Программа
рабочая программа на тему

Покивайлова Ольга Владимировна

дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебный бисер»

для обучающихся младшего и среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_biser.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сосновский районный Центр детского творчества

Утверждена

на заседании методического

                                               Совета МБОУ ДОД СР ЦДТ

                                      «20» ноября 2013 г. протокол №1

директор ____________________

                  В.Н. Денисов

дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебный бисер»

для обучающихся младшего и среднего школьного возраста

Срок реализации: 2 года.

                                                  Составитель: Покивайлова Ольга Владимировна

                                                                   педагог дополнительного образования

р.п. Сосновка

2013 г.

Информационная карта

Программы «Волшебный бисер»

Тип: модифицированная

Вид: прикладная

Направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации программы: 2 года

Форма обучения: групповая, индивидуальная

Возрастной диапазон: для детей младшего и среднего школьного возраста

Составитель: Покивайлова Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Многие народы уделяли украшения из бисера магическими свойствами, считая их своеобразными амулетами и талисманами. Ведь, сделанные своими руками и подаренные друзьям от чистого сердца, такие поделки и в самом деле могут принести удачу. В наши дни украшения из бисера носят люди любого возраста, потому что бисер – это красиво и очень увлекательно, к тому же вещи, сделанные собственными руками, всегда доставляют большую радость. Умело сделанное украшение помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок; развивает в детях чувство прекрасного.

В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.

Образовательная программа «Волшебный бисер» была создана на основе авторской программы педагога дополнительного образования Сазоновой Т.В. в 2008 году, доработана в 2013 году.

В содержании программы «Волшебный бисер» входят задачи освоения нескольких промыслов: бисероплетения, бисерного ткачества, монастырского шитья. Освоение этих промыслов детьми способствует расширению их кругозора, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии. Сегодня многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский). Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики руки, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей.

В ходе работы с бисерным материалом обучающиеся знакомятся с основными законами цветоведения, что поможет им в дальнейшем правильно комбинировать сочетания, соотносить узорное решение с фоновым цветом, фасоном и стилем одежды.

Обучение в рамках программы «Волшебный бисер» способствует развитию личностных качеств детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации, дифференциации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную «Я – концепцию».

Программа «Волшебный бисер» обладает большим воспитательным потенциалом. Наряду с учебными занятиями, предусмотрены экскурсии, тематические беседы, различные шоу-программы, викторины, в процессе которых дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения.

Срок реализации программы рассчитан на 2 года. Каждый год обучения является ее отдельным этапом и состоит из двух основных разделов:

  1. Плетение;
  2. Вышивание и комбинирование бисера с другими материалами.

Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров, т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего расширенным и усложненным смысловым продолжением.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю:

I год обучения – 2 раза в неделю, продолжительностью по 2 академических часа. На учебный год отводится 144 часа.

II год обучения – 2 раза в неделю, продолжительностью по 3 академических часа. На учебный год отводится 216 часов.

В детское объединение принимаются все желающие в возрасте от 6 до 12 лет. Число воспитанников каждого творческого объединения не менее 12-15 человек.

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, экскурсия, обзор литературы); репродуктивные (плетение по образцу, составление схемы плетения, плетение по схеме); эвристические (мозговой штурм, творческие проекты); проблемно-поисковые (наблюдение, анализ-синтез, обобщение-конкретизация).

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, однако обязательными элементами каждого занятия являются:

- упражнения на развитие творческих способностей;

  • элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепление зрительно-двигательных мышц;
  • релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительно эмоционального настроя.

Результативность программы «Волшебный бисер» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.

Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения (прил. 2). Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Промежуточная диагностика (прил. 3) проводится в конце первого года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

Итоговая диагностика (прил. 3) проводится в конце второго обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

По итогам диагностического исследования, анализу творческой активности (участие в выставках, конкурсах, фестивалях) в конце обучения детям выдается свидетельство об окончании обучения с указанием уровня мастерства.

