"Обработка льна на Руси".
презентация к уроку
Данная работа . даёт возможность познакомиться с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Работа рассчитана для старших дошкольников и детей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyon.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Тема: «Обработка льна на Руси»
Слайд №2
Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.
Слайд № 3
Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.
Слайд №4
Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.
Слайд №5
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
Слайд №6
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.
Слайд №7
В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».
Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.
Слайд №8
Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.
Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.
Слайд №9
Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Недели через две вынули лён из речки, просушили…
Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.
Слайд №10
Дальше сухие стебли льна мяли вот на таких вот мялках, отделяя грубую часть стебля от волокна.
Слайд № 11
Трепание. Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля). Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.
Слайд №12
Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
Слайд № 13
Прядение.
Далее, длинными зимними вечерами, надели Кудель (лён - приготовленный лён для прядения) на гребни и стали из него нитки прясть.
Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.
Слайд № 14
Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити
Слайд № 15
Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.
Слайд № 16
Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.
Его основу составляют две рамы – станины. К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.
Слайд № 17
Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Слайд № 18
Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.
Слайд № 19
Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.
Наша экскурсия подошла к концу.
- Понравилось ли вам?
- Что вам больше всего запомнилось?
Слайд № 20
Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение
Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...
Шкільна форма
Указ президента України від 1996 року про шкільну форму...
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Цель занятия: формирование духовно-нравственных качеств у детей через процесс ознакомления учащихся с патриотической народной песней и произведениями композиторов исторического жанра....
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Презентация урока" Строение и свойства льна"
презентация урока "Строение и свойства льна" по дисциплине материаловедение...
Открытый урок по учебной практике. Тема 5.5 " Обработка рабочего халата". Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.
Тема 5.5. «Обработка рабочего халата»Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов....