Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Каширская детская школа искусств»
Конспект открытого урока по теме:
«Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»
Подготовила преподаватель
по классу фортепиано
Федорова Г.В.
г.Кашира
2014г
Цель урока : Формировании первоначальных навыков игры на фортепиано, усвоение первоначальных знаний по нотной грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано путем знакомства с пьесами различного характера.
- Создать условия для накопления слуховых впечатлений.
- Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащейся.
- Формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения.
- Закрепить навыки игры двумя руками.
- Использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано.
Методы обучения:
- Метод показа.
- Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений
Структура урока:
- Вступительное слово учителя.
- Обоснование темы, цели и задач урока.
- Содержание урока.
- Подведение итогов и выводы.
- Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя. О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.
Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.
Упражнения можно условно разделить на три группы: 1) упражнения, направленные на формирование правильной осанки, 2)развивающие плече-лопаточные мышщы, 3)направленные на развитие чуткости и цепкости кончиков пальцев.
На каждом из занятий с учениками отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано. Этот цикл упражнений рекомендован с учащимися младших классов.(Приложение№1)
Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений
Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка Каждый урок строится по определенной схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.
Данный урок проводится с учащейся подготовительного класса, Кулястовой Машей. 5,5 лет.Девочка способная, очень развита для своего возраста заинтересованная, зажата.
Освоила приемы звукоизвлечения 2, 3 пальцами нон легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Умеет играть несколько пьес выученных «с рук» в донотный период, хорошо ориентируется на клавиатуре
II. Обоснование темы, цели и задачи урока.
Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в игровой форме , которая создает эмоциональный настрой и помогает проникнуть в образное содержание музыки. Следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме. Игровые элементы повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения. На занятии используется сборник О. Геталовой « В музыку с радостью!» для детей 4-6 лет.
III. Содержание занятия
1.Проверка домашнего задания
Ученица исполняет пьесы «Колыбельная», «Дождик», «Два кота», «Одуванчик» по нотной записи. В процессе исполнения преподаватель анализирует характер исполнения пьес, вместе с ученицей определяет необходимый характер звучания.
«Колыбельная» - свободные, мягкие движения, иммитирующие покачивание.
«Дождик» - легкое нон-легато, свободное падение пальцев , иммитация капель дождя.
«Одуванчик» - показать руками невесомый полет пушинок, чтобы семена взошли, нужно мягко и глубоко погрузиться в клавишу ( « семена в землю»)
Выученные пьесы исполняются в ансамбле, с пением текста.
2.Изучение элементов нотной грамоты, развитие навыков чтения с листа
Упражнение «Бусы» .Вспоминаем правило - если чередуются ноты на линейках и между линейками, то на клавишах они идут по порядку. Если все на линеечках или между - на клавишах – через одну. Вспоминаем ноты, которые «живут на линейках» , прыгаем по клавишам напольной клавиатуры и называем ноты – до, ми, соль, си, ре, фа. То же с нотами «живущими» между линеек.
Напольная клавиатура - нарисована на рулоне бумаги, на клавише должна уместиться нога ребенка. То же повторяем на клавиатуре фортепиано. Выполняем упражнение «Бусы» - читаем с листа ноты, 3 м пальцем. Начинаем с ноты «Соль». Играем упражнения, следя по нотам.
Разбор новых пьес «Тили-тень» , «Баю-бай».
Показ попевок. Анализ содержания. Разбираем, как написаны ноты – на линейках, называем, поем со словами, прохлопываем ритм, с ритмослогами «та» и «та-а»,затем с названием нот. Прыгаем на напольной клавиатуре по клавишам «до», «ми», «соль». Разбираем, какой рукой играть. «Играем» поочередно разными руками на крышке фортепиано. Играем по нотам, с сольфеджированием. Показываем жестами характер музыки, исполняем в характере, с пением текста.
3.Гимнастика пианиста.
Родителям дано задание делать ежедневно несколько упражнений и пальчиковые игры. Делаем гимнастику, упражнения выбирает ученица.
«Кто быстрее»
Объясняю новую игру-упражнение – «Кто быстрее» .К двум карандашам привязана веревочка, с цветной отметкой на середине. Вращая карандаш, нужно стараться быстро смотать веревочку, быстрее добраться до отметки. Игра неизменно вызывает интерес у детей и благотворно влияет на развитие мелкой моторики, активности кончиков пальцев.
«Волшебная шкатулка»» - эти упражнения обогащают осязательный опыт.
Показываю красивую коробку, в которой много всяких мелочей
шарики, ракушки, лошадки, машинки и т. д. из различного материала.
- Сначала, вытаскивая их из мешочка, говорим о них – описывая их вместе с ребенком: «Это гладкая поверхность, это закругленные или острые края, ощущения – холодное, теплое, пушистое, шершавое и т.д.» Затем завязать глаза ребенку и предложить найти предмет в мешочке и описать его на память, ощущения, определить по контуру.
(На следующих занятиях мы усложним задания, например -найти определенный предмет на ощупь. На последующих занятиях возможно применение следующей игры-упражнения: заготовить несколько карточек и наклеить на них различные материалы: мех, шелк, бархат, наждачную бумагу, наклеить спички, накапать свечой, наколоть канцелярскими кнопками, наклеить бусы, бисер, затем разложить на столе карточки, и предложить ребенку с закрытыми глазами пощупать, погладить кончиками пальцев эти карточки, описывая при этом их поверхность. Например, мягко и приятно, острое, колючее – неприятное, жесткая и шершавая поверхность, ребристая поверхность. Эти карточки он должен называть по порядку, затем спросить, запомнил ли он ощущения или нет, если нет – повторить еще раз, карточки перемешать, попросить ребенка воспроизвести по памяти и ощущению все карточки – по порядку, затем на ладони преподавателя показать прикосновение с ощущением предмета: приятное поглаживание, острое стаккато, бисер или бусы – круговые движения пальчиком – можно каждым.)
Итог урока
Обсуждаем, что нового мы сегодня узнали на уроке.
Домашнее задание - делать гимнастику, 3-4 упражнения ежедневно.
Играть упражнения «Радуга». «Пчелка», любимые пьесы по черным клавишам из сборника .
Играть выученные пьесы в характере. Выучить новые пьесы. Подобрать из «Волшебной шкатулки» предметы, которые подходят по ощущениям к пьесам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Тема по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"
Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость ...
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....
«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»
Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....
Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...
Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....
Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологийУрок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола...