"Обработка льна на Руси".
презентация к уроку

Трасковский Руслан Леонидович

Данная работа . даёт возможность  познакомиться  с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Работа рассчитана для старших дошкольников и детей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyon.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1    

 Тема: «Обработка льна на Руси»

Слайд №2

Цель и задачи:  познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

 Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался  лён и как из него делали потом ткань.

Слайд № 3

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей).  Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

 Слайд №4

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Слайд №5

 Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Слайд №6

  Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Слайд №7

В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Слайд №8

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей.  (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла).  А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Слайд №9

 Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Слайд №10

Дальше сухие стебли льна мяли вот на таких вот мялках, отделяя грубую часть стебля от волокна.

Слайд № 11

Трепание.  Измятый лён били  вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля). Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Слайд №12

Очёс.  Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Слайд № 13

Прядение. 

Далее, длинными зимними вечерами,  надели Кудель (лён - приготовленный лён для прядения) на гребни и стали из него нитки прясть.

 Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Слайд № 14

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей.  (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Слайд № 15

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Слайд № 16

Тканьё. Ткали мастерицы вот  на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше   имеет довольно сложную   конструкция.

 Его основу составляют  две рамы – станины. К станинам крепятся деревянные валики, они  скрепляют станины друг с другом. На задний валик  крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец,  с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Слайд № 17

Готовый холст (ткань) был серого цвета.  Затем  стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Слайд № 18

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа?  Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными  изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Слайд № 19

Ребята,  а кто из вас знает, в  чём раньше хранили одежду?  Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот   старинный сундуках.

Наша экскурсия  подошла к концу.

- Понравилось ли вам?

- Что вам больше всего запомнилось?

Слайд № 20

Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Шкільна форма

Указ президента України від 1996 року про шкільну форму...

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Цель занятия: формирование духовно-нравственных качеств у детей через процесс ознакомления учащихся с патриотической  народной песней и произведениями композиторов исторического жанра....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Презентация урока" Строение и свойства льна"

презентация урока  "Строение и свойства льна"  по дисциплине материаловедение...

Открытый урок по учебной практике. Тема 5.5 " Обработка рабочего халата". Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.

Тема 5.5. «Обработка рабочего халата»Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов....