воспитательное мероприятие к конкурсу "Лучший педагог-мужчина - воспитатель 2015"
методическая разработка (5 класс)
разработка воспитательного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vosmeryahertekad.docx | 34.64 КБ |
programmammr2021.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управление образования» городского округа города Ак-Довурак муниципальное автономное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Разработка воспитательного мероприятия: «Достопримечательности нашего города» Эколого-краеведческий путеводитель. Конкурс «Лучший педагог-мужчина» Номинация «Педагог-воспитатель» 01.03.2015 Хертек А.Д. – педагог дополнительного образования МАОУ МУК |
Вид мероприятия: виртуальная экскурсия
Контингент: средняя школа (5-11 классы)
Желаемый класс: 5в класс или любой из СОШ № 3
Временные рамки по положению конкурса: 30 минут
Оборудование или средства: проектор, доска, мел, фотографии
Содержание мероприятия представлено отдельным проектом
Методы: словесные, исследовательские, использование ИКТ, экскурсии и т.д.
Форма мероприятия: внешкольная, ознакомление и объяснение реализованного проекта (методическая разработка)
Цель воспитательного мероприятия: развивать личность детей посредством изучения достопримечательностей нашего города, национальной культуры, традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отечеству и родному краю.
Задачи:
1) Формирование нравственных и духовных ценностей, истории и культуры родного края.
2) Воспитание любви к родному краю, к своей стране - России.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
- Организационный момент: знакомство, введение в мероприятие. - Дорогие дети! Меня зовут Артур Дмитриевич Хертек. Я педагог дополнительного образования, руковожу клубом «Краеведение» межшкольного учебного комбината. Сегодня мы с вами погрузимся в виртуальную экскурсию по нашему городу и сделаем открытие «Мой город – уникальный мир!», приобщимся к культурному наследию нашего города. Надеюсь, каждый из вас перешагнет на ступеньку вверх – нравственно или морально. /1 мин./
- Объяснение материала: Дети! Прежде всего, давайте разъясним некоторые термины и понятия: виртуальная экскурсия, малая Родина, памятник, патриот, традиционная культура, достопримечательность, архитектура, религиозный (религия), уникум (уникальный), культурное наследие. (Фронтальный опрос) /5-6 мин./ Итак! Приступим к изучению достопримечательностей, я вам покажу и расскажу(время создания, материалы, стиль выполнения, уникальность достопримечательностей) про объекты, а вы, угадайте, где они находятся. (показ презентации и объяснение) /10-12 мин./
- Закрепление знаний: почему мы изучаем именно эти объекты? Какое значение они имеют для нас? В чем их ценность? (Обсуждение увиденного и услышанного, выведение главной идеи) /10-12 мин./
- Выводы и итоги мероприятия: коллективный вывод о нашем городе, в чем ценность увиденных достопримечательностей. Поощрение отличившихся воспитанников. /1-2 мин./
Литература
1. Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
2. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
3. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
4. Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» Г. АК-ДОВУРАКА
РАССМОТРЕНО Педагогическим (методическим) советом МАУ ДО «Центр образования» г. Ак-Довурак | УТВЕРЖДАЮ МАУ ДО «Центр образования» г. Ак-Довурак Директор /_________/от________20___г. (подпись, дата) |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
предпрофильного дополнительного образования детей
«Моя малая Родина»
Возраст обучающихся, на которых рассчитана
программа –12-16 лет
Срок реализации программы –1 год
Количество часов 216
Автор-составитель – Хертек Артур Дмитриевич,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Программа реализуется с 2012 г.
Программа переработана и дополнена в 2019 г.
Ак-Довурак – 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Археология – неотъемлемая часть в системе исторических наук. В силу специфики она является связующим звеном между естественным миром и миром людей, так как она изучает историю человечества, начиная с самого раннего периода.
Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения в дополнительном образовании значительны и могут иметь разнообразные формы. Без знания археологического наследия не может быть полноценного представления об истории края. А практические навыки археологического исследования лучше всего могут быть получены и закреплены в процессе непосредственного участия учащихся в научных изысканиях о малой Родине. Благодаря этому происходит осознание исторической и культурной ценности родной земли, повышение собственного престижа учащихся, причастных к важной работе по сохранению и изучению археологически памятников. Занятие археологией развивает у школьников трудолюбие, приучает к работе с музейными экспонатами, способствует развитию аналитического мышления, расширяет кругозор, эрудицию, повышает культурный уровень, дает дополнительные знания по истории, предметам гуманитарного цикла. Увлечение детей археологией предоставляет богатые возможности для развития самостоятельности, профессиональной ориентации, любви к родному краю и формирует чувство патриотизма.
