Образовательная программа "Сделай сам"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Приобщение детей и подростков к обучению народным ремеслом, предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.Приобщение детей и подростков к обучению народным ремеслом, предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 467 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рассмотрено на                                                                                                         «Утверждаю» педагогическом совете школы                                                                           директор школы протокол №___ от __________ 20___ г.                                      ____________ Т. А. Шумеева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Сделай сам»

Возраст детей 11-14

Срок реализации программы 2 года

Федоров Александр Алексеевич

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016 г.

Краткая аннотация программы.

Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, используются художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.

Приобщение детей и подростков к обучению народным ремеслом, предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому рисунку или созданному самим обучающимся.

Данная программа рассчитана на 2 года 288 часов (1-год 144 часов, 2-год 144 часов) для учащихся 12 - 14 лет. Занятие проводится 2 раза в неделю по 2 часа. Обучение идет с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей.

Пояснительная записка

Новизна.

        Особенностью кура является творческий подход к выполнению поставленных задачи. Нахождение новых путей достижения поставленных целей перед обучающимися в ходе выполнения творческих работ. Проектная работа направлена на формирование у участников кружка навыков сочетания различных форм обработки природных материалов при выполнении одного изделия. У школьников формируется художественно-эстетический вкус во время творческого поиска иллюстративных материалов, необходимых для создания геометрии изображения и его последующего переноса на заготовку. Не мало важным аспектом является сочетание интеллектуальной, творческой и физической работы во время создания поделки.

        

Актуальность.

        Данный кружок  направлен на сохранение традиций народно – ремесленнического образа жизнедеятельности наших предков, что способствует  гражданско–патриотическому  воспитанию личности обучающегося.        

        Теоретическая часть способствует расширению кругозора и накоплению художественно-информационной базы школьников. И как следствие этого приобретение для обучающихся новых подходов к получению информации необходимой для выполнения проектной работы.

        На занятиях практической части обучения участники кружка не только выполняют необходимые манипуляции с инструментом, но и учатся преобразованию уже существующих знаний в навыки.

Задачи.

Образовательные:

-  углубление знаний по истории культуры нашего народа; знаний о возникновении и развитии искусства обработки древесины;

-  познакомить с различными видами художественной обработки древесины;

-  научить использовать книги, журналы для переводов рисунков, орнаментов;

-  научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Воспитательные:

-  развитие у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества;

-  воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалом и инструментом;

-  развитие у учащихся навыков экологической культуры;

-  формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.       
 
Развивающие:

-  развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

-  развитие мелкой моторики у детей с различной степенью умственной отсталости;

-  научить подбирать рисунки из книг, журналов, детских альбомов для раскрашивания и правильно, аккуратно, точно переносить их на материал.

Цели.

1. Развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Совершенствование трудовых умений и навыков.

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручным инструментом:

4.  Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.         

5. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.

Возраст детей, участвующих в данной программе.

Данная образовательная программа предназначена для школьников 12-14 лет.

Наполняемость: 1 год – 15 человек  

                    2 год – 12 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

1 – 2 год обучения – 4 часа в неделю, 144 учебных часов в год.

Форма проведения итоговой реализации образовательной программы.

        Форма проведения итоговой реализации образовательной программы является презентация выставочных работ, которая отображает приобретённые навыки и умения  обучающихся в сфере художественно прикладного искусства обработки древесины. При этом формирует технические знания необходимые для выполнения различных работ по созданию изделий из природного материала. По итогам курса у обучающихся формируются необходимые универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

        

Содержание программы первого года обучения.

Раздел: Выпиливание лобзиком.

В этот раздел входят темы, связанные с техникой безопасности при выполнении работ по выпиливанию лобзиком. Так же освещены вопросы по выбору материалов для получения качественных красивых изделий из древесины. Рассматриваются виды художественной обработки и техники выпиливания. Основное время уделяется практическим занятиям (56 часа из 72 часов), которое направлено на конструирование изделий и построение орнаментов. Итогами раздела является небольшая выставка обучающихся, для демонстрации полученных умений и навыков в результате универсальных учебных действий, при обработки материалов с помощью лобзика.

 

Тема №1 Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. (2 часа)

Теория. Знакомство обучающихся с правилами поведения во время занятий в мастерской.

Теория. Ознакомление с техникой безопасности.

