ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы общего фортепиано» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
рабочая программа на тему
Программа ознакомительного уровня для учащихся 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.docx | 38.82 КБ |
osnovy_obshchego_fortepiano_oznak._ur._2_stupen_.docx | 66.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы общего фортепиано»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы – 2 года
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Петрова Ольга Александровна,
Багашвили Татьяна Георгиевна,
Королёва Любовь Николаевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Основы общего фортепиано»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Основы общего фортепиано»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Содержание
1. Пояснительная записка 2-8 стр.
2. Учебно-тематический план 9 стр.
3. Содержание программы 10-13 стр.
4. Методическое обеспечение программы 14-17 стр.
5. Список литературы 18-19 стр.
6. Приложение 20-29 стр.
- Техника безопасности 21-22 стр.
- Аттестация учащихся 23-24стр.
- Примерный перечень музыкального репертуара
для технического развития 25 стр.
- Примерный перечень музыкального репертуара
для развития полифонического мышления 26 стр.
- Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера 27 стр.
- Примерный перечень музыкального репертуара
для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы 28 стр.
- Примерный перечень музыкального репертуара
для ансамблевого музицирования 29 стр.
- Пояснительная записка
Направленность
Программа «Основы общего фортепиано» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.
Обучение игре на фортепиано в условиях учебного комплекса музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель») расширяет возможности обучающего для соприкосновения с многогранным миром музыки. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.
Опираясь на музыкально – эмоциональный опыт учащихся, синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей, предмет общее фортепиано даёт обучающимся музыкальное образование, приобщает детей к сокровищнице музыкального искусства, формирует их эстетические вкусы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие музыкальных способностей, личностных качеств ребенка (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам), на формирование навыков социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности и индивидуальные способности детей.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволяет найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения: объём изучаемого музыкального произведения, сложность, темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.
Отличительные особенности программы
Программа «Основы общего фортепиано» является дополнительной программой образовательного процесса для учащихся музыкально-хорового центра «Лель», но одновременно играет важную роль во всём учебно-воспитательном комплексе центра.
В МХЦ «Лель» принимаются дети с разными музыкальными данными, поэтому из классических методик выбраны те, которые позволяют учитывать способности и возможности обучающихся. Музыкально-хоровой центр «Лель» являются примером гармоничного сочетания коллективного творчества (хоровое пение) и индивидуального развития ребенка по предмету общее фортепиано.
Инновационный характер программы проявляется и в том, что итогом её реализации становится не только выработка у обучающегося основных исполнительских навыков игры на инструменте. Происходит активизация таких психических процессов, как мышление, воображение, память, развитие у ребенка эмоционального отклика на музыкальные образы, умения чувствовать и слушать.
Цель программы: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи
образовательные:
- обучение основным навыкам игры на музыкальном инструменте фортепиано;
- ознакомление с разнообразными музыкальными произведениями;
- формирование умения ориентироваться в нотном тексте и читать с листа;
- обогащение словарного запаса детей специальной музыкальной терминологией;
- обучение основам владения исполнительского аппарата (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса);
- обучение различным приемам звукоизвлечения и умению пользоваться динамическими красками;
- знакомство с основами исполнительской культурой (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи);
- получение знаний о выдающихся композиторах, особенностей их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение;
- обучение работе над музыкальным произведением с целью его
- публичного исполнения;
- обучение технике аккомпанемента (на примере ансамблевой игры);
развивающие:
- развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание);
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;
- развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали);
- развитие техники чтения с листа;
воспитательные:
- воспитание потребности общения с музыкой;
- формирование музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки;
- воспитание чувства коллективизма;
- приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям;
- воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству, творчеству сверстников;
- профилактика асоциального поведения;
- формирование тесного взаимодействия педагога с родителями и привлечение их к процессу обучения детей.
Возраст учащихся: 2-4 классы
Сроки реализации: 2 года
Форма и режим занятий:
основной формой работы с детьми является индивидуальное занятие. Дети занимаются 2 раза в неделю по 30 минут, т.е. 1 час в неделю, 32 часа в год аудиторных занятий и 12 часов в год на социальную практику (другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях и др.), всего 44 часа в год.