Курс «Моя малая Родина» рассчитан на 1 год. Всего отведено 216 часов.
Актуальность и новизна: краеведческие знания «История Тувы», «География Тувы», «Топонимика Тувы», «Основы археологии. Археология Тувы» предполагает, что учащиеся должны знать суть понятия «краеведение», его основные направления, источники комплексного изучения края. Большая часть уроков посвящена истории края: этапы заселения, особенности быта, традиции и обряды. Вырабатываются умения работы с картой (географический и археологический атласы), самостоятельной работы с источниками по истории края, художественной и иной литературой. Предполагается самостоятельная учебно-исследовательская работа по выбранной учащимися теме и оформление материала.
Распределение материала по курсам, формы учебных занятий, методы и приемы работы применяются с учетом материально-технической базы. Программа предоставляет возможность вести преподавание в группах с разным уровнем обученности, с разным потенциалом в обучении. Для одаренных детей задания можно видоизменять с учетом их возможностей и способностей.
Формирование ключевых компетентностей: готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность; профессиональная компетентность.
Отличительной особенностью данной образовательной программы дополнительного образования является то, что она совмещает в себе и краеведческие, и археологические знания, исследовательские умения и навыки.
Цели программы:
- Формирование археологических знаний, исторических сведений о малой Родине. Профориентация с учетом требований ФГОС
- Развитие умений и навыков исследовательской и экспериментальной работы
- Воспитание патриотизма, здорового образа жизни, гуманизма
Направленность программы:
1. по содержанию является культурно-исторической;
2. по функциональному предназначению: учебно-познавательная;
3. по времени реализации: годичная.
4. по широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильная.
Квалификационные требования:
- В результате изучения курса «Моя малая Родина» учащиеся 7-8,10 классов должны получить знания об источниках комплексного изучения родного края. Выяснить суть понятий «археология», «краеведение». Узнать о том, что такое «генеалогическое древо», родословная; об истории и традициях, об основных этапах заселения района и региона, особенностях быта, традициях и легендах, о памятниках истории и культуры в Туве.
- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, методам работы с историческими источниками, выявлению причин и следствий, умению строить гипотезы и приводить доказательства, объяснению фактов, составлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кинотеатры, видео, библиотеки, средства массовой информации, ресурсы Интернета и т.д.)
- Учащиеся приобретают интерес к истории родного края, понимать и решать проблемы современности, вырабатывают собственное отношение к традициям различных культур.
- Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что приводит к формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у выпускника и которые помогли бы ему жить в современном мире, уметь увидеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации, уметь выбирать линию поведения.
В процессе изучения курса «Моя малая Родина» учащиеся должны овладеть умениями:
- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов местности;
- использовать элементы исследовательской деятельности;
- выявлять и описывать памятники природы;
- работать с различными источниками по истории;
- работать с различным картографическим материалом.
Методы организации занятий:
1. Методы по источнику познания:
- Словесный метод обучения: лекция, инструктаж.
- Метод практико-ориентированной деятельности: упражнения.
- Письменные работы: конспект, составление докладов.
- Наглядный метод обучения: таблицы, иллюстрации, карты.
- Работа с книгой.
2. По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):
- Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации).
- Репродуктивный метод: работа по образцам.
- Метод проблемного обучения: объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса.
- Исследовательский метод: научно-исследовательские работы.
- Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фотосъёмка; проведение замеров.
- Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определённой части учебного материала.
- Проектно – конструкторские методы: разработка проектов; создание творческих работ, литературных произведений; создание произведений декоративно – прикладного искусства.
- Игровой метод: дидактические, развивающие, познавательные.
- Использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов: изобразительное искусство, литература.
3. На основе структуры личности:
- Методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов и убеждений: беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.
- Методы формирования опыта общественного поведения: игра, поручение и т.д.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения или примера и т.д.
Возраст детей
Дополнительная предпрофильная программа «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 4-8, 10 классов, средний школьный возраст (подростковый) — от 10 до 16 лет, проявляющих склонность к занятиям естественно - научного цикла. Состав учебной группы постоянный в течение года. Особенности набора детей – свободный.
Форма и режим занятий
Формы занятий по данной программе: урочная и внеурочная, причем большее количество времени занимает внеурочная форма.