Тема №2 Основы материаловедения. (2 часа)

Теория. Материаловедение.

Практика. Изучение видов древесины.

Тема №3 Виды художественной обработки древесины. (4 часа)

Теория. Виды художественной обработки древесины.

Практика. Обработка древесины.

Теория. Виды художественной обработки древесины.

Практика. Выбор художественной обработки древесины.

Тема №4 Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. (2 часа)

Теория. Оформление изделия с помощью лобзика.

Практика. Пробное выпиливание.

Тема №5 Материалы, инструменты и приспособления. (2 часа)

Теория. Устройство лобзика и приспособлений для выпиливания.

Практика. Подбор материала и инструмента.

Тема №6 Технические приемы выпиливания. (8 часов)

Теория. Приемы выпиливания.

Практика. Выбор рисунка.

Практика. Подготовка материала.

Практика. Изготовление шаблона.

Практика. Выпиливание лобзиком.

Тема №7 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. (2 часа)

Теория. Творчество как основа выпиливания.

Практика. Самостоятельное создание рисунка, эскиза.

Тема №8 Работа над конструкцией изделия. (8 часов)

Теория. Что такое конструкция изделий?

Практика. Выбор изделия. Создание шаблона.

Практика. Сборка чернового варианта, исправление ошибок в чертежах.

Практика. Подготовка чистового шаблона.

Тема №9 Построение орнамента. (4 часа)

Теория. Типы орнаментов и их применения.

Практика. Подбор рисунка для орнамента.

Практика. Создание орнамента.

Тема №10 Конструирование различных изделий. (6 часов)

Теория. Типовое построение изделий.

Практика. Изготовление простейших форм изделия.

Тема №11 Техника выполнения различных изделий. (8 часов)

Теория. Этапы выполнения работ.

Практика. Демонстрация пошагово выполнения работ.

Практика. Подготовка к презентации.

Практика. Доклад, презентация «как правильно выпиливать».

Тема №12 Выбор изделия обучающимися. (4 часа)

Теория. Как правильно подобрать рисунок.

Практика. Поиск рисунков и орнаментов.

Тема №13 Изготовление изделия. (18 часов)

Теория. Обобщение пройденного материала.

Практика. Создание шаблона.

Практика. Подготовка рабочего места и необходимого инструмента для работы.

Практика. Выбор материала для выпиливания.

Практика. Нанесение контура рисунка

Практика. Выпилка изделия и его последующая обработка.

Тема №14 Выставка работ. (1 час)

Практика. Демонстрации готовых работ.

Тема №15 Подведение итогов. (1 час)

Теория. Групповое обсуждение выставочных работ.

Раздел: Художественное выжигание.

        Раздел начинается с правил безопасности при работе с электро-инструментом (выжигательный аппарат). Обсуждение о декорирование  изделий и основах композиции проходят в начале раздела для привития школьникам визуализации будущих изделий. Необходимыми элементами для рассмотрения являются приёмы выжигания, которые обучающиеся используют на практике. Так же в этом разделе много времени (57 часа из 72 часов)  уделяется на практическую часть, где школьники проявляют  многогранность художественных способностей каждого из них. Для отображения творческой деятельности проводится выставка работ.

Тема №1 Инструменты для выжигания. (2 часа)

Теория. Техника безопасности при работе с электроинструментами.

Теория. Перечень необходимых инструментов.

Тема №2 Декорирование изделий выжиганием. (2 часа.)

Теория. Как это будет.

Практика. Просмотр картинок и готовых работ.

Тема №3 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. (4 часа)

Теория. Выжигательный аппарат  его устройство и вариации модификаций.

Практика. Подробное рассмотрение аппарата.

Теория. Схема работы аппарата.

Практика. Чертеж устройств для выжигания.

Тема №4 Основы композиции. (4 часа)

Теория. Как размещать рисунок на заготовке.

Практика. Выбор изображений для нанесения на деталь.

Практика. Комбинирование изображений.

Практика. Нанесение на деталь изображения с помощью копировальной бумаги.

Тема №5 Подготовка инструмента к работе. (2 часа)

Теория. Рабочее место.

Практика. Проверка инструмента на работоспособность.

Тема №6 Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (4 часов)

Теория. Художественное декорирование.

Практика. Подготовка докладов.

Практика. Прослушивание докладов по темам.

Тема №7 Основные приёмы выжигания. (10 часов)

Теория. Как это делается?

