Научно-исследовательская деятельность школьников.
презентация к уроку на тему

Матова Анна Петровна

Методические рекомендации в помощь педагогам, осущестляющим исследовательскую деятельность с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broschura_id.docx78.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ ДПО ЦПК «Красноярский Ресурсный центр»

«Научно-исследовательская деятельность обучающихся»

Методические рекомендации

для педагогов.

Составитель:

Матова Анна Петровна,

старший  методист ГБОУ ДПО

ЦПК «Красноярский Ресурсный центр»

Красный Яр, 2014 г.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………….

3

  1. Общие положения и терминология……………….

5

  1. Основные понятия научно-исследовательской работы………………………………………………

 7

  1. Методы исследования……………………………...

 9

  1. Исследовательская деятельность младших школьников ……………………………………….

17

  1. Правила повышения мотивации к жизни, учёбе, работе ………………………………………………

20

 Список источников…………………………………….

22


Введение.

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

Известно, что в период обучения в средней школе у учащихся проявляются и активно развиваются разнообразные склонности, способности, таланты. Быстро меняющиеся условия современного общества, огромный поток информации создают серьезные трудности для формирования полноценной, самоактуализирующейся личности (термин А.Маслоу).

Поэтому важнейшим условием выживания и продуктивной деятельности индивида в информационном мире будет овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Воспитание и обучение учащихся в настоящее время связано с потребностью общества в неординарных творческих личностях, склонных к нестандартному мышлению и поведению.

Современный уровень развития образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно- практических знаний и умений, установок, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить школьнику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны, наиболее эффективно используя и раскрывая свой потенциал.

 Именно поэтому основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным видам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающей действительности, к самостоятельной жизни.

Привлекая учащихся к научно- исследовательской работе, необходимо так организовать последовательность овладения ими знаниями и умениями, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося слишком сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми.

Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать школьникам полнее использовать  и развивать свои склонности и способности. Только создание мотивации и творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению научно- исследовательской работы в школе.

В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.

Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как  способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.

Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса.

Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. ценностно-смысловая компетенция;

2. общекультурная компетенция;

3. учебно-познавательная;

4. информационная;

5. коммуникативная;

6. социально-трудовая;

7. личностная компетенция – самосовершенствование.

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.


  1. Общие положения и терминология.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

  •  постановку проблемы,
  •  изучение теории, посвященной данной проблематике,
  •  подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  •  сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  •  собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

                Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности.

Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с  аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

Большой эффект в научно-исследовательской деятельности детей даёт использование краеведческого материала и материалов из семейных архивов.

Человеку свойственно испытывать гордость за достижения, успехи, удачные мероприятия, если он чувствует свою причастность (причастность родственников, друзей, знакомых). В современных условиях, когда молодежь впитала западный стиль эгоистичного поведения («Я» на первом месте), следует принимать во внимание личностные интересы и позиции. И применять в работе те методы, которые предполагают личностное участие.

Например, проекты на тему: «Семейные автомобили», «Семейные модницы», «Наши невесты», «Семейная игрушка», для старшеклассников – «Профессии нашей семьи» позволят раскрыть интересы ребёнка и продолжить работу  в рамках научно-исследовательской деятельности.

Такие образовательные проекты, решая сразу несколько воспитательных задач, заключают в себе  поисковую, исследовательскую, профориентационную, творческую функции,    должны быть  нацелены на установление взаимосвязи – я – семья – история страны.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Что же такое научное исследование?

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью / Философская энциклопедия.

Основные уровни научной деятельности учащихся.

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и других видов практической деятельности.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,  элективных курсов.

4 уровень – творческий, продуктивно - деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

  • Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: “Роль леса в жизни человека”.
  • Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Например: “Экологический мониторинг по изучению стадии перерождения леса”.
  • Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Например: “Бурятские традиции в решении экологических проблем региона”.
  • Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Например: “Наблюдение за миграцией популяции белок в районе исследования”.
  • Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: “Антропогенное влияние местного населения, на экологическое состояние лесного биогеоценоза”.

Научная работа содержит следующие позиции:

  • обоснование темы, история вопроса, круг источников, монографии по данной проблеме;
  •  гипотеза исследования (должна быть проверяемой, соответствовать фактам;
  •  цель работы (соответствовать названию работы или проблемы), предполагает проверяемый результат;
  •  методы исследования;
  •  объект исследования (носитель проблемы), субъект исследования (то, на что направлено исследование);
  •  раскрытие глав данной работы;
  •  обобщающие выводы и практическое применение.

Проблема исследования  понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема отражает характерные черты проблемы.

Объект это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой  для исследователя информации.

Предмет  исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному  изучению в работе, устанавливают границы  научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.


  1. Основные понятия научно-исследовательской работы.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному,  когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно- исследовательской деятельности. Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: - исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения; - комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач; - научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

  1. Методы исследования.

      Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную) к достижению поставленной цели.

    Методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), а метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

    Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.
Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.  

      Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.

      Эмпирический уровень познания включает в себя

- наблюдение явлений,
- накопление и отбор фактов,
- установление связей между ними
.

       Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материалов, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается  внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений,  и взаимодействие и обусловленность. Для получения теоретических знаний используются свои методы.

     Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

    методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

    методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и другие).

