Оригами. Японский журавлик
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
1. Ознакомить учащихся с базовой формой «птица». Научить складывать из квадратного листа бумаги фигуры журавликов двух видов.
2. Продолжать работу по развитию пространственного воображения, зрительной и мышечной памяти.
3. Воспитывать на уроке чувство гуманизма, доброты, сострадания через знакомство с историей возникновения оригами и легендой о японской девочке Садако Сасаки.
Оформление:
На доске записана тема урока, представлена выставка работ юных оригамистов - кружковцев, на интерактивной доске представлены схемы выполнения этапов складывания базовой формы «птица», схемы журавликов, а также готовые фигурки журавликов.
Оформлен стенд об «Акции Мира»: Конверт с адресом Мемориального Музея Мира в Хиросиме, книга с рассказом о японской девочке Садако, текст песни «Японский журавлик».
На занятиях курса всегда имеются модели ранее изученных базовых форм, а также стенд: «Семь правил юных оригамистов».
Оборудование:
интерактивная доска, Презентация
План урока:
1. Приветствие, сообщение темы и цели урока.
2. Историческая справка.
3. Складывание базовой формой «птица».
4. Изготовление фигуры журавлика.
5. Разучивание песни «Японский журавлик».
6. Акция Мира (письмо в Мемориальный Музей мира).
7. Итоги урока.
Ход урока.
1. Приветствие.
- Здравствуй, левая рука, здравствуй правая рука! Поработаем вместе. (Свести руки как японцы, наклонить голову вперед. Жестом усадить учащихся).
Сегодня на уроке я научу вас складывать из бумаги фигуру журавлика.
Оригами это конструирование из бумаги. Какие фигуры вы умеете складывать из бумаги? (Ребята называют те поделки, с которыми они знакомились в начальной школе: самолетики, тюльпаны, хлопушки, а ребята, занимающиеся на элективном курсе «Наглядная геометрия» называют те фигуры, которые уже изучены на курсе).
2 Историческая справка.
Бумага была изобретена в Китае, но Япония стала родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами. Взгляните на выставку: здесь представлены самые красивые, оригинальные работы ребят: Кусудами, ирис, самурай, орнаменты, кубики, журавлики и другие.
«Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый, ни на что иное не похожий. Искусство Оригами открыто всему миру.
Японский журавлик – символ удачи, счастья и долголетия. Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.»
Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке Садако Сасаки – девочке, молившей о мире на Земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения ее желаний нужно было свернуть 1000 журавликов. Она успела сделать 644…
Но память о ней жива!
Дети и взрослые разных стран мира до сих пор посылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки журавликов.
«Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячу журавликов окружающим, разделить с ними радость творчества и получить 100 улыбок.
Быть может мир от этого станет чуть добрее…»
Ребята, хотелось бы вам помочь этой девочке?
Давайте сегодня на уроке постараемся научиться складывать журавлика, а самые удачные из них отправим в Японию в знак поддержки и солидарности Садако.
Прежде всего, я научу вас складывать еще одну базовую форму оригами: «птица».
3. Складывание базовой формы «птица».
Перед вами лежат готовые квадратные листы бумаги. Работаем поэтапно, сверяя каждый шаг со схемами:
1) Сложите базовую форму «квадрат». Положите «глухим» углом кверху. Спереди согните две нижние стороны к центральной линии.
2) Перегните вниз верхний треугольник.
3) Отогните согнутые стороны.
4) Тяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям (обратите внимание – две долины должны стать горами).
5) Промежуточный этап работы.
6) Проверьте результат и повторите сзади действия 1-4.
7) Базовая форма «птица» готова.
Проверьте – у базовой формы внизу должны быть две «ножки», а наверху два «крылышка». Между «крылышками» посередине находится треугольный «горбик». Он нам еще пригодится!
Теперь можно приступать к складыванию журавлика.
4.Изготовление фигуры журавлика.
1) Положите базовую форму «птица» «ножками» вниз. Спереди и сзади согните нижние боковые стороны к центральной вертикали.
2) Обе «ножки» согните наверх и немного в стороны.
3) Проверьте их положение и опустите вниз.
4) Вогните внутрь обе «ножки» по намеченным линиям.
5) Получились шея и хвост. На шее вогните внутрь головку.
6) Опустите крылья вниз до упора и немного расплющите «горбик» спины между ними.
7) Журавлик готов!
«Во всем мире такая фигура является символом оригами.
Фигуры журавликов бывают самые разные. Одни сидят на гнезде, у других на головах красивые хохолки, а третьи машут крыльями! Появление движущейся фигуры в руках похоже на фокус. Смотрите: журавлик, машущий крыльями».
(Те учащиеся, которые успешно справились с работой, могут помочь остальным или по схемам самостоятельно выполнить фигуру журавлика, машущего крыльями).
5. Разучивание песни «Японский журавлик».
Поднимите, пожалуйста, вверх журавлики, пусть они машут крыльями и летят в далекую Японию, к памятнику Садако. Учащимся раздают тексты песни, в которой легенда переложена на музыку. Ребята стоя поют песню:
Японский журавлик.
1. Вернувшись из Японии,
Пройдя немало верст,
Японского журавлика
Товарищ мне привез.
И с ним была история
История одна,
Про девочку, которая
Была облучена.
Припев: Тебе я бумажные крылья расправлю:
Лети, не тревожь этот мир, этот мир.
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
8. Итоги урока.
Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам дома повторить складывание фигур журавлика по памяти, рассказать и показать родителям то, чему вы научились на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку японского языка по теме ペンで書いてもいいですか урок №20 к учебнику "Читаем, пишем, говорим по-японски" т.1 Е.В.Струговой
презентация включает демонстрацию иероглифов на повторение, а также иероглифов, которые представлены к изучению в данном уроке. Подробные таблицы по конструкциям "Желание/нежелание совершить действие"...
«Мастер – класс» Тема: «Оригами. Японский журавлик»
«Мастер – класс»Тема: « Оригами. Японский журавлик»...
конспект занятия по оригами "Журавлик"
конспект занятия по оригами "Журавлик"...
Конспект занятия по теме "Японское искусство оригами: история, традиции, современность"
Цель занятия: познакомить обучающихся с японским искусством оригами....
Конспект открытого занятия "Японский журавлик"
Конспект открытого занятия "Японский журавлик", которое было проведено в память о жертвах атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки....
Конспект занятия Журавлик - оригами
Материал был подготовлен для конкурса "Мой лучший урок"...
Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Японский журавлик", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., зам.директора Поварова И.Ф.
ОРИГАМИ – в переводе с японского («ору гами») означает «складывать бумагу». Это искусство складывать из бумаги поразительные по своей красоте фигуры. Журавлик является си...