меценат княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1929гг.), которая основала Музей русской старины в Смоленске.
В южных областях России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой, и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).
Понёву шили из клетчатой тёмно-синей шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья, гердан.
Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.
4. Закрепление нового материала.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русскогоь костюма. Давайте проведем небольшую викторину и посмотрим, как вы запомнили названия деталей костюма.
1-я загадка:
Раньше в поле я росла
И травинкою была
Меня создали ткач и пряха
Называюсь я... (рубаха)
2-я загадка:
Я одежду охраняю,
Чистоту я соблюдаю,
Я хозяйку украшаю, Красотой всех привлекаю:
Вышивка отделке в тон.
Называюсь я... (запон)
3-я загадка:
Шерстенное полотно
Вкруг талии обведено.
Узор вьется по подолу
Называется... (понева)
4-я загадка:
Я из бисера плетен,
Я красив со всех сторон.
Людям я на радость дан,
Называюсь я ... (гердан)
Учащимся предлагается посмотреть компьютерную презентацию «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось.
5. Практическая часть урока.
- Теперь посмотрите, у вас на партах лежат трафареты людей, вам необходимо их одеть в
праздничную одежду. Работать мы будем 2 урока. На этом уроке вы определитесь с фасоном, цветом одежды и техникой выполнения работы. На втором уроке мы закончим заданную работу.
Вам на выбор предлагается 3 варианта работы
- 1 вариант- в технике аппликация,
- 2 вариант -живописное выполнение работы,
- 3 вариант с использованием разнофактурных материалов создание русского народного костюма с использование определенной цветовой палитры (красный, синий, желтый). Работать в группе по 3-4 человека. Один ученик рисует рубаху, второй поневу, третий передник, четвертый головной убор.
- У меня в руках трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя, которого вы хотели бы нарядить.
- С чего мы начнем работу?
Эскиз костюма, цвет.
Распределение работы
Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.
Выберем фон полосы, где узор.
Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от орнамента в полосе.
(Во время практической работы звучит музыка с народными напевами).
6. Рефлексия
От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если
будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!
Мне с вами было очень интересно.
-Понравился вам праздник? /Да/
7. Подведение итогов урока.
- Готовые работы поместим в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют песни.
- Получился праздник на картине? /Да/
- Давайте полюбуемся. Ребята, вы хорошо потрудились.
Экспресс-просмотр завершенных работ.
8. Обобщение
Что нового для себя вы сегодня узнали? Из каких частей состоит народный костюм? Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций.
- Значит, что надевали люди на праздник?
/девицы, женщины - рубаху с вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник , украшенный бисером, платок или обвязку
- Юноши, мужчины
/рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги/
- А какими узорами вышивали одежду? /цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/
- А откуда люди брали эти узоры? /из природы/
- Да, ребята. Природа многое дает человеку.
- А как называется многоповторяющийся один и тот же узор? /орнамент/
- Если узоры похожи на растения, то это …/растительный орнамент/
- Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…/геометрический орнамент/
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?
/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/
Пояс закрывал человека от разного недоброго а узоры служили обереги.
Литература
- Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
- Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004
- Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2013.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение,1990.
Пословицы. Поговорки. Загадки. М., Современник, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок"
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок". Презентация к уроку ИЗО по авторской программе Кузина.В начале презентации - загадки по ...
открытый урок по теме: "Русский народный костюм.Выполнение эскизов народных костюмов в разных техниках и материалах"
Разработка урока по теме "Русский народный костюм"...
презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма, характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...
Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....
Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.
Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"
Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...
Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"
Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»5 классТема урока: «Эскиз русског...