ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации городского округа г. Шахунья «Огни будущего» «Мы вместе!»
рабочая программа на тему
Цель: объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 98.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Принята на Совете ДОО СОГЛАСОВАНО:
«Огни будущего» Директор МБОУ ДОД
12 сентября 2013 года Вахтанский ДЮЦ
_________________
Мухутдинова О.В.
«12» сентября 2013 г.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
детской общественной организации
городского округа г. Шахунья «Огни будущего»
«Мы вместе!»
Возраст участников: 8 – 15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель:
Дурникова М.Ю., педагог-организатор МБОУ ДОД «Вахтанский ДЮЦ».
г. Шахунья
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п.п. | страницы | |
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цель и задачи | 6 |
4. | Концептуальные и содержательные основы программы | 6 |
5. | Основополагающие принципы | 7 |
6. | Содержание деятельности: | 7 |
6.1. | Образовательное направление «Умею. Знаю. Научу!» | 8 |
6.2. | Гражданско-патриотическое направление «Патриотом не слыть, а быть!» | 10 |
6.3. | Спортивно-оздоровительное направление «Здоровые дети – будущее страны!» | 11 |
6.4. | Творческое направление «Твори! Выдумывай! Дерзай!» | 12 |
6.5. | Социальное направление «Дорогами добра» | 13 |
7. | Механизм реализации программы | 14 |
8. | Методическое и психолого-педагогическое обеспечение | 15 |
9. | Механизм и критерии оценки эффективности программы | 16 |
10. | Ожидаемые результаты | 17 |
11. | Взаимодействие с социальными партнерами | 17 |
12. | Учебно-тематическое планирование Школы актива образовательного направления «Умею. Знаю. Научу!» | 18 |
13. | Содержание изучаемого курса | 20 |
14. | Список литературы | 25 |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа деятельности детской общественной организации «Огни будущего» городского округа г. Шахунья на 2013-2016 учебный год. |
Основания для разработки Программы | – Конвенция ООН о правах ребенка; – Конституция Российской Федерации; – Закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Национальная доктрина образования в Российской Федерации; – Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; – Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». |
Муниципальный заказчик программы | МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ городского округа город Шахунья |
Цель и задачи Программы | Цель: объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции. Задачи: - формировать активную гражданскую позицию, уважение к законности и правопорядку, внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства, - развивать лидерские качества, инициативу и творчество у юных организаторов - членов детских общественных объединений в процессе участия в деятельности Организации; - ориентировать обучающихся на гуманистические установки и жизненные ценности в современных условиях; - моделировать и апробировать новые формы работы, виды деятельности, способствующие социальному, интеллектуальному, духовному развитию обучающихся в условиях деятельности Организации; - создать условия для сотрудничества детских общественных объединений школ городского округа и их делового партнерства с социумом через организацию социально-значимой деятельности. |
Сроки реализации программы | 2013 – 2016 учебный год |
Исполнители | ДОО общеобразовательных учреждений городского округа город Шахунья; Совет детской общественной организации «Огни будущего» городского округа город Шахунья |
Ожидаемые результаты программы | - охват значительного количества детей и подростков мероприятиями по проектным линиям программы; - сплочение детских школьных объединений; - повышение статуса ДОО «Огни будущего» в городском округе город Шахунья; - развитие детского самоуправления; - привлечение социальных партнеров к деятельности организации; - создание и реализация социальных проектов, овладение участниками программы технологии социального проектирования. |
Пояснительная записка.
Человеческое общество постоянно изменяется, при этом претерпевают изменения и многие социальные ценности, стили поведения, способы взаимодействия людей. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня и насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит будущее нашей страны. Поэтому проблема воспитания нового поколения всегда была и остается одной из наиболее актуальных.
Уже давно известно, что социализация личности ребёнка идёт успешнее в процессе общественной деятельности. Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.
Детские общественные организации - это добровольное содружество детей и взрослых, где каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Чем активнее объединения участвуют в творческо-преобразовательной и социально значимой деятельности, тем быстрее их члены находят своё место в обществе и легче принимают общественные отношения, тем долговечнее существование самих объединений.
Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка, которая не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее “здесь и сейчас”. Эта реальность – “зона личной досягаемости”, “мир”, в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневности детское общественное объединение позволяет детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами, а, следовательно, адекватно действовать.
Детская общественная организация (ДОО) городского округа город Шахунья «Огни будущего» берет свое начало с 1992 года. Непрекращающаяся работа пионерских организаций в школах округа помогла в непростых условиях сохранить кадровый потенциал и дееспособность организации, интерес детей и взрослых к участию в социально значимой деятельности.
Подводя итоги реализации программы деятельности ДОО «Огни будущего» за 2009-2012 гг., можно отметить следующие тенденции развития и особенности содержания деятельности детских объединений – членов детской общественной организации:
- все первичные детские общественные объединения имеют различные структуры самоуправления;
- все детские общественные объединения действуют на основании уставов, положений, программ деятельности;
- каждое детское общественное объединение имеет свою символику, атрибутику, эмблему, ритуалы, законы, традиции;
- каждое детское объединение самостоятельно определяет приоритетные направления и содержание деятельности, социальных партнёров.
В детскую общественную организацию «Огни будущего», действующую на базе Вахтанского Детско-юношеского центра, входят 20 первичных детских объединений, которые работают в школах городского округа, насчитывается более 2 000 обучающихся, что составляет 70% от общего количества обучающихся 5-8 классов.
Деятельность ДОО «Огни будущего» основана на следующих нормативно-правовых документах:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года).
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г.
№ 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
- Закон РФ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
- Федеральный закон РФ от 28.06.1995 г. № 98 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
Деятельность ДОО «Огни будущего» определяется Уставом, в соответствии с которым высшим органом самоуправления является Слёт активистов, созываемый не реже 1 раза в год. В период между слётами деятельностью руководит Совет лидеров.
Детские объединения стремятся к сотрудничеству и взаимодействию в рамках ДОО «Огни будущего», обмену интересным опытом работы, к повышению авторитета в социуме, увеличению роли детских объединений в образовательных учреждениях, укреплению взаимодействия с органами ученического самоуправления, расширению взаимодействия в социуме на основе договорных отношений, реализуя собственные социальные инициативы.
Все эти факторы были учтены делегатами Слёта активистов в сентябре 2013 года и нашли отражение в новой программе деятельности, принятой Слётом.
Программа является социально – педагогической, комплексной и определяет пути и перспективы развития Союза до 2016 года.
Программа направлена на реализацию ведущих целей детского движения – объединение усилий для добрых и полезных дел, организацию полезного досуга, раскрытие творческих способностей детей, формирование лидерских качеств, формирование позитивного отношения к здоровью, воспитание гражданственности и патриотизма, защиту прав и интересов членов организации, укрепление и расширение деятельности первичных детских организаций, обобщение накопленного опыта.
В программе представлены следующие направления:
- образовательное "Умею. Знаю. Научу!";
- гражданско - патриотическое «Патриотом не слыть, а быть!»;
- спортивно-оздоровительное "Здоровые дети - будущее страны!";
- творческое "Твори! Выдумывай! Дерзай!";
- социальное "Дорогами добра".
Программа адресована руководителям детских общественных объединений и членам детской общественной организации «Огни будущего».
Цель программы:
Объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции.
Задачи программы:
- формировать активную гражданскую позицию, уважение к законности и правопорядку, внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства,
- развивать лидерские качества, инициативу и творчество у юных организаторов -членов детских общественных объединений в процессе участия в деятельности Организации;
- ориентировать обучающихся на гуманистические установки и жизненные ценности в современных условиях;
- моделировать и апробировать новые формы работы, виды деятельности, способствующие социальному, интеллектуальному, духовному развитию обучающихся в условиях деятельности Организации;
- создать условия для сотрудничества детских общественных объединений школ городского округа и их делового партнерства с социумом через организацию социально-значимой деятельности.
Концептуальные и содержательные основы программы.
