Воспитательно-образовательная программа «Сторонушка донская»
рабочая программа на тему

Селиверстова Елена Вячеславовна

Администрация города Новочеркасска

 Управление образования

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

 

 

 

 

 

 

 

         ПРИНЯТА                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                           ____________ А.Г. Тиунова

МБОУ ДОД ДДТ                                                                        Директор МБОУ ДОД ДДТ

Протокол от 29.08.2014 г. № 1                                                 Приказ от 29.08.2014 г. № 97

 

 

 

 

 

Воспитательно-образовательная программа

  «Сторонушка донская»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Автор-составитель: педагог

                                                                                                      дополнительного образования

                                                                                                      Селиверстова Е.В.

                                                                                                      Возраст детей: 5-7 лет.

                                                                                                      Срок реализации: 2 года.

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск,

2014

Пояснительная записка

            В настоящее время возрастает интерес к истории донского края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет.

         Программа объединения направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, она создает условия для развития творческих способностей детей, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, поселке, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.

         Основной деятельностью объединения является изучение исторического и культурного наследия донского края, участие в возрождении национальных традиций, обычаев посредством  знакомства детей с устным народным творчеством, обрядами и традициями, в том числе и семейными, казаков, казачьими песнями и музыкой, казачьими играми и промыслами.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с природой донского края, с редкими видами растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Актуальность  программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании человека:  юное  поколение  не  помнит  и  не  знает  культуры  своего  народа;  все чаще  в  поведении  подростков  наблюдается бездуховность,  безнравственность. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии,  актуальной  становится  задача  воспитания  безопасной  личности,  неспособной  причинить  вред  ни  окружающим,  ни  природе,  ни  себе.  С  другой  стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, внимание  к  сохранению  и  развитию  национальной  культуры,  языка, возрождение  народных  традиций,  возвращение  к  вере. Программа «Сторонушка донская» развивает эти качества с дошкольного возраста.

Данная  программа развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка познавательную и творческую  деятельность  как  интересную,  успешную.  Приобщение  к культурно-историческим ценностям родного края способствует формированию основ духовно-нравственной личности.

Программа  предполагает  творческое  сотрудничество  с  семьями воспитанников. Совместное создание генеалогического древа семьи, семейные  походы  и  поездки  к  памятным  местам,  участие  родителей  в  праздниках,  занятиях,  конкурсах, фотовыставках,  семейных  газетах,  знакомство с семейными легендами, реликвиями,  –  все это создает атмосферу любознательности, преемственности семьи, детского сада и дома детского творчества.

Педагогическая  целесообразность  программы  объясняется  организацией целостного  процесса  приобщения  детей   к культурно-историческому  наследию Донского  края.    Углубленное изучение  материала  через  собственную  практическую  деятельность способствует  сохранению  на  занятиях  высокой  творческой  активности  и познавательного интереса.

Направленность  программы  на  общечеловеческие  ценности рассматривается  сквозь  призму  традиционной  народной  культуры, имеющей  широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения.  В процессе реализации  программы  у  воспитанников  происходит  накопление  знаний  и впечатлений  о  родном  крае,  о  людях,  прославивших  его.  Формируются  и совершенствуются  этические,  познавательные  и  эстетические  эмоции.  В результате  круг  интересов,  потребностей  и  мотивации  ребенка  расширяется.

Приобщение  дошкольников  к  культурному  и  историческому  наследию  своего народа,  своей  малой  родины  становится  одним  из  важнейших  условий интеграции формирующейся личности в национальную и мировую культуру.

Целью программы является: формирование  у  детей  позитивного  отношения  к  самим  себе  и  окружающему  миру  на  основе исторического,  художественного,  социального,  экологического  опыта предшествующих поколений.

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем называ-

  етсяется краем;

- пробудить интерес к истории и культуре родного края;

- расширить знание растительного и животного мира Донского края;

- приобщить к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- развить речевую культуру средствами регионального фольклора;

- освоить культурно-историческое наследие Донского казачества через памятные даты народного календаря;

- создать условия для творческого развития личности ребенка.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. В одной группе занимаются 12-15 человек. Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.

Формы  занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны соответствующие тест-карты.

