Музейная гостиная "Война для всех одна"
план-конспект на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

Посвящается 70-летию Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный краеведческий музей «Этнограф»

МБОУ-СОШ №141

Руководитель: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Музейная гостиная

Тема: «Война для всех одна»

Дата и время проведения: 17 марта 2015 год 15.00-16.00

Место проведения: школьный музей «Этнограф».

Аудитория: руководители школьных музеев, учителя, учащиеся.

Участники:

Руководитель музея: Маслаков Д.С.

Зам. директора по воспитательной работе: Чикунова С.А.

Гостей встречают: Дворянинова Даша,  Ялунина Даша (11а).

Ведущие: Гусельникова Маша, Аникина Диана  (7а кл.)

Инсценировка сказки:  учащиеся 5-х классов.

Экскурсоводы:

1-й,4 Варосян Артуш (8а кл.)

2-й,5 Салаватов Алексей (8а кл.)

3-й Телегин Александр (8а кл.)

Чтецы писем: Те Кирилл, Элина Ким (6а,6в кл.)

Чтец стихотворения: Субботина Мария (7а кл).

План мероприятия

  1. Регистрация гостей в холле школы, выдача буклетов и плана мероприятия 14.30-15.00.
  2. Приветственное слово руководителя  музея Маслакова Д.С. 15.00-15.05
  3. Экскурсия по экспозиции «Быт и культура манси». 15.05-15.20
  4. Мини-представление «Война для всех одна» . 15.20-15.35
  5. Экскурсия по экспозиции «Защитники Отечества». 15.35-16.00
  6. Кофе-пауза

Ход мероприятия:

Руководитель музея: добрый день уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы и нашего школьного музея. Уже многие годы в МБОУ-СОШ №141 работает удивительный музей. В нём собраны костюмы и предметы быта и культуры народов Урала, образцы минералов и горных пород со всей страны.

Музей возник в 1967 году с началом туристического кружка в школе под руководством учителя географии Соколинской Аделаиды  Дмитриевны.

На протяжении многих лет  музей создавался трудом и любовью мальчишками и девчонками—туристами, геологами,  краеведами,  а позднее уже выпускниками. Я надеюсь, что Вам понравится в нашем музее, и вы обязательно придете еще раз со своими учениками.

Ведущий 1. (Гусельникова М.)  А теперь давайте обратим внимание на нашу уникальную экспозицию «Быт и культура манси». Многие поколения туристов ходили в походы, ездили в экспедиции и даже побывали в мансийских поселках: Суеват пауль, Пелым пауль, Визжай, Терсколье. Из этих экспедиций привозили предметы быта: манси, русских, марийцев.

Звучит народная мансийская музыка.

1 экскурсовод (Варосян А.): Когда-то манси жили на территории Среднего Урала, сейчас живут на Северном Урале, севернее Ивделя и на реке Оби в Ханты-Мансийском национальном округе.

Манси   - означает человек.  Манси называют себя – махум. С хантами их объединяет название обские угры. Устаревшее название манси - вогулы.

Традиционная культура манси носит типично таежный облик. Основными занятиями являются охота и рыболовство, частично оленеводство. Охотятся на белку, соболя, лося. Ружья появились в XVIII веке. Перед вами кремневое ружье. Также охотились луками и стрелами, использовали самострелы. По течению рек  Лозьвы, Сосьвы занимались оленеводством. Шкуры животных использовали для пошива одежды, так на одну малицу расходовали пять шкур оленей, женская малица шилась мехом наружу, мужская мехом во внутрь. Из шкуры оленя делали кисы. Жилы оленя использовали для шитья. В сильные морозы поверх малицы одевали парку глухого покроя из шкур оленя, мехом наружу. Мужчины раньше одевали лузан, охотничью одежду - представляет собой прямоугольный кусок кожи на войлочной подкладке с круглым вырезом для головы.

Национальная обувь манси - - няры, которые шились из камуса (шкур с ног оленя, лося), верхняя часть оторачивалась сукном. В няры одевали длинные чулки из сукна. Перед вами взрослые и детские няры. Летом носили меховые сапоги из лосинной кожи. Вся одежда и обувь шьется вручную. Перед вами праздничная рубашка, украшенная тесьмой. Женские платья шились на кокетке, выходные платья шились на кокетке и украшались бисером. На голову одевали большой платок, наброшенный на голову и плечи, его носили постоянно, концом платка закрывали лицо от старших родственников, мужчин (свекра, старшего брата, дяди).

