Обобщение, описание и предъявление педагогического опыта
статья по теме

Кузина Татьяна Михайловна

Для педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_prez._ped._opyta_obobshchenie_opyta.docx124.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»

Слайд №1. («Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»)

Одной из задач деятельности методической службы любого образовательного учреждения является задача – выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта, а также его обобщение и распространение.

Слайд №2.

Педагогический опыт целесообразно рассматривать с 2-х позиций:

Слайд №3.

 Обобщается  чаще всего передовой педагогический опыт, который обеспечивает:

  • решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;
  • внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;
  • выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;
  • корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования;
  • выработку рекомендаций для педагога.

Слайд №4.

На сегодняшний день единой точки зрения на определение и понимание передового педагогического опыта не существует. По мнению Якова СемёновичаТурбовского, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного учителя России, в педагогической литературе насчитывается до 40 различных определений понятия «передовой педагогический опыт». Разные определения его вы видите на экране.

В широком смысле «передовой педагогический опыт» следует рассматривать, как высокое профессиональное мастерство педагога, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.

В узком смысле «передовой педагогический опыт» несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и рассматривается как новаторство. Новаторским называется абсолютно новый, ранее неизвестный опыт, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, общественное педагогическое знание, высокая эффективность, которого была доказана в процессе педагогической практики. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что именно он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке.

Таким образом, передовой педагогический опыт является с одной стороны  - одним из источников решения проблем, с другой – результатом поиска путей устранения затруднений. Актуальным он становится тогда, когда будет востребован другими.

Слайд №5.

Методы изучения педагогического опыта.

Существует  6  методов изучения педагогического опыта: анализ, анкетирование, наблюдение, сравнение, метод самооценки и диагностика. Рассмотрим каждый из них.

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов и др.

2. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и взаимосвязь составляющих его компонентов.

3. Анкетирование: изучение опыта для коллег, родителей.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении.

5. Сравнение: проводится сравнение: результатов педагогической деятельности, документов, нетрадиционных сторон педагогической деятельности, учебно-методических, дидактических материалов.

 6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7.  Диагностика: результатов педагогической деятельности.

Работа с передовым педагогическим опытом ведется на различных уровнях: на уровне педагога; на уровне руководителя; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне методического объединения.

Слайд №6.

Любой интересный педагогический опыт может быть обобщён или описан. Актуальным вопросом для практики является обсуждение и распространение передового педагогического опыта с учётом его:

  • высокой эффективности и результативности;
  • актуальности и значимости для совершенствования воспитательного процесса;
  • уровня новизны;
  • научной обоснованности;
  • длительности функционирования опыта;
  • рациональности затрат времени и усилий;
  • возможности воспроизведения данного опыта другим педагогом.

Слайд №7.

Для  обобщения опыта важна его:

  • систематизация;
  • точности  описания;
  • представление  в виде целостной структуры.

Слайд №8.

Обобщение опыта – это вид методической деятельности, предполагающий:

  • выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, группы единомышленников или учреждения);
  • осмысление;
  • анализ и обоснование;
  • обобщённое систематизированное его описание.

Слайд №9.

Обобщение опыта следует отличать от простого описания опыта.

Обобщить -  значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт. Обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей. Раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Выявить:

  • объективные закономерности;
  • требования;
  • правила воспроизведения;
  • творческое использование;
  • дальнейшее развитие конкретного опыта.

Слайд №10.

Обобщение опыта – это результат методической деятельности, её продукт. Он может быть представлен в виде методических рекомендаций,  монографии. (Монография  - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы.) Обобщение опыта может содержать и описание обобщаемого конкретного опыта в том виде, как он воплощается в реальной практике, но не должен им исчерпываться, т.е. полностью включать в себя только описание опыта.

Слайд №11.

В практике часто используются следующие формы представления педагогического опыта, различные по своему функциональному назначению,  которые подразделяются на группы:

Слайд №12.

Обобщение передового педагогического опыта нельзя путать с педагогическим творчеством и описанием опыта!

Педагогическое творчество – накопление разработок занятий, самодельных дидактических пособий, оригинальный раздаточный материал, образцы работ учащихся.

Методическое описание – простое изложение, рассказ о проведённом деле, событии, или о том, как его можно провести. Часто повествование идёт  от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание события, действия, с разъяснениями к ним.

Слайд №13.

Типичные ошибки при обобщении опыта:


  • Описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.

  • Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.

  • Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём педагога.

  • Отсутствие анализа и наличие только констатации фактов.

  • Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами.

  • Преобладание эмоционального характера описания опыта.

  • Не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства).

  • Отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т.е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей).

  • Отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности.

  • Не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.

Слайд №14

К.Д.Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1990).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «АКАДЕМИЧЕСКИЙ»

EMBLEM1

Выступление на районной

презентации педагогического опыта

по теме: «Обобщение опыта как одна из форм методической деятельности педагога дополнительного образования»

Автор-составитель: Кузина Татьяна Михайловна, методист

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Обобщение и распространение значимого педагогического опыта"

В статье раскрыто понятие значимого педагогического опыта. Рассмотрены проблемы обобщения и распространения такого опыта....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на разных уровнях

С целью организации работы с одаренными детьми в школе разработана и действует программа «Дети 21 века».Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность обще...

Публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника

ГодНазвание публикацииГде опубликованаМуниципальный уровень2011Сценарий литературно-музыкальной композиции «По волнам памяти»«Воспитательные технологии в образовательной учреждении» - г.Когалым,...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учител...