Дополнительная общеобразовательная программа «Туристическое многоборье. Начальная подготовка»
рабочая программа на тему

Зайцева Александра Ивановна

Программа ознакомительного уровня для учащихмся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Туристическое многоборье.

Начальная подготовка»

Направленность – туристско-краеведческая

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 1-4 класс

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Зайцева Александра Ивановна

методист

Перекрёстова Елена Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Туристическое многоборье.

Начальная подготовка»

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Туристическое  многоборье. Начальная спортивная подготовка»

Зайцева А.И.

Содержание

1. Пояснительная записка        

2.        Учебно-тематический план        

3.        Содержание программы        

4.        Методическое обеспечение        

5.        Список литературы        

Приложение 1.        

Приложение 2        


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа ознакомительного уровня «Туристическое многоборье. Начальная спортивная подготовка» является модифицированной и имеет туристско-краеведческую направленность. Данная программа является первой ступенью в системе подготовки школьников по спортивной дисциплине – «туристическое многоборье». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна и актуальность

До последнего времени туристическое многоборье рассматривалось как составляющая часть спортивного туризма. Но, в силу ряда причин, туристическое многоборье выделилось из системы спортивного туризма (с созданием отдельной Федерации). Также, за последнее время, значительно вырос уровень соревнований по туристическому многоборью.

 «Туристическое многоборье» - спортивная дисциплина, поэтому подготовка спортсменов осуществляется по принципу постепенного наращивания объема знаний, умений и навыков, а также объемов физических тренировок. В то же время, туристическое многоборье включает в себя, кроме соревновательной практики (как и любой вид спорта), участие учащихся в выездных палаточных лагерях, спортивных сборах и походах выходного дня в районы Москвы и Московской области. Ознакомление с природой родного края и  его растительным миром.

Данная программа  предполагает осуществление разносторонней физической подготовки детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, гимнастики, подвижных и спортивных игр. Особое место уделяется развитию качеств быстроты и ловкости.

Второй составляющей подготовки является выработка основных навыков выполнения технических приемов, обучение основным знаниям и умениям полевой (походной) жизни.

Не менее важным элементом подготовки является внедрение в сознание детей чувства ответственности за свои поступки, чувства товарищества, взаимовыручки, настойчивости в достижении своей цели.

Педагогическая целесообразность 

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам туристического многоборья. Основной акцент при этом отводится отработке практических навыков.

На этом этапе начинает формироваться коллектива: происходит образование групп, которые в дальнейшем могут стать спортивной командой. Они должны научиться чувствовать себя частью группы. Должны приучаться к дисциплине, научиться организовывать своё личное время. В этой группе в основном  проводятся игровые тренировки для общего развития с не большой физической нагрузкой.

Цель обучения – укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся через овладение основами техники выполнения физических упражнений, элементами туристического многоборья и спортивного ориентирования, а так же привитие интереса к окружающей природе родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать базовые знания по туристическому многоборью, спортивному ориентированию и физической культуре;
  • познакомить с правилами поведения на занятиях в спортивных и учебных помещениях.
  • овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
  • познакомиться с природными объектами Москвы и Московской области, а так же с их растительным миром.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков общения, чувства ответственности, дисциплинированность;
  • создавать условия для эффективной организации совместной деятельности, обеспечивающей общий успех и возможность каждому развить свою индивидуальность через исполнение взятой на себя роли;
  • формировать чувство ответственности за свои поступки, умение предвидеть развитие ситуации, оценивая свои возможности, давать предложения по устранению нежелательных последствий;
  • воспитывать волевые качества личности;
  • воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений

Развивающие:

развивать:

  • моторику;
  • усидчивость;
  • всестороннее комплексное физическое развитие детей;
  • развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие базовых умений и навыков по туристическому многоборью, спортивному ориентированию и физической культуре;
  • развитие координационных, пространственных, временных и силовых параметров движений,
  • развитие равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, ориентирования в пространстве и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.