Ведущий 2: (Аникина Д.)  У каждого народа, в том числе и манси есть фольклор.  Фольклор манси – это уникальный памятник, в котором отразились вся сложность и своеобразие культуры сибирского этноса. Мифы, сказания, легенды манси раскрывают неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и силу народов  манси. Сказочная традиция народа восходит к глубокой древности и сохраняет архаические сюжеты, связанные с народными мифологическими, религиозными, обрядовыми, культурными традициями. Поэтический строй мансийских сказок, их оригинальный язык и стиль опираются на яркие образы народной речи и свидетельствуют о высоком уровне развития художественного народного мышления. Об этом свидетельствует и богатый пантеон богов и духов, который отражается в фольклоре.

Далее инсценировка сказки .

Автор: Давно это было, поговаривают старьте манси. Собака в лесу жила одна. Жить одной ей стало скучно, отправилась собака искать себе товарища. Собака искала такого товарища, который никогда никого не боялся. Она думала: "Наверное, волк самый сильный. Он никого не боится". Собака отправилась искать волка. Нашла волка и сказала ему:

Собака: - Волк, будем жить вместе.

Волк: - Хорошо, я согласен с тобой жить, - сказал волк.

Стали они вместе жить. Однажды собака услышала шелест трав и залаяла.

Волк: - Не лай, собака, - говорит ей волк, - придет всемогущий медведь и нас обоих съест.

Собака: "Это как же? - думает собака. - Наверное, медведь самый сильный, если волк его боится".

Автор: И собака отправилась искать медведя. Долго ли, коротко ли искала, нашла медведя и говорит ему:

Собака: - Медведь, будем вместе жить.

Медведь: - И правда, вместе жить веселее, - соглашается медведь.

Автор: И стали они поживать вместе. Однажды собака услышала шелест листьев и залаяла. Медведь испугался и говорит:

Медведь: - Не лай, собака! Человек услышит пас, придет с ружьем и убьет.

Собака: "Я теперь понимаю: если медведь боится человека, значит, человек на земле самый сильный", - подумала собака.

Автор: Бросила собака медведя и отправилась искать человека. Долго ли, коротко ли искала она, нашла человека. Нашла человека и говорит ему:

Собака: - Человек, давай вместе жить будем.

Автор: Человек согласился, и стали они жить вместе. Однажды ночью собака стала лаять. Человек проснулся и говорит:

Человек: - Так, так! Погромче лай, бросайся, пугай!

Автор: Тогда собака поверила, что человек - самый сильный на земле. Он ничего не боится. С тех пор и до сегодняшнего дня собака живет с человеком.  Собака - хороший друг человека.

2 экскурсовод (Салаватов А.):  И по сей день в каждом дворе есть верный друг человека – собака. Что касается поселений манси или как они их называют  пауль, то они были  зимние и временные. В селении насчитываются до десяти домов, или поселок из одной юрты, например Яковпауль. Основной тип жилища - срубный дом (юрта) с двухскатной крышей, которая покрывается берестой или тесом. Постройки находятся около воды, вход очень низкий, обращенный к реке. Жилища отапливались и освещались очагом - чувалом, сейчас используются железные печи. Окно находилось в боковой стене, напротив чувала. В качестве временного жилища использовали каркасные постройки из жерди и коры, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов .служат лабазы - свайные амбары на четырех столбах, чтобы не попадали мыши и другие животные. Лабаз строили на высоте 1-1,5 метров. В лабазе хранятся шкуры, ягоды, мясо. В стороне от жилища ставили глинобитные с остовом из жерди, печи для выпечки хлеба. В труднодоступных   местах   ставили   священные   амбарчики,   в   них   хранили изображения предков.

Традиционной пищей служат рыба и мясо. Рыбу едят сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченной, сушенной. Из внутренности рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося) боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Когда убивают оленя, то на свежей крови замешивают лепешки.  А у нас в музее  хранятся рога лося, убитого на охоте. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливают впрок.