Основной целью первого года обучения является овладение практическими навыками плетения и вышивания бисером. Дети знакомятся со спецификой работы с материалом, результатом освоения данного этапа является умение изготавливать простые некомбинированные изделия.

Целью второго года обучения является овладение комбинированным плетением. На данном этапе дети знакомятся с различными видами украшений, с их национальными, орнаментальными, стилевыми особенностями. Результатом освоения данного этапа является умение изготавливать сложные комбинированные украшения и сувениры.

Предполагаемые результаты обучения.

В конце первого года обучения обучающиеся должны:

Знать

Уметь

-историю бисерных промыслов;

-виды плетений;

-приемы монастырского шитья: цепочка, стразы, бусины;

-правила взаимодействия в коллективе.

-владеть приемами простых плетений;

-выполнять плетение по простой схеме;

-подбирать гармоничные цветовые сочетания;

-составлять несложную композицию в соответствии с технологией и традициями монастырского шитья.

В конце второго года обучения обучающиеся должны:

Знать

Уметь

-приемы и способы соединения простых плетений;

-технологию сложных плетений;

основные правила сочетания цветов, орнамента и фона;

-способы, приемы нанесения орнамента на сетку плетения.

-самостоятельно работать с технологической схемой плетения;

-создавать изделия с использованием технологий сложных плетений;

-самостоятельно создавать узор орнамента;

-проявлять гибкость, оригинальность мышления при создании изделий;

-чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Цель программы: пробудить интерес к бисерным промыслам, развить эстетический вкус детей.

Задачи

Год обучения

I

II

Образовательные

-знакомство с историей и особенностями бисерных промыслов;

-овладение приемами и видами простых плетений;

-знакомство с технологической схемой плетения.

-совершенствование навыков простых плетений;

-знакомство с приемами комбинирования плетений;

-самостоятельная работа с технологической схемой плетения;

-овладение с технологиями сложных плетений.

Развивающие

-развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, творческого и логического мышления.

-развитие мелкой моторики руки;

-развитие символического мышления (умение работать по схеме);

-развитие положительной самооценки.

-развитие гибкости, оригинальности мышления;

-развитие пространственного воображения;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие творческой активности;

развитие эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные

-формирование коллективного “Я”;

формирование эстетического вкуса;

-воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.

-формирование личностных качеств, чувства эмпатии;

-воспитание эстетического вкуса;

-воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.


Учебно-тематический план

первого года обучения.

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

тео-

рия

практика

всего

1

2

3

4

5

1

1.Введение в промысел

1.1. Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Медицинские рекомендации:

1.2. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса.

1.3. Бисер в народном костюме.

1.4. Сочетание цветов в украшениях из бисера.

1

2

1

1

1

-

1

3

2

2

2

4

2

2. Плетение. Плетение в 1 нить.

2.1. Ознакомление с технологической картой-схемой.

2.2. Ознакомление с видами плетений.

2.3. Плетение простых цепочек.

1

2

1

3

-

7

4

2

8

3

3. Плетение в две нити.

3.1. Ознакомление с принципом плетения.

3.2. Плетение учебных образцов.

3.3. Сувениры из бисера. Биология на занятиях бисероплетения.

3.4. Объемные украшения.

1

1

1

1

1

3

7

7

2

4

8

8

4

4. Плетение ярусами.

4.1. Ознакомление с принципом плетения.

4.2. Плетение простых цепочек.

4.3. Плетение декоративного полотна.

4.4. Плетение пояса.

1

2

1

1

1

2

5

5

2

4

6

6

5

5. Ажурное плетение.

5.1. Ознакомление с принципом плетения.

5.2. Плетение ажурной сетки одной нитью.

5.3. Плетение ажурной сетки двумя нитями.

5.4. Мир вокруг нас.

1

2

2

2

1

6

6

2

2

8

8

4

6

6. Витое плетение.

6.1. Ознакомление с принципом плетения.

6.2. Плетение учебных образцов.

6.3. Плетение комплекта украшений «Спираль».

1

-

2

1

2

18

2

2

20

7

7. Вышивание бисером.