Режим занятий в неделю: 3 часа 2 раза в неделю;
Формы подведения итогов: зачет, тестирование, контрольная работа, участие в НПК и конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ТУВЫ» (54 ЧАСА)
№ | Наименование тем | Всего | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Вводное занятие в историю Тувы | 1 | 1 | - | Беседа. Фронтальный опрос |
2 | История изучения Тувы | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
3 | Хронология. Летопись | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
4 | Наш край в древности | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
5 | Тува в период разложения первобытнообщинного строя | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
6 | Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-XV вв.) | 6 | 3 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
7 | Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
8 | Наш край в XVII-1 половине XVIII веков | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
9 | Тува под игом Маньчжурской династии | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
10 | Тува в период освобождения от маньчжурского ига | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
11 | Особенности развития Тувы в начале XX века | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
12 | Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
13 | Создание и развитие ТНР | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
14 | Тува в годы Великой Отечественной войны | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
15 | Тува в составе СССР. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 годы | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
16 | Зачет. Работа над ошибками | 1 | 1 | Зачет. | |
17 | Заключение. Обобщение | 1 | 1 | - | Беседа |
Часы: | 54 | 24 | 30 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ТУВЫ»
Тема 1: Вводное занятие в историю Тувы. Ознакомление с предметом «История Тувы».
Тема 2: История изучения Тувы. Историки и археологи, их исследования. Исторические эпохи развития Тувы.
Тема 3: Хронология. Летопись. Словарная работа о хронологии и летописи. Объяснение хронлогических отсчетов.
Тема 4: Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы. Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век.
Практическое занятие: изучение петроглифов бронзового века на горе Кара-Даш (экскурсия)
Тема 5: Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов. Начало производства железных орудий хозяйства. Общественный строй. Искусство. Племена Тувы во II веке до н. э. – V веке н. э. Хозяйство. Общественные отношения.
Практическое занятие: изучение петроглифов скифского времени на горе Шивээлиг-Даг (экскурсия)
Тема 6: Наш край в эпоху раннего средневековья (VI – XV вв.). Тува в составе тюркского каганата. Хозяйство. Быт и культура. Общественные отношения. Обмен и торговля. Религия. Письменность. Роль древних тюрков в формировании тувинского народа. Тува в составе уйгурского каганата. Города уйгуров. Хозяйство и общественные отношения. Тува в составе государства древних кыргызов (IX – XII вв.) Хозяйство. Население и его культура.
Практическое занятие: изучение кожээ около села Бижиктиг-Хая (экскурсия)
Тема 7: Тува под игом монгольских феодалов (XIII – XIV вв.) Хозяйство и культура населения Тувы.
Практическое занятие: индивидуальное занятие по изученным темам.
Тема 8: Наш край в XVII – в 1-й пол XVIII века. Тува в составе государства Алтын-Ханов и Джунгарии. Население Тувы. Хозяйство и общественный строй. Культура и быт.
Практическое занятие: работа с картами
Тема 9: Тува под игом Маньчжурской династии. Захват Тувы. Население и хозяйство. Общественный строй. Культура и быт. Религия. Происхождение тувинцев. Национально-освободительная борьба. Восстание «60 богатырей». Экономические связи с русским населением. Значение крестьянской колонизации Тувы.
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами
Тема 10: Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России. Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России.
Практическое занятие: работа картой
Тема 11: Особенности развития Тувы в начале XX века. Социально-экономическое развитие Тувы. Создание Урянхайского краевого совета. Созыв Всетувинского Хурала.
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами
Тема 12: Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве. Борьба трудящихся против интервентов и белогвардейцев. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев.
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами
Тема 13: Создание и развитие ТНР. Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций. Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств. Зарождение рабочего класса в ТНР. Начало культурного строительства. Национальная литература и театр. Живопись и музыка. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Разрушение и уничтожение монастырей. Репрессии 30-х, 40-х годов и их последствия.
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами.
Тема 14: Тува в годы ВОВ. Реорганизация народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Культурное строительство в годы войны. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в ВОВ.
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами.
Тема 15: Тува в составе СССР. Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской Автономной области. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов-колхозников на оседлость. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Театр, музыка, искусство. Улучшение условий жизни и быта населения. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 годы. Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие. Достижения сельского хозяйства. Развитие промышленности, транспорта и связи. Развитие культуры и искусства. Распад СССР. Образование республики Тыва. Политическая жизнь республики в 90-е годы.
Практическое занятие: экономический прогресс на примере нашего города. (Экскурсия)
Тема 16: Зачет. Работа над ошибками. Контроль знаний и умений посредством проведения зачета в форме тестирования с последующей работой по устранению ошибок.