Отличительные особенности программы

Программа «Туристическое многоборье. Начальная спортивная подготовка» включает в себя начальную подготовку по туристическому многоборью, краеведению и начальную физическую подготовку юных спортсменов, что позволяет проводить занятия для учащихся с постоянной сменой деятельности.

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Большая часть занятий проходит в игровой или соревновательной форме, что позволяет привить интерес учащихся к спорту и получить начальные знания в туристическом многоборье.

Во время реализации данной программы многие учащиеся впервые без родителей и родственников выезжают на природу и ночуют в палатках в полевых условиях, получая основные навыки по туристическому многоборью, и приобретая самостоятельность.

Возраст учащихся: 1-4 классов

Сроки реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий

Год обучения

Кол-во учащихся

Продолжитель

ность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Учебные занятия

Социальная практика

1 год

15 чел.

2 часа

2 раза

4 часа

128 часов

48 часов

Всего:

176 часов

Почасовая нагрузка варьируется с учетом норм СанПин.

Основной формой проведения является групповое учебное занятие. Занятие проводится с постоянной сменой деятельности, через каждые 45 минут предусмотрен 10 минутный перерыв. В заключительной части проводятся упражнения на расслабление и восстановление.

        На занятия принимаются учащиеся со справкой от врача,  которая позволяет им заниматься данным видом деятельности.

Прогнозируемые результаты 

Процесс обучения можно считать успешным в том случае, если выполнена поставленная цель и реализованы все задачи.

В результате занятий учащиеся развиваются физически, становятся сильными, гибкими и ловкими. У них развиваются качества, необходимые в реальной жизни: настойчивость и уверенность в достижении цели, умение вести себя в коллективе, ответственность, дисциплинированность, умение работать через «не хочу» и «не могу», самостоятельность.

Кроме этого в процессе занятий учащиеся осваивают навыки, необходимые в жизни и для существования в природе вне городской среды.

По итогам прохождения программы учащиеся должны знать:

  • правила техники бега;
  • правила осуществления самоконтроля физического состояния;
  • правила безопасного поведения на улице и помещении, как во время тренировок, так и вне тренировок;
  • правила безопасности во время игровых тренировок;
  • правила и порядок проведения разминочных упражнений;
  • назначение восстанавливающих упражнений, упражнений на развитие быстроты, ловкости и гибкости;
  • правила игр;
  • комплекс разминочных упражнений;
  • комплекс восстанавливающих упражнений;

По итогам прохождения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять норматив кросс – ходьба в неделю 6 км;
  • улучшить свои нормативы на 20%-50%;
  • применять правильную технику бега;
  • осуществлять самоконтроль физического состояния;
  • выполнять комплекс разминочных упражнений;
  • выполнять комплекс восстанавливающих упражнений,
  • правильно вязать и использовать на практике основные туристические узлы;
  • одевать сблокированные страховочные системы;
  • уметь правильно пользоваться спортивным компасом;
  • совмещать компас и карту;
  • различать условные обозначения в спортивных картах;
  • преодолевать технические этапы из туристического многоборья по судейским перилам.

Способы проверки результативности программы

Физическая подготовка.

Каждые 2 месяца учащиеся проходят тестирование (сдача спортивных нормативов), результаты заносятся в таблицу, для наблюдения прогрессивности (см. Приложение 1). Педагог обращает внимание на динамику развития каждого ученика в отдельности. В конце учебного года проводится итоговое занятие, на котором учащиеся сдают спортивные нормативы (см. Приложение 1) и вместе с педагогом анализируют динамику результативности на протяжении всего года, с учетом полученных данных распределяется нагрузка на следующий учебный год.

Туристическое многоборье.

Вводный контроль начальных знаний осуществляется в виде зачетов или практических выполнений заданий, для выявления уровня знаний и корректировки распределения учебных часов в курсе (см. Приложение 2). Данный вид контроля осуществляется в начале учебного года.

Текущий контроль осуществляется в ходе тренировок по итогам выполнения индивидуальных и командных заданий, которые проводятся в течение учебного года (см. Приложение 2).

