Выступление на методическом объединении (из опыта работы)
материал на тему
Выступление на методическом объединении (из опыта работы) по духовно-нравственному воспитанию, по построению здорового образа жизни воспитанников объединений декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 20.33 КБ |
zdorove_detey_-_glavnoe_dostoyanie_natsii_.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Выступление на методическом объединении
(Отдел декоративно-прикладного и технического творчества)
Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Педагог
дополнительного образования
Строганова Галина Юрьевна
г. Зеленокумск
Год разработки – 2015.
В современной жизни катастрофически не хватает живого чувства единения с прошлым, с нашими корнями, не хватает осознания себя, как очередного звена в длинной цепи поколений. Поэтому я хочу рассказать о духовно-нравственном воспитании моих обучающихся по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия» на основе познания культуры и традиций русского народа. Специфика программ «Сувенир» и «Мир рукоделия» в том, что изготовление изделий предваряет обращение к историческим корням народного творчества, возможность по-новому взглянуть на древнюю культуру, узнать много нового о бытовых и культурных обычаях наших предков, найти объяснение многим приметам и верованиям сегодняшнего дня, тем самым, укрепляя связующую нить между прошлым и настоящим.
Русская культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она объединяет и сближает нас, и в то же время отличает нас от остального мира. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное, слало зеркалом души, вместилищем в неё лучшего, что есть в нашем народе. Особенность русского народного искусства заключается в том, что оно прочно связано с бытом. Художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служили непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определённые унитарные функции: это лоскутные покрывала и вышитые скатерти, игрушки и украшения женской одежды, очередной раз, подчеркивая необходимость русской национальной культуры. Поэтому в составленных мною программах я старалась соединить воедино сведения о народных художественных промыслах России, христианских праздниках, познакомить с основами рукоделия, применяемого для изготовления украшений русского народного костюма (талисманы, обереги, амулеты) и быта, а так же с национальным костюмом и бытом своего региона.
Войдя в мир ремёсел (шитьё, Бисероплетение, вышивание, работа с кожей), на занятиях я знакомлю с происхождением каждого вида рукоделия, символами, спрятанными в узорах и орнаментах. Провожу беседы:
- «Природное начало в орнаменте»,
- «Волшебный узор из лоскутков. Мастера Крайнего Севера»,
- «Тайны старого узора»,
- «Узоры русской вышивки»,
- « Обереги в русском народном костюме»,
- «Орнамент солнца у славян» и т.д.
Искусство России представлено на занятиях изделиями народных умельцев (гжель, хохлома, жостовская роспись, мастерами глиняной игрушки), это помогает прибавить любовь к национальному наследию, формирует у обучающихся способность к эмоциональному сопереживанию и развивает патриотические чувства.
Изучение искусства и культуры своего региона на занятиях помогает обучающимся осознать, что «малая» родина – это часть огромной страны. Беседы о традициях и культуре казаков, о возникновении казачества в крае, о казачьем костюме, проводя экскурсии в казачью управу, слушая записи казачьих ансамблей и хоров, знакомя с бытом и играми, я прививаю любовь к своеобразию родной страны. стремление к знанию своей предыстории ,истории своих корней. Теоретические знания закрепляются во время практической работы, обучающиеся выполняют собственный вариант традиционных изделий и украшают их, творчески переработаны, орнаментами народных росписей. То есть занимаются изготовлением предметов, которые найдут своё место в личном и общественном интерьере. Станут частью или дополнением современного костюма. Например, после изучения гжельской росписи на занятиях объединения «Мир рукоделия», было изготовлено панно «Голубая сказка Гжели», а на занятиях объединения «Сувенир» - салфетка,после изучения Ракульской росписи был изготовилен чехол для сотового телефона с элементами этой росписи. Итогом изучения образов древних славян стало изготовление амулета из кожи. Особое место на занятиях в объединениях уделяется приобщению обучающихся фольклорному наследию и христианским праздникам. Провожу занятия по темам:
- Великий день – Пасха Христова:
- Изготовление пасхальных яиц;
- Изготовление открыток на пасхальную тему;
- Вышивание пасхальных яиц;
- Изготовление жаворонков из ткани;
- Изготовление веточек вербы.
- Рождество
2.1. беседа «История рождественской ёлочки»;
2.2. беседа «Рождество – история и традиции»;
2.3. изготовление рождественских подарков и сувениров на конкурс новогодней игрушки.
3. Масленица
3.1. беседа «Широка ты, Масленица!»
3.2. беседа «масленичная неделя»
3.3. знакомство с песнями, закличками, народными хороводами и
играми
4. «Осенины»
4.1. изготовление в лоскутной технике дерева «Рябина кудрявая»
4.2. изготовление осенних цветов из лент; 4.3. изготовление осеннего дерева из бисера
Такие качества, как тактичность, доброжелательность, толерантность, вежливость у обучающихся в моих объединениях помогают формировать:
- Изучение фольклорного наследия России и региона,
- Знакомство с образцами изделий народных мастеров,
- Знакомство с творчеством народов других стран;
- Беседы, проводимые на нравственные темы:
- Добродетель – не порок
- Дружба крепкая!
- Мы и народ вокруг нас. И т.д.
Воспитанию и великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умению считаться с интересами и желаниями других помогает вовлечение детей в коллективную работу:
- Изготовление новогодних елочек;
- Изготовление журавликов (в технике цумами);
- Изготовление панно «Бабочки» (бисероплетение)
- Изготовление сувениров для детей – инвалидов и т.д.
