Рабочая программа кружка "Трудовое объединение школьников"
рабочая программа (8 класс) по теме

Артюшенко Надежда Александровна

Мы в детстве трудились в ученических производственных  бригадах. Сейчас ребята в школе объединяются в трудовые объединения, где они изучают сельскохозяйственные дисциплины и применяют теорию на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tosh_da.docx28.96 КБ
Файл bilety_tosh.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

\Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

ст. Георгиевская

Кочубеевского района

Ставропольского края

Согласовано:                                                                                 Утверждаю:

                                                                                                        Директор школы:               Ю. Н. Латухин

МС протокол №__ «__» ______2013г.

Рабочая программа

Сельское хозяйство.

От теории к практике

   ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 11 - 17 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

Педагог дополнительного образования:

Артюшенко Н. А.

Станица Георгиевская

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Ежегодно в районе проводится конкурс ученических бригад и трудовых объединений, где участвуют учащиеся старших классов. Они должны владеть информацией о каждой отрасли сельского хозяйства, хорошо ориентироваться в вопросах экологии и лесоводства. В связи с этим было решено отвести несколько учебных часов для подготовки учащихся, которые будут защищать честь школы на слете УБ и ТОШ.

   Программа является модифицированной, так как переделана из множества источников. Новизна программы в том, что информацию из различных источников отобрали, переработали и оставили самое основное, что должен знать знаток сельского хозяйства.

Возраст детей: 11-17 лет.

 Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий: объединение детей;

                                             четверг  с 14.00. до 15.00час.

Были поставлены следующие цель и задачи.

ЦЕЛЬ: формирование и воспитание  независимой образованной и трудолюбивой личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучение теоретической и практической сторон следующих отраслей:
  • Животноводство
  • Овощеводство
  • Полеводство
  • Садоводство
  • Лесоводство
  • Экология.
  1. Привитие учащимся чувства коллективизма и сплоченности.
  2. Развитие творческих и организаторских способностей.

   Практические занятия – 15 часов, зачеты -6 часов

Дети готовятся по следующим направлениям:

  1. Калошина Виктория – бригадир.
  2. Суханова Алина – полеводство.
  3.  Кравец Алексей– лесоводство.
  4. Артюшенко Сергей - животноводство.
  5.  Вакал Виктория - овощеводство.
  6. Артюшенко Анастасия – экология.
  7. Братчик Ангелина– садоводство.

Календарно тематическое - планирование составлено с учетом тех вопросов, которые будут в конкурсной программе. В течение года предусмотрены теоретические, практические  занятия. После изучения  разделов идут зачетные уроки.

Ожидаемый результат  - участие детей в районном слете УБ и ТОШ.

После окончания курса учащийся должен знать:

  • Приемы выращивания культурных растений.
  • Весенне-летние и осенние работы в овощные работы в полеводстве, овощеводстве, садоводстве, лесоводстве.
  • Сельскохозяйственную технику.
  • Сельскохозяйственных животных.
  • Сельскохозяйственные растения.

Должен уметь:

  • Ставить полевой опыт.
  • Распознавать культурные и сорные овощные растения.
  • Распознавать сельскохозяйственных животных
  • Распознавать лесные, полевые, луговые растения.
  • Ориентироваться по слетам животных.
  • Измерять обхват и высоту деревьев.
  • Распознавать почву по составу.
  • Различать минеральные удобрения.
  • Вести наблюдения за культурами и животными
  •  Учет продукции.


№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Практические занятия

Кол-во

часов

Дата

Цели и задачи ТОШ

Знать:

  • Цели и задачи  трудового объединения.
  • Психологические особенности коллектива.
  • Структуру работы УПБ.

Уметь:

  • Подготовить отчет о проделанной работе за год и презентовать его.

1

Что должен знать руководитель (бригадир)

1

ЭКОЛОГИЯ (лекции)

Творческий проект. Выбор цели и постановка задач

Подбор информации и иллюстраций.

Знать:

  • Правила оформления творческого проекта.
  • Экологические проблемы на Ставрополье, в России, в мире.
  • Экологическую терминологию.
  • Оперировать экологическими терминами.

Уметь:

  • Узнавать по следам и описанию животных.
  • Пользоваться гербарием и распознавать растения.
  • Ставить полевой опыт.
  • Презентовать творческую работу.