Абстрагирование -  отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме; все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок. Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории.

Идеализация - это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются "Идеальный газ", "Идеальный раствор", "Точка". Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.

Измерение - в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание. Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Опрос -   беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Сравнение - позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

  • сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;
  • для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

 

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде.

Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.


  1. Исследовательская деятельность младших школьников.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя». В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях:

  •  на уроках,
  •  во внеурочное время,
  •  во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).

Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод  обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов.

Внеурочные занятия предполагают  углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности.

Внеклассная работа – научное общество учащихся (НОУ) – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с НОУ других школ.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

             Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

        Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

        Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
  • аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  1. соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  2. добровольность выбора темы учащимся;
  3. максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  4. компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  5. уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
  6. осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности.

Этап 1:

  • выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» …;
  • анализ полученных результатов;
  • формирование коррекционных групп;
  • работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
  • рефлексия (анализ динамики изменений);
  • мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление обучающимися  выполненных исследований. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это участие в конференциях для обучающихся начальной школы.


  1. Правила повышения мотивации к жизни, учёбе, работе.

Вопрос заключается в том, как мотивировать обучающихся? Вот несколько советов, эффективность которых проверена временем.

  1. Имейте причину.

Нет более могучего источника мотивации, чем причина, к которой вы неравнодушны. Такая причина может вдохновить вас приложить максимум усилий даже перед лицом трудностей. Она может заставить вас сделать на первый взгляд невозможные вещи.

  1. Имейте мечту. Большую мечту.

Ваша причина — это мощный источник мотивации, но по природе своей она абстрактна. Вам нужно конкретизировать её в форме мечты.

Иметь мечту важно, потому что сложно быть мотивированным, если у вас нет ничего, за чем вы охотитесь. Просто подумайте о людях, которые играют в баскетбол. Будут ли они мотивированы играть, если не будет корзин для забрасывания мяча?  Им нужна цель. Вам нужна цель. Вот для чего существует ваша мечта.

  1. Будьте голодным.

Это одно из правил жизни Стива Джобса (основатель корпорации APPEL). Чтобы быть поистине мотивированным, у вас должна быть жажда, а не просто желание. Одно только желание не проведёт вас через сложные времена, пока вы не захотите чего-либо достаточно сильно. Зачастую именно жаждой лучшие исполнители отличаются от посредственных.

  1. Бегите свою собственную дистанцию.

«Я не пытаюсь танцевать лучше кого-то. Я просто стараюсь танцевать лучше себя самого», — говорил Михаил Барышников, советский и американский артист балета.

Сравнение себя с другими — эффективный способ демотивировать себя. Даже если вы начали с энтузиазмом, вскоре вы потеряете свою энергию, если сравните себя с остальными, и вам придётся искать способы повысить свою самооценку.

Сравнивать себя с другими — это всё равно, что сравнивать выступление пловца с бегуном, используя одинаковый временной стандарт. Единственный ваш конкурент — это вы сами.

  1. Сделайте ещё один шаг.

«Успех не финален, провал не фатален: имеет значение только решимость продолжать»,—  изрёк Уинстон Черчилль.Когда на своём пути вы встречаете препятствия, может появиться желание уйти. Вам может показаться, что продолжать движение слишком тяжело. Вам может показаться, что ваша мечта недостижима. Но именно здесь вы можете увидеть различие между победителями и проигравшими. Хотя и те, и другие сталкиваются с теми же трудностями, есть кое-что, что отличает победителей: храбрость продолжить путь.

В сложных ситуациях просто фокусируйтесь на делании следующего шага вперёд. Не думайте о том, как пробежать всю дистанцию. Не думайте о том, сколько ещё препятствий вас ждут. Просто сфокусируйтесь на следующем шаге.

  1. Отпустите прошлое.

«Закончив день, покончи с ним. Ты сделал всё, что мог», - считал Ральф Уолдо Эмерсон, американский мыслитель XIX века. Один из лучших демотиваторов — это ваше прошлое.

Сегодня новый день, и у вас есть шанс начать заново. Неважно, насколько плохим могло быть ваше прошлое: у вас впереди всё ещё есть яркое будущее, которое вас ждёт. Просто не дайте ноше прошлого остановить вас.


Список источников

  1. Жилина  Е.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/412353/.
  2. Как   повысить мотивацию: шесть простых правил: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа:   http://maleday.ru/lifestyle/kak-povysit-motivatsiyu-shest-prostyh-pravil.html
  3. Мубаракова А.А. Научно-исследовательская деятельность младших школьников: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа:     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov
  4. Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие формирования самоактуализирующейся личности: Сайт учителя математики и  информатики Кабановой Г.Ф.: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа:  http://kabanovagf.ru/stati/12-naych-issled-dejat.html
  5. Научные методы исследования: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа: http://www.idschool225.narod.ru/metod.htm
  6. Учебное пособие: Методы научных исследований: [Электронный ресурс]  -    Режим доступа:  http://www.bestreferat.ru/referat-203892.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и ведение научно- исследовательской работы среди школьников"

Процесс бурной информатизации общества  требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию,...

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Организация научно-исследовательской работы со школьниками

В работе изложены требования к научно-исследовательской работе, порядок работы над рефератом и т.д....