"Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Барсукова Роза-Надежда Михайловна

Задача урока -познакомиться с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; мы познакомимся  с историей русского  костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением; прикоснёмся к истории нашей Родины, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

Барсукова  Роза-Надежда  Михайловна, учитель изобразительного искусства ГБОУ лицей№64

Приморского  района  Санкт-Петербурга.

Урок «Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма»

6 класс

I четверть

  • Тип урока: урок – проект  (Проблемно – поисковое занятие (групповая деятельность);

Учебные материалы урока: Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.

  • Цель урока: Способствовать знакомству  учащихся с богатством  древнерусской   художественной культуры, её истокам, национальному своеобразию, самобытности;  в двух аспектах: историческом и художественном. на материале русского национального костюма,

Задачи урока: Уметь  выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

Предметные результаты: познакомить учащихся с понятием

Метапредметные результаты:    

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при работе в группах.
  • Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации
  • Коммуникативные УУД: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска;уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с другими учащимися; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
  • Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор или телевизор.

 Оборудование для учащихся: цветной картон формата А4 для фона, цветная бумага и картон разных фактур, ножницы, клей, разнофактурные материалы для декорирования, фломастеры, гелиевые ручки, простые карандаши, кусочки ткани.

Зрительный ряд: Панно на всю доску с изображением русской деревни, авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Русский народный костюм»

Литературный ряд: Стихотворения, загадки.

Музыкальный ряд:  Музыка леса. Народные песни России

Задание: создание русского народного костюма с использование определенной цветовой палитры (красный, синий, желтый). 1 вариант- в технике аппликация,  2 вариант -живописное выполнение работы, 3 вариант  с использованием разнофактурных материалов.

План урока:

Этап

Содержание

Время

Примечание

1

Организационный

1

2

Введение

2

3

Беседа

8

4

Закрепление

1

5

Рефлексия

1

6

Самостоятельная творческая работа учащихся

25

7

Подведение итогов урока

2

8

Обобщение

5

Ход урока

  • Организационный момент.

Учитель:


Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Карандаши, резинки, краски, 
Альбом у каждого лежит,

Работы просит и дрожит.

2. Ведение.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам   деревни.

- Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Осеннее

  солнышко светит ярко.

(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).

- Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались

  сбору  урожая. Хороший урожай - добротная жизнь людей будет.

- Давайте устроим праздник в нашей деревне?

- А праздники  для того устраивали, чтобы природа была милостива к людям.

- А теперь ребята заглянем в нашу деревню.

- Кого не хватает в нашей деревне?

/людей/

- Действительно, без людей не может быть праздника.

- А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни?

/красивыми, радостными, нарядными, чтобы они пели,

плясали, водили хороводы.../

3. Беседа.

 Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен   теме: «Народный праздничный костюм».

Давайте с вами, ребята начнем с эпиграфа: Это слова народной песни: 


« Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной,
бисером вышитый
На голове кокошник
а на ногах сапожки
С нею рядом молодец
в расписной рубахе».


Действительно – это описание русского праздничного народного костюма.

Цель нашего урока- познакомиться с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; мы познакомимся  с историей русского  костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением; прикоснёмся к истории нашей Родины, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России 

Мотивация:

- Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный русский костюм?   (…)

- Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных  традициях. Известные модельеры: В. Зайцев, В. Юдашкин, использовали в  своих коллекциях элементы народного костюма, даже в вашей одежде мы  можем найти отголосок прошлого русского костюма.

Теперь давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Ученики дают возможные варианты ответов).

Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.

Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сейчас вы узнаете, каким был русский народный костюм.

В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях.

Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта:

северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан ,южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва.

Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

Первым собирателем народного костюма стала известная просветительница и меценат княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1929гг.), которая основала Музей русской старины в Смоленске.

В южных областях России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.

Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.

Простой крой, и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.

Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).

Понёву  шили из клетчатой тёмно-синей шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.

В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».

Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья, гердан.

Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.

4. Закрепление нового материала.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русскогоь костюма. Давайте проведем небольшую викторину и посмотрим, как вы запомнили названия деталей  костюма.

1-я загадка: 

Раньше в поле я росла

И травинкою была

Меня создали ткач и пряха

Называюсь я... (рубаха)

2-я загадка: 

Я одежду охраняю,

Чистоту я соблюдаю,

Я хозяйку украшаю, Красотой всех привлекаю:

Вышивка отделке в тон.

Называюсь я... (запон)

3-я загадка:

 Шерстенное полотно

Вкруг талии обведено.

Узор вьется по подолу

Называется... (понева)

4-я загадка:

Я из бисера плетен,

Я красив со всех сторон.

Людям я на радость дан,

Называюсь я ... (гердан)

Учащимся предлагается посмотреть компьютерную презентацию «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось.

5. Практическая часть урока. 

- Теперь посмотрите, у вас на партах лежат трафареты людей, вам необходимо их одеть в

   праздничную одежду. Работать мы будем 2 урока. На этом уроке вы определитесь с фасоном, цветом одежды и техникой выполнения работы. На втором уроке мы закончим заданную работу.

 Вам на выбор предлагается 3 варианта работы

  • 1 вариант- в технике аппликация,
  • 2 вариант -живописное выполнение работы,
  • 3 вариант  с использованием разнофактурных материалов создание русского народного костюма с использование определенной цветовой палитры (красный, синий, желтый). Работать в группе по 3-4 человека. Один ученик рисует рубаху, второй  поневу, третий передник, четвертый головной убор.

- У меня в руках трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя,   которого вы хотели бы нарядить.

- С чего мы начнем работу?

Эскиз костюма, цвет.

Распределение работы

Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на  платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.

Выберем фон полосы, где узор.

Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от  орнамента в полосе.

(Во время практической работы звучит музыка с народными напевами).

6. Рефлексия

От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. Копите добро  в  вашей  душе, копите любовь  к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если

будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Мне с вами было очень интересно.

-Понравился вам праздник? /Да/

7. Подведение итогов урока.

- Готовые работы поместим в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют  песни.

- Получился праздник на картине? /Да/

- Давайте полюбуемся. Ребята, вы хорошо потрудились.

Экспресс-просмотр завершенных работ.

8. Обобщение

 Что нового для себя вы сегодня узнали? Из каких частей состоит народный костюм? Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций.

- Значит, что надевали люди на праздник?

/девицы, женщины - рубаху с вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник , украшенный бисером, платок или обвязку

- Юноши, мужчины

/рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги/

- А какими узорами вышивали одежду? /цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/

- А откуда люди брали эти узоры? /из природы/

- Да, ребята. Природа многое дает человеку.

- А как называется многоповторяющийся один и тот же узор? /орнамент/

- Если узоры похожи на растения, то это …/растительный орнамент/

- Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…/геометрический орнамент/

- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?

/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/

  Пояс закрывал человека от разного недоброго а узоры служили обереги.

Литература

  • Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
  • Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004
  • Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012.
  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2013.
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение,1990.

     Пословицы. Поговорки. Загадки. М., Современник, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок"

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для  русской народной сказки  "Теремок". Презентация к уроку ИЗО по авторской программе Кузина.В начале презентации - загадки по ...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...

Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"

Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»5 классТема урока: «Эскиз русског...