7.1. Ознакомление с видами и способами шитья.

7.2. Изготовление закладок для книг.

7.3. Изготовление настенных панно.

7.4. Изготовление декоративных заколок.

7.5. Итоговое занятие: промежуточная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей.

1

1

2

2

-

3

3

8

12

2

4

4

10

14

2

Всего:

36

108

144

Краткое содержание разделов программы.

1 раздел – Введение в промысел.

1. Вводное занятие: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы, аксессуары для бижутерии и др. Их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности. Медицинские рекомендации: «Гимнастика для глаз».

2. Беседа по истории возникновения и использования бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.

3. Бисер в народном костюме. Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.

4. Сочетание цветов в украшениях из бисера. Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетания. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.

2 раздел – Бисероплетение.

Плетение в одну нить.

1. Ознакомление с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения. В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе.

2. Ознакомление с видами плетений. Обзор видов плетений в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.

3. Плетение простых цепочек. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек: «Пупырышки», «Кривулька», «Змейка», «Цветочки» (1и2 способы).

Плетение в две нити.

1. Ознакомление с принципом плетения. Плетение в две нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.

2. Плетение учебных образцов. Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнение изделий: цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки».

3. Сувениры из бисера. Биология на занятиях бисероплетения. Практическая работа: выполнение брелков и сувениров в соответствии с технологической картой-схемой. Изготовление изделий «Стрекоза», «Бабочка», «Божья коровка», «Жук», «Лютик», «Ромашка», «Колокольчик».

  1. Объемные украшения. Особенность плетения объемных украшений с опорой на ранее полученные знания и навыки. Практическая работа: изготовление браслетов.

Плетение ярусами.

1. Ознакомление с принципом плетения. Понятие яруса, соединение ярусов в полотно. Переход с яруса на ярус. Знакомство с вариантами базовых ячеек.

2. Плетение простых цепочек. Последовательность соединения ячеек. Практическая работа: изготовление образцов полотна на основе ячейки «Крестик» и ячейки «Колечко».

3. Плетение декоративного полотна. Подбор и наложение узора на сетку-схему. Практическая работа: выполнение декоративного панно с базовой ячейкой «Крестик».

  1. Плетение пояса. Цветовые варианты выполнения узора. Практическая работа: выполнение эскиза-схемы. Выполнение изделия по карте-схеме.

Ажурное плетение.

1. Ознакомление с принципом плетения. Знакомство с разновидностями форм ячейки, технологией округления края прямой цепочки. Анализ карт-схем ажурного плетения.

2. Плетение ажурной сетки одной нитью. Знакомство с технологией плетения ажурного полотна с добавлением ½ ромба. Практическая работа: плетение цепочек «Лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.

3. Плетение ажурной сетки двумя нитями. Особенность плетения ажурной сетки в две нити. Практическая работа: изготовление цепочек в 3 ячейки, цепочка с мысиком.

4. Мир вокруг нас. Понятие орнамента, узора, ритма. Сравнение реального изображения предмета и его стилизованной формой. Практическая работа: перенос на узор. Наложение узора на сетку схемы.

Витое плетение.

1. Ознакомление с принципом плетения. Анализ технологической карты-схемы. Установление последовательности выполнения плетения. Сравнительный анализ ажурного и витого плетений.

2. Плетение учебных образцов. Практическая работа: изготовление образцов витых шнуров с различными комбинациями узоров.

3. Плетение комплекта украшений «Спираль». Практическая работа: выполнение комплекта украшений (колье, браслет, серьги) один из видов витых шнуров.

3 раздел – Вышивание бисером.

1. Ознакомление с видами и способами шитья. Основные способы шитья бисером и стеклярусом. Практическая работа: вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитье.

2. Изготовление закладок для книг. Практическая работа: выполнение закладок по индивидуальным эскизам. Знакомство с алгоритмом выполнения: подбор рисунка и цвета отделки; оформление заготовки декоративной вышивкой; маскировка швов.

