Методика работы над техническими проектами
статья на тему
С 1996 г. принимаю участие в мероприятиях, проводимых РЦДЮТТ г.Уфа. Мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями технической олимпиады "Шаг в будущее" в направлении "Технология машиностроения", "Основы конструирования". При этом они выполняли задания заочного тура в виде технических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_tekhnicheskimi_proektami_11.02.2015.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
ОДО «Шаг в будущее»
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ
Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДТ МР Бижбулякский район
Петрова Владимира Борисовича
Выступление на районном семинаре учителей физики 11.02.2015
с. Кош-Елга 2015
Я занимаюсь с учениками 6-11 классов в ОДО «Шаг в будущее» научно-технической направленности. С 1996 года мы принимаем участие в мероприятиях, проводимых Республиканским центром детского (юнощеского) технического творчества – РЦДЮТТ. Информация о мероприятиях РЦДЮТТ расположена на сайте rsdutt.wix.com/rsdutt. Мероприятия проводятся и для педагогов и для школьников.
В январе – феврале проводится заочный тур технической олимпиады «Шаг в будущее» по направлениям :
- электроника, прикладная физика, программирование, конструирование и эксплуатация двигателей, основы конструирования, энергообеспечение сельского хозяйства, безопасность производства и промышленная экология.
По каждому направлению ответы представляются отдельно как самостоятельная работа и оформленными в соответствии с требованиями.
В марте проводится очный тур технической олимпиады «Шаг в будущее». Первые места в направлении «Основы конструирования» занимали – в 2009 г. Иванов А. Э, в 2011 г. Павлов К.В, в 2013 г. Спиридонов Г.Ф.
В апреле проводится Республиканская научно-практическая конференции учащихся по детскому техническому творчеству «Лаборатория XXI века».На конференции предусматривается работа следующих 7 направлений:
-Программирование - прикладные, обучающие, расчетные, исследовательские, тестирующие, игровые и другие программы.
- Компьютерные технологии, связанные с Интернетом - разработка Web-сайтов и программного обеспечения, связанного с Интернетом. Представляются сайты и технология их создания. Работы предоставляются на бумажных и электронных носителях (компакт-дисках). Кроме итоговой работы предоставить исходные файлы. - Компьютерная графика и анимация – разработка программ с элементами графики и анимации (обучающих, игровых и других программ), создание мультипликационных фильмов.
- Электроника - микропроцессорная техника, радиоприемные устройства, охранные устройства, радиоуправляемые модели, противопожарные устройства, электронные системы сигнализации о чрезвычайных ситуациях, а также проекты по усовершенствованию учебно-наглядных пособий и оборудования школы, объединения УДОД, научные разработки и др. Схемы могут содержать полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы, современную элементную базу.
-Электротехника - зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, оригинальные устройства бытовой техники, а также релейная автоматика, проекты по усовершенствованию учебно-наглядных пособий и оборудования школы, объединения УДОД, научные разработки и др. с использованием сети 220В. Схемы должны быть с использованием тиристоров, электромагнитных реле, пускателей. На конференцию принимаются как проекты, так и готовые изделия с конструкторской документацией.
- Конструирование - разработка проектов машин, теоретическое (математическое) обоснование использования проекта на практике. Расчет технических параметров проекта для дальнейшего конструирования механизмов, применяемых в фермерском и личном хозяйстве, ремонтных мастерских, промышленных предприятиях, в т.ч. вашего региона, а также учебно - наглядных пособий и оборудования школы, объединения УДОД.
- История развития промышленности и изобретательства в Республике Башкортостан (исследовательские работы):
- развитие, строительства и становление промышленности и промышленных предприятий в Республике Башкортостан;
- жизнь и интересные факты из биографии известных изобретателей, конструкторов, внесших свой вклад в развитие технического потенциала республики.
Тему работы желательно определить в соответствии со спецификой своего региона (взять за основу местные предприятия, земляков - ученых, конструкторов, изобретателей).
К рассмотрению на конференции принимаются материалы в форме тезисов, которые предоставляются за 14 дней до конференции для экспертизы . Работа конференции предусматривает публичные выступления участников с защитой научно-исследовательской работы с использованием чертежей, плакатов, видеопрезентаций, наглядных материалов (макетов, моделей) по результатам собственной исследовательской деятельности.
За лучшие работы участники научно-практической конференции награждаются Дипломами Министерства образования Республики Башкортостан, и рекомендуются к участию во Всероссийских конференциях.
В 2014 г Кузнецов Г.И. и Павлов Н.В. защищали свои проекты с видеопрезентацией в направлении «История развития промышленности и изобретательства в Республике Башкортостан». Семёнов Д.А. представил свою работу в направлении «Конструирование».
Из состава участников, занявших первые места по направлениям конференции «Лаборатория XXI века», Научно-технической олимпиады, технической олимпиады «Шаг в будущее» жюри, состоящие из председателей жюри направлений, присуждает Гран-при. Гран-при получает один) школьник, кандидатура которого будет выдвинута Министерством образования Республики Башкортостан на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи согласно Указу Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 г. № 325 в рамках национального проекта «Образование».
Победители, занявшие первые места по направлениям, в день подведения итогов получают домашнее задание: написать эссе на определенную тему и приглашаются на заседание объединенного жюри для собеседования, целью которого является определение соискателя Гран-при.
На защите эссе чтение представляемой работы не допускается
Технология собеседования.
1. Сообщение школьника по тексту представленного эссе. Регламент – 10 мин.