Ожидаемые результаты
В конце 1-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
- познакомиться с нотной грамотой (название октав, изучение нот 1-ой, 2-ой и малой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, нота с точкой);
- освоить навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato);
- освоить навыки правильной постановки рук, корпуса, ног при игре на инструменте;
- выдерживать единый ритм произведения;
- читать с листа народные попевки, песенки и одноголосные мелодии, произведения каждой рукой отдельно;
- уметь исполнять главную партию музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
- исполнять несложные пьесы и этюды и находить в них рациональную аппликатуру.
В течение учебного года ребёнок должен пройти 20 – 25 различных по форме простых музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, вариации, этюды и ансамбли.
В конце 2-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
- научиться исполнять в музыкальных пьесах динамические оттенки «крещендо» и «диминуэндо»;
- слышать начало и конец музыкальных фраз;
- знать гаммы: до-мажор, ля - минор двумя руками, аккорды;
- овладеть навыками разбора и анализа хоровых партий с целью их чистого интонирования;
- изучение нотной грамотой (название октав, изучение нот 1-ой, 2-ой и малой и большой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, более сложный ритмический рисунок);
- освоить навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
- уметь исполнять главную партию музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
- освоить приёмы педализации.
В течение учебного года ребёнок должен пройти 8–10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: 1 полифония, 1 сонатная форма, 4 пьесы различного характера, 3 этюды, 1 ансамбль.
Способ проверки усвоения детьми учебного курса программы
1-й год обучения: в конце учебного года ребёнок должен исполнить на концертном прослушивании 2 пьесы и этюд.
2-й год обучения: I полугодие - обучающийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии; II полугодие – пьесу, этюд, крупную форму. Произведения более сложные в исполнении.
Результатом обучения детей является их выступление на итоговом занятии для родителей, на открытом итоговом прослушивании, на концертах для родителей, на классных концертах, на тематических концертах, на концертах, посвященных праздничным датам, на отчетных концертах отдела, на окружных и городских конкурсах и фестивалях.
2. Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1-й год обучения | |||||||
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2. Развитие музыкальных способностей. 3. Развитие музыкальной грамотности. 4. Постановка исполнительского аппарата. 5. Работа над музыкальным произведением. 6. Ансамблевое музицирование. 7. Социальная практика. 8. Итоговое занятие. | 2 4 3 3 12 6 12 2 | 1 2 2 1 2 2 2 1 | 1 2 1 2 10 4 10 1 | ||||
ИТОГО: | 44 | 13 | 31 | ||||
2-й год обучения | |||||||
Вводное занятие. Техника безопасности. Развитие музыкальных способностей. Развитие музыкальной грамотности. Постановка исполнительского аппарата. Работа над музыкальным произведением. Ансамблевое музицирование. Социальная практика. Итоговое занятие. | 2 4 3 2 15 4 12 2 | 1 2 2 1 2 1 2 1 | 1 2 1 1 13 3 10 1 | ||||
ИТОГО: | 44 | 12 | 32 | 36 | 6 | 30 |
3. Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: знакомство с предметом, история возникновения и развития фортепиано, устройство инструмента; выбор репертуара для изучения. Беседа по технике безопасности.
Практика: применение изученных правил на практике.
2. Развитие музыкальных способностей.
Теория: изучение понятий ритм, ритмический рисунок, мелодия, размер мелодии, транспонирование; ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память;
Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, выполнение упражнений на освоение изученных понятий.
3. Развитие музыкальной грамотности.
Теория: названия нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации; понятие ритмический рисунок;
Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации; чтение нот с листа.
4. Постановка исполнительского аппарата.
Теория: основы посадки за инструментом, постановки рук;
Практика: работа над постановкой рук, положением туловища, ног. Упражнения на legato и non legato, staccato.
5. Работа над музыкальным произведением.
Теория: работа с нотным текстом: ритмом, фразами, штрихами, динамикой, формами;
Практика: игра песенок различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом.
6. Ансамблевое музицирование.
Теория: особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера;
Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (обучающийся – педагог).
7. Социальная практика.
Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета общее фортепиано; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;
Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения.
выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиям разного уровня.
8.Итоговое занятие.
Теория: обсуждение результатов, достигнутых обучающимся; особенности исполнения изученных музыкальных произведений;
Практика: повторение выученных музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: изучение истории развития фортепиано, устройство инструмента; выбор репертуара для изучения. Беседа по технике безопасности.
Практика: применение изученных правил на практике.
2. Развитие музыкальных способностей.
