Сценарии игровых программ
методическая разработка (5 класс) на тему
Вороний день - праздник Народов Севера, который проводится весной у коренных народов, ханты и манси. Ворона, священная птица - вестник весны на Ямальской земле!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_voroniy_den.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
Фольклорного праздника народов Севера
«Вороний день»
.
Место проведения: МОУ ДОД ДЮЦ «Радуга» а/з
Участники:1-5классы 14: 00 ч
Реквизит: сушки, бубен, медали с изображением вороны.
Цели и задачи игровой программы:
- Организация активного досуга детей в период весенних каникул.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы.
- Ознакомление детей с традициями народов Севера.
Звучит хантыйская мелодия выбегает девочка с бубном
в национальном костюме ханты, и начинает танцевать и замечает ворону, спящую в гнезде. Ворона просыпается от музыки. Начинается диалог. На сцене стоит декорация из сухого дерева березы.
Ворона: Кар - Кар – Кар, ой (вздыхает и потягивается), неужели я уснула? Что это за девочка, Ты кто такая?
Девочка: Меня зовут Эвие, тут недалеко стоит наш чум, в котором я живу с родителями, братьями и сестрами. Посмотри, уже солнышко встало, Ворона ты так весь праздник свой проспишь.
Ворона: Нет, я просто устала и присела отдохнуть кар, кар. Я ведь летела через всю зиму, что поведать народом севера о наступлении весны кар. И о празднике «Вороний день». Ребята, а вы слышали что-нибудь об этом празднике? (Ответы детей.)
Девочка: Один из самый почитаемых праздников у народов Севера является «Вороний день». Ворона почиталась как вестник весны и новой жизни. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое – затяжной. В вороний день, придя в гости, можно похвастаться своей семьей. Рассказать какие дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах. Во дворе из щепок строили гнезда: чем больше гнездо, тем больше семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.
Ворона: А еще детей в этот день поднимают рано, при этом приговаривали: «Если долго будешь спать, то глаза лопнуть». Разбудив детей утром рано, мать говорила: «Скорее бегите на улицу, Ворона прилетела, подарочки принесла». А на деревьях, уже висели связки калачей (они символизировали Солнце дарящие тепло), отрезы красной ткани. Я хочу, чтобы вы тоже поучаствовали в этом хантыйском обряде. (Ворона предлагает ребятам выйти к ней, и завязать ленточки на дерево и загадать желание)
Ворона: Я предлагаю, всем вместе встретим приход весны национальными хантыйскими играми и забавами. Но прежде чем начать нашу игровую программу, давайте познакомимся. На счет три, четыре, вы все вместе крикнете дружно свои имена!
(Девочка Эвие, остается до конца праздника и принимает участие во всех играх)
Девочка: Ребята, для того чтобы начать игры, давайте разделимся на команды. И придумать название команд, которые имели отношение к нашему празднику.
(Формирование команд)
Ворона: Ребята, а вы знаете, чем занимаются ханты? (охота, рыболовство, оленеводство, собирание ягод и грибов) правильно! Сейчас мы с вами поиграем одну хантыйскую игру, будем ловить рыбу. Я дам вам удочки, а вы должны поймать рыбу. Кто быстрее справиться тот и победил.
(Игра « Рыбалка»)
Ворона: Молодцы, а теперь отгадайте такую загадку:
В тундре голой и холодной
Он стадо оленей пасет.
Зря тут бродит волк голодный,
К стаду он не подойдет,
Потому что это стадо
Стережет кто? ……… (Оленевод)
Ворона: Поиграем с вами в оленеводов. Вы встаете парами (олень - один участник, оленевод- другой). Оленеводы запрягают оленей в вожжи (скакалки). По очереди пары обегают ориентир, возвращаются назад, передают эстафету - рожки, как эстафетная палочка.
( Игра «Оленья упряжка)
Ворона: Оленеводы из вас получились очень хорошие, а скажите мне, пожалуйста, какие еще животные живут в северной тундре? ( Ответы детей, волк, лиса, медведь, белка, лось, олени, песец.) Правильно, молодцы! Следующая игра называется «волк и олени». Из числа игроков выберем «волка», остальные все ребята «олени». Вы все пасетесь на этой стороне площадки, а «волк» сидит в своем логове. По сигналу «волк» выходит из своего «логова» и старается поймать «оленей». Пойманного «оленя» «волк» отводит к себе в «логово».
( Игра «Волк и олени)
Ворона: Не устали? Давайте немножко переведем дух, и отгадаем загадки связанные с обитателями холодных северных широт.
1. По деревья лазит ловко
И находит сладкий мед.
До весны он спит в берлоге,
Лапу он свою сосет.
А весной он станет папой.
Знает каждый из ребят,
Что появятся в берлоге
Пара братьев….. (Медвежат)
2.Перья белые, как снег,
Когти острые, как спицы.
На ночь спать в сугроб ложится –
Не нужна ей и кроватка.
Это птица … (Куропатка).
3.Сама зеленоглазая
И рыжий мех искрится.
Ее узнаешь сразу ты
Да это же…(Лисица).
4. Сам он белый словно снег
У него пушистый мех
Глазки черные блестят,
Когти острые торчат
В тундре из конца в конец быстро бегает …(Писец)
5. Эта егоза лесная
На месте долго не сидит.
На зиму шишки запасая,
В дупле их бережно хранит.
И, хоть мала она, чуток-
Не страшен ей голодный волк.
Красавица - горелочка,
Рыженькая...(Белочка).
6.Катится по лесу,
Листья собирает,
На его иголки
Все быстро прилипает.
Вот грибочки зацепил,
Яблочки зеленые,
А для малых ребятишек
Шишечки кедровые!
Ой, я вижу пару ножек,
Это наш колючий...(Ежик).
7. Серый и клыкастый,
Хищный и опасный.
Он голодный в лесу рыщет,
На обед кого-то ищет.
Ночью смотрит на луну
И поет ей песню: У-У-У (Волк).
8.Что же это за зверек
Маленький и шустрый?
Лакомится он морковью
И листом капусты.
Коль замешкает без толку,
Попадется, в лапы волку! (Заяц).
Ворона: Молодцы, отгадали все мои загадки! А еще, ребята приготовили стихотворения на праздник «Вороний день». Давайте все присядем на свои места, и послушаем их. Под ваши аплодисменты, приглашаю на сцену:
(Дети читают стихотворения)
Ворона: Мы с вами продолжаем играть и веселиться, ну что, оленями мы уже были, волком тоже уже попробовали. Осталось еще испробовать себя в роли охотника. Так, как у народов Севера, одним из самых главным родом деятельности, что является? Правильно, охота! Так, вот, проверим вашу меткость, быстроту реакции. Ваша задача: попасть точно в снеговика, мячиками.
(Игра «Попади в цель»)
Ворона: Замечательно! Какие вы ловкие и быстрые! Я наверно так не смогу! Ответьте мне, какой сегодня у нас праздник? Как он называется? (Ответы детей) Правильно!!! Ребята скоро к нам из юга прилетят птицы. Но вот не задача, гнезд у нас нет? Я предлагаю сделать в обруче из газеты гнезда. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и победил в этом конкурсе.
( Конкурс «Гнездо вороны»)
Ворона: Вначале праздника я говорила вам, что сушки, которые вешали на деревья, в «Вороний день», символизируют «Солнце» («Хатль») дарящие тепло. Сейчас поиграем в игру, которую играют дети народов Севера, под названием «Солнце». Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом. В кругу сидит «Солнце» - водящий. Когда «солнце» встает и выпрямляется, игроки разбегаются. Все увертываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «раз, два, три в круг скорей беги! Те, кого водящий не задел, возвращаются в круг. Потом меняются водящие.
(Игра «Солнце»)
Ворона: Следующий конкурс проведем, на сплоченность и силу ваших команд, я вам дам длинный канат, который вы должны будете перетянуть. Готовы? Три, четыре, Начали!!!!
( Конкурс «Перетягивание каната»)
Ворона: Здорово!!! Не устали веселится? продолжаем играть. Задание такое: перед каждой командой лежит большой мяч с ушками. Ваша задача: сидя на мяче допрыгать до финиша, туда и обратно. Затем передать мяч следующему игроку. Чья команда справиться с заданием первая, побеждает.
(Игра «Попрыгунчик»)
Ворона: В этом конкурсе побеждает, конечно «Дружба» и «Улыбка». Вот и подошел к концу, наш праздник «Вороний день». Вам понравилось? Давайте все встанем в веселый паровозик «Дружбы» и потанцуем.
(Игра «Паровозик «Дружбы»)
Ворона: Я хочу сказать всем спасибо, за активное участие в фольклорном празднике «Вороний день». Наградить вас медалями, и угостить сушками! Пожелать вам улыбок, тепла и счастья и весеннего настроения! Впереди нас ждет весна!!! До свиданья, ребята!!!! Кар, кар, кар!!!
Игра на запас: «Кто быстрее и больше всех, соберет шишки?», «Перетягивание палки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...