Профилактика девиантного поведения подростков
методическая разработка на тему
В статье содержится описание основных характеристик девиантности, даются рекомендации по использованию различных форм работы с такими подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya_u_podrostkov.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. В это понятие не входят уголовнонаказуемые проступки.
Агрессивные социальные отклонения проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Социально-пассивные отклонения выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать, как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. На рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей влияют многие факторы, среди них: напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, быстрый темп и ритм технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Насыщенный характер информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на сознание подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. Все эти факторы, могут негативно влиять на становление личности подростков. Последствия такого воздействия могу проявиться в духовной опустошенности, повышенной тревожности, отчужденности, детей, и более резких проявлениях: цинизм, жестокость, агрессивность.
В первую очередь, конечно, помогать детям преодолевать возникшие трудности должна семья: родители и близкие. Но, к сожалению, родители не всегда в состоянии оказать ребенку полноценную поддержку (не хватает компетентности, времени или они сами могут находиться в трудной жизненной ситуации). Поэтому роль педагога дополнительного образования в этой ситуации очень важна и ответственна. Выявив в своем коллективе ребенка с отклонениями от обычных норм поведения, педагог должен применить все свои педагогические знания и личностные качества для успешного решения этой задачи.
Необходимые знания, которыми педагог должен обладать при работе с такими детьми:
- знание психологических и возрастных особенностей поведения детей и подростков:
- повышенная чувствительность к оценке посторонних;
- предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
- противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
- эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
- борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
- Методы профилактической работы с семьей подростка
- Владение методами и приемами профилактики девиантного поведения:
- технология тьюторства, как эффективная практика индивидуализации процесса воспитания и развития; метод кейса, развивающего маршрута; технология портфолио;
- приёмы ТРИЗ
- диагностические методы, направленные на исследование детско-родительских отношений, эмоционально-волевой и личностной сферы участников программы;
- метод авансированного доверия: поручения, «важные задания»;
- метод позитивной оценки: поощрения, похвала;
- метод самореализации, включение во внеучебную деятельность: соревнования, конкурсы, поездки, экскурсии, коллективная творческая деятельность;
- метод доминирования позитивных взаимоотношений, приобщение к традициям коллектива;
- метод воздействия на интеллектуальную сферу: беседы, индивидуальное консультирование;
- методы диагностики;
Дети, испытывающие затруднения, как в обучении, так и в социализации, чаще всего приходя в учреждения дополнительного образования находятся в поиске своего призвания. Именно досуг, его содержание влияет на образ жизни детей, помогая сформировать привычку на всю жизнь. Интересные развивающие занятия, тренинги, спортивные мероприятия, соревнования, конкурсы, индивидуальная работа, способствующая расширению образовательной среды, помогает самоопределению детей, даёт возможность реализоваться им во внеучебной деятельности, достичь своих определённых высот, быть признанными в среде сверстников повысить свою конкурентноспособность. Взаимопомощь, взаимоподдержка, заинтересованность в успехе каждого участника образовательного процесса помогает детям строить новые взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками, в решении проблематики негативных тенденций в поведении.
Внедрение реабилитационных технологий в программы ДОД позволит проводить работу по коррекции личностных качеств и восстановлению социального статуса детей, находящихся в конфликте с законом, в условиях наиболее благоприятных для ребёнка. Связано это с тем, что занятия творчеством, занимательным досугом, интеллектуальной деятельностью создают для детей стабильную ситуацию успеха, на фоне которой реабилитационные процессы проходят быстрее и имеют устойчивый характер.
для профилактики негативных тенденций в поведении детей
Технология тьюторства | Метод кейса |
Технология портфолио | Приёмы ТРИЗ |
Диагностические методы, направленные на исследование детско-родительских отношений, эмоционально-волевой и личностной сферы участников программы | Метод авансированного доверия: поручения, «важные задания» |
Метод позитивной оценки: поощрения, похвала | Метод самореализации, включение в учебную деятельность: соревнования, конкурсы, поездки, экскурсии, коллективная творческая деятельность |
Метод доминирования позитивных взаимоотношений, приобщение к традициям коллектива | Метод воздействия на интеллектуальную сферу: беседы, индивидуальное консультирование |
Методы диагностики |
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития различных систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития систем.
Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.
Основные функции и области применения ТРИЗ:
- снятие психологической инерции и усиления творческого воображения.
- пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
- совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Профилактика девиантного поведения подростков
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...
Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...
Доклад "Профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната"
Выступление на методическом объединении....
Программа Профилактика девиантного поведения подростков
Программа Профилактика девиантного поведения подростков...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. Актуальность д...
Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Профилактика девиантного поведения подростков с нарушением интнллекта...