Методы оценки результативности программы: отслеживание результата (наблюдение, диагностика); результаты продуктивной деятельности детей.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей и их родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу реализации программы обучающиеся должны:

знать:

- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей, адрес детского сада, его название;

- название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны;

- названия рек родного края (Дон, Кадамовка);

- герб, флаг России, герб и флаг родного края;

- детали традиционного казачьего костюма и их символику;

- жилище казаков, внутреннее устройство куреня;

- особенности природы донского края;

- виды и продукцию казачьих ремесел;

- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;

- имена прославленных казаков;

- пословицы и поговорки о родном крае, семье, дружбе;

- наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, понимать их смысл;

- названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц Донского края, некоторых степных растений;

- знать о помощи человека природе;

уметь:

- рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках, показывать их на изображении древа рода;

- рассказывать о своем родном городе, крае;

- передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, сказках, рассказах, поделках;

- правильно надевать традиционный казачий костюм, выбирать манеру поведения, соответствующую образу казака (казачки);

- составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях донского казачества;

- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми, опираясь на традиционные устои общества.

Ребенок  способен  проявлять  интерес  к  историческому  прошлому родного  края,  города,  его  традиционной  культуре;  задавать  вопросы  в  ходе тематической  экскурсии  в  краеведческом  музее,  беседе, прослушивании произведений устного народного творчества. Он сможет  участвовать  в  народных  праздниках  и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках. Использовать  нравственные  ориентиры,  почерпнутые  из  народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

 

Тематическое планирование

I год обучения

 

 

п\п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

1

 

 

Вводное занятие

 

 

1

 

1

 

-

 

2

 

 

Моя семья

 

 

4

 

1

 

3

 

3

 

 

Край в котором мы живем

 

 

5

 

2

 

3

 

4

 

 

Осень в природе Донского края

 

 

6

 

2

 

4

 

5

 

 

Прошлое родного края

 

 

12

 

4

 

8

 

6

 

 

Зимние посиделки

 

 

9

 

2

 

7

 

7

 

 

Детский игровой фольклор

 

 

4

 

1

 

3

 

8

 

 

Природа Донского края

 

 

8

 

2

 

6

 

9

 

 

Чем славится земля Донская

 

 

10

 

 

3

 

7

 

10

 

 

Донские традиции

 

 

7

 

3

 

4

 

11

 

 

Этих дней не смолкнет слава

 

 

5

 

 

2

 

 

3

 

 

12

 

 

Итоговое занятие

 

 

1

 

 

-

 

 

1

 

 

 

Итого:

 

 

72

 

23

 

49

 

 

 

 

 

Содержание разделов программы

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Открытие объединения «Сторонушка донская». Знакомство с детьми (игры на знакомство), ознакомление с работой объединения «Сторонушка донская» (цели, задачи и содержание программы).

 

2. Моя семья. Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей. Пословицы и поговорки о семье. Рассказы детей о своей семье «Что я знаю о себе». Зарисовки семьи в альбом «Я живу в Донском». «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», коллективная работа по изготовлению дерева (дома) воспитанников детского сада.

 

3. Край в котором мы живем. Донской край. Знакомство с  историей возникновения поселка Донской. Презентация «Моя родина поселок Донской». История поселка в названиях улиц. Зарисовки на тему « Улица на которой я живу».

 

4. Осень в природе Донского края. Народные приметы осени. Деревья, которые нас окружают.   Расширение  представлений детей о деревьях, которые растут на Донской земле. Экскурсии в осенний парк, краски осеннего парка. Сбор природного материала. Оформление  осенних поделок. Выставка детских работ «Листопад».

 

5. Прошлое родного края. Кто такие казаки?  История возникновения казачества. Казачий костюм. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Нравственный  устой  казачьей  семьи. Многодетность  казачьих  семей.  Воспитание  сироток  как  традиция  казачьей семьи. Рождение  ребенка  в  казачьей  семье.  Обряды  и  традиции, связанные с рождением ребенка. Таинство крещения. Крестные  отец  и  мать,  их  роль  в  православном  воспитании.  Традиционные подарки  мальчикам  и  девочкам.  Обряд  «смывания  забот  с  девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.

 

6. Зимние посиделки.   Народные приметы зимы.  «Интервью с зимующими птицами» - характерные особенности зимующих птиц. «Помогите птицам!» - привлечение родителей по изготовлению кормушек для птиц. Зимние забавы. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние фантазии».

 

7. Детский игровой фольклор. Отражение  в  играх  образа  жизни  людей,  их  труд, быт, национальные  устои,  представления  о  чести,  смелости,  желание  обладать силой,  ловкостью,  проявлять  смекалку,  выдержку,  творческую  выдумку, находчивость,  волю  и  стремление  к  победе.  Игры, развивающие  ловкость, точность движения, меткость. Погудки, считалки, заклички, обрядовые песни.

 

8. Природа Донского Края. Народные приметы весны.  Особенности природы донского края весной. Животные и птицы донского края. День птиц.

 

9. Чем славится земля Донская. Труд взрослых в родном городе. Казачьи  промыслы:  плетение, пчеловодство, огородничество. Пословицы и поговорки о труде. Народные мастера и умельцы. Семикаракорский  фаянс.  Изготовление поделок. Участие в итоговой выставке детских работ. 

 

10. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное  содержание православных  праздников.  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к  праздникам. Организация участия  детей  в празднично – игровых забавах.

 

11. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

                                

12. Итоговое занятие. «Донской край» (Казачьи игры, песни, хороводы, обычаи).

 

Тематическое планирование

II год обучения

 

 

п\п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

1

 

 

Вводное занятие

 

 

1

 

1

 

-

 

2

 

 

Моя семья

 

 

4

 

1

 

3

 

3

 

 

Край в котором мы живем

 

 

9

 

3

 

6

 

4

 

 

Осень в природе Донского края

 

 

6

 

2

 

4

 

5

 

 

Прошлое родного края

 

 

12

 

4

 

8

 

6

 

 

Зимние посиделки

 

 

9

 

3

 

6

 

7

 

 

Природа Донского края

 

 

8

 

2

 

6

 

8

 

 

Чем славится земля Донская

 

 

10

 

 

2

 

8

 

9

 

 

Донские традиции

 

 

7

 

2

 

5

 

10

 

 

Этих дней не смолкнет слава

 

 

5

 

 

2

 

 

3

 

 

11

 

 

Итоговое занятие

 

 

1

 

 

-

 

 

1

 

 

 

Итого:

 

 

72

 

22

 

50

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов программы

2 год обучения.

 

1. Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на 2-й год обучения. Правила поведения и техникой безопасности на занятиях.

 

2. Моя семья. Изучаем родословную. Мои корни. Семейные традиции в наши дни. Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа своего рода. 

 

3. Край в котором мы живем. Города и поселки родного края. Столица донского казачества город Новочеркасск, его достопримечательности. Дон – батюшка – великая река. Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.

 

4. Осень в природе Донского края. Знакомство с разнообразием донских лечебных трав и растений (пижма,  шалфей,  зверобой,  душица, калина,  шиповник,  боярышник и т.д.), значение их свойств и применение в жизни человека. Экскурсия – путешествие по Донскому и его окрестностям. Сбор природного материала. Оформление  осенних поделок. Выставка «Осенние краски природы».

 

5. Прошлое родного края. Семейный уклад казаков. Нравственный устой казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особое положение стариков. Пословицы и поговорки о семье. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение  к  мужскому  труду,  обучение  верховой  езде.  Второй  постриг  и поход  в  баню  с  мужчинами.  Переход  в  кунацкую.  Учеба  военному  искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни. Воспитание  девочки  в  казачьей  семье.  Воспитание  девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды  рукоделия. Предметы женского рукоделия:  веретено,  прялка,  пяльцы,  крючок  и  спицы  для  вязания,  нити  для вязания и вышивания. Приготовление приданого.

 

6. Зимние посиделки.   Народные приметы зимы. Зимние забавы и развлечения.  Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние узоры».

 

7. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Дать представление о размерах нашей области и ее природных богатствах. Познакомить с исчезающими видами животных родного края занесенных в «Красную книгу».  

 

8. Чем славится земля Донская. Казачьи  ремесла:  кузнец,  ткач, гончар,  охотник,  пряха,  купец,  колодезник,  колесник,  шорник,  седельник, корзинщик,  бондарь,  чеботарь.  Пословицы и поговорки о мастерах. Современные  казачьи  фамилии,  образованные от названий ремесел. Изготовление поделок из бросового материала. Участие в итоговой выставке детских работ. 

