Внеклассное занятие - правовое воспитание: "Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Рефатова Лейля Шевкетовна

Цели занятия:

- донести до учащихся, что злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей и все окружение; совершение подобных действий может караться законом; коррекционно-развивающая направленность в свете профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков специальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-disput.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – диспут

«Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».

        

Воспитатель

Бахчисарайской

школы-интерната

Рефатова Л.Ш.


Цели занятия:

- донести до учащихся, что злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей и все окружение; совершение подобных действий может караться законом; коррекционно-развивающая направленность в свете профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков вспомогательной школы.

Задачи:

- сформулировать такие понятия, как шалость, злонамеренный поступок, вандализм;

- объяснить, что есть все возможные способы и занятия, направленные на востребование своей энергии без причинения вреда людям и всему окружению;

- умение разрешать различные ситуации;

Методический материал, наглядность:

- рабочий лист «Шалость или злонамеренный поступок» с ситуационными задачами; таблицы; рисунок «В мире прекрасного»; пословица.

Занятие проводится для учащихся старших классов (8-9кл), в количестве 20 человек, которые должны быть рассажены полукругом.

Педагоги, присутствующие на занятии, принимают участие в качестве консультантов (в дальнейшем по ходу занятия, когда учащиеся делятся на группы, помогают им разрешить различные ситуационные задачи), экспертов (оценивают, правильно ли разрешены данные ситуации).

Ход занятия.

I.Вступление.

Педагог напоминает учащимся, что на предыдущем занятии-дискуссии «Неоказание помощи» говорили о том, что часто в жизни встречаются случаи, когда кто-либо попадает в беду и как нужно вести себя, чтобы предотвратить трагические последствия. Но, к сожалению, нередко люди совершают действия, которые могут вызвать конфликт, обострить его.

- Ребята, говорим сегодня на тему: «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».

- Знакомы ли вам эти слова?

В ходе обсуждения педагог подводит учащихся к правильному определению данных терминов, приводя вместе с учащимися примеры из жизни.

Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его (убрать стул, когда товарищ садится; выпустить в классе во время урока птицу и т.п.)

Шалость – веселая, забавная проделка

Злонамеренный поступок

Поступок – совершенное кем-либо действие (честный поступок, добрый поступок, злонамеренный поступок)

Злонамеренный поступок – причинение умышленного вреда людям или окружающей среде (умышленно бросить камень в окно, оскорбить или ударить человека)

Вандализм – бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство (грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям)

Вандал – разрушитель культуры, варвар.

Вандализм – умышленное разрушение, повреждение или осквернение памятников культуры, общественного и личного имущества (разбивать памятники на могилах, писать на стенах оскорбительные надписи)

Педагог предлагает учащимся вспомнить, с какими шалостями, злонамеренными поступками и проявлениями вандализма они встречались.

Для дальнейшей работы педагог делить ребят на группы (по принципу: каждый из учащихся называет время года: зима, весна, лето, осень, таким образом, образуется 4 команды – ребята переходят в свои группы, к ним подходят консультанты, которые направляют учащихся на выбор правильных вариантов)

Таблица №1. – Какие из примеров, указанных в таблице, являются шалостями, какие – злонамеренными поступками, а какие – проявлениями вандализма.

(см.приложение – табл.№1)

Затем ребятам предлагается ответить на вопрос: почему люди совершают подобные поступки.

Возможные варианты ответов (плакат №1)

- гнев;

- злорадство;

- желание подшутить над другим;

- распущенность;

- собственные неудачи;

- обыкновенная скука;

- зависть;

- давление со стороны;

- низкая самооценка.

А теперь, прокомментируйте следующую ситуации.

Сценка №1. – Под музыкальный аккомпанемент трое учащихся  поют:

(мелодия – «Алло, алло – прекрасная маркиза»).

(поет первый учащийся)

- Алло, алло – пожарная команда,

У вас имеется вода?

Так мойте ноги побыстрее

И спать ложитесь до утра! Ха-ха.

(второй учащийся)

- А в это время мальчик Саша,

Играя спичками с утра,

Костер развел в своей квартире

И потушить уже нельзя.

(речитатив) (третий учащийся)

- Горит квартира, все в дыму

Я дозвониться не могу

Все время занят телефон

Пылает пламенный огонь.

