Дидактический материал по теме "Куклы" для образовательной программы коллектива "Оберег"
учебно-методический материал на тему
Дидактический материал по теме: «КУКЛЫ»
для образовательной программы «Изготовление кукол»
Составила педагог дополнительного образования
ЦДТ «Царицыно» Мартынова Татьяна Станиславовна
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.
Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней: не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т. д.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Литература:
Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Белый город. М. 2010.
Полная версия материала по ссылкам Облака:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЦАРИЦЫНО»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Изготовление кукол»
ПО ТЕМЕ: «КУКЛЫ»
Составила:
Педагог дополнительного образования
ЦДТ «Царицыно» Мартынова Т.С. руководитель образцового коллектива декоративно-прикладного творчества «Оберег»
Москва
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.
Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней: не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т. д.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
См. ссылки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Раздаточный дидактический материал к темам программы: "Лепка из глины".
Материал предназначен для использования на уроках, как раздаточный материал каждому ученику. На картинках подробно изображенны технологические процессы по изготовлению изделий из глины....
Дидактический материал по информатике 8 класс по программе Босовой "Текстовый процессор" в рамках ФГОС
В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса...
Дидактический материал к дополнительной образовательной программе по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный клубок"
Данный материал может использоваться на занятиях по вязанию крючком....
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Использование дидактического материала Марии Монтессори для закрепления знаний основной общеобразовательной программы.
презентация для педагогов дошкольного образования...
Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"
Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и рассчитана на три года.В программу включены разделы:I Основы фло...