Тема 17: Заключение. Обобщение. Обобщение изученного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» (54 ЧАСА)
№ | Наименование тем | Всего | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Вводное занятие в «географию республики Тыва» | 1 | 1 | - | Беседа. Фронтальный опрос |
2 | Исследователи Тувы | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
3 | Географическое положение и природные условия РТ, ее особенности | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
4 | Геологическое строение | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
5 | Рельеф | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
6 | Полезные ископаемые | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
7 | Климат | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
8 | Поверхностные и подземные воды | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
9 | Почвенно-растительный покров | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
10 | Животный мир | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
11 | Охрана и рациональное использование природных ресурсов | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
12 | Население и трудовые ресурсы | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
13 | Экономика | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
14 | Аграрный комплекс | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
15 | Промышленность | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
16 | Транспорт | 3 | 1 | 2 | Беседа. Фронтальный опрос |
17 | Экономические районы и населенные пункты | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
18 | Контроль знаний. Тестирование. Работа над ошибками | 1 | 1 | Тестирование. | |
19 | Заключение. Обобщение | 1 | 1 | Беседа. | |
Часы: | 54 | 24 | 30 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
Тема 1: Введение в географию Республики Тыва. География – наука о способах познания мира. Задачи физической и экономической географии.
Тема 2: Исследователи Тувы
Тема 3: Географическое положение и природные условия. Особенности географического положения.
Тема 4: Геологическое строение. История геологического развития территории Тувы. Структурные зоны. Территория Тувы в четвертичный период.
Тема 5: Рельеф. Формы рельефа, встречающиеся в Туве.
Тема 6: Полезные ископаемые. Обеспеченность республики местным минеральным сырьем.
Тема 7: Климат. Особенности климата.
Практическое занятие: работа с картой
Тема 8: Поверхностные и подземные воды. Обеспеченность республики водными ресурсами. Важнейшие реки и озера.
Практическое занятие: работа с картой
Тема 9: Почвенно-растительный покров. Факторы, влияющие на распределение почвенно-растительного покрова. Высотная поясность.
Тема 10: Животный мир. Типичные представители. Республика Тыва – регион, где особое положение в животном мире занимают виды, занесенные в Красную книгу РФ.
Практическое занятие: эндемики – кто они? (Работа с раздаточными материалами)
Тема 11: Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Природные ресурсы, нуждающиеся в охране от загрязнения и истощения.
Практическое занятие: влияет ли комбинат «Тываасбест» на природные ресурсы? Каким образом? (Работа с раздаточными материалами)
Тема 12: Население и трудовые ресурсы. Численность и плотность населения. Соотношение городского и сельского населения. Национальный состав.
Тема 13: Экономика. Хозяйство Тувы в дореволюционное время. Экономика республики в настоящее время.
Практическое занятие: понятие «экономика» (работа с раздаточными материалами)
Тема 14: Аграрный комплекс. Факторы, влияющие на развитие и размещение сельскохозяйственного производства.
Практическое занятие: пригородные пастбища (экскурсия)
Тема 15: Промышленность. Отраслевая структура. Этапы развития. Природные ресурсы, использующиеся в промышленности.
Практическое занятие: промышленность – экономика. Связи. (Работа с раздаточными материалами)
Тема 16: Транспорт. Факторы, влияющие на развитие транспорта. Роль транспорта в хозяйстве республики.
Тема 17: Экономические районы и населенные пункты. Факторы экономического районирования. Характеристика экономических районов и населенных пунктов.
Тема 18: Контроль знаний. Контроль знаний и умений посредством проведения зачета в форме тестирования с последующей работой по устранению ошибок.
Тема 19: Заключение. Обобщение. Обобщение изученного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ТОПОНИМИКА ТУВЫ» (54 ЧАСА)
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Вводное занятие в «Топонимику Тувы» | 1 | 1 | - | Беседа. Фронтальный опрос |
2 | Апеллятив – универсальный ключ (слово нарицательного характера), открывающий этимологию топонимов | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
3 | Геоморфологические апеллятивы | 3 | 3 | - | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
4 | Гидронимические апеллятивы | 3 | 3 | - | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
5 | Почвоведческие апеллятивы | 3 | 3 | - | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
6 | Топонимы на букву «А». | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
7 | Топонимы на букву «Б». | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
8 | Топонимы на букву «Е, И». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
9 | Топонимы на букву «К». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
10 | Топонимы на букву «Л, М». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
11 | Топонимы на букву «Н, О». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
12 | Топонимы на букву «П, С». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
13 | Топонимы на букву «Т». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
14 | Топонимы на букву «У». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
15 | Топонимы на букву «Х». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
16 | Топонимы на букву «Ц, Ч». | 3 | 1 | 2 | Беседа. Фронтальный опрос |
17 | Топонимы на букву «Ш, Ы». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
18 | Топонимы на букву «Э, Я». | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
19 | Зачет. Работа над ошибками. | 1 | 1 | - | Зачет |
20 | Заключение. Обобщение. | 1 | 1 | - | Беседа |
Всего часов: | 54 | 28 | 26 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТОПОНИМИКА ТУВЫ»
Тема 1: Введение в «Топонимику Тувы». Определение термина «топонимика». Предмет и объект изучения. Стратиграфия топонимии Тувы.