Практика. Изучение приемов.

Практика. Фиксация рисунка.

Практика. Разметка по трафарету.

Практика. Способы выжигания (точками, линиями, комбинированный).

Тема №8 Техника выполнения приёмов выжигания. (12 часов)

Теория. Научись делать правильно.

Практика. Рабочая поза для выжигания, держание ручки обучающегося.

Теория. Техника выполнения работ.

Практика. Контуры выжигания.

Практика. Штампование.

Практика. Сочетание пиротипии и пирографии.

Тема №9 Отделка изделия.  (6 часов)

Теория. Понятия о отделке.

Практика. Зачистка и полировка изделия.

Практика. Художественная отделка изделия.

Практика. Лакирование.

Тема №10 Выбор изделия обучающимися. (4 часа)

Теория. Как правильно подобрать рисунок.

Практика. Поиск рисунков и арнаментов.

Тема №11 Изготовление изделия. (20 часов)

Теория. Обобщение пройденного материала.

Практика. Создание шаблона.

Практика. Подготовка рабочего места и необходимого инструмента для работы.

Практика. Выбор материала для выжигания.

Практика. Нанесение контура рисунка.

Практика. Выжегание изделия и его последующая обработка.

Тема №12 Выставка работ. (1 час)

Практика. Демонстрации готовых работ.

Тема №13 Подведение итогов. (1 час)

Теория. Групповое обсуждение выставочных работ.

Содержание программы второго года обучения.

Раздел: Резьба по дереву.

        Начало раздела состоит из общих сведений о художественной обработке древесины и правилах поведения при работе с режущим инструментом. Необходимо подробно рассмотреть разнообразие инструмента, который понадобится для выполнения резьбы по дереву. Народное искусство находит свое отражение при выполнении работ связанных с обработкой древесины данным способом, что способствует патриотическому воспитанию школьников. Этот курс насыщен вариациями способов резьбы, что провоцирует развитие геометрического мышления  обучающихся. За счет того что практической части уделено 57 часа из 72 часов дети могут попробовать выполнять различные комбинации типов резьбы. Итоговой деятельностью является выполнение творческой работы и демонстрацией ее на выставке.  

Тема №1 Техника безопасности работы. (1 час)

Теория. Техника безопасности при работе с режущим инструментом.

Тема №2 Общие сведения о художественной обработке дерева. (1 час)

Теория. Художник по древесине.

Тема №3 Инструменты и приспособления для выполнения работ по резьбе (2 часа)

Теория. Инструмент в помощь резчику по дереву.

Практика. Рассмотрим необходимый инструмент.

Тема №4 Материалы. (2 часа)

Теория. Как выбрать подходящую заготовку.

Практика. Выбор материала для работ.

Тема №5 Народное искусство как часть культуры. (2 часа)

Теория. Резьба что это профессия или хобби.

Практика. Дискуссия.

Тема №6 Геометрическая резьба. (4 часа)

Теория. Геометрическая резьба.

Практика. Простейшее изображение с использованием геометрической резьбы.

Тема №7 Контурная резьба. (4 чеса)

Теория. Контурная резьба.

Практика. Выполнение контурной резьбы.

Тема №8 Скобчатая резьба. (4 часа)

Теория. Скобчатая резьба.

Практика. Выполнение скобчатой резьбы.

Тема №9 Пропильная (ажурная) резьба. (6 часов)

Теория. Пропильная (ажурная) резьба.

Практика. Выполнение ажурной резьбы.

Тема №10 Объёмная резьба. (8 часов)

Тема. Объёмная резьба.

Практика. Выполнение объёмной резьбы.

Тема №11 Плоскорельефная резьба. (6 часов)

Теория. Плоскорельефная резьба.

Практика. Выполнение плоскорельефной резьбы.

Тема №12  Отделка изделия.  (6 часов)

Теория. Понятия о отделке.

Практика. Зачистка и полировка изделия.

Практика. Лакирование.

Тема №13 Выбор изделия обучающимися. (4 часа)

Теория. Как правильно подобрать рисунок.

Практика. Поиск рисунков и арнаментов.

Тема №14 Изготовление изделия. (20 часов)

Теория. Обобщение пройденного материала.

Практика. Создание шаблона.

Практика. Подготовка рабочего места и необходимого инструмента для работы.

Практика. Выбор материала для резьбы.

Практика. Нанесение контура рисунка.