 

9. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное  содержание православных  праздников.  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к  праздникам. Организация участия  детей  в празднично – игровых забавах.

 

10. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

 

11. Итоговое занятие. КВН между родителями и детьми: « Я знаю свой родной край».

 

Методическое  обеспечение.

Организационные  условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: краеведческого  музея; казачьих костюмов для детей и взрослых; литературы, отражающей специфику программы;   иллюстративных  альбомов,  фотографий;  дидактических  игр; аудио- и видеоматериалов; мультимедийного проектора; экрана.

Аудиоматериалы:  Казачьи  сказки; «Казачья  воля»  –  концертные  выступления;  «Казачий  круг»  –  концертные выступления; «Масленица-кривошейка»; Песни донских казаков Ростовской области; Колыбельные песни; Церковные песнопения.

Видеоматериалы:  «Дон  наш  батюшка»  –  видеофильм  о  донских  казаках. Песни  в  исполнении  фольклорного  ансамбля  «Станица»  (руководитель О.Г. Никитенко).  Песни  в  исполнении  фольклорно-этнографического  ансамбля «Покров»  (руководитель  В.В. Путиловская).  Песни  в  исполнении  ансамбля казачьей  песни  «Благовест»  (руководитель  М.И. Быкадоров). 

Материально-техническая  база:  комната  казачьего  быта,  макет  русской печи,  лавки  деревянные,  стол,  люлька,  кровать,  зеркало,  прялка,  старинная икона, старинные фотографии, полочки с посудой, сундук, половики, предметы быта, корзинки плетеные, предметы рукоделия, рушники. Музыкальный  зал:  пианино,  баян,  набор  шумовых  музыкальных инструментов,  набор  детских  музыкальных  инструментов,  ложки  деревянные, свистульки.

Технические  средства  обучения:  музыкальный  центр,  магнитофон,  видеомагнитофон,  телевизор  цветной,  мультимедийный проектор, экран.

Декорации  для  театрализованной  деятельности:  плетень,  макеты деревьев,  масленичная  карусель,  масленичное  чучело,  короба  для коробейников, теремок.

Костюмы:  платки  павлово-посадские,  казачьи  костюмы  для  мальчиков, сарафаны  для  девочек,  платочки,  казачьи  костюмы  для  взрослых,  костюмы скоморохов, костюмы зверей.

Методические  рекомендации.  В  программе  представлены  практические пути  реализации  этнокультурного  компонента в процессе  приобщения  к  культурно-историческому  наследию  Волго-Донского края.  Разработано  развернутое  тематическое  планирование, сценарии праздников и развлечений, которые содержат значительный по  объему  музыкально-дидактический  материал,  знакомство  с  которым поможет  старшим  дошкольникам  (на  основе  разных  видов  деятельности) практически освоить специфику традиционной культуры донского казачества. Ознакомление с каждой темой включает в себя занятия по познавательному развитию,  по  речевому,  физическому  и  музыкальному  развитию,  также присутствует конструирование и изобразительная деятельность. Содержание и объем  каждой  темы  может  варьироваться  в  зависимости  от компетентности педагога,  подготовленности  детей  и  наличия  соответствующей  развивающей среды

Литература

Основная литература:

1. Астапенко, Г.Д.  Быт,  обычаи,  обряды  и  праздники  Донских  казаков

XVII-XX вв. / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д, 2006.

2. Агофонов, А.И.  История  донского  казачества:  учебное  пособие /

А.И. Агофонов, А.В. Венков, В.П. Водолацкий. – Ростов н/Д, 2001.

3. История донского казачества: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001.

4. Нестеров, Н.И.  Кто  они,  донские  казаки? /  Н.И. Нестеров. –  Волгоград,

2008.

5. Региональный  этнокультурный  компонент  в  становлении  и  развитии

традиционной народной педагогики / под ред. А.А. Бирюкова, Ю.Н. Слущева. –Волгоград, 2008.

6. Энциклопедия  казачества /сост.  Г.В. Губарев;  ред.-изд.  А.И. Скрылов. –

М., 2008.

Дополнительная литература

7. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов-на-Дону: «Баро-пресс», 2006.

