Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников
статья на тему

Посредством  общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statm.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников 

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. 
Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе.
Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третий этап. Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.
Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм. Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи -весь комплекс духовных ценностей.
СИСТЕМА РАБОТЫ.
Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у учащихся творческих способностей, а так же развивает эстетический вкус, совершенствует их умения и навыки. На уроках развитие творческих способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, которое направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала.
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, а благодаря тому, что уроки сопровождаются народной музыкой, лучше усваивается музыкально-поэтический язык народа и его творчество. Я ориентирую обучение на национальные традиции, на занятиях использую произведения музыкального фольклорного искусства.
1. Начиная занятия стараюсь выявить способности учащихся, их трудолюбие, настойчивость, волю, уверенность.
2. На каждом следующем уроке цели курса «Вышивка» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению домашних заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать эстетический вкус.
3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении ручных швов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.
4. Продолжая показ возможностей рукоделия, не прекращать прививать интерес к вышивке, рассказывать историю русской вышивки, стремиться расширить кругозор учащихся, дать понять, что вышивка - это источник по-знания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
5. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете. Начинается работа над запуском проекта.
6. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия: салфетки, сувениры, закладки, декорирование одежды.
ВЫВОДЫ
В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.
Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал. Только тогда достигаются хорошие результаты.
Исследование подтвердило, что улучшение развития творческих способностей учеников в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (вышивкой) происходит, если учебный процесс строится с учётом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Декоративно-прикладное направление как средство нравственно-эстетического воспитания школьников".

Воспитание духовно-нравственных, эстетических  начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономичес...

Формирование эстетического воспитания школьников на уроках технологии посредством декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество -  мощный стимул для интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей....

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников

Посредством  общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю...

Мастер–класс «Изготовление новогодней игрушки» в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»

Проведение мастер-класса"Изготовление новогодней игрушки" в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» в "Детско...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...