Практика. Резьба изделия и его последующая обработка.

Тема №15 Выставка работ. (1 час)

Практика. Демонстрации готовых работ.

Тема №16 Подведение итогов. (1 час)

Теория. Групповое обсуждение выставочных работ.

Раздел: Токарная обработка древесины.

        Токарная обработка требует более тщательной подготовки в техники безопасности, связанно это с использованием станка (устройство, которое обязательно разбирается в процессе обучения). Начало работ проходит с параллельным изучением режущим и измерительным инструментом. На корректный выбор материала для обработки на токарном станке выделено отдельное время. В ходе занятий обучающиеся знакомятся с точением цилиндрических, конических, фасонных и внутренних приемах выполнения работ. Это достигается продолжительными занятиями по практической части (58 часа из 72 часов), что позволяет школьникам изучить многообразие вариативности изделий. Для демонстрации своих навыков в работе на деревообрабатывающем оборудовании создается выставочный стенд.

Тема №1 Техника безопасности работы. (2 часа)

Теория. Техника безопасности при ручной обработке древесина.

Теория. Техника безопасности при работе на токарном станке по деревообработке.

Тема №2 Устройство токарного станка по дереву. (2 часа)

Теория. Устройство токарного станка по дереву.

Практика. Обучающееся подробно рассматривают станок.

Тема №3 Режущие и измеряющие инструменты. (2 часа)

Теория. Набор инструментов для работ.

Практика. Подготовка необходимых инструментов.

Тема №4 Выбор материала и подготовка заготовок к работе. (4 часа)

Теория. В чем сложность выбора материала.

Практика. Черновая обработка заготовок.

Тема №5 Приспособления для крепления обрабатываемых деталей. (4 часа)

Теория. Что и как крепить?

Практика. Выбор крепежей.

Практика. Крепления различных деталей на станок.

Тема №6 Точение цилиндрических форм. (8 часов)

Теория. Цилиндрические формы.

Практика. Точение цилиндрических форм.

Тема №7 Коническое и фасонное точение. (8 часов)

Теория. Коническое и фасонное точение.

Практика. Вытачивание конуса.

Тема №8 Внутренние точение. (10 часов)

Теория. Внутренние точение.

Практика. Внутренние точение.

Тема №9 Отделка изделия.  (6 часов)

Теория. Понятия об отделке.

Практика. Зачистка и полировка изделия.

Практика. Художественная отделка изделия.

Практика. Лакирование.

Тема №10 Выбор изделия обучающимися. (4 часа)

Теория. Как правильно подобрать форму.

Практика. Создание чертежа.

Тема №11 Изготовление изделия. (20 часов)

Теория. Обобщение пройденного материала.

Практика. Создание шаблона.

Практика. Подготовка рабочего места и необходимого инструмента для работы.

Практика. Выбор материала.

Практика. Черновая обработка с помощью рубанка.

Практика. Вытачивание изделия и его последующая обработка.

Тема №12 Выставка работ. (1 час)

Практика. Демонстрации готовых работ.

Тема №13 Подведение итогов. (1 час)

Теория. Групповое обсуждение выставочных работ.

Правила по технике безопасности для обучающихся.

  1. Вход в мастерскую только с разрешения учителя.
  2. Находится в мастерской разрешено только в спецодежде (халат).
  3. Спецодежда должна быть плотно застегнута.
  4. Приступать к выполнению работы только с разрешения учителя.
  5. Обучающиеся должны использовать инструмент только по назначению.
  6. Перед началом необходимо проверить исправность и работоспособность инструмента и оборудования.
  7. Запрещено работать не исправным инструментом.
  8. В мастерской необходимо проводить только те работы которые указаны в задании.
  9. Запрещено брать инструменты с верстаков других обучающихся.
  10. Нельзя передвигаться по мастерской без разрешения учителя.
  11. Необходимые инструменты и материалы выдаются учителем или старостой.
  12. Включение станков и приборов происходит только с разрешения учителя.
  13. При неисправности оборудования немедленно сообщить учителю о поломке.
  14. При получении травмы незамедлительно обратится к учителю.
  15. Вовремя работы на станках необходимо надеть средства индивидуальной защиты (защитная маска или очки).
  16. Работа на станках производится только в парах.
  17. Запрещено подставлять конечности тела к оборудованию.
  18. Запрещено вручную останавливать или замедлять вращающиеся элементы станков.
  19. При возникновении травм опасных ситуаций беспрекословно выполнять указание учителя.
  20. При работе с электро-приборами необходимо следить своевременным выключении их.
  21. Работа с режущи инструментом проводится с повышенной аккуратностью.
  22. На верстаке не обходимо соблюдать чистоту.
  23. При использовании нескольких инструментов их следует хранить в специально отведенном месте на верстаке (латок, подставка).
  24. Передача инструмента производится из рук в руки тупым концом к принимающему.
  25.   По окончанию работ проводится уборка помещения и в сего использованного инструмента и оборудования.
  26. По окончанию работ необходимо вымыть руки осмотреть их на наличие заноз и порезов.  
  27. Выход из мастерской проходит с разрешения учителя.
  28. В случаи нарушения выше изложенного обучающийся отстраняется от выполнения практической работы на два занятия.