Тема 2: Апеллятив. Определение термина. Смысл и значение термина.
Тема 3: Геоморфологические апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры.
Тема 4: Гидронимические апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры.
Тема 5: Почвоведческие апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры.
Тема 6: Топонимы на букву «А». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 7: Топонимы на букву «Б». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 8: Топонимы на букву «Е, И». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 9: Топонимы на букву «К». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 10: Топонимы на букву «Л, М». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 11: Топонимы на букву «Н, О». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 12: Топонимы на букву «П, С». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 13: Топонимы на букву «Т». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 14: Топонимы на букву «У». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 15: Топонимы на букву «Х». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 16: Топонимы на букву «Ц, Ч». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 17: Топонимы на букву «Ш, Ы». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 18: Топонимы на букву «Э, Я». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет.
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости
Тема 19: Зачет. Работа над ошибками. Контроль знаний и умений посредством проведения зачета в форме тестирования с последующей работой по устранению ошибок.
Тема 20: Заключение. Обобщение. Обобщение изученного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ. АРХЕОЛОГИЯ ТУВЫ» (54 ЧАСА)
№ | Наименование тем | Всего | теория | практика | Форма аттестации |
1 | История археологии как науки. Связи археологии с другими науками. Археология в России. Подводная археология и спелеология. Аэрофотосъемка | 1 | 1 | Беседа. Фронтальный опрос | |
2 | Естественнонаучные методы в археологии. Источники, памятники, археологические культуры | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
3 | Геологическое прошлое планеты Земля. Палеонтология. | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
4 | Эпоха камня (палеолит, мезолит) | 4 | 1 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
5 | Эпоха раннего металла (энеолит, культуры эпохи бронзы) | 4 | 1 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
6 | Ранний железный век (Скифское время) | 4 | 1 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
7 | Общий обзор местных археологических культур края | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
8 | Правила учета находок, их регистрация | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
9 | Археологические культуры на территории Тувы. Моделирование и макетирование | 3 | 3 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
10 | Полевая археология. Археологические разведки | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
11 | Фотофиксация в полевых и лабораторных условиях. Исследования юных краеведов. Работа с литературой по археологии | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
12 | Подготовка к археологической экспедиции. Техника безопасности во время археологических раскопок и разведок | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
13 | Археологическая экспедиция | 12 | 12 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
14 | Общая методология научного творчества | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
15 | Подготовка написания работы и накопление научной информации | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
16 | Композиция учебно-исследовательской работы | 1 | 1 | Беседа. Фронтальный опрос | |
17 | Оформление учебно-исследовательской работы | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
18 | Порядок защиты исследовательской работы | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
19 | Разработка экскурсий, презентаций по археологии | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
20 | Лучшие музеи мира. Лучшие музеи России. Экскурсии по музеям | 6 | 1 | 5 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат |
21 | Профессиональная ориентация учащихся: археолог, архивариус, историк, краевед | 1 | 1 | Фронтальный опрос. Сообщение, реферат | |
22 | Заключение. Обобщение знаний | 1 | 1 | Беседа | |
Всего часов: | 54 | 24 | 30 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ. АРХЕОЛОГИЯ ТУВЫ»
Тема 1. История археологии как науки. Связи археологии с другими науками. Археология в России. Подводная археология и спелеология. Аэрофотосъемка. Археологические представления древних авторов. Археологические исследования в новое время. Использование достижений естественных наук в объяснении первобытных эпох. Применение метода стратиграфии. Возникновение и совершенствование сравнительно-типологического метода. Важнейшие открытия археологов XVIII-XIX вв. Становление археологии как науки. История археологии в России. Достижения Российской археологической школы. Археология и этнография. Данные антропологии в археологической науке. Связь археологии с геологией, палеонтологией, палеозоологией, палеоботаникой. Археология и история техники. Использование данных вспомогательных исторических дисциплин в археологических исследованиях: метрологии, хронологии, нумизматики, геральдики, сфрагистики, топонимики и палеографии. Подводные археологические разведки и раскопки.