8. Затямина, Т.А  Календарно-обрядовые  праздники  в  детском  саду /

Т.А. Затямина, Л.О. Тимофеева //Учебный год. – 2003. – № 2. С. 46-51.

9. Коготин, В. Казачьи погудки / В. Коготин. – Волгоград, 2006.

10. Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов. – М., 2007.

11. Заветный дар. Хрестоматия для педагогов дополнительного образования,

воспитателей. – Ростов-на-Дону. – 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon storonushka_programma_2.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Новочеркасска

 Управление образования

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

         ПРИНЯТА                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                           ____________ А.Г. Тиунова

МБОУ ДОД ДДТ                                                                        Директор МБОУ ДОД ДДТ

Протокол от 29.08.2014 г. № 1                                                 Приказ от 29.08.2014 г. № 97

Воспитательно-образовательная программа

  «Сторонушка донская»

                                                                                                      Автор-составитель: педагог

                                                                                                      дополнительного образования

                                                                                                      Селиверстова Е.В.

                                                                                                      Возраст детей: 5-7 лет.

                                                                                                      Срок реализации: 2 года.

                                                                                                     

г. Новочеркасск,

2014

Пояснительная записка

        В настоящее время возрастает интерес к истории донского края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет.

        Программа объединения направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, она создает условия для развития творческих способностей детей, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, поселке, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.

        Основной деятельностью объединения является изучение исторического и культурного наследия донского края, участие в возрождении национальных традиций, обычаев посредством  знакомства детей с устным народным творчеством, обрядами и традициями, в том числе и семейными, казаков, казачьими песнями и музыкой, казачьими играми и промыслами.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с природой донского края, с редкими видами растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Актуальность  программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании человека:  юное  поколение  не  помнит  и  не  знает  культуры  своего  народа;  все чаще  в  поведении  подростков  наблюдается бездуховность,  безнравственность. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии,  актуальной  становится  задача  воспитания  безопасной  личности,  неспособной  причинить  вред  ни  окружающим,  ни  природе,  ни  себе.  С  другой  стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, внимание  к  сохранению  и  развитию  национальной  культуры,  языка, возрождение  народных  традиций,  возвращение  к  вере. Программа «Сторонушка донская» развивает эти качества с дошкольного возраста.

Данная  программа развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка познавательную и творческую  деятельность  как  интересную,  успешную.  Приобщение  к культурно-историческим ценностям родного края способствует формированию основ духовно-нравственной личности.

Программа  предполагает  творческое  сотрудничество  с  семьями воспитанников. Совместное создание генеалогического древа семьи, семейные  походы  и  поездки  к  памятным  местам,  участие  родителей  в  праздниках,  занятиях,  конкурсах, фотовыставках,  семейных  газетах,  знакомство с семейными легендами, реликвиями,  –  все это создает атмосферу любознательности, преемственности семьи, детского сада и дома детского творчества.

Педагогическая  целесообразность  программы  объясняется  организацией целостного  процесса  приобщения  детей   к культурно-историческому  наследию Донского  края.    Углубленное изучение  материала  через  собственную  практическую  деятельность способствует  сохранению  на  занятиях  высокой  творческой  активности  и познавательного интереса.

Направленность  программы  на  общечеловеческие  ценности рассматривается  сквозь  призму  традиционной  народной  культуры, имеющей  широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения.  В процессе реализации  программы  у  воспитанников  происходит  накопление  знаний  и впечатлений  о  родном  крае,  о  людях,  прославивших  его.  Формируются  и совершенствуются  этические,  познавательные  и  эстетические  эмоции.  В результате  круг  интересов,  потребностей  и  мотивации  ребенка  расширяется.

Приобщение  дошкольников  к  культурному  и  историческому  наследию  своего народа,  своей  малой  родины  становится  одним  из  важнейших  условий интеграции формирующейся личности в национальную и мировую культуру.

Целью программы является: формирование  у  детей  позитивного  отношения  к  самим  себе  и  окружающему  миру  на  основе исторического,  художественного,  социального,  экологического  опыта предшествующих поколений.

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем называ-

  етсяется краем;

- пробудить интерес к истории и культуре родного края;

- расширить знание растительного и животного мира Донского края;

- приобщить к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- развить речевую культуру средствами регионального фольклора;

- освоить культурно-историческое наследие Донского казачества через памятные даты народного календаря;

- создать условия для творческого развития личности ребенка.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. В одной группе занимаются 12-15 человек. Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.

