Выступление на методическом объединении (из опыта работы)
материал на тему

Строганова Галина Юрьевна

Выступление на методическом объединении (из опыта работы) по духовно-нравственному воспитанию, по построению здорового образа жизни воспитанников  объединений декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx20.33 КБ
Файл zdorove_detey_-_glavnoe_dostoyanie_natsii_.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»

Выступление на методическом  объединении

(Отдел  декоративно-прикладного и технического творчества)

Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».

                                                         Педагог

дополнительного образования

                                                                                             Строганова Галина Юрьевна

г. Зеленокумск

Год   разработки – 2015.

    В современной жизни катастрофически не хватает живого чувства единения с прошлым, с нашими корнями, не хватает осознания себя, как очередного звена в длинной цепи поколений. Поэтому я хочу рассказать о духовно-нравственном  воспитании моих обучающихся  по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия»  на основе познания культуры и традиций русского народа. Специфика программ «Сувенир» и «Мир рукоделия» в том, что изготовление  изделий предваряет обращение  к историческим корням народного творчества, возможность по-новому взглянуть на древнюю культуру, узнать много нового о бытовых и культурных обычаях наших предков, найти объяснение многим приметам и верованиям сегодняшнего дня, тем самым, укрепляя связующую нить между прошлым и настоящим.

Русская культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она объединяет и сближает нас, и в то же время  отличает нас от остального мира. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное, слало зеркалом души, вместилищем в неё лучшего, что есть в нашем народе. Особенность русского народного искусства заключается в том, что оно прочно связано с бытом. Художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служили непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определённые унитарные функции: это лоскутные покрывала и вышитые скатерти, игрушки и украшения женской одежды, очередной раз, подчеркивая необходимость русской национальной культуры. Поэтому в составленных мною программах я старалась соединить воедино сведения о народных художественных промыслах России, христианских праздниках, познакомить с основами рукоделия, применяемого для изготовления украшений  русского народного костюма (талисманы, обереги, амулеты) и быта, а так же с национальным костюмом и бытом своего региона.

Войдя в мир ремёсел (шитьё, Бисероплетение,  вышивание, работа с кожей), на занятиях я знакомлю с происхождением каждого вида рукоделия, символами, спрятанными в узорах и орнаментах. Провожу беседы:

  • «Природное начало в  орнаменте»,
  • «Волшебный узор из лоскутков. Мастера Крайнего Севера»,
  • «Тайны старого узора»,
  • «Узоры русской вышивки»,
  • « Обереги в русском народном костюме»,
  • «Орнамент солнца у славян» и т.д.

    Искусство России представлено на занятиях изделиями народных умельцев (гжель, хохлома, жостовская роспись, мастерами глиняной игрушки), это помогает прибавить любовь к национальному наследию, формирует у обучающихся способность к эмоциональному сопереживанию и развивает патриотические чувства.

       Изучение искусства и культуры своего региона на занятиях помогает обучающимся осознать, что «малая» родина – это часть огромной страны. Беседы о традициях и культуре казаков, о возникновении казачества в крае, о казачьем костюме, проводя экскурсии в казачью управу, слушая записи казачьих ансамблей и хоров, знакомя с бытом и играми, я прививаю любовь к своеобразию родной страны. стремление к знанию своей предыстории ,истории своих корней. Теоретические знания закрепляются во  время практической работы, обучающиеся выполняют собственный вариант традиционных изделий и украшают их, творчески переработаны, орнаментами народных росписей. То есть занимаются изготовлением предметов, которые найдут своё место в личном и общественном интерьере. Станут частью или дополнением современного костюма. Например, после изучения гжельской росписи на занятиях объединения «Мир рукоделия», было  изготовлено  панно «Голубая сказка Гжели», а на занятиях объединения «Сувенир» - салфетка,после изучения Ракульской росписи был изготовилен чехол для сотового телефона с элементами этой  росписи.  Итогом изучения образов древних славян стало изготовление амулета из кожи. Особое место на занятиях в объединениях уделяется приобщению обучающихся фольклорному наследию и христианским праздникам. Провожу занятия по темам:

  1. Великий день – Пасха Христова:
  1. Изготовление пасхальных яиц;
  2. Изготовление открыток на пасхальную тему;
  3. Вышивание пасхальных яиц;
  4. Изготовление жаворонков из ткани;
  5. Изготовление веточек вербы.
  1. Рождество

2.1. беседа «История рождественской ёлочки»;

2.2. беседа «Рождество – история и традиции»;

2.3. изготовление рождественских подарков и сувениров на конкурс новогодней игрушки.

3. Масленица

          3.1. беседа «Широка ты, Масленица!»

          3.2. беседа «масленичная неделя»

         3.3. знакомство с песнями, закличками, народными хороводами и

          играми                  

4. «Осенины»

          4.1. изготовление в лоскутной технике дерева «Рябина кудрявая»

          4.2. изготовление осенних цветов из лент;                                                                       4.3. изготовление осеннего дерева из бисера

Такие качества, как тактичность, доброжелательность, толерантность, вежливость у обучающихся в моих объединениях помогают формировать:

  • Изучение фольклорного наследия России и региона,
  • Знакомство с образцами изделий народных мастеров,
  • Знакомство с творчеством народов других стран;
  • Беседы, проводимые на нравственные темы:
  • Добродетель – не порок
  • Дружба крепкая!
  • Мы и народ вокруг нас. И т.д.

Воспитанию и великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умению считаться с интересами и желаниями других помогает вовлечение детей в коллективную работу:

  • Изготовление новогодних елочек;
  • Изготовление журавликов (в технике цумами);
  • Изготовление панно «Бабочки» (бисероплетение)
  • Изготовление сувениров для детей – инвалидов и т.д.