Перечень оборудования.

  1. Верстак.
  2. Ножовка.
  3. Рубанок.
  4. Стамеска.
  5.  Киянка
  6. Молоток.
  7. Пассатижи.
  8. Напильники.
  9. Гаечные ключи.
  10. Отвертки.
  11. Фурнитура для сборки изделий.
  12. Материалы (фанера, древесина)
  13. Линейка.
  14. Угольник.
  15. Лобзик.
  16. Выжигательный аппарат.
  17. Токарный станок и необходимым набором режущего инструмента.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу первого года обучения обучающиеся будут:

  1. Уметь пользоваться лобзиком и выжигательным аппаратом.
  2. Овладеют навыками творческого подхода к выполнению работ.
  3. Изучат многогранность использования одного инструмента.
  4. Научатся комбинировать несколько способов художественной обработки изделия.
  5. Приобретут навыки рационального использования материала.
  6. Расширят представления о мире деревообработки.
  7. Получат знания  о многообразии природных материалов и их применении для творчества.

К концу второго года обучения обучающиеся будут:

  1. Уметь пользоваться инструментом для резьбы по дереву.
  2. Овладеют навыком работы на токарном станке.
  3. Более подробно изучат деревообработку.
  4. Приобретут знания о конструктивном подходе к обработки древесины.
  5. Расширят коммуникативные навыки.
  6. Научится изготавливать мелкие предметы домашней утвари.
  7. Сформируют теоретическую информационную базу для выполнения работ по художественной обработки древесины.

Формы и способы проверки результатов:

  1. Мнения участников кружка и их родителей.
  2. Тестирование.
  3. Выступление докладчиков.
  4. Выставки.
  5. Презентации.
  6. Устный опрос.
  7. Семинар.

Литература.

