Статья "Методическая поддержка педагогов дополнительногообразования по программному обеспечению образовательного процесса
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Методическая поддержка педагогов дополнительного образования по программному обеспечению образовательного процесса»
Я работаю методистом в системе дополнительного образования почти 20 лет. Мое педагогическое кредо, как методиста: «Уча других, я учусь сама». Главная цель моей деятельности – методическая поддержка педагогам в повышении качества образовательной деятельности.
Я работаю в Доме детского творчества методистом по программному обеспечению двух отделов – художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного. Направления деятельности педагогов самые разные - это вокальное и хоровое творчество, хореография и театральные коллективы, цирковое искусство, журналистика, клуб общения, гражданско-патриотический клуб. В спортивном отделе основное направление - это футбол, а также спортивные игры - настольный теннис и баскетбол, спортивная и оздоровительная аэробика, шашки. Несколько педагогов работают по программе "Командно-тактическое фехтование" военно-патриотической направленности.
Педагогов в этих отделах работает больше 50 человек. Из них много специалистов с опытом работы более 20 лет, но есть и молодые педагоги, которые только начинают свой педагогический путь. И вопросы по направлению моей деятельности в связи с различной спецификой этих отделов возникают разные.
Моя основная задача для обеспечения высокого уровня организации образовательного процесса в отделах и Доме детского творчества состоит в наличии программного обеспечения на современном уровне.
Методическая поддержка молодых педагогов - это работа по созданию образовательной программы или как сейчас она называется - дополнительной общеобразовательной программы.
На сегодняшний день существуют нормативные документы по их написанию:
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей, принятые Министерством образования в 2006г.
- И разработанные на их основе Методические комментарии ГЦРДО ГДТЮ в 2011году.
Работа по написанию программы молодым педагогом, который решил осуществлять свою деятельность по собственной программе, начинается со знакомством с структурой программы, которая утверждена Примерными требованиями. Далее определяется основная цель, задачи на ее основе, выбираются из перечня формы занятий и методы обучения. Мы обсуждаем основные разделы учебно-тематического плана (их должно быть немного - 6-7) и в содержании раскрываются темы занятий (разделяются на теоретическую и практическую части). В методических комментариях специалисты ГЦРДО обозначили важность отражения Методического обеспечения программы, т.е. перечня всех тех материалов, которые педагог использует на занятиях или для подготовки к нему. В Список литературы включаются книги, используемые для написания программы и на занятиях. На сегодня предпочтительно указывать современные издания или переизданные «вечные» книги, на основе которых учится и работает не одно поколение педагогов.
Важным моментом поддержки методиста педагогу является написание конспекта занятия (это касается как учебного, так и открытого). Для многих это составляет трудность в составлении примерного плана, цели, задач и отражении используемых педагогических технологий. В каждом учреждении есть свой разработанный образец конспекта, но составные части его практически у всех одинаковые.
Приходит время и педагог решается описать свой опыт. И я помогаю оформить Методические рекомендации для других педагогов, сценарий проведенного мероприятия. А также создать Методическую разработку, которая может быть в форме конспекта занятия как вводного, так и итогового, открытого, сценарий спектакля, проведения зачета.
В Пояснительной записке образовательной программы есть раздел Ожидаемые результаты, где педагог описывает те знания, умения и навыки, которые ребенок после освоения программы получит. И моя помощь заключается в том, чтобы педагог грамотно описал в программе формы фиксации образовательных результатов и формы подведения итогов освоения программы. А для этого необходимо разработать критерии и диагностические материалы.
При подготовке к аттестации я помогаю педагогу при составлении Портфолио грамотно его сформировать, материалы представить по основным разделам экспертного заключения и выбрать наиболее значимые дипломы, грамоты, благодарности.
Учебно-методический комплекс к образовательной программе должен отражать систему имеющихся материалов по оснащению образовательного процесса – это и иллюстрации, это и методики, по которым проводятся занятия. Все это педагог может переработать и использовать в виде бесед, на электронных носителях (как сейчас их называют - электронные образовательные ресурсы) лицензионные или созданные самостоятельно, т.е. записанные на СД-дисках.
Для подготовки к открытым занятиям необходимо оформить конспекты занятий и отразить в них эффективность применения использованной педагогической технологии.
Также моя работа по методической поддержке педагогов состоит в следующем:
- это посещение занятий, после которых происходит обсуждение удачных и неудачных моментов, корректировка конспекта,
- проведение практических семинаров, на которых осуществляется учеба и дальнейшее обсуждение по наиболее актуальным темам для педагогов,
- консультации по разработке и оформлению рабочей программы к образовательной программе,
- подготовка педагога к участию в конкурсах педагогического мастерства и конкурсах образовательных (авторских) программ.
При подготовке к конкурсам авторских программ работа проходит в тесном союзе методист-педагог, когда в образовательной программе необходимо отразить отличия программы от уже существующих по данному направлению, проанализировать эти программы и сформулировать суть авторской концепции, доказать, что этого до него так не делал.
В заключении хочется сказать, что профессиональная методическая поддержка педагогов дополнительного образования способствует высокому уровню программного обеспечения образовательного процесса в любом учреждении дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида
Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Положение о рабочей программе составлено с учетом рекомендаций, содержащихся в Письме Минобрнауки от 07.08.2015 г. № 08-1228 "Методические рекомендации по вопросам введения федерального образовательно...
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документаци...
Программно - методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Методические рекомендации содержат теоритические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представоенной документации соответствуют современным требо...