П/р №1: «Растения и животные леса»

1

САДОВОДСТВО (лекции)

Основные группы плодово-ягодных культур, их биологические особенности

Основные районированные сорта

Знать:

  • Характеристику важнейших плодово-ягодных растений.
  • Размножение ПЯК.
  • Правила посадки.
  • Методы обрезки ягодных кустарников.
  • Вредителей и болезни сада.
  • Правила сбора урожая и хранения продукции.
  • Сроки посадки ПЯК.

Уметь:

  • Закладывать опыты с ПЯК.
  • Распознавать удобрения по их внешним признакам и химическому составу.
  • Распознавать плодовые и ягодные культуры.
  • Различать виды почв по их механическому составу.

П/р№2: «Плодово-ягодные культуры Ставрополья»

1

1

Способы и сроки размножения плодово-ягодных культур

1

Основные виды почв в крае, их плодородие

П/р№3: «Почва Ставрополья»

1

Виды обработки почв и их значение для регулирования водного, воздушного и пищевого режимов

1

Основные болезни и меры борьбы с ними

Вредители и меры борьбы с ними

П/р№4: «Болезни и вредители сада»

1

Сорняки и меры борьбы с ними

П/р№5: «Сорняки, борьба с ними»

1

Разбивка сада. Удобрения.

Влияние удобрений на рост, развитие ПЯК

П/р№6: «Удобрения»

1

1

Сроки и способы внесения удобрений

1

ПОЛЕВОДСТВО (лекции)

Основные группы возделываемых в крае полевых культур, их биологические особенности

Районированные сорта

Знать:

  • Осенние, весенне-летние работы в полеводстве.
  • Сроки и методы сбора семян полевых культур.
  • Характеристику важнейших полевых культур.
  • Вредителей и болезни полей.
  • Методы борьбы с сорняками.
  • Севооборот.
  • Сельскохозяйственные машины.

Уметь:

  • Закладывать полевой опыт.
  • Пользоваться гербарием.
  • Вести наблюдения и учет при возделывании полевых культур.
  • Распознавать органические и минеральные удобрения.

П/р№7: «Полевые культуры Ставрополья»

1

Севооборот, их виды и значение.Семена полевых культур, их качество и значение в повышении урожайности.

1

Основные показатели качества семян. Способы подготовки семян. Способы подготовки семян к посеву

1

Сроки, способы посева и глубина заделки семян полевых культур, нормы высева

1

Основные болезни и меры борьбы с ними

Вредители и меры борьбы с ними

П/р№8: «Болезни и вредители сада»

1

Сорняки и меры борьбы с ними

П/р№9: «Сорняки, борьба с ними»

1

Полевой опыт. С/х машины и орудия

1

Хозяйственный расчет

1

Проблемы и меры экономической защиты производства окружающей среды

1

ОВОЩЕВОДСТВО (лекции)

Основные группы  овощных культур, их биологические особенности

Районированные сорта

Знать:

  • Характеристику важнейших овощных растений.
  • Размножение.
  • Правила посадки.
  • Вредителей и болезни.
  • Правила сбора урожая и хранения продукции.
  • Сроки посева.

Уметь:

  • Закладывать полевой опыт.
  • Распознавать удобрения по их внешним признакам и химическому составу.
  • Распознавать овощные культуры.
  • Различать виды почв по их механическому составу.

П/р№10: «Овощные культуры Ставрополья»

1

Сроки, способы, нормы высева семян и схемы размещения растений

1

Выращивание и высадка рассады в грунт. Виды и назначение сооружений защитного грунта

П/р№11: «Высадка рассады»

1

Основные агротехнические приемы повышения урожайности овощных культур в защищенном и открытом грунтах

1

Основные болезни и меры борьбы с ними

П/р№12: «Болезни и вредители »

1

Вредители и меры борьбы с ними

Сорняки и меры борьбы с ними

П/р№13: «Сорняки, борьба с ними»

1

С/х машины в овощеводстве. Разбивка участка.

1

ЖИВОТНОВОДСТВО (лекции)

Основные группы с/х животных

Знать:

  • Значение животноводства.
  • Условия и особенности содержания.
  • Основные виды кормов, их состав и питательность.
  • Особенности кормления.
  • Основные виды и породы.
  • Основные болезни и меры борьбы с ними.

Уметь:

  • Различать сельскохозяйственных животных по следам, внешним признакам, характеристике и иллюстрации.
  • Распознавать виды кормов, их состав и пригодность к вскармливанию.
  • Рассчитывать корма и подкормки.

