Характеристика творческой деятельности мастерской декоративно-прикладного творчества.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Характеристика творческой деятельности
мастерской декоративно-прикладного творчества.
Мастерская начала свою работу на базе Дома творчества «Юность»
с 1997 года.
С 2002 года мастерской
руководит Поддубная Татьяна Павловна-педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
В мастерской Декоративно-прикладного творчества
реализуется три образовательные программы, которые педагог самостоятельно модифицировала, взяв за основу современные педагогические технологии:
- «Игрушка-сувенир» (изготовление различных видов мягкой игрушки) разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми 7-11лет с учетом их запросов и интересов. В основу положена типовая программа О.С. Молотобаровой «Игрушка-сувенир» и Г.А. Снегиревой «Мягкая игрушка»;
- «Бусинка» (бисероплетение, бисерное ткачество, вышивка бисером) – на основе общепризнанной авторской методики обучения школьников бисероплетению Т.Н. Басковой «Помощь педагогу» для детей 8-12 лет;
- «Сударушка» (кружевоплетение на коклюшках, машинная вышивка, вышивка) - единственная программа, реализуемая в районе, в рамках которой учащиеся овладевают таким видом рукоделия, как машинная вышивка. Программа разработана для детей 12-16 лет и реализуется на базе Дома творчества «Юность» более шести лет. Имеет успешные результаты.
Метод проектов является базовым при реализации программ. Рождение каждого будущего изделия на уроках начинается с разработки мини-проекта. В нем есть свои актуализация проблемы, цели и задачи, механизм реализации, цикл мероприятий, бюджет и анализ проделанной работы с оценкой эффективности ожидаемых результатов и подведением общих итогов.
Учащиеся под руководством педагога изучают историю развития народных промыслов, использующих различные техники декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с работой в ремесленнических мастерских историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». В образовательную программу включены интегрированные уроки с приглашением местных умельцев для проведения мастер - классов. В ходе экскурсий в различные музеи и экспедиции по селам района учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, итогами которой являются изделия декоративно-прикладного искусства с использованием различных старинных техник.
При реализации программ используются различные формы заданий открытого типа:
«Я – тьютор», когда после продолжительной подготовки (получив на то разрешение педагога) воспитанники выступают в роли тьюторов (учителей).
«Свой бизнес», когда необходимо справиться с поставленной задачей: выгодно продать свои изделия. При этом учащиеся самостоятельно разрабатывают план, выбирают роли, привлекают партнеров, осуществляют задуманное, подводят итоги и выявляют победителей.
Учитывая, что занятия рукоделием предусматривает малоподвижную деятельность, особое внимание уделяется использованию на уроках здоровье сберегающих технологий.
В мастерской уделяется важное внимание охране психического здоровья учащихся, созданию благоприятного психологического климата в учебном процессе. Используется индивидуальный подход к обучению школьников.
Учащиеся мастерской обладают высоким исполнительским мастерством, их изделия отличаются своеобразием и неповторимостью. В творческую копилку мастерской входят не только отдельные изделия, но и целые коллекции изделий, которые сочетают в себе несколько техник декоративно-прикладного искусства.
Обучение в мастерской осуществляется с учетом желания воспитанников. Ребенок может выбрать как одно понравившееся ему направление, так и параллельно осваивать другое, а также, по окончанию обучения по одной программе переходить в другую.
Занятия в мастерской ведутся по группам (8-12 человек) в зависимости от направления и года обучения. На сегодняшний день в мастерской обучается 50 детей, из них сформировано 6 учебных групп.
Стабильная сохранность контингента, обучающегося, говорит о высоком мотивационном уровне разрабатываемых и реализуемых в мастерской программ, а также о востребованности данных видов деятельности. Показательным результатом служит средний коэффициент сохранности контингента - 97%, за период с 2003-2008 г.