Теория: повторение понятий ритм, ритмический рисунок, мелодия, размер мелодии, транспонирование; ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память; изучение понятия аккомпанемент, особенности игры в двумя руками одновременно;
Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, выполнение упражнений на освоение изученных понятий.
3. Развитие музыкальной грамотности.
Теория: названия нот, октав, басового ключа, длительностей, пауз, знаков альтерации; основы выполнения более сложного ритмического рисунок;
Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации; чтение нот с листа; работа с простым нотным текстом.
4. Постановка исполнительского аппарата.
Теория: основы посадки за инструментом, постановки исполнительского аппарата;
Практика: работа над постановкой рук, положением туловища, ног. Упражнения на legato и non legato, staccato.
5. Работа над музыкальным произведением.
Теория: работа с нотным текстом: ритмом, фразами, штрихами, динамикой, формами;
Практика: игра пьес различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом.
6. Ансамблевое музицирование.
Теория: особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера;
Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (обучающийся – педагог).
7. Социальная практика.
Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета общее фортепиано; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;
Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения.
выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиям разного уровня.
8. Итоговое занятие.
Теория: обсуждение результатов, достигнутых обучающимся; особенности исполнения изученных музыкальных произведений;
Практика: повторение выученных музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений.
4. Методическое обеспечение программы
Методика является своеобразным инструментом в организации реализации обучения игре на фортепиано. Методическая деятельность является важнейшим звеном системы непрерывного образования.
Прежде чем начать обучение, у каждого ребенка педагог проверяет его музыкально-слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального обучения.
В течение учебного года в коллективе проводятся концерты или музыкальные праздники.
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:
- формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием;
- соответствие методов и приемов детской возрастной психологии;
- мотивированность действий ребенка;
- опора на «зону ближайшего развития» учащегося.
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы
Основную роль в процессе обучения предмету общее фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.
2. Наглядные методы
Использование учебных пособий для успешного освоения музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога
3. Словесные методы
Объяснение, краткий рассказ, беседа.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
- создание благоприятной обстановки на занятиях;
- создание ситуации удивления, восхищения;
- обращение к жизненному опыту учащихся;
- стимулирование интереса к музицированию;
- игровые формы обучения;
- создание ситуации успеха в учении.
Посадка за инструментом
Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Ребенок должен удобно и естественно сидеть за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.
Индивидуальные планы
Тематика занятий по предмету общее фортепиано остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал. Каждый учебный год предлагаемый материал становится более сложным в техническом и исполнительном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий и улучшения качества звуковоспроизведения, развития техники исполнения.
Успешное музицирование учащихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие обучающегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.
Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у обучающихся является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов классиков, а также наиболее прогрессивных современных авторов. Репертуар подбирается разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятия, поэтому педагогические требования должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.
Учитывая, что в музыкально-хоровом центре обучаются дети самых различных музыкальных способностей, в отдельных случаях являются педагогически оправданным включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара предыдущего года обучения.
Чтобы обучающийся в течение учебного года был представлен разносторонне, устанавливается следующая последовательность исполнения различных по форме произведений: в I полугодии – полифония и пьеса; в конце года – этюд, сонатная форма и пьеса.
Условия реализации программы
Для реализации программы по предмету общее фортепиано необходимо следующее:
материально-технические условия:
- кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано;
- инструмент (фортепиано, рояль, цифровое пианино);
- мебель для педагога и учащихся (стол, стулья);
- аппаратура для слушания музыки;
- подставки под ноги;
методические условия:
- нотная библиотека;
- музыкальная фонотека;
- наглядные пособия и раздаточный методический материал.
5. Список литературы
Литература для педагога:
- Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974 г.;
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978 г.;
- Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1976 г.;
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
- Коджаспирова Г.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2004 г.;
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971 г.;
- Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982 г.;
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967 г.;
- Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964 г.;
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982 г.4
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2007 г.