Тема 2. Естественнонаучные методы в археологии. Источники, памятники, археологические культуры. Определение археологии как исторической науки. Цели и задачи. Источники: вещественные, письменные. Связи с другими науками (этнография, антропология, геология, палеонтология, палеозоология, палеоботаника и др.), архитектурой и искусством. Культурный слой. Материальная и духовная культура. Археологическая культура. Антропогенез. Классификация памятников и их типы: поселения, погребения, клады, отдельные находки. Типы поселений (стоянки, селища, городища) и погребений (по надмогильному сооружению, сопровождающему инвентарю, способу обращения с умершим, конструкции могилы). Периодизация и хронология, методы исследований и определение дат. Радиоуглеродный и археомагнитный методы датировок. Электромагнитная разведка. Исследование металла из археологических раскопок. Палеоботанические, палеозоологические, антропологические исследования. Формально-статистические методы в археологии.
Тема 3. Геологическое прошлое планеты Земля. Палеонтология. Происхождение Земли как планеты. Понятия о геологических эрах и периодах. Датировка геологических периодов. Палеонтология. Общие сведения о горных и осадочных породах, об основных видах окаменелостей. Ледник и его влияние на климат. Изменение флоры и фауны. Образования речных террас и закономерности расположения на них археологических памятников. Практические занятия. Осмотр обнажений и геологических разрезов. Знакомство с образцами горных пород (кремень, песчаники, яшма и др.).
Тема 4. Эпоха камня (палеолит, мезолит) Палеолит и его периодизация. Климат, флора и фауна. Расселение человека. Первобытное стадо. Орудия труда. Стоянки. Похолодание, наступление ледника. Переход к изготовлению орудий из отщепов. Изменение климата в мустьерскую эпоху. Человек разумный. Охота. Расцвет искусства. . Изобретение лука и стрел. Макролиты. Отступления ледника. Первые лодки. Дробление общин, возникновение племен. Мезолитические жилища. Возникновение зачатков производящего хозяйства в отдельных регионах (земледелие и скотоводство).
Тема 5. Эпоха раннего металла (энеолит, культуры эпохи бронзы) Древнейшая металлургия меди. Переходный период от камня к бронзе (энеолит). Его основные черты. Способы обработки бронзы. Металлургические очаги на территории России. Археологические культуры.
Тема 6. Ранний железный век (Скифское время) Общая характеристика и обзор по регионам. Открытие и распространение железа. Сыродутный метод металлургии. Первые центры производства железа: Египет, Двуречье, Закавказье. Экономические и социальные последствия внедрения железа. Хронология железного века. Скифы. Памятники. Основы хозяйства. Погребальный инвентарь. Датировка.
Тема 7. Общий обзор местных археологических культур края. Каменный век в Туве: палеолит, мезолит, неолит. Начало использования железа. Кочевники и оседло-земледельческие племена. Материальная и духовная культура. Заселение Тувы в эпоху средневековья.
Тема 8. Правила учета находок их регистрация. Замеры точек, линий и фигур. Замеры глубины. Масштабы чертежей. Условные знаки. Чертежи и профили, разрезы. Описание обнажений, профилей, шурфов, прослоек. Индивидуальные находки, их опись, первичная консервация. Дневник разведки, раскопа. Отчет. Практические занятия. Шифровка и зарисовка керамики и индивидуальных находок, составление полевой и фондовой описи, вычерчивание тушью и карандашом профилей и чертежей, зарисовки индивидуальных находок.
Тема 9. Археологические культуры на территории Тувы. Моделирование и макетирование. Эпоха камня. Первые обитатели края. Периодизация и хронология. Каменный век в Туве. Охотники среднего каменного века. Основные проблемы мезолита. Озерные рыболовы и лесные охотники в эпоху неолита. Начало использования железа. Кочевники и земледельческие племена. Материальная и духовная культура. Заселение Тувы в эпоху средневековья. Археологические исследования городища в долине реки Эдегей.
