Воспитательно-образовательная программа «Сторонушка донская»
рабочая программа на тему
Администрация города Новочеркасска
Управление образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом ____________ А.Г. Тиунова
МБОУ ДОД ДДТ Директор МБОУ ДОД ДДТ
Протокол от 29.08.2014 г. № 1 Приказ от 29.08.2014 г. № 97
Воспитательно-образовательная программа
«Сторонушка донская»
Автор-составитель: педагог
дополнительного образования
Селиверстова Е.В.
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
г. Новочеркасск,
2014
Пояснительная записка
В настоящее время возрастает интерес к истории донского края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет.
Программа объединения направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, она создает условия для развития творческих способностей детей, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, поселке, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.
Основной деятельностью объединения является изучение исторического и культурного наследия донского края, участие в возрождении национальных традиций, обычаев посредством знакомства детей с устным народным творчеством, обрядами и традициями, в том числе и семейными, казаков, казачьими песнями и музыкой, казачьими играми и промыслами.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с природой донского края, с редкими видами растений и животных, занесенных в «Красную книгу».
Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении подростков наблюдается бездуховность, безнравственность. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, неспособной причинить вред ни окружающим, ни природе, ни себе. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, внимание к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Программа «Сторонушка донская» развивает эти качества с дошкольного возраста.
Данная программа развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка познавательную и творческую деятельность как интересную, успешную. Приобщение к культурно-историческим ценностям родного края способствует формированию основ духовно-нравственной личности.
Программа предполагает творческое сотрудничество с семьями воспитанников. Совместное создание генеалогического древа семьи, семейные походы и поездки к памятным местам, участие родителей в праздниках, занятиях, конкурсах, фотовыставках, семейных газетах, знакомство с семейными легендами, реликвиями, – все это создает атмосферу любознательности, преемственности семьи, детского сада и дома детского творчества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей к культурно-историческому наследию Донского края. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса.
Направленность программы на общечеловеческие ценности рассматривается сквозь призму традиционной народной культуры, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его. Формируются и совершенствуются этические, познавательные и эстетические эмоции. В результате круг интересов, потребностей и мотивации ребенка расширяется.
Приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию своего народа, своей малой родины становится одним из важнейших условий интеграции формирующейся личности в национальную и мировую культуру.
Целью программы является: формирование у детей позитивного отношения к самим себе и окружающему миру на основе исторического, художественного, социального, экологического опыта предшествующих поколений.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем называ-
етсяется краем;
- пробудить интерес к истории и культуре родного края;
- расширить знание растительного и животного мира Донского края;
- приобщить к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- развить речевую культуру средствами регионального фольклора;
- освоить культурно-историческое наследие Донского казачества через памятные даты народного календаря;
- создать условия для творческого развития личности ребенка.
Программа предназначена для детей 5-7 лет. В одной группе занимаются 12-15 человек. Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны соответствующие тест-карты.
Методы оценки результативности программы: отслеживание результата (наблюдение, диагностика); результаты продуктивной деятельности детей.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей и их родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу реализации программы обучающиеся должны:
знать:
- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей, адрес детского сада, его название;
- название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны;
- названия рек родного края (Дон, Кадамовка);
- герб, флаг России, герб и флаг родного края;
- детали традиционного казачьего костюма и их символику;
- жилище казаков, внутреннее устройство куреня;
- особенности природы донского края;
- виды и продукцию казачьих ремесел;
- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;
- имена прославленных казаков;
- пословицы и поговорки о родном крае, семье, дружбе;
- наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, понимать их смысл;
- названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц Донского края, некоторых степных растений;
- знать о помощи человека природе;
уметь:
- рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках, показывать их на изображении древа рода;
- рассказывать о своем родном городе, крае;
- передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, сказках, рассказах, поделках;
- правильно надевать традиционный казачий костюм, выбирать манеру поведения, соответствующую образу казака (казачки);
- составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях донского казачества;
- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми, опираясь на традиционные устои общества.