Ну бросьте трубку поскорей,

Спасите Сашу побыстрей…

(запись сигнала телефона – занято!)

- Вопрос учащимся: «Ребята, не проявляли ли вы такой шалости, когда без необходимости, вы занимали телефон?»

- Проявляли ли вы еще какие-либо признаки шалости по отношению к кому-либо, просто от «нечего делать»?

Сценка №2

- Мелодия «В траве сидел кузнечик» - поют 4 учащихся

I. Я прогулял сегодня

Уроки в нашей школе

И классная сказала:

«Родителей ко мне!»

Припев:

А я не скажу

                 А я не скажу

                Родителям ни слова

                Я им не скажу

                Я им не скажу

                Как надоела школа

II. А вечером гуляя,

Я окна забросаю,

Как будто бы играя

Все стекла перебью.

Припев.

К сожалению, в нашей школе тоже есть ребята, которые прогуливают уроки, они могут попасть подозрительные компании, совершить злонамеренные поступки, как вы думаете, чем все это может закончиться?

- Скажите, влияют ли алкоголь и наркотики на действие и поступки человека?

Почему некоторые люди в порыве гнева ломают вещи?

Для дальнейшей работы ребятам предлагается вновь разделиться на группы.

- Назовите вечнозеленые деревья:

ель (1гр.); пихта (2гр.); сосна (3гр.); кипарис (4гр.)

- Учащиеся переходят в свои группы (этот этап занятия можно использовать вместо физкультуры).

- Педагог задает вопрос учащимся: «Какая разница между шалостью (баловством) и злонамеренным поступком?» «Злонамеренный поступок и хулиганство – одно и то же или нет?»

(для справки – хулиганство – поведение, обнаруживающие явное неуважение к обществу, к достоинству человека, крайнее бесчинство).

Работа в группах над ситуациями (при помощи консультантов)

Ситуация №1, №2, №3, №4 (см.приложение); ситуация №5 – общее обсуждение.

Задумайтесь и ответьте:

- Определите, где баловство, а где злонамеренный поступок?

- Почему ребята так поступили?

- Какие чувства испытали ребята, на которых были направлены описанные действия?

Комментируя их ответы, учитель-педагог обращает внимание ребят на то, что некоторые действия трудно однозначно отнести к одной из указанных категорий. Порой и шалость, на первый взгляд невинная, наносит вред людям и всему окружению и может восприниматься как злонамеренный поступок.

(Методика – мозговой штурм)

- Работа с таблицей №2 «Человечек» (в центре таблицы схематично нарисован «человек», а вокруг пишутся слова, которые выражают те чувства человека, которые испытывают люди, когда по отношению к ним совершается шалость или злонамеренный поступок):

- обида;

- слезы;

- унижение;

- оскорбление;

- чувство беспомощности;

- гнев;

- раздражение;

- агрессия против обидчика и др.

- Работа с таблицей №3 (рисунок с изображением ясного неба, солнца, моря, парусник, небольшой остров, пальмы и т.п.)

«Давай пошалим» - Легко ли испортить эту картинку? – Нарисовать черные тучи, сломать дерево, набросать мусор и т.п.

Практически невозможно восстановить прежнюю картину. Вывод – очень трудно, а порой и невозможно исправить что-то негативно совершенное. Прежде – подумай, а потом – делай!

При совершении всех действий – шалости, злонамеренного поступка, вандализма – есть общее – совершающий их стремится (иногда без злого умысла) поставить другого человека в неловкое положение, причинить ему боль, обиду или ущерб. Но к сожалению, это в конечном счете, может привести к преступлению, где приходится отвечать перед законом. Слово предоставляется работнику правоохранительных органов.

- Учащимся предлагается прочитать высказывание римского философа Сенеки (таблица №4)

От мелких

к крупным

ошибок

легко

порокам

неисправимых

перейти

- Что должен знать подросток, чтобы невинная шалость не обернулась злонамеренным поступком?

- таблица №5

Учащиеся читают и комментируют:

- прежде думай, а потом делай;

- не позволяй ни кому «давить» на себя;

- учись управлять своими эмоциями (настроением);

- представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;

- делай то, за что ты не будешь испытывать чувство вины – помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

- Подведение итогов занятия.