Таким образом, обращение к высоким образцам декоративно – прикладного искусства и народное творчество в лучших своих образах на занятиях в объединениях «Мир рукоделия» и «Сувенир» пробуждает фантазию в обучающихся, стремление не только сохранить, но и развивать народные традиции, а так же служит наглядным примером, как можно и нужно трудиться по законам красоты и становиться, таким образом, важным компонентом духовно – нравственного воспитания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»

Выступление на методическом  объединении

(Отдел  декоративно-прикладного и технического творчества)

Тема: «Построение здорового образа жизни обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».

                                                         Педагог

дополнительного образования

                                                                                             Строганова Галина Юрьевна

г. Зеленокумск

Год   разработки – 2015.

     Здоровье детей - главное достояние нации,

критерий духовного, политического  и социально-  

экономического развития общества.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека, это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

 Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

     Поэтому, работу по формирование здорового образа жизни обучающихся  на занятиях творческих  объединений  «Мир рукоделия» и «Сувенир» я веду в   нескольких  направлениях:

-формирование основ здорового образа жизни;

- формирование основ гигиенической культуры;

-формирование основ психического и нравственного здоровья

На занятиях провожу беседы:

 -«Откуда берутся болезни», даю представления о болезнях, способах распространения болезней, рассказываю о мерах профилактики заболеваний.

 -« Расти здоровым!»,

- «Жить здорово-здорово»,

- «Режим дня – залог здоровья» и т.д.

    Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни - расширяю знания обучающихся о полезные и вредных продуктах питания,беседы:

- «Витамины -  наши друзья», 

-«Правильно ли вы питаетесь?»

С целью предотвращения травматизма и формирования основ безопасного поведения провожу беседы о необходимости быть внимательным и осторожны в быту, на улице, при обращении с животными, правильно вести себя в природе.

- «Огонь - друг, огонь и враг»,

- «Поведение на улице в зимнее время»,

- «Лекарственные и ядовитые растения».

-«Опасные прогулки»

Беседы часто сопровождаю наблюдениями детей. Например: Наблюдение зимой за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом и позволяет сделать вывод о том, что не стоит гулять в местах скопления автомобилей, что сосульки при потеплении тают и становятся опасными при прогулках около зданий.

На занятиях, перед выполнением практических работ провожу  инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами, серьезное внимание уделяю соблюдению обучающимися правил  техники безопасности при работе с выжигательным аппаратом, с электроутюгом, с колющими и режущими предметами.

Во время занятиях рассматриваем с обучающимися различные проблемные ситуации, решаем логические задачи,  что способствует самостоятельному выбору альтернативных решений, например:

– если ты одна дома;

– если ты не хочешь болеть;

– если предлагают тебе сигарету;

– если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.

С целью профилактики вредных привычек  проводила  беседы:

-«Проклятое иго наркозависимости»,

-«Привычки и здоровье»,

-дискуссию «Нет вредным привычкам!».

Обучающиеся  объединения «Мир рукоделия» принимали  участие в мероприятии « Нет наркотикам».

  Приоритетным направлением  психического здоровья  является формирование позитивного мышления, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру. На своих занятиях стараюсь  создать ситуацию успеха, ставлю перед собой задачу сформировать у обучающихся стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, формирую мотив достижения успеха.

В ходе бесед с обучающимися обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь

Во время  занятий по программам  «Мир рукоделия» и «Сувенир» я

помогаю обучающимся понять то, что к природе, людям, всему живому и неживому на Земле необходимо относиться бережно, уважать духовные достояния своей семьи, народа, всего человечества, культурного наследия; ценить искусство, предметы изобразительного и народно - прикладного искусства. В результате происходит осознание детьми своей взаимосвязи с природой и обществом, обеспечивается эволюционное развитие их естественных дарований, формируется положительное мировосприятие, что и входит в понятие «Духовное здоровье». Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

  Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми ,поэтому работу по формированию у обучаемых навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями. Провожу индивидуальные и групповые консультации:

- «Заботимся о здоровье ребенка»,

- «Здоровье детей и компьютер».

 Были сделаны памятки для родителей по здоровому образу жизни (ЗОЖ).

    И в заключении я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды  на занятиях творческих  объединений  «Мир рукоделия» и «Сувенир». 

Основная работа в моих творческих объединениях - практическая.

Поэтому для предупреждения преждевременного утомления на занятиях и снятия мышечного напряжения провожу физминутки, направленных на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на занятии наибольшее напряжение, двигательную релаксацию с  целью  предупреждения  нарушение осанки, снятия  напряжение с позвоночника и мышц спины, восстановления  эмоционально - положительного настроя.

На занятиях слежу за соблюдением правильной осанки у обучающихся, использую смену динамических поз. ( В течение занятия, обучающиеся свободно передвигаются по кабинету для решения определенных практических задач, например, если необходимо подобрать  ткань, прогладить ее и т.д.) Использую упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти, для улучшения мозгового кровообращения (массаж биологических точек,   пальчиковая  гимнастика  и др.) Также провожу на занятиях упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:

- «Палец движется»,

- «Стрельба глазами»,

-«Письмо носом» и т.п.

Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует  у обучающихся  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное  развитие.

Я очень хочу, чтоб обучающиеся моих объединений жили под лозунгом «Мы выбираем здоровье!». Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

В помощь руководителю школьного методического объединения (из опыта работы)

В помощь руководителю школьного методического объединения(из опыта работы)...

Выступление на методическом объединении по теме: "Из опыта работы с одаренными по математике детьми"

В выступлении раскрыт опыт работы учителя Аксютченко Ж.В. с одаренными детьми по математике....

Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".

Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....