На протяжении многих лет в мастерской обучаются дети разного социального уровня, в том числе дети-сироты, воспитанники детского дома, дети из патронатных семей, дети с особыми образовательными нуждами. Некоторые воспитанники имеют призовые места не только на районных выставках, но и на краевых. Они принимают активное участие во всех мероприятиях и проектах.
Коллектив мастерской ДТ «Юность» известный в районе, его любят и ценят, приглашают с выставками и показами коллекций на районные и поселковые праздники.
Результативность освоения учащимися образовательной программы осуществляется с помощью мониторинга.
У Учебный год | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 |
Освоение программы | 89% | 94% | 94% | 95% | 96% |
Кол-во учащихся в программах | 48 человек | 48 человек | 48 человек | 58 человек | 58 человек |
- Позитивная динамика достижений обучающихся за последние пять лет
За последние года возросло не только количество призовых мест, присвоенных воспитанникам мастерской ДПТ на региональных и районных выставках, но и количество направлений, в которых они участвуют.
Результаты участия в региональные конкурсах, выставках, смотрах
год | Название регионального конкурса | Организаторы конкурса | Название коллекций | Место |
2004 | «Модельер года» | Хакасский институт технологии сервиса и дизайна | «Лесная сказка» | 1 |
2005 | «Юные дизайнеры» | Управление образования администрации Шушенского района | «Цветочные метомарфозы» | 1 |
2006 | «Юные дизайнеры» | Управление образования администрации Шушенского района | «Сценический серпантин» | 2 |
2007 | «Юные дизайнеры» | Управление образования администрации Шушенского района | «Леди-босс» | 2 |
2008 | «Юные дизайнеры» | Управление образования администрации Шушенского района | «Иван-купала» | 2 |
2008 | «Юные дизайнеры» | Управление образования администрации Шушенского района | «Серебро» | 1 |
Результаты участия в зональных и краевых конкурсах, фестивалях:
- 2003 год – дипломы первой степени зонального конкурса краевой детской творческой ассамблеи «Сказание о земле Сибирской» в номинации «Культура и фольклор», главное управление образования администрации Красноярского края, Управление культуры Красноярского края;
- 2003 год – дипломы первой степени зонального конкурса краевой детской творческой ассамблеи «Сказание о земле Сибирской» в номинации «Театр мод», главное управление образования администрации Красноярского края, Управление культуры Красноярского края;
- 2003 год – почетная грамота за участие в театральном фестивале «Пушкинские дни», главное управление образования администрации Красноярского края;
- 2005 год - благодарность за деятельное участие в подготовке и проведение фестиваля «Алтай - Саянский экорегион - сокровище земли» Ассоциации енисейских заповедников и национальных парков;
- 2007 год – участница и победитель краевого молодежного проекта «Новый фарватер: объединяя молодых», в номинации «Проектная деятельность»;
- 2008 год – диплом третьей степени Коротаевой Екатерине в краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества, посвященного 160-летию В.И. Сурикову, агентство образования администрации Красноярского края, агентство культуры Красноярского края;
- 2008 год – диплом первой степени Галаган Кристине в краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества, посвященного 160-летию В.И. Сурикову, агентство образования администрации Красноярского края, агентство культуры Красноярского края;
- 2008 год – диплом первой степени Щербаковой Марине в краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества, посвященного 160-летию В.И. Сурикову, агентство образования администрации Красноярского края, агентство культуры Красноярского края;
- 2008 год – диплом первой степени Маеговой Елене в краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества, посвященного 160-летию В.И. Сурикову, агентство образования администрации Красноярского края, агентство культуры Красноярского края;
- 2008 год – диплом первой степени Бекасовой Екатерине в краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества, посвященного 160-летию В.И. Сурикову, агентство образования администрации Красноярского края, агентство культуры Красноярского края;
-2008 год – диплом участника в краевом « Фестивале семей енисейских казаков», администрация президента РФ, управление президента РФ по вопросам казачества;
-2009 год – диплом второй степени в краевом фестивале «Салют победы»;
Международные фестивали
Стало доброй традицией, в течение пяти последних лет, принимать участие в международном фестивале «Саянское кольцо» в номинации «Город мастеров». Ежегодно на ярмарке представляется от 50 до 70 работ выполненных в различных техниках декоративно-прикладного искусства. В выставке принимают участие около 40 учащихся.