Ребенок способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города, его традиционной культуре; задавать вопросы в ходе тематической экскурсии в краеведческом музее, беседе, прослушивании произведений устного народного творчества. Он сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках. Использовать нравственные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».
Тематическое планирование
I год обучения
№ п\п |
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1
|
Вводное занятие
|
1 |
1 |
- |
2
|
Моя семья
|
4 |
1 |
3 |
3
|
Край в котором мы живем
|
5 |
2 |
3 |
4
|
Осень в природе Донского края
|
6 |
2 |
4 |
5
|
Прошлое родного края
|
12 |
4 |
8 |
6
|
Зимние посиделки
|
9 |
2 |
7 |
7
|
Детский игровой фольклор
|
4 |
1 |
3 |
8
|
Природа Донского края
|
8 |
2 |
6 |
9
|
Чем славится земля Донская
|
10
|
3 |
7 |
10
|
Донские традиции
|
7 |
3 |
4 |
11
|
Этих дней не смолкнет слава
|
5
|
2
|
3
|
12
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
72 |
23 |
49
|
Содержание разделов программы
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Открытие объединения «Сторонушка донская». Знакомство с детьми (игры на знакомство), ознакомление с работой объединения «Сторонушка донская» (цели, задачи и содержание программы).
2. Моя семья. Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей. Пословицы и поговорки о семье. Рассказы детей о своей семье «Что я знаю о себе». Зарисовки семьи в альбом «Я живу в Донском». «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», коллективная работа по изготовлению дерева (дома) воспитанников детского сада.
3. Край в котором мы живем. Донской край. Знакомство с историей возникновения поселка Донской. Презентация «Моя родина поселок Донской». История поселка в названиях улиц. Зарисовки на тему « Улица на которой я живу».
4. Осень в природе Донского края. Народные приметы осени. Деревья, которые нас окружают. Расширение представлений детей о деревьях, которые растут на Донской земле. Экскурсии в осенний парк, краски осеннего парка. Сбор природного материала. Оформление осенних поделок. Выставка детских работ «Листопад».
5. Прошлое родного края. Кто такие казаки? История возникновения казачества. Казачий костюм. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Нравственный устой казачьей семьи. Многодетность казачьих семей. Воспитание сироток как традиция казачьей семьи. Рождение ребенка в казачьей семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Традиционные подарки мальчикам и девочкам. Обряд «смывания забот с девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.
6. Зимние посиделки. Народные приметы зимы. «Интервью с зимующими птицами» - характерные особенности зимующих птиц. «Помогите птицам!» - привлечение родителей по изготовлению кормушек для птиц. Зимние забавы. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние фантазии».
7. Детский игровой фольклор. Отражение в играх образа жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость. Погудки, считалки, заклички, обрядовые песни.
8. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Особенности природы донского края весной. Животные и птицы донского края. День птиц.
9. Чем славится земля Донская. Труд взрослых в родном городе. Казачьи промыслы: плетение, пчеловодство, огородничество. Пословицы и поговорки о труде. Народные мастера и умельцы. Семикаракорский фаянс. Изготовление поделок. Участие в итоговой выставке детских работ.
10. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное содержание православных праздников. Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к праздникам. Организация участия детей в празднично – игровых забавах.
11. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
12. Итоговое занятие. «Донской край» (Казачьи игры, песни, хороводы, обычаи).
Тематическое планирование
II год обучения
№ п\п |
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1
|
Вводное занятие
|
1 |
1 |
- |
2
|
Моя семья
|
4 |
1 |
3 |
3
|
Край в котором мы живем
|
9 |
3 |
6 |
4
|
Осень в природе Донского края
|
6 |
2 |
4 |
5
|
Прошлое родного края
|
12 |
4 |
8 |
6
|
Зимние посиделки
|
9 |
3 |
6 |
7
|
Природа Донского края
|
8 |
2 |
6 |
8
|
Чем славится земля Донская
|
10
|
2 |
8 |
9
|
Донские традиции
|
7 |
2 |
5 |
10
|
Этих дней не смолкнет слава
|
5
|
2
|
3
|
11
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
72 |
22 |
50
|
Содержание разделов программы
2 год обучения.
1. Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на 2-й год обучения. Правила поведения и техникой безопасности на занятиях.
2. Моя семья. Изучаем родословную. Мои корни. Семейные традиции в наши дни. Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа своего рода.
3. Край в котором мы живем. Города и поселки родного края. Столица донского казачества город Новочеркасск, его достопримечательности. Дон – батюшка – великая река. Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.
4. Осень в природе Донского края. Знакомство с разнообразием донских лечебных трав и растений (пижма, шалфей, зверобой, душица, калина, шиповник, боярышник и т.д.), значение их свойств и применение в жизни человека. Экскурсия – путешествие по Донскому и его окрестностям. Сбор природного материала. Оформление осенних поделок. Выставка «Осенние краски природы».
5. Прошлое родного края. Семейный уклад казаков. Нравственный устой казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особое положение стариков. Пословицы и поговорки о семье. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Второй постриг и поход в баню с мужчинами. Переход в кунацкую. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни. Воспитание девочки в казачьей семье. Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды рукоделия. Предметы женского рукоделия: веретено, прялка, пяльцы, крючок и спицы для вязания, нити для вязания и вышивания. Приготовление приданого.
6. Зимние посиделки. Народные приметы зимы. Зимние забавы и развлечения. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние узоры».
7. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Дать представление о размерах нашей области и ее природных богатствах. Познакомить с исчезающими видами животных родного края занесенных в «Красную книгу».
8. Чем славится земля Донская. Казачьи ремесла: кузнец, ткач, гончар, охотник, пряха, купец, колодезник, колесник, шорник, седельник, корзинщик, бондарь, чеботарь. Пословицы и поговорки о мастерах. Современные казачьи фамилии, образованные от названий ремесел. Изготовление поделок из бросового материала. Участие в итоговой выставке детских работ.
9. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное содержание православных праздников. Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к праздникам. Организация участия детей в празднично – игровых забавах.
10. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
11. Итоговое занятие. КВН между родителями и детьми: « Я знаю свой родной край».
Методическое обеспечение.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: краеведческого музея; казачьих костюмов для детей и взрослых; литературы, отражающей специфику программы; иллюстративных альбомов, фотографий; дидактических игр; аудио- и видеоматериалов; мультимедийного проектора; экрана.
Аудиоматериалы: Казачьи сказки; «Казачья воля» – концертные выступления; «Казачий круг» – концертные выступления; «Масленица-кривошейка»; Песни донских казаков Ростовской области; Колыбельные песни; Церковные песнопения.
Видеоматериалы: «Дон наш батюшка» – видеофильм о донских казаках. Песни в исполнении фольклорного ансамбля «Станица» (руководитель О.Г. Никитенко). Песни в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» (руководитель В.В. Путиловская). Песни в исполнении ансамбля казачьей песни «Благовест» (руководитель М.И. Быкадоров).
Материально-техническая база: комната казачьего быта, макет русской печи, лавки деревянные, стол, люлька, кровать, зеркало, прялка, старинная икона, старинные фотографии, полочки с посудой, сундук, половики, предметы быта, корзинки плетеные, предметы рукоделия, рушники. Музыкальный зал: пианино, баян, набор шумовых музыкальных инструментов, набор детских музыкальных инструментов, ложки деревянные, свистульки.
Технические средства обучения: музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор цветной, мультимедийный проектор, экран.
Декорации для театрализованной деятельности: плетень, макеты деревьев, масленичная карусель, масленичное чучело, короба для коробейников, теремок.
Костюмы: платки павлово-посадские, казачьи костюмы для мальчиков, сарафаны для девочек, платочки, казачьи костюмы для взрослых, костюмы скоморохов, костюмы зверей.