1

Корма. Рацион

Уход за с/х животными

1

Основные болезни и меры борьбы с ними

П/р№14: «Болезни животных»

1

ЛЕСОВОДСТВО (лекции)

Яруса

Знать:

  • Основных  представителей флоры и фауны леса.
  • Характеристику основных лесных животных.
  • Болезни, вредителей леса и меры борьбы с ними.
  • Структуру лесного хозяйства.

Уметь:

  • Пользовать измерительными приборами.
  • Распознавать по характеристике и следам лесных жителей.
  • Пользоваться гербарием.
  • Вести дневник наблюдений за животными и их повадками.

1

Животные леса

1

Растения леса

П/р№15: «Болезни и вредители леса»

1

Подведение итогов. Зачеты по номинациям.

1


Список литературы для учителя:

  1. Справочник ветеринарного врача. Санкт –Петербург, 2004г.
  2. Районированные овощные сорта Ставрополья. Ставрополь, 1997г.
  3. Экологические проблемы. М.: «Издат», 2010г.
  4. Животноводство. Краснодар, 1998г.
  5. Садоводство на Ставрополье. Ставрополь, 2006г.
  6. Лесное хозяйство. // подписка, 2000-2009гг.
  7. Наука и жизнь. // подписка, 1987-1990гг.
  8. Полевой опыт. Ставрополь. 2010г.
  9. Справочник эколога, Ставрополь, 2007г.
  10. Методы управления. Москва, 2009г.

        Список литературы для учащихся:

  1. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы.- М.: «Просвещение», 2000г.
  2. Овощи на Ставрополье. Краснодар, 2009г.
  3. Лесное хозяйство. // 2010 г.
  4. Справочник юного полевода. М.: «Аграрий», 1999г.
  5. Справочник юного овощевода. М.: «Аграрий», 1999г.
  6. Справочник садовода. М.: «Садпри», 2008г.
  7. Творческий проект: от задумки до презентации. Санкт-Петербург, 2010г.



Предварительный просмотр:

САДОВОДСТВО

БИЛЕТ 1:

1. Как выбрать участок под сад? Основные требования плодовых культур,

предъявляемые к земельному участку и его расположение на местности.

2. Борьба с вредителями и болезнями в садах. Основные вредители и болезни яблок, сливы и персика.

3. Растения - индикаторы почв.

БИЛЕТ 2:

 1. Условия роста и развития плодовых культур в различных климатических зонах.

 2. Потребность плодово-ягодных культур в элементах минерального питания. Виды удобрений, их влияние на рост, развитие и урожай, сроки и способы внесения.

3. Какой инвентарь применяется для постановки полевого опыта.

БИЛЕТ 3:

1. Перечислите способы прививки растений.

2. Особенности ухода за ягодными культурами.

3. Методика посадки черенка.

БИЛЕТ 4:

1. Назовите основные районированные в крае сорта плодовых и ягодных культур по группам их спелости (ране -, средне-, позднеспелые).

2. Основные методы борьбы вредителями и болезнями.

3. Методика определения минеральных удобрений с помощью простейших химических реакций.

БИЛЕТ 5:

1. Уход за садом. Особенности ухода за садом семечковых и косточковых культур.

2. Основные типы почв и их пригодность для выращивания садов.

3. Назовите азотные удобрения, применяемые в садоводстве.

БИЛЕТ 6:

1. Значение удобрений в сохранении и повышении уровня почвенного

плодородия и улучшения качества получаемой продукции.

2. Сроки и способы размножения плодовых и ягодных культур.

 3. Методика посадки плодового дерева.

БИЛЕТ 7:

1. Органические и минеральные удобрения. Их виды и содержание основных элементов питания.

 2. Основные группы косточковых культур. Особенности их выращивания.

3. Методика закладки опыта в садоводстве.

БИЛЕТ 8:

1. Поясните методику прививки плодовых деревьев.

2. Назовите группы семечковых культур. Особенности ухода за ними.

3. Методика определения почвы по механическому составу.

БИЛЕТ 9:

 1. Основные вредители семечковых культур. Меры борьбы с ними.

2. Способы и сроки размножения ягодных культур.

 3. Методика определения азотных удобрений с помощью химических реакций.

