Программа дополнительного образования
рабочая программа по теме
Программа «ГАРМОНИЯ» состоит из 3 модулей и направлена на развитие эмоциональной сферы, на развитие у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом. Первый модуль «РИФЫ ГНЕВА», второй «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» и третий «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ. Каждая модуль имеет свой учебно-тематический план. Программа «Гармония» рассчитана на 1 год обучения - 68 часов и предназначена для детей в возрасте с 10 лет.
Особенности программы в том, что дети, проигрывая на занятиях различные трудные жизненные ситуации, получают возможность выплескивать отрицательные эмоции, а творчество помогает делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее, а демонстративность и агрессия уступают место инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_garmoniya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма
протокол № 1 от 29.08. 2014 г. ________________ Колемасов В.В.
«____» __________ 2014 г.
ДОПОДНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГАРМОНИЯ»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей с 10 лет
Выполнила:
Рунова Наталья Борисовна
педагог - психолог
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Последнее время стало революционным для целого ряда поколений в России. В жизни появились принципиально новые ценности. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Выдержать столь стрессогенное давление окружающей среды не всегда под силу взрослому населению, тем более детям.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ.
Дети не могут общаться, понимать и чувствовать другого, правильно воспринимать поступки других людей. В результате они очень часто не замечают и не слышат друг друга, не умеют уступать или разрешать самую элементарную конфликтную ситуацию.
Для того чтобы ребенок получил возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом все чаще стали применяться методы арт-технологий, которые имеют большое значение при работе с детьми.
Используя методы арт-технологий, у детей облегчается невербальный выброс негативных эмоций. Проработка негативных эмоций позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития. Такая деятельность способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Программа «ГАРМОНИЯ» состоит из 3 модулей и направлена на развитие эмоциональной сферы, на развитие у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом. Первый модуль «РИФЫ ГНЕВА», второй «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» и третий «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ. Каждая модуль имеет свой учебно-тематический план. Программа «Гармония» рассчитана на 1 год обучения - 68 часов и предназначена для детей в возрасте с 10 лет
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа (1 занятие по 45 минут с перерывом 10 мин).
Занятия проводятся в группе численность, которой 10-15 человек
Особенности программы в том, что дети, проигрывая на занятиях различные трудные жизненные ситуации, получают возможность выплескивать отрицательные эмоции, а творчество помогает делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее, а демонстративность и агрессия уступают место инициативности.
Название модуля | РИФЫ ГНЕВА | В МИРЕ ЛЮДЕЙ | ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ |
Цель | Научить детей контролировать эмоциональные состояния в повседневной жизни для успешной их адаптации и социализации в обществе. | Формирование у детей навыков неагрессивного общения и поведения. | Обеспечение эмоционального благополучия ребенка (научившись выражать свои чувства через творчество, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.) |
Задачи | -обучить способам улучшения настроения, социально-приемлемым способам выражения своей злости, -развитие навыков управления собственным эмоциональным состоянием, -воспитывать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека, -развитие умения регулировать свое состояние. | -обучение детей приемами бесконфликтного поведения, методам неагрессивного ответа на давление и агрессию со стороны окружающих людей, -формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению, -развитие коммуникативных навыков и умений. | Предметные: - познакомиться с некоторыми видами художественной деятельности (рисунок, декоративно-прикладное искусство, коллаж, художественное конструирование); - познакомиться с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; - познакомиться с изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма); - научиться создавать простые композиции, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемым; Метапредметные: - совершенствовать коммуникативные навыки; - воспринимать, описывать и эмоционально оценивать свою работу; - воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество; Личностные: - развивать образное мышление, творческие способности, наблюдательность, воображение, эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к миру. - научиться снимать тревогу и агрессию, мышечную напряженность - развивать умение экспериментировать |
Ожидаемые результаты | -научатся управлять своим поведением, -смогут признавать сою обиду, -научатся конструктивно избавляться от обиды,- -избавятся от своих старых обид, гнева на близкого человека, -разовьют навыки освобождения от негативных эмоций. | - научатся отвечать на давление и агрессию, -приобретут коммуникативные навыки, - разовьют навыки конструктивного общения, -приобретут навыки выхода из конфликтных ситуаций. | - выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, - обогащения новым опытом художественной деятельности, - развития эмоциональной сферы и творческой активности, - повышения мотивации к различным видам искусства, - максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе, - развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения. |
Воспитанники должны знать | -правила группы, -термин «Чувства», «Гнев», -социально-приемлемые способы выражения гнева, | -термины «агрессия», «противоположность», «эмоции», -правила ведения беседы, -технику активного слушания, -типы давления среды. | - способы разрядки агрессии, гнева |
Воспитанники должны уметь | - вербально и невербально выражать свои чувства, - признавать обиду, | -конструктивно взаимодействовать, -быстро реагировать на конфликтную ситуацию, -находить компромиссы, идти на уступки, -снимать агрессию и напряжение | -понимать и осознавать свое «Я», -эффективно сотрудничать в группе (создавать коллективные произведения), |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы Модуль «РИФЫ ГНЕВА» | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | |
1.Знакомство | 1 | 1 | 2 | |
2.Гнев - одно из лучших чувств | 1 | 1 | 2 | |
3.Мой гнев | 1 | 1 | 2 | |
4.Я люблю больше всего | 2 | 2 | ||
5. Когда меня дразнят | 2 | 2 | ||
6.Почему люди дразнятся | 1 | 1 | 2 | |
7.Чтобы не обидеться | 1 | 1 | 2 | |
8.Мы - укротители | 2 | 2 | ||
9.Было и прошло | 2 | 2 | ||
10.Новые возможности | 2 | 2 | ||
11.Кого мы видим, когда смотрим | 1 | 1 | 2 | |
12.Знаете ли вы свою внешность? | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 12 | 12 | 24 | |
Темы Модуль «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | |
1.Достигая своей цели | 1 | 1 | 2 | |
2.Культура общения | 1 | 1 | 2 | |
3.Умеем ли мы слушать | 1 | 1 | 2 | |
4.В море эмоций | 1 | 1 | 2 | |
5.Что такое агрессия? | 1 | 1 | 2 | |
6.Уверенное поведение | 1 | 1 | 2 | |
7.Учимся играя | 1 | 1 | 2 | |
8.Два барана | 1 | 1 | 2 | |
9.»Ежик» - методика получения обратной связи | 1 | 1 | 2 | |
10.Будте теплы и открыты | 1 | 1 | 2 | |
11.Сколько меня во мне? | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 11 | 11 | 22 | |
Модуль «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ» | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | |
1 Диагностика эмоционального состояния: «Несуществующее животное» | 1 | 1 | 2 | |
2. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности | 1 | 1 | 2 | |
3. Техники художественной релаксации (работа с линиями) | 1 | 1 | 2 | |
4. Техники художественной релаксации (работа с линиями) | 1 | 1 | 2 | |
5. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом: | 1 | 1 | 2 | |
6. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж. | 1 | 1 | 2 | |
7. Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии. Развитие адекватной самооценки | 1 | 1 | 2 | |
8. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета. | 1 | 1 | 2 | |
9. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен | 1 | 1 | 2 | |
10. Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зелёный) | 1 | 1 | 2 | |
11. Создание сказки о дружбе | 1 | 1 | 2 | |
итого: | 11 | 11 | 22 | |
Всего | 34 | 34 | 68 |
Общее содержание программы
№ п/п | Тема | всего часов | теория | прак тика | ||||
теория | практика | |||||||
РИФЫ ГНЕВА | 24 | 12 | 12 | |||||
1 | Знакомство | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа. Упражнение «Знакомство» | Тестирование | |||||||
2 | Гнев-одно из лучших чувств | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Что такое гнев?» | Обсуждения «Какие бывают чувства?».Работа по карточкам. Упражнение-завершение | |||||||
3 | Мой гнев | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция | Нарисуй свой гнев. Упражнение «Волшебный мешок» | |||||||
4 | Я люблю больше всего | 2 | 2 | |||||
Игра -сказка «Три медведя», «Разыщи радость»,рисуем на тему «Я люблю больше всего» | ||||||||
5 | Когда меня дразнят | 2 | 2 | |||||
Работа по карточкам. Напиши дразнилку. Ролевые игры | ||||||||
6 | Почему люди дразнятся | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция | Упр. «Обзывалки».игры на снятие напряжения, ролевая игра «Турпоход» | |||||||
7 | Чтобы не обидеться | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция | «Витаминка равновесия», упр. «Когда мне обидно», игра «На что похожа обида».Рисование. упр. «Мусорное ведро» | |||||||
8 | Мы – укротители | 2 | 2 | |||||
Мини-лекция. Способы преодоления гнева, упр. «Волчок», «Властелин своего гнева». | ||||||||
9 | Было и прошло | 2 | 2 | |||||
Упражнения. Мини-лекция. Упр.»властелин своего гнева 2». Рисование в свободной технике. | ||||||||
10 | Новые возможности | 2 | 2 | |||||
Упр. «На что похоже мое настроение» .Игра «Толкалки», «Перетягивание». Практическая работа с бумагой. | ||||||||
11 | Кого мы видим, когда смотрим | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция | Практическая работа «Свет, мой, зеркальце, скажи» | |||||||
12 | Знаете ли вы свою внешность? | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа | Игра «Расскажи мне о себе». Рисуем друга. | |||||||
В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 22 | 11 | 11 | |||||
1 | Достигая своей цели | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Твои действия при достижении цели» | Тестирование. Упр. «Противоположности» | |||||||
2 | Культура общения | 2 | 1 | 1 | ||||
Лекция.» Правила ведения беседы» | Упр. «Позиция». «Интерьвью» | |||||||
3 | Умеем ли мы слушать | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа «Правила хорошего тона» | Тест «Умеем ли мы слушать». Упр. «Диспут». Мини-лекция .Активное слушание | |||||||
4 | В море эмоций | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Определение эмоций» | Упражнение и рисунки, Беседа и рисунок. Игра «Ящик с обидами», «Называем чувства». | |||||||
5 | Что такое агрессия? | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа «Что такое агрессия?» | Тест «Диагностика агрессивного поведения». Формы агрессии. Причины агрессивного поведения. | |||||||
6 | Уверенное поведение | 2 | 1 | 1 | ||||
Осознание различий между понятиями «уверенный» и «агрессивный». Дискуссия на тему «Типы давления среды» | ||||||||
7 | Учимся играя | 2 | 1 | 1 | ||||
Упр. «Если бы…я стала бы..», « Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Уверенные жесты (лепка) | ||||||||
8 | Два барана | 2 | 1 | 1 | ||||
Упр. «Официант, в моем супе муха», «Два барана», «Обзывалки» | ||||||||
9 | «Ежик»- методика получения обратной связи | 2 | 1 | 1 | ||||
Упр. «За кругом», «Чемодан в дорогу». Тестирование | ||||||||
10 | Будьте теплы и открыты | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Мое отношение к окружающим» | Упр. «Теплый воздух». Тестирование. «Рваная аппликация» с использованием теплых цветов. | |||||||
11 | Сколько меня во мне? | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция | Игра-тест «Кто я такой?». Нарисуй себя в будущем. | |||||||
ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ | 22 | 11 | 11 | |||||
1 | Диагностика эмоционального состояния «Несуществующее животное» | 2 | 1 | 1 | ||||
Объяснение материала | Тестирование. Рисование | |||||||
2 | Диагностика эмоционального состояния | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа | Тест тревожности. Придумай образ «Тревоги» | |||||||
3 | Техника художественной релаксации | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини – лекция. Что такое релаксация, художественная релаксация. | Работа с линиями. Тонкие линии, толстые линии. | |||||||
4 | Техника художественной релаксации | 2 | 1 | 1 | ||||
Повторение, закрепление изученного на предыдущем занятии. Ответы детей. | Линии. Прерывистые, зигзаг, волна. | |||||||
5 | Отработка негативных эмоций, Техники работы с пластилином | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция. Объяснение выполнения работы. | Лепка. | |||||||
6 | Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Эмоции». Объяснение выполнения работы. | Коллаж | |||||||
7 | Способы снятия эмоционального напряжения | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «Эмоциональное напряжение» | Упр. На снятие эмоционального напряжения и агрессии. Развитие адекватной самооценки. | |||||||
8 | Развитие позитивных эмоций | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини-лекция «как эмоции влияют на нашу жизнь» | Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета | |||||||
9 | Работа с эмоциями с помощью цветовых пятен | 2 | 1 | 1 | ||||
Объяснение выполнения работы. | Практическая работа | |||||||
10 | Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зеленый) | 2 | 1 | 1 | ||||
Мини – лекция об использовании цветов в работе | Работа с цветом. Акварель. | |||||||
11 | Создание сказки о дружбе | 2 | 1 | 1 | ||||
Беседа «Что такое дружба?» | Сочиняем и рисуем сказку. Свободный выбор материала. | |||||||
ИТОГО | 68 | 34 | 34 |
Методы проведения программы
Образовательный процесс включает в себя следующие методы и приемы обучения
-метод творческого самовыражения
-метод проблемного обучения
- метод наблюдения
-проективный метод
-анкетирование
-тестирование
-этюды и импровизация
-свободное тематическое рисование
- изотерапия
- работа с пластилином и глиной
-коллаж
-музыкальная терапия
В проведении занятий используются следующие формы индивидуальной и коллективной работы
-беседы
-лекции
-тренинги
-групповая дискуссия
- ролевые игры
- мозговой штурм
-психогимнастика
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация выставок детских работ;
-создание и развитие детского коллектива;
-работа с родителями.