- 2008 год - диплом участника V международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо», фонд «Культурное наследие Сибири» г. Красноярск;
Результаты участия в реализации образовательных и социальных проектов и программ
- мюзикл «Заповедная сказка» - победитель Международного проекта развития Организации объединенных наций совместно с глобальным экологическим фондом, направленного на сохранение биоразнообразия в Российской части Алтае-Саянского экорегиона. Проект направлен на сохранение редких, исчезающих видов растений через экопросвещение – в данном случае через демонстрацию мюзикла «Заповедная сказка». Воспитанники мастерской принимали участие в разработке моделей героев мюзикла, выступали в качестве актеров;
- сетевые проекты различных детских объединений: «Три орешка для Золушки», «Сладкая сказка», «Три поросенка», «Мышиный переполох», «Простоквашино»;
Коллектив мастерской под руководством своего педагога является автором социального проекта - «Ярмарка предприимчивых кудесников» - победителем Краевой грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития» в номинации «Кадровая политика и рынок труда» (реализован в 2007 году). Проект собрал массу положительных откликов общественности.
• Распространение опыта на муниципальном и региональном уровне
В рамках деятельности краевой стажерской площадки, на базе ДТ «Юность», педагог вместе с воспитанниками проводит консультации и мастер-классы для учителей технологии и педагогов дополнительного образования юга Красноярского края.
Мастерская ДПТ плотно сотрудничает с районным клубом «Ветеран». В образовательную программу включен цикл мероприятий по обмену мастер-классами: ветераны демонстрируют учащимся свои изделия и обучают различным техникам народного ремесла, а учащиеся в свою очередь демонстрируют свои умения с использованием современных технологий ветеранам.
Проект «Заповедная сказка» (включая сценарий, перечень названий музыкальных произведений, эскизы костюмов и фотографии готовых изделий), в разработке и реализации которого учащиеся с педагогом принимали участие, размещен на сайте Шушенского информационно-методического центра –
http://mmc24454.cross-end.ru/Page.aspx?pid=4d742efl-27ac-4795-8fl9-f8255b0f92b5.
• Профессиональные достижения педагога:
- 2004 - грамота за личный вклад в развитие системы дополнительного образования Шушенского района. Управление образования администрации Шушенского района;
- 2007 - благодарственное письмо за творческий подход, патриотическое отношение, активное участие в краевом молодежном проекте «Новый фарватер - 2007». Администрация Шушенского района;
- 2007 - благодарственное письмо за активное сотрудничество и личный вклад в реализацию молодежной политики на территории Шушенского района. Администрация Шушенского района;
- 2007 - почетная грамота за участие в фестивале «Казачьи традиции». Администрация президента РФ, управление президента РФ по вопросам казачества;
- 2007 - благодарственное письмо за высокий профессионализм, инициативу и творчество в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Агентство образования администрации Красноярского края;
- 2008 - диплом Министерства Культуры Красноярского края победителю краевого конкурсного отбора лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей на получение денежного поощрения, в художественно-эстетической номинации.
Председатель педагогического совета
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Юность»
поселка Шушенское Т.С. Лобанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.
Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...
Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству
« Ленточные фантазии в интерьере жилья»(панно «Подсолнухи за плетнём»)...
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
Развивать творческое мышление необходимо с детства. Ччтобы развитие было эффективным, необходимо включать ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности. Приобщение ребенка к х...
ОБРАЗЦОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «АЙВОРИ»
Историческая справка....
Мастерской декоративно-прикладного творчества
Портфолио мастерской декоративно-прикладного творчества....
Доклад на тему : Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества.
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования « Дома детского творчества»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)
Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...