Программа объединения "Краеведение".
рабочая программа на тему
Данная программа была создана для дополнительного образования и воспитания учащихся классов казачьей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Краеведение» призвано активизировать учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Учащиеся узнают об особенностях природы родного края, об историческом развитии своей малой Родины, о поэтах, о поэтах-писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицине, о хозяйственной деятельности жителей родного края.
У детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона.
Опираясь на естественные исследовательские методы, экскурсии, на природу, школьники узнают о достопримечательностях родного края, станицы, села, узнают о многонациональном населении Кубани, их духовных традициях, о своей семье, фамилии, которую они носят, познакомятся с устным народным творчеством Казачества, предметами культуры своих предков.
ЦЕЛЬ образовательной программы:
На основе предметных знаний и умений учеников к пониманию, объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости истории родного края, культуры, искусства, религии.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- освоение знаний об истории и культуре Кубани;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине;
-формирование ценностных ориентаций;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
-развитие коммуникативных и культуроведческих компетенций.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Данная программа предназначена для учащихся 11-17 лет, рассчитана на 2год обучения. Занятия проводятся в группах по 12 человек2 раза в неделю по 3 часа. К услугам учащихся имеются: учебная литература, различные наглядные пособия, картины таблицы.
Занятия проходят в светлом кабинете.
Группы формируются по возрастам:
2группы-12-15 лет.
ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ ПОЗВОЛИТ ЗНАТЬ:
-природные богатства родного края и их использование человеком;
-административную карту Краснодарского кая;
-символику Краснодарского края, органы местного самоуправления;
-достопримечательности родного края, города, станицы, хутора и т. д;
-Народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры;
-достопримечательности родного края, наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани;
-важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
-историю Белореченского района в годы Великой Отечественной войны;
-историю родного села.
УМЕТЬ:
-самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-активно использовать теоретические знания основ знаний на практике;
-осуществлять поиск новой информации.
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие «История моей малой Родины» | 2 | 1 | 1 |
2. | История Кубани с древних времён до 4 века н.э. | 26 | 6 | |
3. | Белореченские земли в средневековье | 36 | 30 | 6 |
4. | Народы Кубани в 18-20 годах XIX века | 102 | 70 | 32 |
5. | Кубань в начале XX века | 30 | 20 | 10 |
6. | История с. Великовечного | 15 | 9 | 6 |
216 | 151 | 65 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие «История моей малой Родины» . 2 часа.
Теория- 1 час. Знакомство с предметом, с программой.
Практика 1 час. Организация групп. Оформление папок.
2. История Кубани с древних времён до 4 века Н.Э. 30 часов.
Теория -20 часов.
Первобытный мир. Первобытные стоянки. Эпохи. Освоение первобытным человеком реки Белой
Стоянки первобытных людей на территории Белореченского района. |
История первобытного общества: палеолит, мезолит, неолит. Майкопской археологическая культура. |
Памятники скифской и сарматской культуры на территории Белореченского района. Древние историки о скифах и сарматах. Мифы и легенды. |
Скифское и сарматское оружие. Мифы и легенды. |
Эпоха бронзы на Кубани. |
Железный век. Периодизация. |
Практика -10 часов.
Экскурсии к курганам. Экскурсия в музеи. Оформление материалов.
3. Белореченские земли в средневековье- 32 часа.
Теория – 26 часов.
Средневековая археологическая культура адыгов. Периодизация. |
Первый и второй период. |
Третий период. Викторина. |
Аланское и половецкое оружие. Предметы быта. Четвертый период. |
Обычаи, верования и нравы средневековых народов Кубани. Викторина «Кто это потерял, когда поил коня на Белой?» |
Экскурсия на средневековое поселение. |
Белореченские курганы. |
Белореченская археологическая культура. История возникновения и распространения христианства на Северном Кавказе. Первые христианские государства. |
Белореченская археологическая культура. История возникновения и распространения христианства на Северном Кавказе. Первые христианские Государства. |
История возникновения и распространения мусульманской религии на Северном Кавказе. |
Р 4. Народы Кубани в 18-20 годов 19 века. 72 часа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Кубань в 20 веке 18веке
Теория-14 часов.
Развитие местной промышленности. Развитие товарного производства зерна и технических культур. |
Развитие народного образования. Белореченские станичные училища. |
Участие Кубанского казачьего войска в защите отечества: Отечественная война 1812 года. Первая мировая война. |
Развитие живописи и архитектуры в начале 20 века. Белореченские памятники архитектуры. |
Литература начала 20 века. Творчество Константина Образцова. |
Работы Ф. Щербины. |
В работе необходимо отходить от урочной системы, больше применять наглядных методов, инновационных технологий. Невозможно изучать родной край, если не ездить, ходить и видеть всё своими глазами поэтому поездки и экскурсии должны быть систематическими. Весь собранный материал, фото необходимо систематизировать и оформлять.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Раздел программы | Вид контроля | Формы контроля | Срок контроля | Что Контролиро- вать | Вид контроля |
Вводное Занятие «История моей Малой Родины» | Вводный | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
История Кубани с древних времён до 4 века Н.Э. | Текущий итоговый | Реферат | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
Белореченские земли в средневековье | Текущий итоговый | презентация | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
Народы Кубани в 18-20 годах 19 века | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
Кубань в начале 20 века | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
История с. Великовечного | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОГРАММЫ.