Методические рекомендации. В программе представлены практические пути реализации этнокультурного компонента в процессе приобщения к культурно-историческому наследию Волго-Донского края. Разработано развернутое тематическое планирование, сценарии праздников и развлечений, которые содержат значительный по объему музыкально-дидактический материал, знакомство с которым поможет старшим дошкольникам (на основе разных видов деятельности) практически освоить специфику традиционной культуры донского казачества. Ознакомление с каждой темой включает в себя занятия по познавательному развитию, по речевому, физическому и музыкальному развитию, также присутствует конструирование и изобразительная деятельность. Содержание и объем каждой темы может варьироваться в зависимости от компетентности педагога, подготовленности детей и наличия соответствующей развивающей среды
Литература
Основная литература:
1. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков
XVII-XX вв. / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д, 2006.
2. Агофонов, А.И. История донского казачества: учебное пособие /
А.И. Агофонов, А.В. Венков, В.П. Водолацкий. – Ростов н/Д, 2001.
3. История донского казачества: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001.
4. Нестеров, Н.И. Кто они, донские казаки? / Н.И. Нестеров. – Волгоград,
2008.
5. Региональный этнокультурный компонент в становлении и развитии
традиционной народной педагогики / под ред. А.А. Бирюкова, Ю.Н. Слущева. –Волгоград, 2008.
6. Энциклопедия казачества /сост. Г.В. Губарев; ред.-изд. А.И. Скрылов. –
М., 2008.
Дополнительная литература
7. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов-на-Дону: «Баро-пресс», 2006.
8. Затямина, Т.А Календарно-обрядовые праздники в детском саду /
Т.А. Затямина, Л.О. Тимофеева //Учебный год. – 2003. – № 2. С. 46-51.
9. Коготин, В. Казачьи погудки / В. Коготин. – Волгоград, 2006.
10. Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов. – М., 2007.
11. Заветный дар. Хрестоматия для педагогов дополнительного образования,
воспитателей. – Ростов-на-Дону. – 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storonushka_programma_2.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Новочеркасска
Управление образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом ____________ А.Г. Тиунова
МБОУ ДОД ДДТ Директор МБОУ ДОД ДДТ
Протокол от 29.08.2014 г. № 1 Приказ от 29.08.2014 г. № 97
Воспитательно-образовательная программа
«Сторонушка донская»
Автор-составитель: педагог
дополнительного образования
Селиверстова Е.В.
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
г. Новочеркасск,
2014
Пояснительная записка
В настоящее время возрастает интерес к истории донского края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет.
Программа объединения направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, она создает условия для развития творческих способностей детей, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, поселке, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.
Основной деятельностью объединения является изучение исторического и культурного наследия донского края, участие в возрождении национальных традиций, обычаев посредством знакомства детей с устным народным творчеством, обрядами и традициями, в том числе и семейными, казаков, казачьими песнями и музыкой, казачьими играми и промыслами.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с природой донского края, с редкими видами растений и животных, занесенных в «Красную книгу».
Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении подростков наблюдается бездуховность, безнравственность. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, неспособной причинить вред ни окружающим, ни природе, ни себе. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, внимание к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Программа «Сторонушка донская» развивает эти качества с дошкольного возраста.
Данная программа развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка познавательную и творческую деятельность как интересную, успешную. Приобщение к культурно-историческим ценностям родного края способствует формированию основ духовно-нравственной личности.
Программа предполагает творческое сотрудничество с семьями воспитанников. Совместное создание генеалогического древа семьи, семейные походы и поездки к памятным местам, участие родителей в праздниках, занятиях, конкурсах, фотовыставках, семейных газетах, знакомство с семейными легендами, реликвиями, – все это создает атмосферу любознательности, преемственности семьи, детского сада и дома детского творчества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей к культурно-историческому наследию Донского края. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса.