Тема 10. Полевая археология. Археологические разведки. Закон об охране памятников истории культуры Российской Федерации. Положение об Открытых листах, их формы. Археологические разведки как способ предварительного изучения археологических памятников. Подготовка разведки: изучение научных и архивных источников, разработка маршрута, составление планов поисков. Закономерности расположения и признаки памятников. Личный осмотр местности: поиски культурного слоя, опрос населения, сбор подъемного материала и его фиксация находок. Раскопки древних поселений. Шурфы, траншеи, раскопы, их разбивка, форма и ориентировка. Сетка квадратов. Бровки. Раскопки по пластам, выделение и фиксация находок. Следы построек в материке. Производственные, хозяйственные и архитектурные останки, их консервация. Стратиграфия. Особенности раскопок поселений различных эпох. расчистка костяка Положение и ориентировка костяка. Фиксация и описание могильной ямы, костяка, погребального инвентаря. Раскопки курганов. Сектора и бровки. Археологические разведки как способ предварительного изучения археологических памятников.
Тема 11. Фотофиксация в полевых и лабораторных условиях. Исторические исследования юных краеведов. Работа с литературой по археологии. Основы фотосъемки. Виды фотоаппаратуры. Фотофиксация археологических памятников, раскопов, объектов, сооружений, погребений. Фотографирование керамики и индивидуальных находок.
Тема 12. Подготовка к археологической экспедиции. Техника безопасности во время археологических раскопок и разведок. Законы об охране и использовании памятников истории и культуры. Порядок организации археологических разведок и раскопок. Открытый лист. Передача и хранение археологических находок. Уголовная ответственность за уничтожение и порчу археологических памятников, сокрытие кладов.
Тема 13. Археологическая экспедиция. Общие принципы и задачи полевой археологии. Способы проведения археологических разведок: визуальный, геофизический, аэрофотосъемка, подводный. Картографирование и паспортизация археологических памятников.
Тема 14. Общая методология научного творчества. Общая методология научного творчества. Научное изучение как основная форма работы. Общая схема хода научного исследования, использование методов научного познания.
Тема 15. Подготовка к написанию исследовательской работы и накопление научной информации. Выбор темы. Составление рабочего плана. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала.
Тема 16. Композиция учебно-исследовательской работы. Композиция работы. Рубрикация текста. Приемы изложения научных материалов. Язык и стиль работы.
Тема 17. Оформление учебно-исследовательской работы. Представление отдельных видов текстового материала. Представление табличного материала. Представление иллюстративного материала. Оформление библиографического аппарата.
Тема 18. Порядок защиты исследовательской работы. Подготовка докладчика к защите. Процедура публичной защиты работы.
Тема 19. Разработка экскурсий, презентаций по археологическому музею. Составление экскурсионных маршрутов, разработка презентаций с учетом археологических находок.
Тема 20. Лучшие музеи мира. Лучшие музеи России. Экскурсии по музеям. Краткий виртуальный обзор лучших музеев мира и России. Посещение краеведческого музея РТ, Барун-Хемчикского филиала краеведческого музея РТ
Тема 21. Профессиональная ориентация обучающихся: археолог, архивариус, историк, краевед. Краткое ознакомление с профессиями, проведение профориентационного тестирования
Тема 22. Заключение. Обобщение знаний. Обзорная беседа об археологии. Проверка освоенности полученных знаний.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационные и педагогические принципы реализации программы. Реализация данной программы основывается как на общих дидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, принципах самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения Особое место в данной программе отведено практике, творческим заданиям исследовательского характера, проектному методу обучения. Материал, подлежащий усвоению, располагается в хронологическом порядке и повторяется на более высоком теоретическом уровне по мере повышения уровня обучения. Программа имеет концентрический характер изучения материала. В ряде случаев одни и те же темы упоминаются в программе неоднократно, что связано с необходимостью возвращаться к уже изученному материалу, рассматривая его на более высоком уровне. Групповыми формами работы являются деятельность объединения «Археология и краеведение», разработка и проведение тематических экскурсий, издание путеводителей, работа с фондом. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами, подготовку докладов, рефератов, написание исследовательских работ, проектов, участие в конкурсах и конференциях, выполнение познавательных заданий, поиск материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа, создание поделок, макетов и других наглядных материалов.