БИЛЕТ 10:

1.  Основные болезни плодовых культур.

2. Перечислите сложные удобрения.

 3. Выбор и оценка места под сад.

БИЛЕТ 11:

1. Что такое окулировка? Поясните методику ее проведения.

2. Перечислите фосфорные удобрения. Их значения для плодовых культур.

3. Перечислите приборы, инструменты, инвентарь для постановки полевого опыта.

БИЛЕТ 12:

1. Укажите условия роста и развития плодовых культур.

2. Что такое севооборот? Применение севооборота в садоводстве.

 3. Методика определения фосфорных удобрений с помощью простейших химических реакций.

БИЛЕТ 13:

 1. Перечислите ягодные культуры. Основные способы ухода за ними.

 2. Какие калийные удобрения вы знаете? Их применение в садоводстве.

3.Методика посадки черенка смородины.

БИЛЕТ 14:

 1. Поясните способ прививки «глазком». Какие растения можно прививать этим способом.

 2. Какие удобрения называют органическими, их применение в садоводстве.  3.Можно ли выращивать в одном саду деревья алычи и сливы, абрикоса и персика, вишни и черешни, яблони, груши и айвы. (Ответ поясните.)

 БИЛЕТ 15:

1. Способы и сроки размножения плодовых и ягодных культур. Можно ли размножать плодовые культуры семенами?

2. Виды удобрений, их влияние на развитие, рост и урожай.

3. Методика закладки опыта по изучению сортов яблони.

БИЛЕТ 16:

1. Что такое «штамб»? Почему высота штамба не может быть менее 45-50 см. 2. Основные типы почв, на которых выращивают плодовые и ягодные культуры.

3. В какое время следует проводить окулировку? Ответ поясните.

САДОВОДСТВО

Теоретическая часть

  1. Основные группы плодово-ягодных культур, их биологические особенности, основные районированные сорта.
  2. Почвенные, погодно-климатические и технические условия роста и развития плодово-ягодных культур.
  3. Способы и сроки размножения плодово-ягодных культур.
  4. Основные типы почв в крае, их плодородие, виды обработки и их значение для регулирования водного, воздушного и пищевого режимов, для борьбы с сорными растениями.
  5. Потребность плодовых и ягодных культур в удобрениях и элементах питания. Влияние удобрений на рост, развитие плодоношения. Сроки и способы внесения удобрений.
  6. Уход за разновозрастными плодово-ягодными насаждениями.
  7. Основные болезни и вредители плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними.
  8. Основные машины и комбинированные технологические агрегаты, применяемые в садоводстве, их назначение и производительность.
  9. Методика организации, постановки и проведения полевого опыта.
  10. Хозяйственный расчет в плодово-ягодном производстве УПБ.

Практическая часть

  1. Определить типы почв по механическому составу.
  2. Определить минеральные удобрения по внешним признакам и с помощью простейших  химических реакций.
  3. Рассчитать дозы внесения минеральных удобрений с учетом содержания в них действующего вещества.
  4. Подготовить и сделать посадку саженца плодового дерева или ягодного кустарника.
  5. Срезать черенок смородины, подготовить его и посадить, сделать прививку.
  6. Основные виды и марки сельскохозяйственных машин в садоводстве, их значение, производительность. Установить плуг на глубину вспашки.
  7. Составить схему, разбить участок и заложить опыт с плодовыми или ягодными кустарниками.

ПОЛЕВОДСТВО

Теоретическая  часть

1. Основные группы возделываемых в  крае полевых культур, их биологические особенности, районированные  сорта.

2. Севообороты, их виды и значение; биологические и хозяйственные основы повышения  и  стабилизации уровня урожайности полевых  культур в системе севооборотов.

3. Основные типы почв в крае и их плодородие. Виды обработок почв и их значение для регулирования водного, воздушного и  пищевого  режимов и  борьбы с  сорными растениями.

4. Виды органических и минеральных  удобрений, их значение и система применения в полеводстве.

5. Семена полевых культур, их качество и  значение в повышении  урожайности. Основные показателя качества семян; способы подготовки семян; способы подготовки семя г к посеву.

6. Сроки, способы посева и  глубина заделки семян полевых культур, нормы высева.

7. Основные болезни, вредители и сорняки полевых  культур и меры борьбы с ними.

8. Методика постановки, организации и проведения опыта.