Направленность программы на общечеловеческие ценности рассматривается сквозь призму традиционной народной культуры, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его. Формируются и совершенствуются этические, познавательные и эстетические эмоции. В результате круг интересов, потребностей и мотивации ребенка расширяется.
Приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию своего народа, своей малой родины становится одним из важнейших условий интеграции формирующейся личности в национальную и мировую культуру.
Целью программы является: формирование у детей позитивного отношения к самим себе и окружающему миру на основе исторического, художественного, социального, экологического опыта предшествующих поколений.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем называ-
етсяется краем;
- пробудить интерес к истории и культуре родного края;
- расширить знание растительного и животного мира Донского края;
- приобщить к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- развить речевую культуру средствами регионального фольклора;
- освоить культурно-историческое наследие Донского казачества через памятные даты народного календаря;
- создать условия для творческого развития личности ребенка.
Программа предназначена для детей 5-7 лет. В одной группе занимаются 12-15 человек. Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны соответствующие тест-карты.
Методы оценки результативности программы: отслеживание результата (наблюдение, диагностика); результаты продуктивной деятельности детей.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей и их родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу реализации программы обучающиеся должны:
знать:
- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей, адрес детского сада, его название;
- название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны;
- названия рек родного края (Дон, Кадамовка);
- герб, флаг России, герб и флаг родного края;
- детали традиционного казачьего костюма и их символику;
- жилище казаков, внутреннее устройство куреня;
- особенности природы донского края;
- виды и продукцию казачьих ремесел;
- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;
- имена прославленных казаков;
- пословицы и поговорки о родном крае, семье, дружбе;
- наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, понимать их смысл;
- названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц Донского края, некоторых степных растений;
- знать о помощи человека природе;
уметь:
- рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках, показывать их на изображении древа рода;
- рассказывать о своем родном городе, крае;
- передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, сказках, рассказах, поделках;
- правильно надевать традиционный казачий костюм, выбирать манеру поведения, соответствующую образу казака (казачки);
- составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях донского казачества;
- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми, опираясь на традиционные устои общества.
Ребенок способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города, его традиционной культуре; задавать вопросы в ходе тематической экскурсии в краеведческом музее, беседе, прослушивании произведений устного народного творчества. Он сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках. Использовать нравственные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».
Тематическое планирование
I год обучения
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Моя семья | 4 | 1 | 3 |
3 | Край в котором мы живем | 5 | 2 | 3 |
4 | Осень в природе Донского края | 6 | 2 | 4 |
5 | Прошлое родного края | 12 | 4 | 8 |
6 | Зимние посиделки | 9 | 2 | 7 |
7 | Детский игровой фольклор | 4 | 1 | 3 |
8 | Природа Донского края | 8 | 2 | 6 |
9 | Чем славится земля Донская | 10 | 3 | 7 |
10 | Донские традиции | 7 | 3 | 4 |
11 | Этих дней не смолкнет слава | 5 | 2 | 3 |
12 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 | 23 | 49 |
Содержание разделов программы
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Открытие объединения «Сторонушка донская». Знакомство с детьми (игры на знакомство), ознакомление с работой объединения «Сторонушка донская» (цели, задачи и содержание программы).
2. Моя семья. Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей. Пословицы и поговорки о семье. Рассказы детей о своей семье «Что я знаю о себе». Зарисовки семьи в альбом «Я живу в Донском». «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», коллективная работа по изготовлению дерева (дома) воспитанников детского сада.
3. Край в котором мы живем. Донской край. Знакомство с историей возникновения поселка Донской. Презентация «Моя родина поселок Донской». История поселка в названиях улиц. Зарисовки на тему « Улица на которой я живу».
4. Осень в природе Донского края. Народные приметы осени. Деревья, которые нас окружают. Расширение представлений детей о деревьях, которые растут на Донской земле. Экскурсии в осенний парк, краски осеннего парка. Сбор природного материала. Оформление осенних поделок. Выставка детских работ «Листопад».
5. Прошлое родного края. Кто такие казаки? История возникновения казачества. Казачий костюм. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Нравственный устой казачьей семьи. Многодетность казачьих семей. Воспитание сироток как традиция казачьей семьи. Рождение ребенка в казачьей семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Традиционные подарки мальчикам и девочкам. Обряд «смывания забот с девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.
6. Зимние посиделки. Народные приметы зимы. «Интервью с зимующими птицами» - характерные особенности зимующих птиц. «Помогите птицам!» - привлечение родителей по изготовлению кормушек для птиц. Зимние забавы. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние фантазии».
7. Детский игровой фольклор. Отражение в играх образа жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость. Погудки, считалки, заклички, обрядовые песни.
8. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Особенности природы донского края весной. Животные и птицы донского края. День птиц.
9. Чем славится земля Донская. Труд взрослых в родном городе. Казачьи промыслы: плетение, пчеловодство, огородничество. Пословицы и поговорки о труде. Народные мастера и умельцы. Семикаракорский фаянс. Изготовление поделок. Участие в итоговой выставке детских работ.
10. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное содержание православных праздников. Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к праздникам. Организация участия детей в празднично – игровых забавах.
11. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
12. Итоговое занятие. «Донской край» (Казачьи игры, песни, хороводы, обычаи).
Тематическое планирование
II год обучения
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Моя семья | 4 | 1 | 3 |
3 | Край в котором мы живем | 9 | 3 | 6 |
4 | Осень в природе Донского края | 6 | 2 | 4 |
5 | Прошлое родного края | 12 | 4 | 8 |
6 | Зимние посиделки | 9 | 3 | 6 |
7 | Природа Донского края | 8 | 2 | 6 |
8 | Чем славится земля Донская | 10 | 2 | 8 |
9 | Донские традиции | 7 | 2 | 5 |
10 | Этих дней не смолкнет слава | 5 | 2 | 3 |
11 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Содержание разделов программы
2 год обучения.
1. Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на 2-й год обучения. Правила поведения и техникой безопасности на занятиях.
2. Моя семья. Изучаем родословную. Мои корни. Семейные традиции в наши дни. Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа своего рода.
3. Край в котором мы живем. Города и поселки родного края. Столица донского казачества город Новочеркасск, его достопримечательности. Дон – батюшка – великая река. Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.
4. Осень в природе Донского края. Знакомство с разнообразием донских лечебных трав и растений (пижма, шалфей, зверобой, душица, калина, шиповник, боярышник и т.д.), значение их свойств и применение в жизни человека. Экскурсия – путешествие по Донскому и его окрестностям. Сбор природного материала. Оформление осенних поделок. Выставка «Осенние краски природы».
5. Прошлое родного края. Семейный уклад казаков. Нравственный устой казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особое положение стариков. Пословицы и поговорки о семье. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Второй постриг и поход в баню с мужчинами. Переход в кунацкую. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни. Воспитание девочки в казачьей семье. Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды рукоделия. Предметы женского рукоделия: веретено, прялка, пяльцы, крючок и спицы для вязания, нити для вязания и вышивания. Приготовление приданого.
6. Зимние посиделки. Народные приметы зимы. Зимние забавы и развлечения. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние узоры».
7. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Дать представление о размерах нашей области и ее природных богатствах. Познакомить с исчезающими видами животных родного края занесенных в «Красную книгу».
8. Чем славится земля Донская. Казачьи ремесла: кузнец, ткач, гончар, охотник, пряха, купец, колодезник, колесник, шорник, седельник, корзинщик, бондарь, чеботарь. Пословицы и поговорки о мастерах. Современные казачьи фамилии, образованные от названий ремесел. Изготовление поделок из бросового материала. Участие в итоговой выставке детских работ.
9. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное содержание православных праздников. Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к праздникам. Организация участия детей в празднично – игровых забавах.
10. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
11. Итоговое занятие. КВН между родителями и детьми: « Я знаю свой родной край».
Методическое обеспечение.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: краеведческого музея; казачьих костюмов для детей и взрослых; литературы, отражающей специфику программы; иллюстративных альбомов, фотографий; дидактических игр; аудио- и видеоматериалов; мультимедийного проектора; экрана.
Аудиоматериалы: Казачьи сказки; «Казачья воля» – концертные выступления; «Казачий круг» – концертные выступления; «Масленица-кривошейка»; Песни донских казаков Ростовской области; Колыбельные песни; Церковные песнопения.
Видеоматериалы: «Дон наш батюшка» – видеофильм о донских казаках. Песни в исполнении фольклорного ансамбля «Станица» (руководитель О.Г. Никитенко). Песни в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» (руководитель В.В. Путиловская). Песни в исполнении ансамбля казачьей песни «Благовест» (руководитель М.И. Быкадоров).
Материально-техническая база: комната казачьего быта, макет русской печи, лавки деревянные, стол, люлька, кровать, зеркало, прялка, старинная икона, старинные фотографии, полочки с посудой, сундук, половики, предметы быта, корзинки плетеные, предметы рукоделия, рушники. Музыкальный зал: пианино, баян, набор шумовых музыкальных инструментов, набор детских музыкальных инструментов, ложки деревянные, свистульки.
Технические средства обучения: музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор цветной, мультимедийный проектор, экран.
Декорации для театрализованной деятельности: плетень, макеты деревьев, масленичная карусель, масленичное чучело, короба для коробейников, теремок.
Костюмы: платки павлово-посадские, казачьи костюмы для мальчиков, сарафаны для девочек, платочки, казачьи костюмы для взрослых, костюмы скоморохов, костюмы зверей.
Методические рекомендации. В программе представлены практические пути реализации этнокультурного компонента в процессе приобщения к культурно-историческому наследию Волго-Донского края. Разработано развернутое тематическое планирование, сценарии праздников и развлечений, которые содержат значительный по объему музыкально-дидактический материал, знакомство с которым поможет старшим дошкольникам (на основе разных видов деятельности) практически освоить специфику традиционной культуры донского казачества. Ознакомление с каждой темой включает в себя занятия по познавательному развитию, по речевому, физическому и музыкальному развитию, также присутствует конструирование и изобразительная деятельность. Содержание и объем каждой темы может варьироваться в зависимости от компетентности педагога, подготовленности детей и наличия соответствующей развивающей среды
Литература
Основная литература:
1. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков
XVII-XX вв. / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д, 2006.
2. Агофонов, А.И. История донского казачества: учебное пособие /
А.И. Агофонов, А.В. Венков, В.П. Водолацкий. – Ростов н/Д, 2001.
3. История донского казачества: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001.
4. Нестеров, Н.И. Кто они, донские казаки? / Н.И. Нестеров. – Волгоград,
2008.
5. Региональный этнокультурный компонент в становлении и развитии
традиционной народной педагогики / под ред. А.А. Бирюкова, Ю.Н. Слущева. –Волгоград, 2008.
6. Энциклопедия казачества /сост. Г.В. Губарев; ред.-изд. А.И. Скрылов. –
М., 2008.
Дополнительная литература
7. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов-на-Дону: «Баро-пресс», 2006.
8. Затямина, Т.А Календарно-обрядовые праздники в детском саду /
Т.А. Затямина, Л.О. Тимофеева //Учебный год. – 2003. – № 2. С. 46-51.
9. Коготин, В. Казачьи погудки / В. Коготин. – Волгоград, 2006.
10. Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов. – М., 2007.
11. Заветный дар. Хрестоматия для педагогов дополнительного образования,
воспитателей. – Ростов-на-Дону. – 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением
В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен опыт научной организации труда заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Воспитательной образовательная программа кружка " Оч.умелые ручки" на период летних каникул
Летние каникулы занимают значительную часть свободного времени детей. Это самая благодатная пора для общения,расширения кругозора, приобретения навыков общения. Поэтому в программу включены и мероприя...
Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности ч...