3 экскурсовод (Телегин А.) : Самый любимый, распространенный напиток манси - это чай. Чай в основном заваривается из листьев брусники. Часто употребляют строганину  - мясо оленя мелко строгают и солят. Излюбленными лакомствами являются теплая печень оленя, мозги, язык, губы, уши и почки. Сырое свежее мясо макают в кровь перед употреблением. Лосинные губы считаются у манси за первое лакомство.

Предметы быта приспособлены к жизни на севере - полотенце, сделанное из сосновых чурок, мелко строгается, затирается и сжигается. Вся посуда делается из бересты. Для хранения ягод и круп используют туиски. Все вещи хранятся в сумке, сшитой из оленьего меха. Лыжи — очень широкие и обиты камусом, поэтому при подъеме не скользят. Обратите внимание на люльку, сделанную из коры, на дно люльки кладется стружка и шерсть оленя, ребенок остается сухим. В отличие от русской люльки, есть спинка, ребенка садят вскоре после рождения.

Ни один праздник не обходится без санквылтапа - музыкального инструмента, сделанного из ели, вместо струн оленьи жилы, сейчас капроновые нити.  Звучание этого инструмента.

В танце имитируются движения оленя, медведя. Самым распространенным праздником является «медвежий праздник». Убивают медведя, украшают голову, мясо съедают, кости собирают и бросают в реку. Начинаются танцы. «Убит медведь» - манси ни когда так не говорят, зачем поминать имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит - обидится. Лучше сказать «вортолнут» - в лесу живущий. Здесь вы видите лапу убитого медведя.

 Многие торжества приурочены к православным праздникам. Из весенних праздников — Вороний день (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. В конце мая - в начале июня отмечали дни рыбаков. У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

Ведущий 1. (Гусельникова М.). Так на протяжении многих веков жили ханты и манси, пока не началась война.

Звучит отрывок из речи  Ю. Левитана о начале войны.

Затем – «Священная война».

Ведущий 2 (Аникина Д.)  22 июня 1941 года . Страшная война для нашего народа. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. На полях сражений Великой Отечественной войны воевало много представителей разных национальностей – русские, украинцы, грузины, ханты, манси, эстонцы, евреи, татары, армяне, литовцы, латыши, калмыки.  Все они воевали за Родину, защищая свой дом, семью, во имя будущего. Поэтому совершенно точно можно сказать, что у война для всех одна.

Маша Субботина:

  РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

 Ведущий 1. (Гусельникова М.) О начале войны жители национальных  деревень района узнали не сразу. В деревнях радио и раций не было. Весть привозили из райцентра, передавали рыболовецким бригадам. То, что случилось, поняли не сразу, молодые слишком были. Прощаться с родными было очень тяжело, особенно осознавая то, что остаются семьи, жены и дети в таежной глуши. О том, что могут не вернуться с фронта, мужчинам тогда думалось меньше всего.

Ведущий 2. (Аникина Д.)  В Ханты-Мансийском национальном округе было мобилизовано в годы войны 17890 человек, в том числе 176 женщин, 412 представителей коренной национальности. Более 5 тысяч солдат награждены орденами и медалями, 12 стали Героями Советского Союза, 5 тысяч жителей округа награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Ведущий 1. (Гусельникова М.) Остается все меньше документов тех военных лет. Время стирает в памяти былое, уходят люди, были участниками той страшной войны. Благодаря сохранившимся архивным документам и воспоминаниям мы знаем об их боевом пути, переживаниях на фронте и жизни после войны.

До нас дошло письмо, в котором  солдат  пишет с фронта.

Звучит фрагмент песни «Ах эти тучи в голубом».

Ведущий 1. (Гусельникова М.)   Из фронтового письма, написанного 30 сентября 1941 года Анемгуровым Тимофеем Петровичем:

Элина: Дорогая Матрёна!!! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём - Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нём. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь...
Кирилл: Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче - ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно. 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю:, с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить. Предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит. "Хорошо любимым быть..." Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая... За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли он - могила-то?

Звучит народная мансийская музыка, актёры уходят.

Ведущий 2 (Аникина Д).) Таких писем сотни. Многие еще не найдены, другие не прочитать, а авторы не найдены. Но все эти письма объединяет одно – горечь войны, переживание за близких, и конечно же любовь. Ханты и манси, точно также как и другие народы, внесли свой вклад в дело Победы. Сохранить  память об участниках войны, особенно о малых народах и нациях – наша первостепенная цель.

