Обобщение, описание и предъявление педагогического опыта
статья по теме
Для педагогов ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_prez._ped._opyta_obobshchenie_opyta.docx | 124.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»
Слайд №1. («Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»)
Одной из задач деятельности методической службы любого образовательного учреждения является задача – выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта, а также его обобщение и распространение.
Слайд №2.
Педагогический опыт целесообразно рассматривать с 2-х позиций:
Слайд №3.
Обобщается чаще всего передовой педагогический опыт, который обеспечивает:
- решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;
- внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;
- выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;
- корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования;
- выработку рекомендаций для педагога.
Слайд №4.
На сегодняшний день единой точки зрения на определение и понимание передового педагогического опыта не существует. По мнению Якова СемёновичаТурбовского, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного учителя России, в педагогической литературе насчитывается до 40 различных определений понятия «передовой педагогический опыт». Разные определения его вы видите на экране.
В широком смысле «передовой педагогический опыт» следует рассматривать, как высокое профессиональное мастерство педагога, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.
В узком смысле «передовой педагогический опыт» несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и рассматривается как новаторство. Новаторским называется абсолютно новый, ранее неизвестный опыт, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, общественное педагогическое знание, высокая эффективность, которого была доказана в процессе педагогической практики. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что именно он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке.
Таким образом, передовой педагогический опыт является с одной стороны - одним из источников решения проблем, с другой – результатом поиска путей устранения затруднений. Актуальным он становится тогда, когда будет востребован другими.
Слайд №5.
Методы изучения педагогического опыта.
Существует 6 методов изучения педагогического опыта: анализ, анкетирование, наблюдение, сравнение, метод самооценки и диагностика. Рассмотрим каждый из них.
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов и др.
2. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и взаимосвязь составляющих его компонентов.
3. Анкетирование: изучение опыта для коллег, родителей.
4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении.
5. Сравнение: проводится сравнение: результатов педагогической деятельности, документов, нетрадиционных сторон педагогической деятельности, учебно-методических, дидактических материалов.
6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
7. Диагностика: результатов педагогической деятельности.
Работа с передовым педагогическим опытом ведется на различных уровнях: на уровне педагога; на уровне руководителя; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне методического объединения.
Слайд №6.
Любой интересный педагогический опыт может быть обобщён или описан. Актуальным вопросом для практики является обсуждение и распространение передового педагогического опыта с учётом его:
- высокой эффективности и результативности;
- актуальности и значимости для совершенствования воспитательного процесса;
- уровня новизны;
- научной обоснованности;
- длительности функционирования опыта;
- рациональности затрат времени и усилий;
- возможности воспроизведения данного опыта другим педагогом.
Слайд №7.
Для обобщения опыта важна его:
- систематизация;
- точности описания;
- представление в виде целостной структуры.
Слайд №8.
Обобщение опыта – это вид методической деятельности, предполагающий:
- выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, группы единомышленников или учреждения);
- осмысление;
- анализ и обоснование;
- обобщённое систематизированное его описание.
Слайд №9.
Обобщение опыта следует отличать от простого описания опыта.
Обобщить - значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт. Обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей. Раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Выявить:
- объективные закономерности;
- требования;
- правила воспроизведения;
- творческое использование;
- дальнейшее развитие конкретного опыта.
Слайд №10.
Обобщение опыта – это результат методической деятельности, её продукт. Он может быть представлен в виде методических рекомендаций, монографии. (Монография - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы.) Обобщение опыта может содержать и описание обобщаемого конкретного опыта в том виде, как он воплощается в реальной практике, но не должен им исчерпываться, т.е. полностью включать в себя только описание опыта.
Слайд №11.
В практике часто используются следующие формы представления педагогического опыта, различные по своему функциональному назначению, которые подразделяются на группы:
Слайд №12.
Обобщение передового педагогического опыта нельзя путать с педагогическим творчеством и описанием опыта!
Педагогическое творчество – накопление разработок занятий, самодельных дидактических пособий, оригинальный раздаточный материал, образцы работ учащихся.
Методическое описание – простое изложение, рассказ о проведённом деле, событии, или о том, как его можно провести. Часто повествование идёт от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание события, действия, с разъяснениями к ним.
Слайд №13.
Типичные ошибки при обобщении опыта:
Описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём педагога.
Отсутствие анализа и наличие только констатации фактов.
Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами.
Преобладание эмоционального характера описания опыта.
Не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства).
Отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т.е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей).
Отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности.
Не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.
Слайд №14
К.Д.Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1990).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «АКАДЕМИЧЕСКИЙ»
Выступление на районной
презентации педагогического опыта
по теме: «Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»
Автор-составитель: Кузина Татьяна Михайловна, методист
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Обобщение и распространение значимого педагогического опыта"
В статье раскрыто понятие значимого педагогического опыта. Рассмотрены проблемы обобщения и распространения такого опыта....
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на разных уровнях
С целью организации работы с одаренными детьми в школе разработана и действует программа «Дети 21 века».Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность обще...
Публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника
ГодНазвание публикацииГде опубликованаМуниципальный уровень2011Сценарий литературно-музыкальной композиции «По волнам памяти»«Воспитательные технологии в образовательной учреждении» - г.Когалым,...
Публикаций по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника
....
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учител...