№ | Раздел программы | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Вводное манятие « История моей малой Родины» | Уникальность истории Белореченской земли | Составить рассказ об истории |
2 | История Кубани с древних времен до 4 века Н.Э. | Виды орудий труда, коллективной деятельности. Историю майкопских курганов. Скифы и сарматы- история. | Определять причинно-следственные связи образа жизни первобытных людей и особенностей окружающей среды. |
3 | Белореченские земли в средневековье | Легенды и мифы древних людей,скифов,сарматов. Материальная культура,духовная культура. История казачества. | Знать историю белореченского средневековья, владеть картой, уметь расставить рассказ об истории. |
4 | Народы Кубани в 18-20 годах 19 века | История Кубанского казачьего войска. | Составить рассказ о героях войны 1812г. |
5 | Кубань в начале 20 века | История заводов и фабрик. Образование и культура. | Составлять рассказ о посещении музеев . Рассказывать биографии известных людей. |
6 | История с. Великовечного | История села, школы,храма, улиц. | Составлять рассказ об истории села. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
КАБИНЕТ ИСТОРИИ И КУБАНОВЕДЕНИЯ. КОМПЬЮТЕР, ДИСКИ, ФИЛЬМЫ, ТАБЛИЦЫ, МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ, УЧЕБНИКИ И КНИГИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1 . Анфимов Н.В. древнее золото скифов.
2. Матюшин Г.Н. Археологический словарь.
3. Морозкина Г.А. История земли Белореченской. ГУРИПП «Адыгея»,2004г.
4. Рашутняк В.Н. История Кубани с древних времен до конца 19 века. Краснодар. 2000г.
5. Трёхбратов Б.А. История Кубани. Краснодар, 2009г.
6. Хрестоматия «Литература Кубани. Краснодар.» Советская Кубань. 1995г
7. О. В. Матвеев История кубанского казачества. Краснода..»Традиция» 2009.
7. Н.Г. Швец.История с.Великовечного. Краснодар. 2004.
8. А.В.Бородина. Основы православной культуры.
Пояснительная записка
«Краеведение» призвано активизировать учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии Учащиеся узнают об особенностях природы родного края, об историческом развитии своей малой Родины, о поэтах, о поэтах-писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицине, о хозяйственной деятельности жителей родного края.
У детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона.
Опираясь на естественные исследовательские методы, экскурсии, на природу, школьники узнают о достопримечательностях родного края, станицы, села о многонациональном населении Кубани, о своей семье, фамилии, которую они носят, познакомятся с устным народным творчеством Казачества, предметами культуры своих предков.
ЦЕЛЬ образовательной программы:
На основе предметных знаний и умений учеников к пониманию, объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости истории родного края, культуры, искусства, религии.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- освоение знаний об истории и культуре Кубани;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине;
-формирование ценностных ориентаций;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
-развитие коммуникативных и культуроведческих компетенций.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Данная программа предназначена для учащихся 11-17 лет, рассчитана на 2год обучения. Занятия проводятся в группах по 12 человек2 раза в неделю по 3 часа. К услугам учащихся имеются: учебная литература, различные наглядные пособия, картины таблицы.
Занятия проходят в светлом кабинете.
Группы формируются по возрастам:
2группы-12-15 лет.
ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ ПОЗВОЛИТ ЗНАТЬ:
-природные богатства родного края и их использование человеком;
-административную карту Краснодарского кая;
-символику Краснодарского края, органы местного самоуправления;
-достопримечательности родного края, города, станицы, хутора и т. д;
Народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры;
-достопримечательности родного края, наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани;
-важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
-историю Белореченского района в годы Великой Отечественной войны;
-историю родного села.
УМЕТЬ:
-самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-активно использовать теоретические знания основ знаний на практике;
-осуществлять поиск новой информации.
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие «История моей малой Родины» | 2 | 1 | 1 |
2. | История Кубани с древних времён до 4 века н.э. | 20 | 10 | 10 |
3. | Белореченские земли в средневековье | 32 | 26 | 6 |
4. | Народы Кубани в 18-20 годах XIX века | 72 | 60 | 12 |
5. | Кубань в начале XX века | 18 | 14 | 4 |
144 | 111 | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие «История моей малой Родины» . 2 часа.
Теория- 1 час. Знакомство с предметом, с программой.
Практика 1 час. Организация групп. Оформление папок.