Деятельность ДОО «Огни будущего» строится с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Она нацелена на выполнение социального заказа государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свой выбор, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством патриотизма.
В основу деятельности организации заложены гуманистическая концепция взаимоотношений личности и общества, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества детей и взрослых, последовательная реализация принципа обновления содержания и форм деятельности.
Взаимодействие и сотрудничество детских объединений в рамках ДОО «Огни будущего» способствует сохранению и развитию традиций, увеличению численного состава, укреплению самоуправления, появлению новых социальных инициатив, созданию единого информационного поля в целях повышения авторитета ДОО.
Деятельность по программе строится на следующих подходах:
- гуманистический (уважительные отношения между педагогами и детьми, доброе и внимательное отношение);
- личностный (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности каждого ребёнка);
- дифференцированный (выбор содержания, форм и методов работы в соответствии с возможностями детской организации, способностями членов);
- деятельностный (предоставление возможности участия в разнообразной деятельности).
Реализуя данную программу, детская общественная организация выполняет основные функции:
- коммуникативная – формирование навыков межличностного общения;
- регулятивная - развитие и координация деятельности детских объединений;
- актуализационная – пробуждение в каждом ребенке способности к самореализации, самоутверждению и самоопределению;
- организаторская - реализация организаторских и творческих способностей детей, формирование активной гражданской позиции;
- диагностико-прогностическая - диагностирование, контроль, прогнозирование;
- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально - ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование.
Основополагающими принципами в детской организации являются:
- принцип «двух Д»: добровольности и демократизма;
- принцип взаимного уважения и доверия;
- принцип творчества;
- принцип открытости (эффективная реализация программы предполагает действие многих заинтересованных структур и ведомств: отдела образования, отдела молодежной политики, структур культуры и спорта, администрации школ, классных руководителей, старших вожатых, лидеров школьного самоуправления, руководителей и членов первичных детских объединений);
- принцип коллективных целей и коллективной ответственности;
- принцип культуросообразности (каждый вносит вклад в развитие традиций своей организации, сохраняет их и пополняет новыми).
Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребёнку найти своё место в детской организации, приобрести знания и навыки лидера, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.
Новизна программы обусловлена использованием современных ИКТ-технологий в деятельности ДОО.
Содержание деятельности
Содержание деятельности по программе определяется направленностью на общественно значимую деятельность, вариативностью в выборе форм деятельности, учётом интересов детей.
Образовательное направление "Умею! Знаю! Научу!"
Успех коллективной деятельности детского объединения (организации) во многом зависит от руководящих выборных органов самоуправления, в частности от советов ДО и работы структурных подразделений при них (секторы, штабы, клубы).
Цель: укрепление самоуправленческих начал организации, развитие традиций преемственности.
Задачи:
- формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- развивать навыки самопрезентации;
- способствовать развитию коллектива.
Направление ориентировано на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о самоуправлении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности. Предполагается обучение следующих категорий актива: лидер детского объединения, вожатый младших школьников.
Формы работы:
- беседа,
- игры,
- коллективно-творческое дело,
- тренинг,
- учебное занятие,
- творческая работа,
- коллективная работа.
Занятия проводятся в течение учебного года, всего 9 занятий в год. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике.
Традиционные мероприятия направления
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Слёт детских общественных объединений | Сентябрь | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
2. | Проект ДОО «Путь БЕЗопасности» (для младших школьников по ПДД) | 1 полугодие | Лидеры ДО, участники Школы актива |
3. | Игровые конкурсные программы в рамках Школы актива | В течение года | Дурникова М.Ю., лидеры ДО |
4. | Акция «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!» (самореклама детских объединений) | 2 полугодие | Старшие вожатые, лидеры и актив ДО |
5. | Праздник детских объединений «Мы вместе!», смотр детских объединений | Май | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
С целью стимулирования детей к успешному освоению и активному использованию приобретённых знаний и умений в практике работы детского объединения в организации разработана система личностного роста, взятая на вооружение всеми ДОО – членами организации.
В каждом детском объединении также функционирует Школа актива, в которой обучаются категории актива, необходимые конкретному детскому объединению.