9. Сельскохозяйственные машины и орудия для основной обработки  почвы, ухода за посевами  и уборки урожая сельскохозяйственных культур.

10. Хозяйственный расчет в ученической  производственной бригаде.

11. Проблемы меры экологической защиты производства и окружающей среды.

Практическая часть

  1. Определить и назвать полевые культуры по коллекции семян, схемы посева, нормы посева семян и уровни урожайности названных культур.
  2. Определить типы почв по механическому составу.
  3. Определить минеральные удобрения по внешним признакам и с помощью простейших  химических реакций.
  4. Рассчитать дозы внесения минеральных удобрений с учетом содержания в них действующего вещества.
  5. Составить комбинированный механизированный агрегат для вспашки, посева, ухода за посевами; установить на заданную глубину вспашки плуг, сеялку на норму высева.
  6. Составить схему, сделать разбивку участка и заложить полевой опыт.

ОВОЩЕВОДСТВО

Теоретическая часть

  1. Основные группы овощных культур, их биологические особенности, основные районированные сорта.
  2.  Основные типы почв в крае и их плодородие. Виды обработок почв и их значение для регулирования водного, воздушного и  пищевого  режимов и  борьбы с  сорными растениями.
  3. 4. Виды органических и минеральных  удобрений, их значение и система применения в овощеводстве.
  4. Сроки, способы посева, нормы высева семян и схемы размещения растений; выращивание и высадка рассады в грунт.
  5. Виды и назначение сооружений защищенного грунта.
  6. Основные агротехнические приемы повышения урожайности овощных культур в защищенном и открытом грунтах.
  7. Основные болезни, вредители и сорняки овощных  культур и меры борьбы с ними.
  8. Сельскохозяйственные машины, применяемые в овощеводстве для основной и предпосевной обработки почвы, ухода за посевами и уборки урожая.
  9.  Методика постановки, организации и проведения опыта.
  10.  Хозяйственный расчет в ученической  производственной бригаде.
  11.  Проблемы меры экологической защиты производства и окружающей среды.

Практическая часть

  1. Определить и назвать группы овощных культур по семенам, нормы высева, урожайности.
  2. Определить типы почв по механическому составу.
  3. Определить минеральные удобрения по внешним признакам и с помощью простейших  химических реакций.
  4. Рассчитать дозы внесения минеральных удобрений с учетом содержания в них действующего вещества.
  5. Составить пахотный, посевной, посадочный почвообрабатывающий  агрегат, установить на заданную глубину вспашки плуг, сеялку на норму высева.
  6. Составить схему, разбить участок и заложить полевой опыт.

ЛЕСОВОДСТВО

Теоретическая часть

  1. Биологические особенности и хозяйственное значение видов деревьев и кустарников, их характеристика.
  2. Дать определение леса как биогеоценоза. Назвать и показать в натуре элементы лесонасаждений, их роль в жизни леса.
  3. Определить: породы деревьев и кустарников по их семенам, листьям, побегам; ареалы их распространения и особенности размножения; лекарственные растения по гербарию.
  4. Биологические особенности и хозяйственное значение видов деревьев и кустарников. Определить и дать характеристику предложенным особям деревьев, кустарников.
  5. Основные положения о движении школьного лесничества и юридическая основа школьного лесничества, его организационно-структурные формы.
  6. Подготовить и провести посадку саженца, черенка. Сроки, способы посадки и размещения посадочных мест саженцев. Посадка саженцев с оголенной и закрытой корневой системой. Расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных насаждений.
  7. Произвести обмер дерева, назвать диаметр и отобрать нужные экземпляры для рубки. Измерить высоту дерева с помощью оптического высотомера.
  8. Основное назначение компаса или буссоли в лесоводстве, определение с их помощью угла направления из данной точки к двум заданным. Применение этих приборов в лесоводстве.
  9. Определить возраст деревьев и  лесных культур. Виды лесных растений и животных – обитателей леса, занесенных в Красную Книгу РФ, рассказать об особях этих видов.
  10. Время и способы сбора, хранения и предпосевной подготовки семян; способы и норма высева семян – дать обоснование. Рассчитать потребность семян при различных схемах посева в питомниках. Стратификация и скарификация семян, их название и сроки проведения.
  11.  Определить виды минеральных удобрений  органолектически  или с помощью простейших химических реакций. Норма, способы и сроки внесения удобрений под лесные культуры при различных почвенных условиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...