Чтение: радость или слезы?
материал на тему

Елена Викторовна Пархоменко

Рекомендации родителям по созданию устойчивой мотивации к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение: радость или слезы?

                Прихожу в студию. Наступает время занятия. В кабинет вбегают радостные малыши 6-7 лет. Объявляю: «Начинаем читалочку». Дети с криком «ура!» достают свои буквари и книжки. Не это ли самая большая радость для педагога?!

                   Но иногда можно наблюдать другую картину. Малыш с кислым выражением лица нехотя тянется к портфелю в ожидании чего-то неприятного.

                   Как привить любовь к чтению? Что нужно делать, а что - не нужно, чтобы дети с радостью садились за книгу? Вот некоторые причины, по которым дети не любят читать.

                 ∙ У детей просто нет опыта в общении с книгой. Красивые красочные книги не окружают ребенка в его повседневной жизни. Родители предпочитают купить ненужную игрушку, нежели книгу.

                 ∙ Родители не читают детям вслух, не погружают их в волшебный мир сказочных героев, любимых детьми. А ведь это развивает фантазию ребёнка, зарождает в нем ростки познавательной активности.

                 ∙ Дети слишком рано учатся читать. Родительское тщеславие и амбициозность приводят к тому, что они стараются научить детей читать раньше, чем сформируют это желание. Обучение чтению должно шагать в ногу с развитием познавательных процессов.

                 ∙ Чтение перестало удовлетворят детскую потребность в фантазировании. Волшебные миры, в которые раньше дети погружались благодаря книгам, теперь в большом количестве поставляются телевидением и интернетом. Собственная способность детей к воображению резко понизилась.

                 ∙ Излишняя директивность и настойчивость вместо создания мягкой и комфортной мотивации тоже вырабатывают негативное отношение к чтению.

                   Устранение этих причин – залог возникновения у ребёнка любви к книге. Сформировать у будущих читателей устойчивое желание дружить с книгой помогут следующие рекомендации.

                  ∙ Чтобы дети читали, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, быстрая распространенность электронных носителей вытеснили полки с книгами. Если в доме нет книг, как дети узнают, что чтение и книги являются интеллектуальной ценностью? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться в поисках чего-то интересного, вырастет читающий ребенок.

                  ∙ Читайте в присутствии детей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, у них не возникнет интерес к такому способу познания.

                  ∙ Читайте детям вслух классику детской литературы и не забывайте следить за новинками. Заинтересованные мамы и папы легко могут найти в Сети списки детской литературы, рекомендуемые специалистами и другими родителями в соответствии с требуемым возрастом.

                 ∙ Сочиняйте с детьми сказки, пересказывайте вместе прочитанные истории на свой лад. Так вы сформируете у детей творческое изображение. Это еще больше подтолкнет их к общению с книгой.

                 ∙ Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение – это формат текста, который ребёнок в состоянии понять, осмыслить, запомнить и рассказать за раз. Это развивает устную речь, обогащает словарь ребенка.

                  И только после этого нам стоит уделить внимание запоминанию букв и складыванию слогов, слов и предложений. Техника чтения должна отставать от развития воображения и мышления. Тогда у ребенка будет дополнительный мотив, как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании. И тут взрослые снова должны быть рядом с ребенком, правильно организовать работу по овладению навыком чтения, не перегнув при этом палку.

       Вот первые правила обязательные для успешного обучения чтению.

                  ∙ Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника. Включайте элементы чтения в игровую ситуацию.

                  ∙ Поддерживайте интерес занятиям, используя разнообразные пособия, буквари и книги.

                  ∙ Скорее важна не длительность занятий, а их частота и систематичность. Будьте последовательны в обучении чтению.

                  ∙ Никогда не начинайте занятия, если у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха.

                  ∙ Ребёнок имеет право не знать и не уметь. Будьте терпеливы!

    ∙ Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален.

    ∙ Хвалите ребенка! Осваивая навыки чтения, он учиться трудиться, преодолевать трудности, терпеть. Тем самым каждый раз он совершает маленький подвиг. А значит, ребенок заслужил вашей похвалы!

Помогите своим детям окунуться в прекрасный мир чтения, сделайте это умно и аккуратно. Пусть детские глазенки наполняются радостью при виде книги, а ваш призыв заняться чтением вызывает бурное одобрение вашего ребенка!

Елена Пархоменко,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ Дятьковского района                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс "Талант - это труд и радость"

Представлена работа "Большой талант требует большого трудолюбия". Технология опыта с одарёнными детьми в школе включает систему по созданию мотивации успеха в работе с учащимися...

Дарите радость чтения

Проект курса "Экранизация русской классики."...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни Презентация Microsoft Power Point

Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни. В презентации Microsoft Power Point рассказывается о том, что значит чтение книг в жизни человека. Кроме того, затронута тема поэта и читателя (н...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...

Ни печали без радости, ни радости без печали

Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....