3. Изготовление настенных панно. Разработка эскизов композиции и цветового решения рисунка в зависимости от индивидуального набора материала. Знакомство с алгоритмом выполнения: натягивание ткани на основу; нанесение контурного рисунка на ткань; выполнение вышивки; прикрепление удерживающей петли; маскировка швов; декоративная обработка краев.

4. Изготовление декоративных заколок. Анализ технологических карт-схем. Способы соединения деталей: наложение, приложение краями. Составление моделей заколок с использованием ранее изученных видов плетения. Комбинирование деталей в изделии. Соединение декоративной композиции с механической основой.

5. Итоговое занятие. Промежуточная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.

Учебно-тематический план

второго года обучения.

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

тео-

рия

практика

всего

1

2

3

4

5

1

1. Бисероплетение.

1.1. Вводное занятие: диагностический этап определение уровня сохранности знаний, умений и навыков.

1.2. Повторение изученного за первый год обучения.

1.3. Изготовление украшений на основе простых цепочек.

1.4. Сувениры из бисера. Биология на занятиях бисероплетения.

1.5. Изготовление украшений комбинированного плетения.

3

3

6

6

15

-

3

15

12

57

3

6

21

18

72

2.

2. Народные промыслы. Монастырское шитье.

2.1. Основы изготовления сувенирных яиц.

2.2. Основы композиции декоративного рисунка.

2.3. Изготовление сувенирных яиц.

3

3

3

-

3

24

3

6

27

3.

3. Оплетение пасхального яйца.

3.1. Ознакомление с различными приемами оплетения пасхального яйца.

3.2. Оплетение в технике «ажурного» плетения.

3.3. Оплетение в технике «колечки».

3.4. Итоговое занятие: контрольная диагностика знаний, умений и навыков, приобретенных за время обучения.

6

9

9

3

9

12

12

-

15

21

21

3

Всего:

57

159

216

Краткое содержание разделов программы.

1 раздел – Бисероплетение.

1. Вводное занятие: диагностический этап (определение уровня сохранности знаний, умений и навыков детей.) Знакомство с программой второго года обучения. (Моделями украшений, видами комбинаций, способами плетения.)

2. Повторение изученного за первый год обучения. Анализ карт-схем, которые вызывают затруднения у ребят, диагностика уровня сформированности навыков и умений, полученных детьми за первый год обучения.

3. Изготовление украшений на основе простых цепочек. Анализ соединения простых цепочек в едином изделии. Виды подплетений к основной цепочке. Практическая работа: изготовление украшений: колье «Пупырышки», колье «Нежность».

4. Сувениры из бисера. Повторение принципов и особенностей параллельного плетения, игольчатого плетения. Практическая работа: изготовление броши «Ветки барбариса»; декоративных цветов «Ромашки», «Мак», «Клевер»; «Анютины глазки».

5. Изготовление украшений комбинированного плетения. Основы соединения разных видов плетения. Практическая работа: изготовление украшений: колье «Зубок», «Уголки», «Прямоугольники», «Фантазия».

2 раздел – Народные промыслы

Монастырское шитье.

1. Основы изготовления сувенирных яиц. История промысла. Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом. Этапы изготовления сувенирного яйца: обтягивание сувенирной заготовки; нанесение рисунка; выполнение декоративной вышивки; оформление краев; оформление подставки.

2. Основы композиции декоративного рисунка. Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики, равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности при составлении узора для сувенирного яйца.

3. Изготовление сувенирных яиц. Практическая работа: выполнение индивидуальных эскизов декоративного рисунка. Изготовление сувенирных яиц в соответствии с ранее установленными этапами технологии.

3 раздел – Оплетение пасхального яйца.

1. Ознакомление с различными приемами оплетения пасхального яйца.

Знакомство с различными техниками плетения.

2. Оплетение пасхального яйца в технике ажурного плетения. Анализ карт-схем плетения. Изучение способов плетения: 1-й способ – «сферический»; 2-й способ – «цельный».