2. История Кубани с древних времён до 4 века Н.Э. 20 часов.
Теория -10 часов.
Первобытный мир. Первобытные стоянки. Эпохи. Освоение первобытным человеком реки Белой
Стоянки первобытных людей на территории Белореченского района. |
История первобытного общества: палеолит, мезолит, неолит. Майкопской археологическая культура. |
Памятники скифской и сарматской культуры на территории Белореченского района. Древние историки о скифах и сарматах. Мифы и легенды. |
Скифское и сарматское оружие. Мифы и легенды. |
Эпоха бронзы на Кубани. |
Железный век. Периодизация. |
Практика -10 часов.
Экскурсии к курганам. Экскурсия в музеи. Оформление материалов.
3. Белореченские земли в средневековье- 32 часа.
Теория – 26 часов.
Средневековая археологическая культура адыгов. Периодизация. |
Первый и второй период. |
Третий период. Викторина. |
Аланское и половецкое оружие. Предметы быта. Четвертый период. |
Обычаи, верования и нравы средневековых народов Кубани. Викторина «Кто это потерял, когда поил коня на Белой?» |
Экскурсия на средневековое поселение. |
Белореченские курганы. |
Белореченская археологическая культура. История возникновения и распространения христианства на Северном Кавказе. Первые христианские государства. |
Белореченская археологическая культура. История возникновения и распространения христианства на Северном Кавказе. Первые христианские Государства. |
История возникновения и распространения мусульманской религии на Северном Кавказе. |
Практика-6 часов
Р 4. Народы Кубани в 18-20 годов 19 века. 72 часа.
Теория-60 часов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практика-12 часов
5. Кубань в 20 веке. 18 часов.
Теория-14 часов.
Развитие местной промышленности. Развитие товарного производства зерна и технических культур. |
Развитие народного образования. Белореченские станичные училища. |
Участие Кубанского казачьего войска в защите отечества: Отечественная война 1812 года. Первая мировая война. |
Развитие живописи и архитектуры в начале 20 века. Белореченские памятники архитектуры. |
Литература начала 20 века. Творчество Константина Образцова. |
Работы Ф. Щербины. |
Практика-4 часа.
В работе необходимо отходить от урочной системы, больше применять наглядных методов, инновационных технологий. Невозможно изучать родной край, если не ездить, ходить и видеть всё своими глазами поэтому поездки и экскурсии должны быть систематическими. Весь собранный материал, фото необходимо систематизировать и оформлять.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Раздел программы | Вид контроля | Формы контроля | Срок контроля | Что Контролиро- вать | Вид контроля |
Вводное Занятие «История моей Малой Родины» | Вводный | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
История Кубани с древних времён до 4 века Н.Э. | Текущий итоговый | Реферат | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
Белореченские земли в средневековье | Текущий итоговый | презентация | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
Народы Кубани в 18-20 годах 19 века | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Устный ответ |
Кубань в начале 20 века | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
История с. Великовечного | Текущий итоговый | Практическая работа | Во время изучения темы | Знание темы | Письменный ответ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОГРАММЫ.
№ | Раздел программы | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Вводное манятие « История моей малой Родины» | Уникальность истории Белореченской земли | Составить рассказ об истории |
2 | История Кубани с древних времен до 4 века Н.Э. | Виды орудий труда, коллективной деятельности. Историю майкопских курганов. Скифы и сарматы- история. | Определять причинно-следственные связи образа жизни первобытных людей и особенностей окружающей среды. |
3 | Белореченские земли в средневековье | Легенды и мифы древних людей,скифов,сарматов. Материальная культура,духовная культура. История казачества. | Знать историю белореченского средневековья, владеть картой, уметь расставить рассказ об истории. |
4 | Народы Кубани в 18-20 годах 19 века | История Кубанского казачьего войска. | Составить рассказ о героях войны 1812г. |
5 | Кубань в начале 20 века | История заводов и фабрик. Образование и культура. | Составлять рассказ о посещении музеев . Рассказывать биографии известных людей. |
6 | История с. Великовечного | История села, школы,храма, улиц. | Составлять рассказ об истории села. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
КАБИНЕТ ИСТОРИИ И КУБАНОВЕДЕНИЯ. КОМПЬЮТЕР, ДИСКИ, ФИЛЬМЫ, ТАБЛИЦЫ, МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ, УЧЕБНИКИ И КНИГИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1 . Анфимов Н.В. древнее золото скифов.
2. Матюшин Г.Н. Археологический словарь.
3. Морозкина Г.А. История земли Белореченской. ГУРИПП «Адыгея»,2004г.
4. Рашутняк В.Н. История Кубани с древних времен до конца 19 века. Краснодар. 2000г.
5. Трёхбратов Б.А. История Кубани. Краснодар, 2002г.
6. Хрестоматия «Литература Кубани. Краснодар.» Советская Кубань. 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...