Формы, способы и приемы, используемые при обучении. Формы проведения занятий разнообразны: во-первых, это вводные занятия, во-вторых, уроки проблемного плана, в-третьих, уроки проверки знаний, и, в-четвертых, уроки самоанализа. Для развития познавательной активности учащихся, осознанного восприятия материала, особую роль играет семинар, который помогает рассмотреть проблему при самостоятельном изучении и исследовании. Беседы-лекции об археологии, ее развитии, людях, посвятивших себя ее изучению. Экскурсии в музеи республики, работа в фондах школьного археологического музея, самостоятельная работа учащихся с археологической литературой, научными отчетами, коллекциями вещей. Подготовка сообщений, проектов, рефератов, и докладов по краеведческой и археологической тематике, участие в работе конференций, семинаров. Обработка летних археологических материалов, летняя полевая экспедиционная практика на раскопках и в разведке. Реферативная форма работы может быть использована как в качестве текущей работы в ходе учебного года, так и в виде итоговой аттестации за курс. Темы реферата ориентированы на изучение и описание проведенных исследований в области археологии края, этнографии края, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости. Педагогические технологии и методы деятельности, используемые в методике преподавания позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социальный профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению. Применяемые педагогические технологии и методы деятельности:
• традиционные технологии;
• технология проведения учебного занятия-игры;
• технология коллективных творческих дел;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология дифференцированного обучения;
• технология исследовательского (проблемного) обучения;
• технология проектного обучения;
• технология индивидуализации обучения (адаптивная);
• информационно-коммуникативные технологии;
• метод проектов;
• групповой метод обучения;
В настоящее время, наряду с традиционными технологиями чаще применяю новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой упор делается на личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у них опыта жизнедеятельности. Важное место отвожу технологии исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Дети самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Интернет-технологии (информационно-коммуникативные), – новое направление в деятельности объединения. Используемые в организации учебно-воспитательного процесса новые информационные технологии, повышают мотивацию к проведению исследования, способствует включению учащихся в научно-исследовательскую деятельность, что, в конечном счете, влияет на углубление знаний по всем предметам. Современные тенденции развития образования создают предпосылки к изменению содержания образования, где приоритетную роль играет творческая самореализация потенциала обучающегося. Стремительное развитие информационной технологии создает для этого принципиально новые условия. Повышение внимания к данному вопросу на практике ведет к изменению позиции педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Приоритетной становится роль деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Материально-техническое оснащение занятий:
1. Кабинет
2. Столы – 5 шт.
3. Стулья – 9 шт.
4. Шкаф книжный – 2шт.
5. Доска- 1 шт.
6. Материалы: карандаш, ручка, тетради и другое.
СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ
Литература по дисциплине «География РТ» для педагога и воспитанника
- Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие.
- Большой атлас Мира под редакцией Лизы Томас и др. Издание «Ридерз Дайджест», Сингапур, 2007 г.
- Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – М: Просвещение, 1979 г.: Пособие для учителей
- Красноборов И. М., Шауло Д. И., Ханминчун В. М. и другие. Красная книга РТ – Новосибирск: Издательство СО РАН, научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1999 г.
- Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2007г.
- Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
- Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
Литература по дисциплине «История Тувы» для педагога и обучающегося
- Валишин Ю.И., Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – Москва: Просвещение,1979 г.: пособие для учителей.
- Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
- Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
- Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
- Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
- Март-оол В.Д. Моолдун чажыт тоогузу – Новосибирск: Наука,2003 г.
- Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
- Таблицы: «Хронология», «Основные понятия и термины», «Летопись основных событий в Туве», «Численность населения Тувы», «Отраслевая структура промышленности Тувы», «Характеристика основных рек Тувы» и т.д.
- Универсальная карта РТ.
Литература по дисциплине «Топонимика Тувы» для педагога и воспитанника
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
- Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
- Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.
Литература по дисциплине «Основы археологии. Археология Тувы» для педагога и воспитанника
1. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
2. Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
3. Ламин В.А., Март-оол В.Д., Вайнштейн С.И., Маннай-оол М.Х. История Тувы – Новосибирск: Наука, 2007 г.: I и II тома. Для широкого круга читателей, интересующихся историей края
4. Универсальная карта РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике " Сценарии воспитательных мероприятий (из опыта воспитателей специальных(коррекционных)школ)"
Статья "Праздник 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства" содержит материал о проведение праздника в школе-интернат....
План воспитательных мероприятий в 8 классе на 2015-2016 учебный год
План работы классного руководителя представлен в виде циклограммы, которая является наилучшим вариантом конструирования воспитательной работы в классе на месяц, полугодие, год....
Педагог-мужчина дополнительного образования - городской конкурс
Сегодня предо мной, как перед педагогом дополнительного образования стоят совсем не простые задачи: необходимо развивать у детей стремление к креативному восприятию, учить их самостоятельно мыслить, п...
Доклад на городском методическом объединении воспитателей по теме "Духовно- нравственное воспитание школьников посредством воспитательных мероприятий в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с младшими школьниками...
Выступление на МО воспитателей. Тема: «Формирование личности воспитанника через воспитательные мероприятия, проводимые в группе»
На формирование личности ребенка оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные...