Внеурочное занятие в 4 классе
план-конспект на тему

Нечаева Лариса Геннадьевна

Занятие по внеурочной деятельности в 4 в классе по теме:

 «Старинные традиции, обычаи»,

По  программе Н.Ф. Виноградовой «Праздники, традиции, ремёсла народов России».

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:

- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения : посиделки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_4_v_otkr.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Нечаева Лариса Геннадьевна

Занятие по внеурочной деятельности в 4 в классе по теме:

 «Старинные традиции, обычаи»,

По  программе Н.Ф. Виноградовой «Праздники, традиции, ремёсла народов России».

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:

- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения : посиделки.

Оформление кабинета: кабинет оформлен в стиле русской народной избы (использованы русские народные предметы быта, детские поделки и рисунки); на доске помещена тема урока, пословицы о гостеприимстве, календарь.

Оборудование: компьютер, диск; заготовки фигур для учащихся.

Зрительный ряд:  русские народные предметы быта, детские поделки и рисунки.

Музыкальный ряд: русская народная песня «Коробейники».

Литературный ряд: стихи, потешки, загадки, небылицы.

Ход занятия.

  1. Вступление ( приглашение хозяевами гостей на посиделки  в избу).
  2.  Настрой на занятие. Краткая информация об истории посиделок - учитель.
  3. Игра «Кузовок».
  4. Практическая работа над календарём.
  5. Чаепитие( о традиции чаепития ,правилах поведения за столом , чаепитие)
  6. Итог: Какие правила поведения в старину применяются и в наше время?

Содержание.

  1. Здравствуйте , дорогие гости! Сегодня мы поговорим о старинных традициях и обычаях. Хозяин и хозяйка  дома встречая гостей с поклоном приглашает в избу : «Для дорогого гостя и ворота настежь.  Добро пожаловать, хлеб-соли откушать.

  1. Учитель: -Ребята, скажите, что это за обычай: Хозяин весел – и гости радостны.

Гость доволен – хозяин рад. Гостю щей не жалей, погуще влей! Что есть в печи, на стол мечи! Приходи куманёк, приходи дорогой. Уж как я тебя угощу! Покушай, мой голубчик.

--  Этот обычай называется - Гостеприимство. 

   Как любили раньше принимать гостей! На именины, свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук-стук» в окошко избы. –Кто там, входи!- отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды.     Если же он приходил во время ужина, то, помолясь говорил: Хлеб, соль. А хозяин отвечал : добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег. Такими гостеприимными были и богатые и бедные люди.

   В одной из больших изб зимой проходили посиделки, на которых женщины и девушки пряли пряжу, пели песни, здесь звучали сказки частушки, небылицы,    были и игры, пили чай .Молодые люди знакомились , влюблялись.

  Сегодня  вы оказались на таких посиделках поучаствуете в них как в старину!

  1. Хозяин и хозяйка проводят игру «Кузовок» ( в корзину кладётся шапка-залог и хозяин (один из учащихся) обходит гостей и они ему по очереди называют слово на «ок»: «Я положу в кузовок клубок, а я положу в кузовок грибок…», если быстро не назвали  слово– кладут в корзину залог ( какой –либо предмет), затем каждому залогу назначают выкуп ( рассказать сказку, небылицу, загадать загадки, поскакать на одной ноге; в одном углу постоять, в другом поплясать, в третьем –поплакать, в четвёртом посмеяться. Хозяин, вытаскивает залог, а хозяйка, отвернувшись зачитывает задания.

Задания для гостей.

  1. Рассказать небылицу.
  2. Представить себя в образе медведя и показать как он пляшет.
  3. Рассказать сказку.
  4. Спеть песню.
  5. Поскакать на одной ноге.
  6. Прокукарекать 10 раз, провизжать как поросёнок 3 раза.
  7. В одном углу постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвёртом посмеяться.
  8. Загадать загадки.
  9. Пропеть частушки.
  10. Рассказать стихотворение про Тита по ролям.
  11. Кто ёщё хочет поучаствовать?

  1. На посиделках не только развлекались, но и работали, поэтому хозяева просят гостей помочь им оформить( красиво украсить девушек-месяцев )календарь, в котором месяцы имеют старинные названия: просинь, сечень, протальник, березень, травень, червень,липень, серпень, листопад, рудень, студень. Но нам понятно о каком месяце идёт речь. Например серпень-август, когда серпом убирали рожь.

Работать будете в парах, т.к. как месяцев 12 как и у нас сейчас. Хозяин и хозяйка тоже будут работать в паре и при необходимости оказывать помощь гостям. В центре стола можно будет взять недостающий материал.

Звучит русская народная музыка «Коробейники».

 Весь материал прикрепляем на плакат, красота!

  1. Любили в старину подолгу пить чай – чаёвничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он-уф! –оботрётся да снова за чай. Сидели за чаем и повели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар. И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за стола. Таков был обычай. Сахар в чашке с чаем размешивали не слишком резко и по возможности нешумно. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

 Вот ещё правила. Хозяин дома садился первым за стол. Только после него можно было садиться остальным. Нельзя было садиться за стол с немытыми руками. Ели  из общей чашки неспеша , иначе получали от отца ложкой по лбу. Строго соблюдали правило: ложку супа-кусочек хлеба.

- Ребята, почему нельзя было садиться за стол с немытыми руками?

--Считали, что тогда сзади пристраивается нечисть: домовой, бес, леший и ждут когда вы ошибётесь и съедите 2 ложки подряд без хлеба, это значит одна ложка для нечисти.

Вы конечно же не забываете мыть руки перед едой, молодцы!

Хозяева приглашают дорогих гостей к чаю: Хлеб да соль!

Хозяин:

Тары –бары растабары

Выпьем чай из самовара.

С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками.

С бубликами вкусными , с пирогами русскими.

Хозяйка:

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном.

Завари и крепкий чай

Добрым молодцам подай!

  1. Итог:1. Что вам понравилось в этом старинном обычае?

-----

2.Какие традиции, о которых вы узнали сегодня сохранились до нашего времени, какие изменились и т.д.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"

Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 КЛАСС

Тип занятия: открытие новых знанийЦель занятия: формирование способностей детей к новому способу действия, познакомить с клавиатурой, с функцией клавиши Shift, научить изготовлению визитки (беджа).Зад...

Внеурочное занятие 9 класс. Русский язык

Конспект и презентация к внеурочному занятию....