Ступени личностного роста
Каждый воспитанник детской организации может пройти следующие этапы личностного роста и получить звания:
- 1 ступень – лидер – ученик (принимает активное участие в решении проблем общественной жизни, успешно применяет полученные знания на практике, проявляет инициативу и творчество, учится навыкам ораторского искусства);
- 2 ступень – лидер – мастер (умеет подготовить и провести мастер-класс, участвует в разработке социальных проектов, умеет представлять ДОО в социуме);
- 3 ступень – лидер-наставник (деятельность в роли руководителя ДОО, проведение занятий в рамках школы лидера) .
Гражданско - патриотическое направление
"Патриотом не слыть, а быть!"
Необходимо прививать детям убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, но и пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни города, научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как забота о ветеранах.
Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции, патриотических взглядов и убеждений, необходимых для дальнейшего успешного участия в общественных процессах.
Задачи:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
- создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
- развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
Формы работы:
- Вахта памяти;
- встречи с интересными людьми;
- праздники, игровые программы, конкурсы;
- акции, операции;
- экскурсии;
- выставки семейных реликвий;
- социальное проектирование.
Традиционные мероприятия направления
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Операция «Ветераны рядом с нами» | В течение года | Старшие вожатые, лидеры и актив ДО |
2. | Проект «Не стареют душой ветераны» | 1 полугодие | Старшие вожатые, лидеры и актив ДО |
3. | Краеведческая викторина «Моё Отечество» | 2 полугодие | Дурникова М.Ю., лидеры ДО |
4. | Операция «Обелиски воинской Славы» | Апрель-май | Старшие вожатые, лидеры и актив ДО |
5. | Вахта памяти | Май | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
Спортивно-оздоровительное направление
"Здоровые дети - будущее страны!"
Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания и т.д.
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения к ценности «здоровье», навыков ЗОЖ у членов ДОО.
Задачи:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
Формы работы:
- беседа, диспуты, круглый стол;
- коллективно-творческое дело;
- соревнования, состязания;
- конкурсы, игровые программы;
- социальное проектирование;
- акция, агитбригада.
Традиционные мероприятия направления
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Акция «Новое поколение выбирает!» | 1 полугодие | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
2. | Участие во всероссийской акции «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам» | 1 полугодие | Дурникова М.Ю., старшие вожатые, лидеры ДО |
3. | Конкурс плакатов «Мы за!» | 2 полугодие | Дурникова М.Ю., старшие вожатые, лидеры ДО |
4. | Конкурс агитбригад по ЗОЖ | Апрель | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
5. | Спортивный праздник | Май | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
Творческое направление
"Твори! Выдумывай! Дерзай!"
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в творческих мероприятиях является одной из основных черт ребёнка 11-14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности ДОО.
Для полноценного развития личности ребёнка очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл, создавали ситуацию успеха.
Цель: создание условий для развития творческих способностей, креативности, стимулирование инициативы творчества.
Задачи:
- способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
- привлекать к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
- помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
- способствовать становлению и развитию коллектива.
Формы работы:
- конкурсы, игровые программы;
- коллективно-творческие дела, проекты;
- праздники, концерты, творческие вечера;
Традиционные мероприятия направления
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Социальный проект «Женщина с ребёнком на руках» | Ноябрь | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО, актив ДОО |
2. | Проект «Строим снежный город» | Декабрь - февраль | Старшие вожатые ДОО, актив ДОО |
3. | Творческий конкурс | 2 полугодие | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
4. | КТД «День защиты детей» | 1 июня | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО, лидеры ДОО |
Социальное направление «Дорогами добра».
В деятельности детской организации важно уделять внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
В рамках направления предусмотрены также мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды.
Данное направление предполагает развитие сотрудничества детских объединений с органами ученического самоуправления, педагогическими коллективами и администрациями образовательных учреждений, родителями, установление контакта и взаимодействия с общественными и государственными организациями и учреждениями, органами местного самоуправления для совместной социально значимой деятельности на основе договоров.
Цель: поддержка социально значимой деятельности детских объединений, развитие партнерских отношений с социумом на основе договоров.