Таким образом, обращение к высоким образцам декоративно – прикладного искусства и народное творчество в лучших своих образах на занятиях в объединениях «Мир рукоделия» и «Сувенир» пробуждает фантазию в обучающихся, стремление не только сохранить, но и развивать народные традиции, а так же служит наглядным примером, как можно и нужно трудиться по законам красоты и становиться, таким образом, важным компонентом духовно – нравственного воспитания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Выступление на методическом объединении
(Отдел декоративно-прикладного и технического творчества)
Тема: «Построение здорового образа жизни обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Педагог
дополнительного образования
Строганова Галина Юрьевна
г. Зеленокумск
Год разработки – 2015.
Здоровье детей - главное достояние нации,
критерий духовного, политического и социально-
экономического развития общества.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека, это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Поэтому, работу по формирование здорового образа жизни обучающихся на занятиях творческих объединений «Мир рукоделия» и «Сувенир» я веду в нескольких направлениях:
-формирование основ здорового образа жизни;
- формирование основ гигиенической культуры;
-формирование основ психического и нравственного здоровья
На занятиях провожу беседы:
-«Откуда берутся болезни», даю представления о болезнях, способах распространения болезней, рассказываю о мерах профилактики заболеваний.
-« Расти здоровым!»,
- «Жить здорово-здорово»,
- «Режим дня – залог здоровья» и т.д.
Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни - расширяю знания обучающихся о полезные и вредных продуктах питания,беседы:
- «Витамины - наши друзья»,
-«Правильно ли вы питаетесь?»
С целью предотвращения травматизма и формирования основ безопасного поведения провожу беседы о необходимости быть внимательным и осторожны в быту, на улице, при обращении с животными, правильно вести себя в природе.
- «Огонь - друг, огонь и враг»,
- «Поведение на улице в зимнее время»,
- «Лекарственные и ядовитые растения».
-«Опасные прогулки»
Беседы часто сопровождаю наблюдениями детей. Например: Наблюдение зимой за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом и позволяет сделать вывод о том, что не стоит гулять в местах скопления автомобилей, что сосульки при потеплении тают и становятся опасными при прогулках около зданий.
На занятиях, перед выполнением практических работ провожу инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами, серьезное внимание уделяю соблюдению обучающимися правил техники безопасности при работе с выжигательным аппаратом, с электроутюгом, с колющими и режущими предметами.
Во время занятиях рассматриваем с обучающимися различные проблемные ситуации, решаем логические задачи, что способствует самостоятельному выбору альтернативных решений, например:
– если ты одна дома;
– если ты не хочешь болеть;
– если предлагают тебе сигарету;
– если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.
С целью профилактики вредных привычек проводила беседы:
-«Проклятое иго наркозависимости»,
-«Привычки и здоровье»,
-дискуссию «Нет вредным привычкам!».
Обучающиеся объединения «Мир рукоделия» принимали участие в мероприятии « Нет наркотикам».
Приоритетным направлением психического здоровья является формирование позитивного мышления, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру. На своих занятиях стараюсь создать ситуацию успеха, ставлю перед собой задачу сформировать у обучающихся стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, формирую мотив достижения успеха.
В ходе бесед с обучающимися обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь
Во время занятий по программам «Мир рукоделия» и «Сувенир» я
помогаю обучающимся понять то, что к природе, людям, всему живому и неживому на Земле необходимо относиться бережно, уважать духовные достояния своей семьи, народа, всего человечества, культурного наследия; ценить искусство, предметы изобразительного и народно - прикладного искусства. В результате происходит осознание детьми своей взаимосвязи с природой и обществом, обеспечивается эволюционное развитие их естественных дарований, формируется положительное мировосприятие, что и входит в понятие «Духовное здоровье». Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми ,поэтому работу по формированию у обучаемых навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями. Провожу индивидуальные и групповые консультации:
- «Заботимся о здоровье ребенка»,
- «Здоровье детей и компьютер».
Были сделаны памятки для родителей по здоровому образу жизни (ЗОЖ).
И в заключении я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на занятиях творческих объединений «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Основная работа в моих творческих объединениях - практическая.
Поэтому для предупреждения преждевременного утомления на занятиях и снятия мышечного напряжения провожу физминутки, направленных на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на занятии наибольшее напряжение, двигательную релаксацию с целью предупреждения нарушение осанки, снятия напряжение с позвоночника и мышц спины, восстановления эмоционально - положительного настроя.
На занятиях слежу за соблюдением правильной осанки у обучающихся, использую смену динамических поз. ( В течение занятия, обучающиеся свободно передвигаются по кабинету для решения определенных практических задач, например, если необходимо подобрать ткань, прогладить ее и т.д.) Использую упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти, для улучшения мозгового кровообращения (массаж биологических точек, пальчиковая гимнастика и др.) Также провожу на занятиях упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:
- «Палец движется»,
- «Стрельба глазами»,
-«Письмо носом» и т.п.
Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Я очень хочу, чтоб обучающиеся моих объединений жили под лозунгом «Мы выбираем здоровье!». Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».
В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....
В помощь руководителю школьного методического объединения (из опыта работы)
В помощь руководителю школьного методического объединения(из опыта работы)...
Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
Патриотическое воспитание: из опыта работы...
Выступление на методическом объединении по теме: "Из опыта работы с одаренными по математике детьми"
В выступлении раскрыт опыт работы учителя Аксютченко Ж.В. с одаренными детьми по математике....
Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".
Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....