Методическое обеспечение программы
Занятие состоит из трех этапов:
1.подготовительный
2.основной (непосредственной деятельности)
3.итоговый
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:
-приобретение новых знаний; с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;
-занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);
-повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;
-комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
Условия реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенным необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Печатные пособия.
3. Информационно-коммуникационные средства.
4. Технические средства обучения (ТСО).
Музыкальный центр, DVD-проигрыватели, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.
5. Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы, слайды.
6. Учебно-практическое оборудование.
Для проведения занятий нужны различные материалы, такие как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, художественный уголь, краски, гуашь.
Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки.
Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.
На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, природные и иные материалы для создания объемных композиций.
7.Игры и игрушки.
8Конструкторы, театральные куклы, маски.
9.Специализированная учебная мебель.
10.Столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения таблиц и плакатов
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций,
- изменение статуса воспитанника в объединении,
- анкета обратной связи
- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (педагог, классный руководитель, родители и пр.)
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к занятиям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Необходимо помнить, что тактичное, мягкое поощрение, обязательная похвала работы — искренняя, но ни в коей мере не чрезмерная, интерес к работе каждого и стремление найти в произведении повод для одобрения, будь то содержание, удачно найденный цвет, линия, образ и т. д., обычно способствуют не только заинтересованности, но и повышению самооценки, старательности и энтузиазму, вниманию к собственной работе, увлеченности.
По итогам изучения тем программы в целом проводятся в объединении обсуждения и выставки поделок, рисунков, открытые занятия, также воспитанники участвуют в конкурсах, фестивалях массовых и воспитательных мероприятиях.
Список литературы
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.-М.; Изд-во Московского ун-та 1990.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг-Л., 1990.
Потемкин О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.2005.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.-М.: Творческая педагогика, 1993.
Грехова А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства. – М., 2003
Копытин А.И. Системная арт-терапия. - М.: 1999
Копытин А.И., Свистовская М.А. Арт-терапия детей и подростков.- М.: 2001
Сьюзан Коган. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. – М.:1996
Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей - М.: 2006
Календарно-тематическое планирование «Гармония» (68 часов)
Дата | № | Тема занятия | часы |
1 | 1.Знакомство. Беседа.Тестироание. Упражнение «Знакомство» | 2 | |
2 | 2.Гнев - одно из лучших чувств. | 2 | |
3 | 3.Мой гнев | 2 | |
4 | 4.Я люблю больше всего | 2 | |
5 | 5. Когда меня дразнят | 2 | |
6 | 6.Почему люди дразнятся | 2 | |
7 | 7.Чтобы не обидеться | 2 | |
8 | 8.Мы - укротители | 2 | |
9 | 9.Было и прошло | 2 | |
10 | 10.Новые возможности | 2 | |
11 | 11.Кого мы видим, когда смотрим | 2 | |
12 | 12.Знаете ли вы свою внешность? | 2 | |
13 | 1.Достигая своей цели | 2 | |
14 | 2.Культура общения | 2 | |
15 | 3.Умеем ли мы слушать | 2 | |
16 | 4.В море эмоций | 2 | |
17 | 5.Что такое агрессия? | 2 | |
18 | 6.Уверенное поведение | 2 | |
19 | 7.Учимся играя | 2 | |
20 | 8.Два барана | 2 | |
21 | 9.»Ежик» - методика получения обратной связи | 2 | |
22 | 10.Будте теплы и открыты | 2 | |
23 | 11.Сколько меня во мне? | 2 | |
24 | 1 . . Диагностика эмоционального состояния: «Несуществующее животное» | 2 | |
25 | 2. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности | 2 | |
26 | 3. Техники художественной релаксации (работа с линиями) | 2 | |
27 | 4. Техники художественной релаксации (работа с линиями) | 2 | |
28 | 5. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом: | 2 | |
29 | 6. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж. | 2 | |
30 | 7. Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии. Развитие адекватной самооценки | 2 | |
31 | 8. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета. | 2 | |
32 | 9. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен | 2 | |
33 | 10. Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зелёный) | 2 | |
34 | 11. Создание сказки о дружбе | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...