3. Оплетение пасхального яйца в технике «колечки». Анализ карт-схем плетения. Этапы: оплетение средней части яйца; оплетение «макушек», имеющих формы сфер.

4. Оплетение пасхальных яиц. Практическая работа: оплетение пасхального яйца в различных техниках плетения.

5. Итоговое занятие. Контрольная диагностика знаний, умений и навыков. Выставка работ. Анализ результатов обучения. Выдача свидетельств.

Методическое обеспечение программы:

Материально-техническое

обеспечение

Методическое и дидактическое

обеспечение

Просторный учебный кабинет с хорошим освещением, учебные столы, стулья, набор рабочего инструмента: иглы №1 и №0, нить (капрон, х/б), леска, мононить, проволока, ножницы, лезвие, доски с ворсистым покрытием, поролон, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, шило, клей «Момент», набор цветного бисера и стекляруса, мелкие и крупные бусины, замочки, крючки.

Подборка информационной и справочной литературы.

Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.

Наглядные пособия по темам.

Набор карт-схем индивидуального пользования по темам.

Образцы изделий и видов плетений.

Диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей..

Методы

Приемы

Объяснительно-иллюстративные

  • Беседа
  • рассказ
  • экскурсия
  • обзор литературы.

Репродуктивные

  • плетение по образцу
  • составление схемы плетения готового изделия
  • плетение по схеме.

Эвристические

  • «копилка идей»
  • мозговой штурм
  • творческие проекты.

Проблемно-поисковые

  • наблюдения
  • анализ-синтез
  • обобщение-конкретизация.

Формы занятий:

Младший школьный возраст:

-беседа с игровыми элементами;

-соревнование;

-тематический праздник.

Средний школьный возраст:

-беседа;        -тематическая экскурсия;

-лекция;        -тематические задания по подгруппам;

-конкурс.

Список литературы для педагога:

  1. Аполозова Л.М. «Бисероплетение», - М.:Культура и традиции. 1997 г.
  2. Баскова Т.Н. «Бисер. Уроки труда в начальной школе», 2003 г.
  3. Божко Л.А. «Бисер», - М.: Мартин, 2000 г.
  4. Божко Л.А. «Бисер. Уроки мастерства», - М.: Мартин, 2003 г.
  5. Васильева И.И. «Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки: Практическое пособие.» – СПб Корона, 2010 г.
  6. Виноградова Е.Г. «Макраме: украшения и сувениры», - СПб: Политехника, 1998 г.
  7. Гадаева Ю.В. «Азбука бисероплетения», - практическое пособие, 1998 г.
  8. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», - 1999 г.
  9. Дюмина Г. «Бисер. Умелица», - 2001 г.
  10. Калмыкова С. «Азбука бисероплетения», - 1998 г.
  11. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера». М.: Издательский Дом МСП, 2013 г.
  12. Литвинец Э.Н. «Изготовление украшений из бисера и стекляруса», - М.:ВНМЦ НТ и КПР, 1984 г.
  13. Пасхальные композиции. – М,: Культура и традиции, 2000 г.
  14. Сколотнева Е.И. «Бисероплетение», - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999 г.
  15. Соколова Ю., Пырерка Н. «Азбука бисероплетения», - Практическое пособие, 2010.

Список литературы для детей и родителей:

1. Божко Л.А. «Бисер», - М.: Мартин, 2000

  1. Васильева И.И. «Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки: Практическое пособие.» – СПб Корона, 2010 г.
  2. Калмыкова С. «Азбука бисероплетения», - 1998 г.
  3. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера». М.: Издательский Дом МСП, 2005 г.
  4. Литвинец Э.Н. «Изготовление украшений из бисера и стекляруса», - М.:ВНМЦ НТ и КПР, 1984 г.
  5. Ляукина М.В. «Стильные штучки из бисера». – М.: АСТ – Пресс книга, 2012.
  6. Нестерова Д.В. «Рукоделие: энциклопедия». – М.:АСТ, 2007.
  7. Соколова Ю., Пырерка Н. «Азбука бисероплетения», - Практическое пособие, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...