В нашем музее хранятся предметы времён Великой Отечественной войны.

Экскурсовод 4 (Варосян А.). Прежде всего – это письма и фотографии. Фронтовые письма писали на листочках бумаги, которую очень экономили, сворачивали письмо треугольником, и писали адрес домашний и адрес своей полевой почты, письмо не запечатывали, а отдавали командиру для цензуры, и уже только потом его отправляли на родину.

Писали перьевой ручкой. В чернильницу наливали то, что было под рукой, а иногда писали химическим карандашом.

Здесь мы видим каску русскую и каску немецкую времён Великой Отечественной войны, пилотку. Это ящик для пулемётных лент, гильза от снаряда. Всё это было найдено во время экспедиции на Карпаты, где и были окопаны эти вещи в землянке.

Командир хранил свои документы в полевой сумке, она была разделена на отдельные кармашки, здесь же была полевая карта, а ещё список вещей для тревожного чемоданчика, который всегда должен быть наготове.

Экскурсовод 5 (Салаватов А.) .  На привале люди старались отдохнуть, повеселиться. Примером неунывающего солдата на войне был Василий Тёркин, герой поэмы А.Т. Твардовского. Мы видим здесь его скульптурное изображение.

Чтобы сохранить в памяти людей бесценный документ, журналисты порой рисковали своей жизнью, вот с таким фотоаппаратом или кинокамерой они старались попасть в самое пекло, чтобы оставить документы, говорящие о подвиге солдат.

Здесь у нас хранятся награды, грамоты и медали солдат Великой Отечественной войны, которые в наш музей предоставили ветераны Верх-Исетского района.

Руководитель музея: В День Победы всем вместе – русским, украинцам, белорусам, армянам, грузинам, таджикам, казахам, татарам, чувашам, осетинам и всем остальным – следует вспомнить, что наши деды все вместе ломали хребет гитлеровской оккупационной гидре. Все вместе защищали родные города и села, дворы и улицы. Все вместе получали увечья и подставляли себя под пули. Все вместе хоронили павших товарищей. Все вместе голодали в блокаду. Все вместе терпели издевательства в концлагерях. Все вместе прятались от бомбежек. Все вместе, не щадя животов своих, шли в атаку. Все вместе отдавали свои жизни за то, чтобы иноземный солдат не стал хозяином на нашей земле. Все вместе шли к Рейхстагу. Все вместе восстанавливали разрушенные войной города. Все вместе обязаны сохранить память о наших героических предках и быть их достойными.

Звучит песня «Помни» в исполнении Ани и Маши Симоновых.

Спасибо за внимание, а теперь приглашаем вас на кофе-паузу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех. Мы за ценой не постоим!»

Данный урок в 7 классе является интегрированным уроком музыки, литературы и изобразительного искусства, уроком-плакатом, посвящённый Дню Победы. Предварительно разбив класс на группы литераторов, худо...

мероприятие "Все люди разные, а права и обязанности у всех одни"

Основными задачами данного мероприятия являются: закрепление знаний обучающихся о правах и обязанностях подростков, регламентирующих нормативно- правовые документы; развитие умения применять правовые ...

заседание круглого стола "У нас у всех одна Земля"

19 апреля 2013 года состоялось заседание  районного круглого стола "У нас у всех одна Земля". Меролприятие посвящено году охраны окружающей среды....

Волонтерское мероприятие «Все люди разные, а права и обязанности у всех одни»

1.     Вступительное слово.2.     Всеобщая декларация прав человека3.     Конвенция о правах ребенка (работа в группах)4....

Классный час "Родина на всех одна"

Цель:, воспитание меж этнической толерантности ...

Участие в Круглом столе с элементами научных чтений "Одна Победа - одна на всех"в Государственном учреждении образования "Средняя школа № 152 г. Минска"

12-13 мая 2017 года кадеты 7К ГБОУ Школы № 37 посетили г. Минск и приняли участие в праздничном мероприятии, которое проходило в школе № 152 и было посвящено Великой Победе. От нашей школы в этом меро...

Внеклассное мероприятие "Родина Россия у нас у всех одна!"

Внеклассное мероприятие направлено на  создание условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:раскрыть...