Открытый урок на тему: "Работа над скрипичными штрихами в младших классах".
план-конспект по теме
В данной работе приводится план открытого урока по созданию технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся и воспитанию художественно-выразительного значения штриховой техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок с ученицей 2 класса скрипки | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
преподавателя по классу скрипки
Платоновой Татьяны Евгеньевны
"Красивое движение рождает красивый звук".
Ю. И. Янкелевич
Тема: Работа над скрипичными штрихами в младших классах.
Цели урока:
Образовательная:
- создание технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся.
Развивающая:
- расширение музыкально-теоретических знаний.
Воспитательная:
- воспитание художественно-выразительного значения штриховой техники;
- привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
Задачи урока:
- освоение начальных приемов исполнения штрихов в гамме, упражнениях, этюде, организация игрового двигательного аппарата;
- совершенствование приемов исполнения штрихов: конкретная форма движения смычка, дающая нужный звуковой результат, ритмичность исполнения, координация движения обеих рук;
- развитие штриховых навыков исполнения, умения анализировать свою игру;
- развитие музыкальной памяти, внимания;
- совершенствование творческого исполнительского мастерства;
- воспитание звуковой культуры у учащейся, интереса и любви к музыке.
Концертмейстер: Лябухова Е. В.
Оснащение урока: скрипка, пианино, пюпитр, нотный материал.
Содержание урока | Время | Методика проведения урока |
I. Вводная часть. | 3 мин. | Подготовка учащейся к творческой работе. Вступительное слово преподавателя. Постановка цели урока и его задач. Напомнить результаты работы на предыдущем занятии, характерные ошибки и наметить участки работы. В ходе урока учащейся задаются вопросы (см. Приложение 1) |
II. Основная часть урока. 1. Подготовка игрового аппарата Гамма D-dur с переходом в III-ю позицию Трезвучия Т5/3 с обращениями 2. Работа над произведениями Шольц. Этюд (Непрерывное движение) Соколова. Упражнение на staccato. Соколова. Пьеса «Мой мяч» Власов. Пьеса «Пионерский марш» Шаинский. Песенка Львенка из м/ф «Львенок и черепаха» | 10 мин. . 30 мин. | Проводится для развития навыков, облегчающих технические задачи, встречающиеся в рассматриваемых произведениях. Работа над штрихами в гамме. Штрихом detache (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх). Добиваться при этом яркой атаки звука (импульса правой руки), эстетической красоты тембра звучания (при свободном инерционном движении руки) и художественной завершенности звука (филировка, торможение). Штрихом martele (острый звук с паузой, равной ему по длительности), исполняется по принципу detache с остановками, но начинается с резкого «укола» струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Добиваться чрезвычайной ритмичности, додерживания пауз между звуками, освобождения руки, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтально проведения смычка. Штрихом legato по 2,4,8 нот на смычок. Штрих подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении, который выявляет сущность природы скрипки – ее возможность плавно, выразительно петь. Добиваться свободного ведения смычка в legato, смены его в нижней и верхней части кистевым движением руки. Пунктирным штрихом, добиваясь острого, яркого маркирования короткого звука, отсутствия паузы между коротким и длинным звуком и ее наличия перед коротким звуком. Необходимо, чтобы в паузе смычок легко прикасался к струне, как бы замирая на месте. Штрихом sautille, который исполняется в быстром темпе в середине смычка. Этот штрих обладает стремительностью, легкостью и представляет собой мелкое spiccato в быстром темпе, но способ исполнения принципиально различен. Смычок не бросается на струну, а как бы сам отскакивает от нее, благодаря эластичности трости и колебаниям струны при быстрой смене направления смычка. Целесообразно добиваться соединения в штрихе движения предплечья с добавлением небольшого, но сознательного движения кисти. Штрихом staccato (четыре ноты на смычок). По характеру штрих родственен последовательности штрихов martele, исполняемых в одну сторону движения смычка (вверх или вниз). При работе над штрихом добиваться «укола» указательным пальцем в «струну» импульсами кисти. При исполнении staccato важен начальный акцент и сознательное подчеркивание сильных ритмических долей. Работа над штрихом legato, добиваясь плавного соединения струн и точного распределения смычка. Работа над интонацией в гамме и трезвучиях. Этюд исполняется штрихом sautille. Избегать характерных ошибок при исполнении штриха, заключающихся в изолированном движении кисти при зажатости остальной части руки или «запертости» кистевого сустава при исполнении штриха исключительно предплечьем. Добиваться четкого исполнения штриха, в котором смычок отскакивает не слишком высоко над струной, чтобы не страдало качество звука. Работа над отдельными эпизодами этюда без штриха, добиваясь точного интонирования. Работа в разных темпах с динамическими оттенками, добиваясь характера исполнения (легкости, стремительности). Исполнение этюда наизусть с концертмейстером. Работа над штрихом staccato. Добиваться ловкости чередования импульса «укола» струны с освобождением мышц правой руки и приготовления нового нажима. Этот штрих исполняется при весьма свободном состоянии правой руки, без излишнего ее напряжения, что благотворно для звуковых результатов. Работа над комбинированными штрихами: detache, martele, staccato, legato, применение их художественно-выразительного значения. При исполнении комбинированных штрихов добиваться органичного переключения правой руки с одного вида деятельности на другой, целесообразности положения руки со смычком перед началом нового штриха. Работа над интонацией. Работа с концертмейстером над характером произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высокохудожественного звукового результата. Пьеса исполняется пунктирным штрихом. Работа над различными видами пунктирного штриха: с паузой и (в средней части) без паузы. Добиваться острого, яркого, маркированного звучания короткой ноты в разных частях смычка, сохраняя эластичность кисти правой руки. Работа над интонацией, техникой исполнения переходов (I-III позиции). Работа с концертмейстером над характером произведения, добиваясь выразительности штриха – героической маршевости. Пьеса исполняется наизусть. Пьеса исполняется пунктирным штрихом. Работа с концертмейстером над характером произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высокохудожественного звукового результата. |
III. Заключительная часть | 2 мин. | Подведение итогов работы. Оценка работы учащейся на уроке. Оформление и разъяснение домашнего задания с учетом результатов работы на уроке. |
Приложение 1. Вопросы, заданные на уроке.
- Назовите ключевые знаки в гамме D-dur.
- Назовите полутоны в гамме D-dur.
- Как переводится слово legato?
- В какой тональности написан Этюд Шольца?
- Что означают динамические оттенки f, p, mf, cresc.
- Каким штрихом исполняется Этюд Шольца, характер его исполнения?
- В какой тональности написан «Пионерский марш» Власова?
- Каким штрихом исполняется пьеса «Пионерский марш», характер ее исполнения?
- Как в нотном тексте обозначается штрих staccato?
- Каков характер исполнения пьесы Соколовой «Мой мяч»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах
Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...
Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Открытый урок на тему: "Работа над штрихами - основа для формирования исполнительских навыков учащихся"
Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизв...
Открытый урок на тему: "Работа над пьесой и разбор произведения в классе лимбы"
Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению обще эстетического кругозора учащихся, выявления связи природных и жизненных явлений, развитию образного мышления и фантази...