Задачи:
- развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
- оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек-человек»: образование, воспитание, медицина.
Формы работы:
- Встречи с интересными людьми;
- праздники, игровые программы, концерты;
- акции, операции, социальные проекты.
Традиционные мероприятия направления
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Благотворительный проект «Дети – детям» | В течение года | Старшие вожатые и лидеры ДОО |
2. | Социальный проект «Спешите делать добро» | 1 полугодие | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО, лидеры ДО |
3. | Конкурс социальной рекламы | 2 полугодие | Дурникова М.Ю., лидеры ДО |
4. | Экологическая акция «Поможем миру вместе!» | Осень, весна | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО |
5. | Социальный проект «Улица моего города, села, посёлка» | Март | Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО, лидеры ДОО |
Механизм реализации программы
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в школьных объединениях, но и в Совете старшеклассников.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:
- адаптация федеральных, региональных, областных программ детского движения к условиям деятельности ДОО;
- обучение органов самоуправления, подготовка лидеров;
- разработка инновационных форм деятельности детской организации;
- социальное проектирование.
Психолого-педагогическое обеспечение программы
Одним из важных условий реализации данной программы является психолого-педагогическое обеспечение. Оно реализуется по следующим направлениям:
- изучение личности и индивидуальных качеств членов детской организации;
- изучение творческого потенциала членов ДОО;
- изучение межличностных отношений между членами ДОО;
- диагностика детских интересов и предпочтений;
- изучение потребностей в общественных объединениях детей;
- ранжирование ценностей членов ДОО;
- адаптация знаний, полученных в Школе актива, к деятельности воспитанников;
- создание благоприятной психо-эмоциональной обстановки.
Механизм оценки эффективности программы
- Регулярное обсуждение проводимых мероприятий на Советах детской организации;
- проведение диагностической работы в ходе реализации программы;
- мониторинг деятельности детской организации.
Критерии оценки эффективности реализации программы
No | Предмет мониторинга | Критерии | Инструментарий | Срок | Ответственный |
1. | Состав участников ДОО | Изменение возрастного, количествен- ного состава | Информационная карта ДОО | сентябрь | Старшие вожатые |
2. | Нормативно -правовая база ДОО | Соответствие требованиям оформления документов | Информационная карта ДОО | октябрь - ноябрь | Старшие вожатые, педагог-организатор МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ |
3. | Самоуправле- ние в ДОО | Наличие раз- витой системы самоупра- вления ДОО. Работа вы- борных орга- нов самоуп- равления | Информационная карта ДОО Диагностика уровня самоуправления в ДОО М.И.Рожкова | май | Старшие вожатые, педагог-организатор МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ |
4. | Обучение актива ДОО | Наличие системы обучения актива в ДОО | Анализ планов обучения актива | сентябрь, май | Старшие вожатые, педагог-организатор МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ |
5. | Личностный рост участ- ников ДОО | Наличие системы личностного роста членов ДОО | Тестовая диагно- стика личност-ного роста П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова Анкета «Почему я участвую в делах объединения?» | апрель — май | Старшие вожатые |
6. | Уровень раз- вития пер- вичных дет- ских коллек- тивов | Наличие системы коллективного роста первич- ных детских объединений | Методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» Смотр первичных коллективов ДОО | В течение года | Старшие вожатые, советы ДОО |
7. | Развитие традиций преемственно сти в ДОО | Наличие сис- темы подго- товки млад- ших школьни- ков к вступле- нию в ДОО. Проведение мероприятий для младших школьников | Анализ организа- ции работы с младшими школь никами | По итогам года | Старшие вожатые |
8. | Достижения ДОО | Участие в районных мероприятиях программах, в международ- ном фестивале «Детство без границ» | Справка об участии в конкурсах и фестивалях | май | Старшие вожатые |
9. | Развитие со- трудничества в социуме | Наличие со- циальных партнеров. Реализация социальных проектов | Карта социального партнёрства, информационные карты реализованных проектов. | май | Старшие вожатые |
10. | Информацион ное обеспечение деятельности ДОО | Размещение информации в сети интернет Издание га- зет, буклетов о ДОО Публикации в СМИ | Перечень публикаций со ссылками на Интернет-ресурсы | По итогам года | Старшие вожатые |
Ожидаемые результаты деятельности ДОО «Огни будущего»
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- охват значительного количества детей и подростков мероприятиями по проектным линиям программы;
- развитие детского самоуправления;
- сплочение детских школьных объединений;
- повышение статуса ДОО «Огни будущего» в городском округе город Шахунья;
- привлечение социальных партнеров к деятельности организации;
- создание и реализация социальных проектов, овладение участниками программы технологии социального проектирования.
