Консультация для родителей "Развитие навыков чтения на английском языке"
консультация на тему

Егорова Екатерина Геннадьевна

При изучении данного материала родители смогут оказать необходимую помощь своим детям при изучении английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие навыков чтения на английском языке»

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.

Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения.

При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов. Наиболее ярко действие этого механизма наблюдается у начинающих читателей (шепотное чтение). Постепенно, с накоплением опыта, внутреннее проговаривание приобретает более свернутый характер и, наконец, полностью исчезает.

Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

  1.  с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение): определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному;
  2.  с полным пониманием содержания (изучающее чтение): полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;
  3.  с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение): определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.

Как отмечает И.Л. Бим, чтение, как и всякая деятельность, структурируется из отдельных действий, имеющих свою промежуточную цель, из которых складывается способность осуществлять этот сложный вид речевой деятельности в целом. Ссылаясь на исследование А.Н. Евсиковой, Бим И.Л. приводит три группы действий операций, направленных на овладение чтением.

А. Обучение технике чтения вслух слов (словосочетаний, предложений): соотнесение звукового образа слов с графическим для их отождествления и узнавания значения.

Б. Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста.

В. Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения.

Основные операции – понимание содержания текста по заголовку, догадка о значении незнакомых слов по сходству с родным языком и др.

Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов будет соответствовать их познавательным и эмоциональным запросам, уровню их интеллектуального развития.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей.

Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического  чтения, при котором происходит деление предложения на смысловые синтагмы.  Становление рецептивного навыка осуществляется успешнее, если оно подкрепляется продуктивной деятельностью, поэтому рекомендуется обучать детей двум вариантам кода: письменному и печатному. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Важно скорее подвести к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Этому способствует чтение по синтагмам, расширяющее "поле чтения", т.е. единицу восприятия. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны.

Примечательно, что при накоплении разнообразного иноязычного материала как базы для обучения технике чтения исходной языковой единицей является слово.

Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи.

При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед "r"; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ckи таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе. Но, в то же время, помогают школьнику понять и установить эти соответствия в своей голове, сопоставить пройденные модели чтения с новыми, что позволяет развивать память и помогает более быстрому усвоению незнакомых звуков и букв, а впоследствии и правильному чтению слов. Однако, по началу, не следует стремиться к тому, чтобы ребенок читал быстро. Этот навык приобретается им постепенно, после того, как он пополнит свой словарный состав на определенное количество слов. Этот процесс долговременный и может длиться от 1 года до 5 и более лет. Только после этого этапа ребенок сможет наиболее правильно овладеть произношением слов и увеличить темп чтения.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный контроль навыков чтения по английскому языку в 8 классе

Материалы контрольной работы будут поелзны при подготовке к окружному контролю чтения по английскому языку в 8 классе общеобразовательной школы....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Формирование навыков и умений чтения на английском языке учащихся основной школы.

Работа содержит информацию о видах чтения и способах формирования навыков  и умений чтения.Система упражнений на материале УМК Английский в фокусе для 8 класса...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО ФГОС НОО

Одной из проблем современного образования, требующей незамедлительного решения, является то, что чрезвычайно востребованное в современных условиях обучение младших школьников иностранному языку, преду...

Коррекционно-развивающая программа. Развитие навыков беглого чтения на английском языке.

Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения дл...

Тренажер для отработки навыков чтения на английском языке.

Данный тренажер поможет отработать навыки чтения на английском языке учащимся на начальном этапе обучения. Преимущества тренажера в том, что учащиеся могут самостоятельно дополнять и трансформировать ...

Разноуровневые задания на развитие навыков чтения по английскому языку

В данном материале представлены разноуровневые задания по английскому языку направленные на развитие навыков чтения...