Литература для детей:
- «Первые шаги маленького пианиста» И. Королькова;
- «Крохе – музыканту» Ч.1, Ч.2 И. Королькова;
- «Альбом ученика – пианиста» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»;
- «Юному музыканту – пианисту» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»;
- «Фортепианная игра» 1-2 кл. ДМШ под общей ред. Николаева А. М.;
- «Хрестоматия педагогического репертуара» 1–2 Кл. сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. (3 – 4 Кл.);
- «Юный пианист» вып. I-III сост. Ройзман Л., Натансон В. М.;
- «Сборник пьес для фортепиано» С. Барсукова;
- «Малыш за роялем» И. Лещинская;
- «Фортепиано» 1 – 7 класс, Б. Милич;
- «Педагогический репертуар ДМШ» М.;
- «Библиотека юного пианиста» М.: «Сов. Композитор»;
- «Сборник фортепианных пьес» ч.I сост. Баренбойм Л., Ляховицкая С.;
- «Избранные ансамбли» вып. I, II-IV сост. Взорова Т., Туманян А., Баранова Г.;
- «Брат и сестра» вып. I, II;
- «Фортепиано» ДМШ I-VII кл. сост. Милич., Киев «Музыкальная Украина»;
- «Allegro» Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13 М. РИФ «Криптологос»;
- Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермер М.: «Музыка»;
- Чайковский «Детский альбом» М.: «Музыка»»;
- И. С. Бах «Инвенции» М.: «Музыка»;
- Шульман Р. «Альбом для юношества» М.: «Композитор»;
- Лекупе Ф. «Азбука 25 легких этюдов» М.: «Гос. муз. искусство»;
- Моцарт В. «шесть сонат» М.: «Гос. муз. искусство»;
Примерный репертуарный список каждого года обучения состоит из 5 разделов: этюды, полифония, крупная форма (сонатины, сонаты, вариации), пьесы и ансамбли.
Приложения
Приложение № 1
Техника безопасности 21-22 стр.
Приложение № 2
Аттестация учащихся 23-24 стр.
Приложение № 3
Примерный перечень музыкального репертуара
для технического развития 25 стр.
Приложение № 4
Примерный перечень музыкального репертуара
для развития полифонического мышления 26 стр.
Приложение № 5
Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера 27 стр.
Приложение № 6
Примерный перечень музыкального репертуара
для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы 28 стр.
Приложение № 7
Примерный перечень музыкального репертуара
для ансамблевого музицирования 29 стр.
Приложение № 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;
- обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
- во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
- обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Приложение № 2
Аттестация учащихся
В конце каждой четверти педагог проверяет обучающегося на усвоение им изучаемого предмета. Ребёнок должен к данному итоговому занятию подготовить небольшой музыкальный материал для проигрывания, который он изучал на занятиях и дома. Педагог определяет уровень развития навыков игры на фортепиано. Кроме этого, педагог проводит небольшой опрос по проверке музыкально-теоретических знаний изученного материала.
В конце каждого полугодия проводится такая же работа, но на более серьёзном уровне. Ребёнка прослушивают уже несколько педагогов – специалистов в данной области.
Результаты, которые показывают обучающиеся на итоговых занятиях, оцениваются по 3-хбалльной системе, записываются в индивидуальную карточку обучающегося (см. Таблицу 1).
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения обучающегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень (Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
Приложение № 3
Примерный перечень музыкального репертуара
для технического развития
А. Жилинский Этюд;
А. Гумберт Этюд;
В. Курочкин Этюд;
Е. Гнесина Этюд;
Л. Шитте Этюды соч. 108 № 1-15;
К. Черни Этюды соч. 718 № 1-6;
К. Черни Этюды.соч. 636 № 3-8;
К. Черни Этюд соч.139 № 16-29;
Г. Беренс Этюды.соч.61 № 4, 6, 9, 14;
Г. Беренс Этюды соч.70 № 50, 54, 55;
А. Лешгорн Этюды соч.66 № 9, 12, 14;
С. Геллер Этюд соч.45 № 14, 16, 18;
А. Бертини Этюд;
Ф. Бюргмюллер Этюд;
И. Беркович Этюд;
Н. Любарский Этюд;
А. Лемуан Этюд;
А. Равина Гармонический этюд;
Приложение № 4
Примерный перечень музыкального репертуара
для развития полифонического мышления
В. Моцарт «Менуэт», « Бурре»;
И. Бах «Менуэт», « Волынка», « Полонез»;
И. Бах «Маленькая прелюдия» (ре-минор, ми-минор, до-мажор);
В. Ф Бах «Менуэт», «Аллегро»;
И. Пахельбель «Сарабанда»;
С. Павлюченко «Фугетта»;
Д. Циполи «Фугетта» (ре-минор, фа-мажор);
С. Майкапар «Прелюдия и фугетта» (ми-мажор);
Д. Скарлатти «Ария»;
Г. Телеман «Модерато»;
А. Корелли «Сарабанда»;
Г. Свиридов «Колыбельная»;
Ю. Щуровский «Инвенция», «Канон»;
А. Александров «Кума»;
Ж. Арман «Фугетта»;
Г. Гендель «Менуэт»;
Ю. Щуровский «Канон»;
И. Беркович «Украинская песня»;
И. Кригер «Бурре»;
Г. Персел «Менуэт».
Приложение № 5
Примерный перечень музыкального репертуара
для развития музыкальности
на примерах пьес кантиленного характера
В. Моцарт «Волынка»;
А. Гречанинов «В разлуке», «Грустная песенка»;
С. Майкапар «Сказочка», «Мотылёк», «Вальс»;
А. Александров «Песенка»;
Д. Штейбельт «Адажио»;
Б. Дварионас «Прелюдия», «Вальс»;
П. Салютринская «Русская песня», «Колыбельная»;
Г. Свиридов «Колыбельная»;
К. Михайлов «Песня»;
К. Сорокин «Нянина песня»;
И. Беркович «Мазурка», «Токкатина»;
Л. Лукомский «Шутка»;
Н. Косенко «Вальс», «Полька», «Скерцо», «Дождик»;
Э. Григ «Вальс», «Норвежский танец»;
С. Прокофьев «Сказочка», «Прогулка»;
Г. Пахульский «Прелюдия», «В мечтах»;
Д. Шостакович «Танец», «Гавот», «Шарманка»;
Р. Шуман «Марш», «Первая утрата», «Весёлый крестьянин»;
Д. Кабалевский «Токкатина», «Медленный вальс»;
А. Хачатурян «Скакалка», «Андантино»;
Р. Глиэр «Прелюдия», «Романс», «Колыбельная»;
П. Чайковский «Мазурка», «Болезнь куклы», «Песня жаворонка»;
М. Глинка «Чувство»;
Я. Сибелиус Сувенир»;
Приложение № 6
Примерный перечень музыкального репертуара
для активизации образного мышления
в процессе изучения произведений крупной формы
Д. Штейбельт «Сонатина»;
А. Гедике «Сонатина», «Тема с вариациями»;
Т. Назарова «Вариации»;
И. Беркович «Вариации», «Сонатина» (соль-мажор);
М. Клементи «Сонатина» (соль-мажор) часть 1,2,3;
Е. Гнесина «Шесть Маленьких вариаций»;
Р. Глиэр «Рондо».
С. Майкапар «Вариации на русскую песню»;
Л. Бетховен «Сонатина» (фа-мажор) часть 1,2,3;
Г. Грациоли «Сонатина»;
Я. Дюссек «Сонатина» (соль-мажор);
Ф. Кулау «Сонатина» (до-мажор);
Д. Кабалевский «Лёгкие вариации на русскую народную песню»;
В. Моцарт «Сонатина» (до-мажор);
А. Диабелли «Сонатина»;
Э. Мелартин «Сонатина»;
Ю. Щуровский «Тема с вариациями»;
А. Андре «Сонатина», «Рондо»;
Д. Чимароза «Сонатина»;
Я. Ванхаль «Сонатина»;
К. Гурлит «Сонатина»;
Т. Хаслингер «Сонатина»;
Ю. Некрасов «Вариации на тему белорусской народной песни»;
Приложение № 7
Примерный перечень музыкального репертуара для
ансамблевого музицирования.
А. Островский «Школьная полька»;
В.Соловьёв «Белорусский танец»;
И. Беркович «Марш»;
М. Зив «Вальс»;
Л. Бетховен «Три немецких танца», «Марш»;
Ф. Шуберт «Лендлер»;
П. Чайковский «Вальс», «Танец маленьких лебедей»;
Н. Смирнова «Хорошее настроение», «Танец утят», «Полька»;
М. Глинка «Краковяк»;
С. Прокофьев отрывок из симфонической сказки «Петя и волк»;
М. Глинка «Полька».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе ведётся образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету фортепиано для учащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" по предмету фортепиано с учащимися 1-2 классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы игры на фортепиано» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Программа ознакомительного уровня для учащихся 1-2 кл....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Программа базового уровня для учащихся 5-9 кл....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы игры на фортепиано» (МХЦ «Лель»)
Программа для учащихся 6-7 лет ознакомительного уровня....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Основы общего фортепиано"
Программа для учащихся 2-4 классов МХЦ "Лель"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы общей и региональной экологии"
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы общей и региональной экологии" для 7-11 классов....