  1. Кошелев М.Д. «Как отлакировать изделия из дерева самому», М., 1977. 5.
  2. Панченко В.В. «Выжигание по дереву», Ростов-на-Дону, Феникс,2005.
  3. Выпиливание лобзиком. Забавные поделки”, Москва ,,Мой мир” 2005 г.Хайди Грунд-Тарпе
  4. Деревообработка. Сб. Под ред. В. Нуча. - М., Техносфера, 2007
  5. Симонов Е. " Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство", Питер, 2011
  6. Ф. А. Шемуратов "Выпиливание лобзиком" Легпромбытиздат, 1992 год,
  7. Рыженко В.И. "Выпиливание лобзиком. Материалы. Инструменты. Техника выполнения" АСТВ, 1998 год.
  8. Шпильман П. "Основы работы с лобзиком" Астрель, 2005 год,
  9. Издательство "Народное творчество”,"Антиква" Авторы: Г. А. Бабурова, Г. В. Потапов, А.С. Песьяков, А. В. Манжулин, и др. Резчикам по дереву альбом орнаментов
  10. В. Нутч "Справочник строителя. Деревянные двери." Техносфера, 2011 год
  11. Бобиков П. Д. "Справочник домашнего мастера", Эксмо, 2006 год
  12. Дэниел Райт. Искусство выжигания по дереву. Перевод и издание на русском языке Издательская группа «Контэнт», 2005
  13. Федотов Г.Я. Бондарное дело.-М.: Культура и традиции, 2000.
  14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907
  15. Ветошкин Ю.И., Газеев М.В., Цой Ю.И. Специальные виды отделки: учеб. Пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008.
  16. Пул Стефан ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ: ТЕХНИКА, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ. АСТ-Пресс 2006
  17. Норма Грегори. Выжигание по дереву. 2007г
  18. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. 2011г
  19. Стефан Пул Выжигание по дереву.  АСТ-Пресс Книга 2013
  20.  Анна Зайцева  Пирография. Уроки выжигания по дерев  Эксмо 2012
  21. Семенцов А. Ю. "Резьба по дереву. Орнаменты, розетки, панно: В 2-х альбомах. Альбом 1" Современное слово, 2007 год
  22. Семенцов А. Ю. "Резьба по дереву. Орнаменты, розетки, панно: В 2-х альбомах. Альбом 2" Современное слово, 2007 год
  23. Семенцов А. Ю. "Прорезная резьба. Альбом орнаментов 3" Современное слово, 2007 год
  24. А. Ф. Афанасьев " Резчику по дереву " Московский рабочий, 1990 год, 252 стр. А. Ф. Афанасьев " Резьба по дереву " Эксмо, 2006 год
  25. Завершинский В.В. " Практика резьбы по дереву " Народное творчество, 2005 год
  26. Ф. Жильцов, А. Шалин, " Художественная резьба по дереву " Манускрипт, 2002 год
  27. Логачева Л. " Основы мастерства резчика по дереву " Народное творчество, 2005 год
  28. В. И. Рыженко "Работы по дереву. От резьбы до паркета: Практическое руководство" РИПОЛ КЛАССИК; ЛАДА, 2004 год
  29. В.И. Рыженко. "Работа по дереву: Столярные работы, резьба по дереву, инкрустация" Махаон; Гамма Пресс 2000 год
  30. О. Петросян " Резьба по дереву " Вече 2005 год
  31. Ш. И. Бейлии " Пособие для токарей по дереву" Лесная промышленность, 1964 год
  32. Рыженко В.И., Юров В.И. "Токарные работы по дереву на дому" Оникс, 2006 год
  33. В. Левадный, Ю. Черный "Обработка дерева на станках" Аделант, 2005 год
  34. Коллектив авторов "Токарная работа. Журнал по токарной обработке дерева №1" Woodterner.ru, 2010
  35. Коллектив авторов "Токарная работа. Журнал по токарной обработке дерева №2" Woodterner.ru, 2010
  36. Коллектив авторов "Токарная работа. Журнал по токарной обработке дерева №3" Woodterner.ru, 2010
  37. Коллектив авторов "Мебель своими руками" Астрель, 2008 год
  38. П. Д. Бобиков "Мебель своими руками. Дизайн, изготовление, ремонт",Эксмо - Пресс, 2004 год
  39. Альбом "Мебельное столярное ремесло" Лейпциг, 1892 год
  40. Столяровский С. "Проектирование и дизайн мебели на компьютере" Питер, 2008 год
  41. С.Елин "Мебельных дел мастер. «Часть 1-7» Самиздат, 2010 год
  42. http://www.htbook.ru/load/derevoobrabotka/mebel/7_sbornikov_proektov/28-1-0-583
  43. http://www.htbook.ru/load/derevoobrabotka/zhurnaly/tokarnaja_derevoobrabotka_3/46-1-0-615
  44. http://www.htbook.ru/category/derevoobrabotka/rezba_po_derevu
  45. https://docviewer.yandex.ru/
  46. http://www.htbook.ru/load/derevoobrabotka/rezba_po_derevu/quot_raboty_po_derevu_rezba_vypilivanie_lobzikom_stoljarnoe_masterstvo_quot/25-1-0-114
  47. http://www.docme.ru/doc/556010/materialovedenie.-drevesina
  48. http://www.rezbawood.ru/vipilivanie-lobzikom.html
  49. http://expertmeet.org/topic/17430-drevesina
  50. http://www.bibliotekar.ru/7-narodnye-promysly-i-remesla/index.htm
  51. http://www.trudoviki.net/
  52. http://www.kakprosto.ru/kak-41547-kak-oformlyat-proekty-dlya-shkoly
  53. http://m-der.ru/store/10006212/10006310/
  54. http://inmanus.3dn.ru/publ/vyzhiganie_po_derevu/4-1-0-88
  55. http://www.patlah.ru/biblio/biblio.htm
  56. http://www.bibliotekar.ru/krasota/10.htm
  57. http://bookz.ru/authors/svetlana-ra6upkina/vijigani_511/1-vijigani_511.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...