Дидактический материал по теме "Куклы" для образовательной программы коллектива "Оберег"
учебно-методический материал на тему

Мартынова Татьяна Станиславовна

Дидактический материал по теме: «КУКЛЫ»

для образовательной программы «Изготовление кукол»

Составила педагог дополнительного образования

ЦДТ «Царицыно» Мартынова Татьяна Станиславовна

 

 

 

Кукла - первая среди игру­шек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Яв­ляясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобыт­ность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древ­ние корни возникновения куклы. Изна­чально она служила и тотемом, и обрядо­вым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь пол­ноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.

Са­мой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, ожив­лена собственной вдохновенной фантази­ей. Пусть в ней: не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной на­полняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы на­зываем душой.

Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на пер­вый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от дру­гих игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узна­ваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые худо­жественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло гла­венствующую роль. В игре воспроизводи­лись наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в при­роде, и т. д.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклина­ниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопусти­мо использовать колющие и режущие пред­меты, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклам приписывались различные вол­шебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы береж­но хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традици­онными приемами их изготовления.

Литература:

 

Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Белый город. М. 2010.

 

Полная версия материала по ссылкам Облака:

https://cloud.mail.ru/public/xP5n/pkB2moqXvэ

https://cloud.mail.ru/public/692a/FKCZezNsv

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЦАРИЦЫНО»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Изготовление кукол»

ПО ТЕМЕ: «КУКЛЫ»

Составила:

Педагог дополнительного образования

ЦДТ «Царицыно» Мартынова Т.С. руководитель образцового коллектива декоративно-прикладного творчества «Оберег»

Москва

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.

Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней: не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т. д.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

См. ссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный дидактический материал к темам программы: "Лепка из глины".

Материал предназначен для использования на уроках, как раздаточный материал каждому ученику. На картинках подробно изображенны технологические процессы по изготовлению изделий из глины....

Дидактический материал по информатике 8 класс по программе Босовой "Текстовый процессор" в рамках ФГОС

В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...