- Собеседование со школьником (до 7 мин.) с целью определения:
- общей подготовки (общего кругозора, эрудированности, оригинальности мышления, способности к алгоритмизации, умения обобщать);
- специальной подготовки (владения терминологией, использования материалов сверх школьной программы, умения применять теоретические знания при решении практических ситуаций);
- культура речи (последовательность изложения, логичность, четкость, точность, богатство и разнообразие речи).
В 2012 г. Спиридонов Г.Ф. занял 1 место на научно-технической олимпиаде и стал лауреатом премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках ПНП «Образование».
В апреле проводится Республиканский слет юных техников, конструкторов и рационализаторов «Творчество молодых» по направлениям:
Электроника и робототехника: приборы по автоматике, приборы для радиоспорта, радиоуправляемых моделей, контрольно - измерительная аппаратура, наглядные пособия в сфере образования, игрушки и роботы, выполненные с использованием современных электронных схем.
Электротехника: электротехнические устройства, приборы и устройства по энергосберегающим технологиям.
Сельское, лесное хозяйство: приборы, машины, механизмы, приспособления, устройства по заготовке, сохранности и транспортировке продукции сельского и лесного хозяйства.
Транспорт: машины и механизмы для применения в фермерских и личных подсобных хозяйствах ; автотранспорт, приборы и приспособления для обслуживания транспорта.
Промышленность: станки, инструменты, контрольно – проверочные приспособления для обработки металлов, древесины и других материалов; приборы и устройства, предназначенные для улучшения экологии.
Стендовое авиационное моделирование: модели в масштабе 1:32, 1:48, 1:72, 1:100.
Стендовое судомоделирование: модели судов, пластиковые модели, картонные и бумажные модели.
Космос и техника: модели и макеты ракетной и космической техники; инструменты и приспособления для работы космонавтов; космическая экология, космическая медицина.
На заседании секции проходит публичная защита экспонатов. При защите оценивается умение выступать публично, обосновывать целесообразность работы, её актуальность, выбор рационального пути решения технических задач. Защита сопровождается демонстрацией чертежей, фотографий, видеопрезентаций, работоспособности представляемого устройства. Продолжительность выступления 8 – 10 мин.
В 2013 г. Алексеев Н.О. защищал прибор «Помощник учителя» и занял 2 место в направлении «Промышленность».
Задания по «Основам конструирования» олимпиады «Шаг в будущее» готовит кафедра «Технология машиностроения» Уфимского государственного авиационного технического университета. Особенность этих заданий в том, что недостаточно только умения работать по дополнительной литературе. Китайская мудрость гласит- «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Дети детали изготавливают на станках. Для этого требуется разработать технологическую карту на изготовление, начертить деталь. На чертеже указать размеры с предельными отклонениями. Требуется знание системы допусков и посадок для сопрягаемых деталей.
Дети должны знать названия деталей машин, порядок сборки и разборки узлов, действие и применение наиболее распространённых механизмов. Первоначальные знания они получают с 7 класса на уроках физики и технологии, поэтому целесообразно начинать выполнять технические проекты уже в это время. Постепенно они подготавливаются к урокам черчения в 8-9 классах. В 8 классе умеют решать задачи на работу, мощность, т. е. способны рассчитать режимы обработки деталей на станках.
В 10-11 классах, изучая предмет «Тракторы и сельхозмашины», могут выполнить больше заданий олимпиад, в том числе по деталям машин, механизмам.
Экскурсии в г.Белебей на заводы «БелЗАН», «Автокомплект», машиностроительный колледж, с.Бижбуляк ООО «Полимер», ремонтное предприятие НГДУ «Аксаковнефть» способствуют закреплению полученных знаний.
Специальная литература подбирается из районных библиотек Бижбуляка и Белебея. Это - Кондратьев Е. Т. «Технология конструкционных материалов и материаловедение», «Краткий справочник металлиста» под общ. ред. П. Н. Орлова, Е. А. Скороходова, «Общетехнический справочник» Е. А. Скороходов, Лернер П. С., Лукьянов П. М. «Токарное и фрезерное дело», Муравьев Е.М. «Слесарное дело», Слепинин В. А. «Руководство для обучения токарей по металлу», Крайнев А. Ф.»Словарь-справочник по механизмам», Денежный П. М., Стискин Г. М., Тхор И. Е. «Токарное дело», Гузенков П.Г. «Детали машин».
В октябре 2014 г. впервые в республике Академией наук РБ проводился конкурс Ш.У.СТР.И.К. (школьник, умеющий строить инженерные конструкции). Кузнецов Г.И. представил усовершенствованный прибор «Помощник учителя». По требованиям конкурса должна быть представлена видеопрезентация по изготовлению прибора и его действию. Он достойно с этим справился и стал победителем в номинации «Современная школа».
В данное время дети выполняют задания заочного тура XX технической олимпиады «Шаг в будущее» по направлениям конструирование и эксплуатация двигателей, основы конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над исследовательским проектом
Методы работы над исследовательским проектом...
Методика работы над проектами на уроках технологии.
Методика работы над проектами на уроках технологии....
Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Учебное пособие «Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей» рассмотрено и одобрено на заседании цикловой ...
Методика работы над проектом
В презентации представлены этапы работы над проектом....
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для курсовой работы выбрала тему, которой занимаюсь с детьми не один год. Уделяю большое внимание созданию исследовательских работ. Мы добились неплохих результатов в своей работе, участвовали в конку...
Презентация "Методика работы над социальным проектом"
Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, педагог должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа воспитанника над проектом, основная тяжесть все равно лежи...
Методика работы над исследовательскими проектами
В методической разработке предлагается схема последовательности проведения исследований обучающимися....