Формы  занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны соответствующие тест-карты.

Методы оценки результативности программы: отслеживание результата (наблюдение, диагностика); результаты продуктивной деятельности детей.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей и их родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу реализации программы обучающиеся должны:

знать:

- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей, адрес детского сада, его название;

- название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны;

- названия рек родного края (Дон, Кадамовка);

- герб, флаг России, герб и флаг родного края;

- детали традиционного казачьего костюма и их символику;

- жилище казаков, внутреннее устройство куреня;

- особенности природы донского края;

- виды и продукцию казачьих ремесел;

- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;

- имена прославленных казаков;

- пословицы и поговорки о родном крае, семье, дружбе;

- наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, понимать их смысл;

- названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц Донского края, некоторых степных растений;

- знать о помощи человека природе;

уметь:

- рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках, показывать их на изображении древа рода;

- рассказывать о своем родном городе, крае;

- передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, сказках, рассказах, поделках;

- правильно надевать традиционный казачий костюм, выбирать манеру поведения, соответствующую образу казака (казачки);

- составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях донского казачества;

- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми, опираясь на традиционные устои общества.

Ребенок  способен  проявлять  интерес  к  историческому  прошлому родного  края,  города,  его  традиционной  культуре;  задавать  вопросы  в  ходе тематической  экскурсии  в  краеведческом  музее,  беседе, прослушивании произведений устного народного творчества. Он сможет  участвовать  в  народных  праздниках  и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках. Использовать  нравственные  ориентиры,  почерпнутые  из  народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Тематическое планирование

I год обучения

п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Моя семья

4

1

3

3

Край в котором мы живем

5

2

3

4

Осень в природе Донского края

6

2

4

5

Прошлое родного края

12

4

8

6

Зимние посиделки

9

2

7

7

Детский игровой фольклор

4

1

3

8

Природа Донского края

8

2

6

9

Чем славится земля Донская

10

3

7

10

Донские традиции

7

3

4

11

Этих дней не смолкнет слава

5

2

3

12

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

72

23

49

Содержание разделов программы

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Открытие объединения «Сторонушка донская». Знакомство с детьми (игры на знакомство), ознакомление с работой объединения «Сторонушка донская» (цели, задачи и содержание программы).

2. Моя семья. Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей. Пословицы и поговорки о семье. Рассказы детей о своей семье «Что я знаю о себе». Зарисовки семьи в альбом «Я живу в Донском». «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», коллективная работа по изготовлению дерева (дома) воспитанников детского сада.

3. Край в котором мы живем. Донской край. Знакомство с  историей возникновения поселка Донской. Презентация «Моя родина поселок Донской». История поселка в названиях улиц. Зарисовки на тему « Улица на которой я живу».

4. Осень в природе Донского края. Народные приметы осени. Деревья, которые нас окружают.   Расширение  представлений детей о деревьях, которые растут на Донской земле. Экскурсии в осенний парк, краски осеннего парка. Сбор природного материала. Оформление  осенних поделок. Выставка детских работ «Листопад».

5. Прошлое родного края. Кто такие казаки?  История возникновения казачества. Казачий костюм. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Нравственный  устой  казачьей  семьи. Многодетность  казачьих  семей.  Воспитание  сироток  как  традиция  казачьей семьи. Рождение  ребенка  в  казачьей  семье.  Обряды  и  традиции, связанные с рождением ребенка. Таинство крещения. Крестные  отец  и  мать,  их  роль  в  православном  воспитании.  Традиционные подарки  мальчикам  и  девочкам.  Обряд  «смывания  забот  с  девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.

6. Зимние посиделки.   Народные приметы зимы.  «Интервью с зимующими птицами» - характерные особенности зимующих птиц. «Помогите птицам!» - привлечение родителей по изготовлению кормушек для птиц. Зимние забавы. Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние фантазии».

7. Детский игровой фольклор. Отражение  в  играх  образа  жизни  людей,  их  труд, быт, национальные  устои,  представления  о  чести,  смелости,  желание  обладать силой,  ловкостью,  проявлять  смекалку,  выдержку,  творческую  выдумку, находчивость,  волю  и  стремление  к  победе.  Игры, развивающие  ловкость, точность движения, меткость. Погудки, считалки, заклички, обрядовые песни.

