Программа кружка "Краеведение"
методическая разработка на тему

Тулепова Ольга Григорьевна

Программа кружка "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kraevedenie.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Краеведение»

СОДЕРЖАНИЕ

          Информационная карта программы

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование актуальности программы
  2. Суть программы
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Правовое обеспечение
  6. Ресурсное обеспечение
  7. Механизм реализации
  8. Сроки реализации
  9. Прогнозируемые результаты
  10. Перспективы дальнейшего развития
  1. Тематическое планирование курса

Информационная карта программы

1.

Название дополнительной общеобразовательной программы

КРАЕВЕДЕНИЕ

2.

Название и полный адрес учреждения

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №13

628615, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д.17в

3.

Телефон, факс

Тел/факс 8(3466)45-87-24

4.

Цель и основные задачи программы

Цель:

Формировать социальные личностные качества человека, воспитание  гражданина-патриота, способного активно участвовать в  созидательном процессе жизни общества.

Задачи:

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории ХМАО, г.Нижневартовска, школы №13.
  • Изучить основные понятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Развивать коммуникативные качества личности.
  • Развивать организационные качества личности.
  • Научить учащихся работать с историческими документами, материалами периодической печати о гражданско-патриотической деятельности.
  • Приобщать к поисково-исследовательской деятельности.

5.

Краткое содержание программы

Представленная программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

В ходе обучения ребята получают наиболее полное представление о своей малой родине (об округе, районе, городе). Раскрытие тем происходит в трех временных периодах: прошлом, настоящем и будущем. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом и географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне округа. Важное место занимают встречи с интересными людьми, очевидцами событий, экскурсии, поисковая деятельность.

6.

Механизм реализации программы

Системный и комплексный подход к реализации программы осуществляется через блоки:

  • - образовательный;
  • - воспитательный (внеклассная деятельность);
  • - информационно-просветительский;
  • - здоровьесберегающий;
  • - психологический

7.

Место проведения

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №13

8.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год

9.

Ожидаемые результаты

  • Выполнение программы
  • Расширение знаний об округе, городе, школе
  • Формирование социальных и  личностных качеств у учащихся, воспитание  патриотизма
  • Обеспечение благоприятной среды, сохранение и укрепление здоровья воспитанников
  • Участие в общешкольных  и городских мероприятиях
  • Проведение исследований
  • Организация мероприятий данной направленности

  1. Пояснительная записка

Любовь к родному краю,

знания его истории – основа,

 на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С.Лихачев

  1. Обоснование актуальности программы

Программа «Краеведение» очень актуальна на сегодняшний день, т.к. для развития современного общества требуются люди, способные постоять за свое государство, умеющие проявлять гражданско-патриотические взгляды и убеждения, уважающие свой город, страну. Сегодня все чаще мы обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся найти пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней.

  1. Суть программы

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному и физическому воспитанию учащихся. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с политической, хозяйственной, экономической, социальной жизнью и историческим прошлым ХМАО, г.Нижневартовска, воспитывает любовь к малой родине, гордость за родной край. Таким образом, в ходе обучения ребята получают наиболее полное представление о своей малой родине (об округе, районе, городе). Раскрытие тем происходит в трех временных периодах: прошлом, настоящем и будущем. Через реализацию составленной программы происходит раскрытие духовного и физического потенциала детей и подростков. Учащиеся осознают патриотические ценности, уважение к историческому прошлому малой Родины и России. Важное место занимают встречи с интересными людьми, очевидцами событий, экскурсии, поисковая деятельность.

Работа программы проходит также через музейную деятельность. В ходе работы совершенствуются познавательные интересы и способности, происходит овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. 

1.3. Цель работы:

Формировать социальные личностные качества человека, воспитание  гражданина-патриота, способного активно участвовать в  созидательном процессе жизни общества.

1.4. Задачи:

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории ХМАО, г.Нижневартовска, школы №13.
  • Изучить основные понятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Развивать коммуникативные качества личности.
  • Развивать организационные качества личности.
  • Научить учащихся работать с историческими документами, материалами периодической печати о гражданско-патриотической деятельности.
  • Приобщать к поисково-исследовательской деятельности.
  1. Правовое обеспечение

Данная программа руководствуется Конституцией РФ и Законом об образовании, опирается на правовое обеспечение школы.

  1. Ресурсное обеспечение

Программа «Краеведение» реализуется в школе, предоставлен учебный кабинет, хранилище для документов, рекреации этажей школы с музейными  стендами. В ходе работы используется техническое оборудование.

  1. Механизм реализации
  • - образовательный;
  • - воспитательный (внеклассная деятельность);
  • - информационно-просветительский;
  • - здоровьесберегающий;
  • - психологический. 

1.8. Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

  1. Прогнозируемые результаты
  • Выполнение программы;
  • Расширение знаний об округе, городе, школе;
  • Формирование социальных и  личностных качеств у учащихся, воспитание  патриотизма;
  • Обеспечение благоприятной среды, сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • Участие в общешкольных  и городских мероприятиях;
  • Проведение исследований;
  • Организация мероприятий данной направленности;

 1.10. Перспективы дальнейшего развития

  • Участие учащихся в научных конференциях;
  • Использование ресурсов данной программы на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности.

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

В том числе на практические занятия

Содержание деятельности

1-2

Вводное занятие

2

Введение в программу деятельности клуба, знакомство с целями и задачами курса, распределение обязанностей, формирование групп экскурсоводов школьного музея.

3-6

Разработка памятки патриота

4

2

Определение круга обязанностей и прав ответственных за направление «Патриот», разработка памятки.

7-10

Составление словаря терминов на тему «Патриотизм»

4

3

Работа со справочной литературой по составлению словаря для клуба.

11-12

«Я – патриот?»

2

2

Решение тестов, задач на выявление патриотических качеств личности.

13-14

Гражданское воспитание в России

2

Состояние российского образования с точки зрения воспитания патриотизма. Основы воспитания патриотизма в России. Влияние  культуры, достопримечательностей, истории, армии и т.д. на гражданское воспитание русского человека.

15-16

Патриотическое воспитание в округе и городе

2

Основные направления воспитания патриотов в ХМАО. Условия для патриотического воспитания.

17-18

Игра «Дорога к Родине»

2

2

Проверка знаний по теме в игровой деятельности

19-22

Экскурсия в музей. «Огонек» впечатлений.

4

2

Экскурсия с последующим обсуждением.

23-26

Творческая мастерская. Эмблема патриота

4

4

Изготовление эскиза эмблемы патриота России.

27-28

«Я – пропагандист»

2

Пропаганда, пропагандист, методы и способы пропагандирования.

29-40

Ораторские умения пропагандиста. Составление текстов и выступление с речью на патриотическую тему

12

10

Оратор, пропагандист. Ораторские умения. Способы исправления речи. Основные ошибки выступающего. Практикумы – выступления на патриотические темы. Тесты на определение склонных к рассуждениям, доказательствам.

41-46

Проведение просветительской работы среди сверстников.

6

6

Выступления учащихся перед сверстниками с пропагандой деятельности в клубе «Патриот».

47-50

Экскурсия по городу. «Огонек» впечатлений

4

4

Экскурсия с последующим обсуждением.

51-52

«Я – лектор»

2

Лекция, лектор. Ведение лекции.

53-58

Создание лекторских групп и выступление с лекцией на патриотическую тему

6

6

Выступление  с лекцией на патриотическую тему

59-68

Патриотические движения мира, России, округа

10

Сведения из мировой и русской  истории о патриотических движениях. Проявления героизма. Выдающиеся личности-патриоты.

69-70

Игра «Герои прошлого»

2

2

Проведение игры по пройденной теме, проверка знаний.

71-72

Викторина по понятиям

2

2

Проведение викторины на лучшего знатока терминов по теме «Патриотизм».

73-76

Творческая мастерская.

4

4

77-86

Символы России. Геральдика Родины

10

Флаг, герб, гимн, конституция РФ. Геральдика Родины.

87-90

Творческая мастерская. Мой герб.

4

4

Изготовление семейного герба.

91-94

Экскурсия в музей. «Огонек» впечатлений.

4

2

Экскурсия с последующим обсуждением.

95-96

«Я – экскурсовод»

2

Экскурсия, экскурсовод. Способы проведения экскурсии.

97-106

Проведение экскурсий по экспозициям музея

10

10

Проведение экскурсий с обсуждением.

107-112

Дни воинской силы в России

6

Рассказ о днях воинской славы, события истории.

113-122

Организация праздников, посвященных патриотической деятельности.

10

10

Составление разработок праздников и проведение в кругу патриотов.

123-142

Организация поисковой работы

20

20

Пополнение фонда музея.

143-157

Помощь в организации мероприятий патриотической направленности

15

15

Встреча гостей, участие в ходе мероприятий, помощь в организации школьных мероприятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...