Все учащиеся исполняют песню:

Драки и шалости, мелкие пакости

Вместе приводят нас к бездне и пропасти;

Как же оттуда нам выбраться трудно

Лучше не делать того, что не нужно.

Припев.

Давай за жизнь законную всегда,

Давай любить друг друга, а пока,

Ты не шали, не балуй, не кури,

И на уроки в школу приходи.

Тебя научат взрослых уважать

Ценить здоровье и оберегать

И люди все потянутся к тебе

Счастливей всех ты будешь на земле.

Вы не грубите родным и знакомым

Все в нашей жизни пусть будет законным

Если сумеем стать все мы хорошими

Умными, честными, просто пригожими.

Припев.

Таблица №1.

- Шалость, злонамеренный поступок или вандализм?

- Спрятать ручку, тетрадь своего соседа по парте.

- Жестоко обращаться с животным, жестокие драки и т.д.

- Разрушение надгробных памятников.

- Позвонить приятелю, сказать, что первого урока не будет.

- Разбить оконное стекло специально.

- Погромы автомобилей, разбитие витрины магазинов и т.д.

- Отключить телефон, сказав сестре, что он не работает.

- Сорвать любимые цветы с клумбы соседки по даче.

- Разбитые фанатами скамейки на стадионах.

- прежде думай, а потом делай;

- не позволяй никому «давить» на себя;

- учись управлять своими эмоциями;

- представь, как твой поступок подействует на другого, какие он будет испытывать чувства, поставь себя на его место;

- делай то, за что ты не будешь испытывать чувство вины – помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

Ситуация №1.

На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алене. Одна из них, Светлана, попросила Виктора пригласить Алену на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но Светлана настаивала. Уступая просьбе Светланы, Виктор пригласил Алену на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать. Все рассмеялись, кроме Виктора.

Ситуация №2.

Один из учеников заботится об электронной игрушке Тамагочи и чувствует себя ответственным за выполнение «игрушечных» просьб. Тамагочи он взял с собой на урок физкультуры и, пока переодевался, положил ее на скамейку. Один из одноклассников схватил игрушку и кинул другому с криком: «Лови! Поиграем в пас!». К сожалению, другой эту игрушку не поймал, и она разбилась.

Ситуация №3.

Один из учащихся пригласил несколько одноклассников к себе домой посмотреть новый видеофильм. Выбрав момент, он пошел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом, на котором были чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уронил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, мальчик ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась.

 

Ситуация №4.

Лена с подругами решили пошутить над одноклассником Виктором и написали ему записку от имени девочки, которая ему нравилась. В записке было написано, что она приглашает его на дискотеку, и указывалось место встречи. На месте встречи Виктора поджидали Лена с подругами.

Ситуация №5.

Когда утром ученик 8 класса школы искусств пришел на урок, он увидел, что все его рисунки разорваны и разбросаны по всему классу (они еще накануне  были приготовлены учеником для оценки учителем). На доске была надпись: «Рисунки учащихся 8 класса – ненужная мазня, а работы учащихся 9 класса – высший класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир" (8 класс)

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Может проводиться в рамках Декады правовых знаний для повышения правовой культуры учащихся....

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир".

Внеклассное мероприятие по правовой культуре учащихся "Правовой турнир"....

Внеклассное мероприятие "Правовой статус ребёнка"

Материал содержит конспект урока, музыкальное сопровождение, презентация. Цель: ознакомить детей с их правами....

Внеклассное мероприятие “Правовая игра с применением ИКТ”

Знакомство с правами , закреплёнными в Конституции РФ, является важной частью воспитания детей. Но важно, чтобы эта работа проходила в игровой, интересной для учеников форме....

Внеклассное мероприятие «Правовой турнир».

Внеклассное мероприятие«Правовой турнир»....

КОНСПЕКТ ЧАСА ОБЩЕНИЯ «ШАЛОСТЬ. ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ».

Цели: 1. Сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их.2. Дать представление о том, что злонамеренный посту...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Интересное и полезное занятие-диспут.Думаю, что после таких мероприятий меньше будет правонарушений у воспитанников.Спасибо за предоставленный материал.