Итоговый контроль осуществляется по сравнительным результатам индивидуальных и командных заданий, проводимых в начале и конце учебного года (см. Приложение 2). Учащиеся принимают участие в спортивных сборах, походах выходного дня.


  1. Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

Учебные занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с природой родного края.

1

1

2

Беговая подготовка

1

15

16

3

Комплекс подготовительных упражнений

1

12

13

4

Комплекс общеукрепляющих упражнений с собственным весом

1

13

14

5

Комплекс расслабляющих и восстанавливающих упражнений

1

8

9

6

Комплекс упражнений для развития ловкости

1

8

9

7

Комплекс упражнений для развития быстроты

1

8

9

8

Итоговые занятия

2

5

7

9

Снаряжение.

2

5

7

10

Принципы самостраховки.

2

4

6

11

Компас

1

2

3

12

Совмещение компаса и карты

1

4

5

13

Условные обозначения спортивных карт

3

5

8

14

Основные туристические узлы

2

6

8

15

Технические этапы

3

10

13

Всего:

23

105

128

Социальная практика

48

Итого:

176


  1. Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с природой родного края.

Теория: Знакомство с группой. Обсуждение темы «Что такое спортивный туризм», растительный и животный мир родного края.

Беговая подготовка:

Теория: техника бега (следить за толчком ноги и за расслаблением после толчка), самоконтроль физического состояния (пульс, дыхание, способность выполнять те или иные упражнения), правила безопасности поведения на улице, как во время беговых тренировок, так и после них.

Практика:

  • бег с ускорением;
  • равномерный бег;
  • переменный бег;
  • кросс-ходьба.
  1. Комплекс подготовительных упражнений: 

Теория: техника безопасности во время проведения разминки на улице и в помещении, правила и порядок проведения разминочных упражнений, самоконтроль физического состояния (непереносимость некоторых упражнений по причине травмы или общего состояния здоровья)

Практика:

  • общая разминка (разминка на все группы мышц, начинается с верхнего отдела);
  • специальная разминка (разминка на определенные группы мышц).
  1. Комплекс  общеукрепляющих упражнений с собственным весом:

Теория: все упражнения выполняются строго по инструкции преподавателя.

Практика: Приседания, бег и ходьба по лестнице, поднимание ног, упражнения на брюшной пресс, упражнения на укрепление мышц торса и рук, прыжки через скакалку, прыжки и т.д.

  1. Комплекс расслабляющих и восстанавливающих упражнений

Теория: назначение упражнений, основные правила их применения

Практика:

  • упражнения на растягивание;
  • упражнения на дыхание;
  • вис на перекладине.
  1. Комплекс упражнений для развития ловкости:

Теория: техника безопасности, как во время выполнения упражнений, так и при использовании снарядов

Практика:

  • упражнения со скакалкой (самостоятельно, в парах);
  • упражнения с мячом (в парах);
  • упражнения для развития равновесия - развитие координации (ходьба и бег по скамейке, по перекладинам на высоте до 1,5 метра от земли, прыжки вокруг своей оси…);
  • упражнение со скакалкой (различные комбинации подскока и прокрутки скакалки).
  1. Комплекс упражнений для развития быстроты:

Теория: техника безопасности, как во время выполнения упражнений, так и при использовании снарядов, правила игры, эстафеты и ограничения к ним.

Практика:

  • спринтерские упражнения;
  • прыжковые упражнения;
  • игры с выраженными моментами ускорений (футбол, мини-футбол баскетбол, весёлые старты, эстафеты, различные игры с мячом (квадрат, вышибалы…).
  1. Итоговые занятия

Теория: правила и условия выполнения контрольных заданий.

Практика: проверка физической подготовленности занимающихся.

Сдача контрольных нормативов (см. Приложение 1).

  1.  Снаряжение.

Теория: предназначение снаряжения. Виды туристского снаряжения: личное, групповое, специальное. Списки снаряжения. Требования к снаряжению.

Практика: индивидуальная подгонка снаряжения. Подбор снаряжения. Подготовка снаряжения к походу выходного дня и спортивным сборам. Постановка палаток.

  1. Принципы самостраховки:

Теоретическая часть: значение самостраховки. Страховочное снаряжение и требования к нему. Самостраховка на месте и в движении. Особенности самостраховки на соревнованиях.

Практическая часть: организация различных видов самостаховки в зависимости от технических этапов.

  1. Компас:

Теоретическая часть: назначение копмаса, разновидности компасов и их применение. Стороны света.

Практическая часть: отработка применения компаса на местности, отработка навыка определения сторон света по компасу.

  1. Совмещение карты и компаса:

Теоретическая часть: правила совмещения компаса и карты, движение по карте с контролем компаса.

Практическая часть: отработка совмещения карты и компаса статически и при движении по местности.

  1. Условные обозначения спортивных карт:

Теоретическая часть: условные обозначения спортивных карт. Назначение спортивных карт и их применение.

Практическая часть: изучение основных условных обозначений спортивных карт по ориентированию, их применение.

  1.  Основные туристические узлы:

Теоретическая часть: назначение туристических узлов и правила из вязки

Практическая часть: отработка вязки туристических узлов на время, применение их на практике.

  1.  Технические этапы:

Теоретическая часть: технические этапы их разновидности и назначение, правила и особенности прохождения.

Практическая часть: отработка на практике прохождения технических этапов как в команде, так и индивидуально.

Социальная практика

Учащиеся принимают участие в спортивных сборах, палаточных лагерях, походах выходного дня, выезжают на соревнования по спортивному ориентированию. Практическое применение знаний по краеведению во время выездных занятий.


  1. Методическое обеспечение

В образовательном процессе применяются все классические приемы и методики преподавания (словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические). Основой занятий является развитие необходимых физических данных и наработка технических навыков и умений.

Обучение начинается со знакомства учащихся с понятием туристическое снаряжение и его практическое применение и назначение. Также учащиеся знакомятся с основными правилами выполнения физических упражнений с использованием метода показа. Затем педагог использует практические методы обучения для отработки полученных знаний и приобретения основных умений по спортивному туризму. Учитывая возрастные особенности учащихся для закрепления полученных знаний педагог использует игровые методы обучения, которые включают в себя подвижные игры, соревнования, что позволяет отработать технические и практические приемы спортивного туризма и ориентирования.

Практические занятия проводятся на различных полигонах в лесопарковых зонах  города Москвы и Московской области и на базах у спасателей МЧС, которые предназначены для отработки определенных технических элементов дистанций. За счет смены тренировочных полигонов происходит смена обстановки и условий тренировки, развивается умение у учащихся быстро приспособляться под данные условия, что необходимо в дальнейшем для соревнований с закрытыми от свободных тренировок полигонами.

В течение года проводятся  спортивно тренировочные сборы, слёты, соревнования, на которых происходит закрепление умений, полученных на тренировках.

Данная система подготовки, используя принцип постепенности в обучении, а также учитывая особенности психофизического развития детей, позволяет проводить наиболее полноценную подготовку спортсменов.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

  1. Мяч баскетбольный -2шт;
  2. Мяч футбольный – 2шт;
  3. Мяч волейбольный-2шт;
  4. Шведская стенка – 1шт;
  5. Канат -1шт;
  6. Фитнес мячи (1-2кг)-4шт;
  7. Скакалки - 10шт;
  8. Турник;
  9. Наклонная скамья;
  10. Тренажер для мышц спины.
  11. каски;
  12. страховочные системы;
  13. спусковые, страховочные устройства;
  14. зажимы для подъема;
  15. карабины;
  16. блок-ролики;
  17. каны;
  18. петли;
  19. пенки;
  20. спальники;
  21. палатки;
  22. спортивные компаса.
  23. основные и вспомогательные веревки (d=10мм, d=6мм )

Методические и дидактические пособия

  • Материал из книг, которые указаны в списке литературы
  • Беседа «Самоконтроль в тренировочном процессе. Его значение и реализация» разработчик Зайцева А.И.
  • Беседа «Виды физических качеств, особенности их развития» разработчик Зайцева А.И.
  • Беседа (страховочные системы их назначение и отличие, специальное снаряжение альпинистов и спортивных туристов) разработчик Зайцева А.И.


  1. Список литературы
  1. «Рекомендации по питанию спортсменов» (под ред. А.А. Покровского). М: ФиС.1975г.
  2. «Тесты в спортивной практике» М: ФиС.1968г.
  3. «Учебник тренера по лёгкой атлетике » (под ред. Л.С. Хоменкова) М: ФиС. 1982
  4. Аулик И.В.  «Как определить тренированность спортсмена» М: ФиС 1977г.
  5. Вайцеховский  С.М. « Книга тренера» М: ФиС 1971г.
  6. Волоков  В.М «Восстановительные процессы  в спорте» М: ФиС 1977г.
  7. Иванов Е.И. «Начальная подготовка ориентировщика» 1985г.
  8. Матвеев Л.П «Проблема периодизации спортивной тренировки М: ФиС 1965г.; Основы спортивной тренировки М: ФиС .1977г.»
  9. Пунин А.Ц.  «Психологическая подготовка соревнованиям в спорте» М: ФиС. 1969г.
  10. Тембиан Н.Б. « Самоконтроль спортсмена» М: ФиС. 1967г.
  11. Уилт Ф. «Бег, бег, бег» М: ФиС. 1967г.
  12. Ширшов  А.В. «Программа по подготовке туристов »
  13. Шолих М.  « Круговая тренировка» М: ФиС. 1965г.
  14. М.Расторгуев «Альпинистские узлы», М.: РИО ЦНИИОИЗ,-2007г.
  15.  «Питание в туристском путешествии», М.:1986.
  16. «Самодельное туристское снаряжение», «Физкультура и спорт», М.:1986.
  17. «Сборник официальных документов по детско-юношестскому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи», М.:1999.
  18. «Снаряжение для горного туризма», М.:1987.
  19. «Туристско-краеведческие кружки в школе», «Просвещение», М.:1988.
  20. А.Е.Берман «Юны турист», М.:1977.
  21. А.И.Аппенянский «Физические тренировки в туризме», М.:1989.
  22. А.С.Шибаев «Переправа», М.:1996.
  23. В. Абалаков «Спутник альпиниста», М.:1970.
  24. В.Г.Варламов «Физическая подготовка туристов-пешеходников», М.:1979.
  25. В.Г.Стрелец, Н.Н.Алфимов, В.В.Белоусов «Туризм и здоровье», Л.:1982.
  26. В.Куликов, Ю.Константинов «Топография и ориентирование в туристском путешествии», М.:1997.
  27. В.Нурмимаа, «Спортивное ориентирование»
  28. И.В.Васильев «В помощь организаторам и инструкторам туризма», 2 изд., М.:1973.
  29. Н.В.Бардин «Азбука туризма». «Просвещение», М.:1981.
  30. П.П.Захаров «Инструктору альпинизма», «Физкультура и спорт», М.:1988.
  31. Э.Линчесвкий «Психологический климат туристской группы», М.:1981.
  32. Ю.Л.Шальков «Здоровье туриста», «Физкультура и спорт», М.:1987.

Приложение 1.

Контрольные нормативы

Ф.И.О.

Бег

Подтягивание

на максимум

Отжимание

на максимум

Пресс

за 1 мин.

Приседание за 1мин

Спина за 1 мин

100м

500м

1000м


Приложение 2

Контроль базовых знаний

(вязка узлов на время)

ФИО

Прямой

8-ка

(петлей)

8-ка

(встречная)

Схватывающий узел

Встречный

Австрийский проводник

Грепвайн

Заячьи уши

Штык с обносом

Булинь

Стремя

(петлей)

Стремя

(вокруг опоры)

Текущий контроль знаний

(прохождение технических этапов на время)

ФИО

Спуск

Подъем

Навесная

переправа

Параллельные перила

Траверс

Бревно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...

Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

Содержание   Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа туристического клуба "Шторм"

Программа начальной туристской подготовки воспитанников клуба...

Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...