8. Природа Донского Края. Народные приметы весны.  Особенности природы донского края весной. Животные и птицы донского края. День птиц.

9. Чем славится земля Донская. Труд взрослых в родном городе. Казачьи  промыслы:  плетение, пчеловодство, огородничество. Пословицы и поговорки о труде. Народные мастера и умельцы. Семикаракорский  фаянс.  Изготовление поделок. Участие в итоговой выставке детских работ.  

 

10. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное  содержание православных  праздников.  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к  праздникам. Организация участия  детей  в празднично – игровых забавах.

11. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

                                 

12. Итоговое занятие. «Донской край» (Казачьи игры, песни, хороводы, обычаи).

Тематическое планирование

II год обучения

п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Моя семья

4

1

3

3

Край в котором мы живем

9

3

6

4

Осень в природе Донского края

6

2

4

5

Прошлое родного края

12

4

8

6

Зимние посиделки

9

3

6

7

Природа Донского края

8

2

6

8

Чем славится земля Донская

10

2

8

9

Донские традиции

7

2

5

10

Этих дней не смолкнет слава

5

2

3

11

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

72

22

50

Содержание разделов программы

2 год обучения.

1. Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на 2-й год обучения. Правила поведения и техникой безопасности на занятиях.

2. Моя семья. Изучаем родословную. Мои корни. Семейные традиции в наши дни. Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа своего рода.  

3. Край в котором мы живем. Города и поселки родного края. Столица донского казачества город Новочеркасск, его достопримечательности. Дон – батюшка – великая река. Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.

4. Осень в природе Донского края. Знакомство с разнообразием донских лечебных трав и растений (пижма,  шалфей,  зверобой,  душица, калина,  шиповник,  боярышник и т.д.), значение их свойств и применение в жизни человека. Экскурсия – путешествие по Донскому и его окрестностям. Сбор природного материала. Оформление  осенних поделок. Выставка «Осенние краски природы».

5. Прошлое родного края. Семейный уклад казаков. Нравственный устой казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особое положение стариков. Пословицы и поговорки о семье. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение  к  мужскому  труду,  обучение  верховой  езде.  Второй  постриг  и поход  в  баню  с  мужчинами.  Переход  в  кунацкую.  Учеба  военному  искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни. Воспитание  девочки  в  казачьей  семье.  Воспитание  девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды  рукоделия. Предметы женского рукоделия:  веретено,  прялка,  пяльцы,  крючок  и  спицы  для  вязания,  нити  для вязания и вышивания. Приготовление приданого.

6. Зимние посиделки.   Народные приметы зимы. Зимние забавы и развлечения.  Зимние зарисовки, изготовление поделок из бумаги. Выставка «Зимние узоры».

7. Природа Донского Края. Народные приметы весны. Дать представление о размерах нашей области и ее природных богатствах. Познакомить с исчезающими видами животных родного края занесенных в «Красную книгу».  

8. Чем славится земля Донская. Казачьи  ремесла:  кузнец,  ткач, гончар,  охотник,  пряха,  купец,  колодезник,  колесник,  шорник,  седельник, корзинщик,  бондарь,  чеботарь.  Пословицы и поговорки о мастерах. Современные  казачьи  фамилии,  образованные от названий ремесел. Изготовление поделок из бросового материала. Участие в итоговой выставке детских работ.  

9. Донские традиции. Православные и календарно-обрядовые праздники. Духовно-нравственное  содержание православных  праздников.  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  Рождество Христово, Сороки, Светлое Христово Воскресение, Троица. Народные игры, приуроченные к  праздникам. Организация участия  детей  в празднично – игровых забавах.

10. Этих дней не смолкнет слава. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

11. Итоговое занятие. КВН между родителями и детьми: « Я знаю свой родной край».

Методическое  обеспечение.

Организационные  условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: краеведческого  музея; казачьих костюмов для детей и взрослых; литературы, отражающей специфику программы;   иллюстративных  альбомов,  фотографий;  дидактических  игр; аудио- и видеоматериалов; мультимедийного проектора; экрана.

