Чтение: радость или слезы?
материал на тему
Рекомендации родителям по созданию устойчивой мотивации к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение: радость или слезы?
Прихожу в студию. Наступает время занятия. В кабинет вбегают радостные малыши 6-7 лет. Объявляю: «Начинаем читалочку». Дети с криком «ура!» достают свои буквари и книжки. Не это ли самая большая радость для педагога?!
Но иногда можно наблюдать другую картину. Малыш с кислым выражением лица нехотя тянется к портфелю в ожидании чего-то неприятного.
Как привить любовь к чтению? Что нужно делать, а что - не нужно, чтобы дети с радостью садились за книгу? Вот некоторые причины, по которым дети не любят читать.
∙ У детей просто нет опыта в общении с книгой. Красивые красочные книги не окружают ребенка в его повседневной жизни. Родители предпочитают купить ненужную игрушку, нежели книгу.
∙ Родители не читают детям вслух, не погружают их в волшебный мир сказочных героев, любимых детьми. А ведь это развивает фантазию ребёнка, зарождает в нем ростки познавательной активности.
∙ Дети слишком рано учатся читать. Родительское тщеславие и амбициозность приводят к тому, что они стараются научить детей читать раньше, чем сформируют это желание. Обучение чтению должно шагать в ногу с развитием познавательных процессов.
∙ Чтение перестало удовлетворят детскую потребность в фантазировании. Волшебные миры, в которые раньше дети погружались благодаря книгам, теперь в большом количестве поставляются телевидением и интернетом. Собственная способность детей к воображению резко понизилась.
∙ Излишняя директивность и настойчивость вместо создания мягкой и комфортной мотивации тоже вырабатывают негативное отношение к чтению.
Устранение этих причин – залог возникновения у ребёнка любви к книге. Сформировать у будущих читателей устойчивое желание дружить с книгой помогут следующие рекомендации.
∙ Чтобы дети читали, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, быстрая распространенность электронных носителей вытеснили полки с книгами. Если в доме нет книг, как дети узнают, что чтение и книги являются интеллектуальной ценностью? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться в поисках чего-то интересного, вырастет читающий ребенок.
∙ Читайте в присутствии детей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, у них не возникнет интерес к такому способу познания.
∙ Читайте детям вслух классику детской литературы и не забывайте следить за новинками. Заинтересованные мамы и папы легко могут найти в Сети списки детской литературы, рекомендуемые специалистами и другими родителями в соответствии с требуемым возрастом.
∙ Сочиняйте с детьми сказки, пересказывайте вместе прочитанные истории на свой лад. Так вы сформируете у детей творческое изображение. Это еще больше подтолкнет их к общению с книгой.
∙ Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение – это формат текста, который ребёнок в состоянии понять, осмыслить, запомнить и рассказать за раз. Это развивает устную речь, обогащает словарь ребенка.
И только после этого нам стоит уделить внимание запоминанию букв и складыванию слогов, слов и предложений. Техника чтения должна отставать от развития воображения и мышления. Тогда у ребенка будет дополнительный мотив, как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании. И тут взрослые снова должны быть рядом с ребенком, правильно организовать работу по овладению навыком чтения, не перегнув при этом палку.
Вот первые правила обязательные для успешного обучения чтению.
∙ Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника. Включайте элементы чтения в игровую ситуацию.
∙ Поддерживайте интерес занятиям, используя разнообразные пособия, буквари и книги.
∙ Скорее важна не длительность занятий, а их частота и систематичность. Будьте последовательны в обучении чтению.
∙ Никогда не начинайте занятия, если у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха.
∙ Ребёнок имеет право не знать и не уметь. Будьте терпеливы!
∙ Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален.
∙ Хвалите ребенка! Осваивая навыки чтения, он учиться трудиться, преодолевать трудности, терпеть. Тем самым каждый раз он совершает маленький подвиг. А значит, ребенок заслужил вашей похвалы!
Помогите своим детям окунуться в прекрасный мир чтения, сделайте это умно и аккуратно. Пусть детские глазенки наполняются радостью при виде книги, а ваш призыв заняться чтением вызывает бурное одобрение вашего ребенка!
Елена Пархоменко,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ Дятьковского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс "Талант - это труд и радость"
Представлена работа "Большой талант требует большого трудолюбия". Технология опыта с одарёнными детьми в школе включает систему по созданию мотивации успеха в работе с учащимися...
Дарите радость чтения
Проект курса "Экранизация русской классики."...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни Презентация Microsoft Power Point
Сладость чтения - радость бытия - поиски смысла жизни. В презентации Microsoft Power Point рассказывается о том, что значит чтение книг в жизни человека. Кроме того, затронута тема поэта и читателя (н...
Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить
Мы привыкли к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...
Ни печали без радости, ни радости без печали
Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....
Грамота от центра "Радость", Диплом от центра "Радость"
Внеклассная работа....