Аудиоматериалы:  Казачьи  сказки; «Казачья  воля»  –  концертные  выступления;  «Казачий  круг»  –  концертные выступления; «Масленица-кривошейка»; Песни донских казаков Ростовской области; Колыбельные песни; Церковные песнопения.

Видеоматериалы:  «Дон  наш  батюшка»  –  видеофильм  о  донских  казаках. Песни  в  исполнении  фольклорного  ансамбля  «Станица»  (руководитель О.Г. Никитенко).  Песни  в  исполнении  фольклорно-этнографического  ансамбля «Покров»  (руководитель  В.В. Путиловская).  Песни  в  исполнении  ансамбля казачьей  песни  «Благовест»  (руководитель  М.И. Быкадоров).  

Материально-техническая  база:  комната  казачьего  быта,  макет  русской печи,  лавки  деревянные,  стол,  люлька,  кровать,  зеркало,  прялка,  старинная икона, старинные фотографии, полочки с посудой, сундук, половики, предметы быта, корзинки плетеные, предметы рукоделия, рушники. Музыкальный  зал:  пианино,  баян,  набор  шумовых  музыкальных инструментов,  набор  детских  музыкальных  инструментов,  ложки  деревянные, свистульки.

Технические  средства  обучения:  музыкальный  центр,  магнитофон,  видеомагнитофон,  телевизор  цветной,  мультимедийный проектор, экран.

Декорации  для  театрализованной  деятельности:  плетень,  макеты деревьев,  масленичная  карусель,  масленичное  чучело,  короба  для коробейников, теремок.

Костюмы:  платки  павлово-посадские,  казачьи  костюмы  для  мальчиков, сарафаны  для  девочек,  платочки,  казачьи  костюмы  для  взрослых,  костюмы скоморохов, костюмы зверей.

Методические  рекомендации.  В  программе  представлены  практические пути  реализации  этнокультурного  компонента в процессе  приобщения  к  культурно-историческому  наследию  Волго-Донского края.  Разработано  развернутое  тематическое  планирование, сценарии праздников и развлечений, которые содержат значительный по  объему  музыкально-дидактический  материал,  знакомство  с  которым поможет  старшим  дошкольникам  (на  основе  разных  видов  деятельности) практически освоить специфику традиционной культуры донского казачества. Ознакомление с каждой темой включает в себя занятия по познавательному развитию,  по  речевому,  физическому  и  музыкальному  развитию,  также присутствует конструирование и изобразительная деятельность. Содержание и объем  каждой  темы  может  варьироваться  в  зависимости  от компетентности педагога,  подготовленности  детей  и  наличия  соответствующей  развивающей среды

Литература

Основная литература:

1. Астапенко, Г.Д.  Быт,  обычаи,  обряды  и  праздники  Донских  казаков

XVII-XX вв. / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д, 2006.

2. Агофонов, А.И.  История  донского  казачества:  учебное  пособие /

А.И. Агофонов, А.В. Венков, В.П. Водолацкий. – Ростов н/Д, 2001.

3. История донского казачества: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001.

4. Нестеров, Н.И.  Кто  они,  донские  казаки? /  Н.И. Нестеров. –  Волгоград,

2008.

5. Региональный  этнокультурный  компонент  в  становлении  и  развитии

традиционной народной педагогики / под ред. А.А. Бирюкова, Ю.Н. Слущева. –Волгоград, 2008.

6. Энциклопедия  казачества /сост.  Г.В. Губарев;  ред.-изд.  А.И. Скрылов. –

М., 2008.

Дополнительная литература

7. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов-на-Дону: «Баро-пресс», 2006.

8. Затямина, Т.А  Календарно-обрядовые  праздники  в  детском  саду /

Т.А. Затямина, Л.О. Тимофеева //Учебный год. – 2003. – № 2. С. 46-51.

9. Коготин, В. Казачьи погудки / В. Коготин. – Волгоград, 2006.

10. Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов. – М., 2007.

11. Заветный дар. Хрестоматия для педагогов дополнительного образования,

воспитателей. – Ростов-на-Дону. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Воспитательной образовательная программа кружка " Оч.умелые ручки" на период летних каникул

Летние каникулы занимают значительную часть свободного времени детей. Это самая благодатная пора для общения,расширения кругозора, приобретения навыков общения. Поэтому в программу включены и мероприя...

Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности ч...