Взаимодействие с социальными партнёрами
Успешность реализации программы зависит от взаимодействия и сотрудничества с социальными партнёрами.
Учебно-тематическое планирование Школы актива
образовательного направления «Знаю! Умею! Научу!»
Программа образовательного направления состоит из 3 курсов, рассчитанных на смешанную возрастную категорию слушателей. Каждый курс направлен на развитие личностных качеств обучающихся. Курсы взаимосвязаны и построены по концентрическому принципу. В тоже время ребенок может начать постигать лидерское мастерство с любого года обучения.
1. Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие «Давайте познакомимся!» | 1 | 1 | 1 | 2 |
2. | «Учусь понимать себя и других» | 1 | 1 | 1 | 2 |
3. | История детского общественного движения в России. | 1 | 1 | 1 | 2 |
4. | Государственная символика. Символика детских организаций. | 1 | 1 | 1 | 2 |
5. | Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы. | 1 | 1 | 1 | 2 |
6. | Методика проведения сбора отряда. | 1 | 1 | 1 | 2 |
7. | «Шляпа желаний» и коллективное планирование. | 1 | 1 | 1 | 2 |
8. | «Что такое КТД? Традиционные дела» | 1 | 1 | 1 | 2 |
9. | Организация и подготовка мероприятия. | 1 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 9 | 9 ч. | 9 ч. | 18 ч. |
2. Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие «Разбуди в себе лидера» | 1 | 1 | 1 | 2 |
2. | Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Викторина «Знаешь ли ты?» (по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия») | 1 | 1 | 1 | 2 |
3. | Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения. | 1 | 1 | 1 | 2 |
4. | Методика организации и проведения коллективно-творческих дел. | 1 | 1 | 1 | 2 |
5. | Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | 1 | 1 | 1 | 2 |
6. | «Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства. | 1 | 1 | 1 | 2 |
7. | «Школа общения» | 1 | 1 | 1 | 2 |
8. | Основы актёрского мастерства | 1 | 1 | 1 | 2 |
9. | Подготовка и проведение коллективного творческого дела | 1 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 9 | 9 ч. | 9 ч. | 18 ч. |
3. Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие «Лидер – человек действия». | 1 | 1 | 1 | 2 |
2. | «Лидер и его команда» | 1 | 1 | 1 | 2 |
3. | «Стили работы лидера» | 1 | 1 | 1 | 2 |
4. | «Чемодан лидера» | 1 | 1 | 1 | 2 |
5. | Навыки конструктивного общения. | 1 | 1 | 1 | 2 |
6. | Игра как способ общения. | 1 | 1 | 1 | 2 |
7. | Что такое проект? Социальное проектирование. | 1 | 1 | 1 | 2 |
8. | Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос). | 1 | 1 | 1 | 2 |
9. | Работа над социальным проектом. Защита проектов. | 1 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 9 | 9 ч. | 9 ч. | 18 ч. |
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
Теория: | Практика: |
Вводное занятие «Давайте познакомимся!» | |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с ДОО «Огни будущего» | Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения и песен. Учимся повязывать галстук. Рефлексия. |
Учусь понимать себя и других | |
Психологический портрет личности: темперамент, характер, эмоции. Как управлять своими эмоциями. Можно ли изменить характер. | Тест на наличие хорошего настроения. Инсценировка сказки. Творческое задание «Создаём «Правила общения». Рефлексия. |
История детского общественного движения в России. | |
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Нижегородской области. | Викторина по изученному. |
Государственная символика. Символика детских организаций. | |
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. | Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме. Рефлексия. |
Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы. | |
Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детской общественной организации «Огни будущего» | Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права». |
Методика проведения сбора отряда. | |
Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе? | Деловая игра, работа в группах. Рефлексия. |
«Шляпа желаний» и коллективное планирование. | |
Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий. | «Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям. |
Что такое КТД? Традиционные дела. | |
Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы. | Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей. |
Организация и подготовка мероприятия. | |
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий. | Работа по направлениям, деловая игра. Рефлексия. |
Второй год обучения
Теория: | Практика: |
Вводное занятие «Разбуди в себе лидера» | |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности. | Вводная диагностика. Игровой тренинг. |
Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия». | |
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Компас» и др. | Работа в группах. Викторина по изученному. |
Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения. | |
Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета. | Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников. |
Методика организации и проведения КТД. | |
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову). | Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД. |
Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | |
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. | Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аукционы, словесные игры), составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ для младших школьников. |
«Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства. | |
Каким должен быть вожатый? Задачи и цели работы вожатых. Возрастные особенности детей. Чем заинтересовать подшефных ребят? Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых. | Анкетирование «Почему я хочу быть вожатым?» Игра на взаимодействие. Составление игротеки вожатого. Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму. |
«Школа общения» | |
Слово – главный инструмент успешного человека. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи. | Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Рефлексия. |
Основы актёрского мастерства | |
«Я - актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа», «Компоненты поведения интонация, мимика, жесты», «Проявление характера персонажа в общении», «Импровизация», «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой» | Работа над ролью-заданием, импровизация, творческое задание «Мой первый сценарий». |
Подготовка и проведение коллективного творческого дела | |
Коллективное творческое дело, методика организации творческого дела. Виды КТД. | Практическое занятие: этапы КТД. Работа по заданному алгоритму: придумываем коллективное творческое дело. Рефлексия. |
Третий год обучения
Теория: | Практика: | |
Вводное занятие «Лидер – человек действия». | ||
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы. | Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?» | |
«Лидер и его команда» | ||
Понятие «лидер», «команда», взаимоотношения лидера и его команды. Примерные темы занятий: «Каким может быть лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер и доверие», «Развитие навыков принятия и исполнения решений». | Тренинг, игровой практикум на выявление лидеров в группе, определение важных качеств лидера. Рефлексия. | |
«Стили работы лидера» | ||
Лидерами не рождаются, ими становятся. Секреты успеха настоящего лидера. Как организовать работу в команде. Конфликты и споры. Способы их разрешения. | Тренинг. Игровой практикум по темам «Конфликт или спор?». Рефлексия. | |
«Чемодан лидера» | ||
Характеристика лидера. Воля и самостоятельность. Без конфликтов не бывает. Правила делового общения. Будь уверен в себе. | Работа с методической и справочной литературой, тренинг, рефлексия. | |
Навыки конструктивного общения. | ||
Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. | Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. | |
Игра как способ общения. | ||
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. | Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки. Игровой практикум. Тренинг. Игровая конкурсная программа. | |
Что такое проект? Социальное проектирование. | ||
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы. | Работа по направлениям: мозговой штурм и выбор лучших идей. Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. | |
Учимся подводить итоги. | ||
Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. Исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования. | Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет. | |
Работа над социальным проектом. | ||
Особенности социального проектирования. Как защитить проект и правильно оформить портфолио проекта | Работа над презентацией проекта. Оформление папки и портфолио проекта. Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям. Тренинг. Обсуждение самых интересных моментов работы над проектом, анализ проделанной работы. Рефлексия. |
Ожидаемые результаты
Реализация программы образовательного направления позволит каждому подростку включиться в активное обсуждение проблем, приобрести социальный опыт и навыки демократической культуры, организаторские знания и умения, необходимые для практической деятельности в детском коллективе, развить лидерские способности, социальное творчество и инициативу.
Результатом проведения данной программы должно стать:
- развитие лидерских качеств, самостоятельности;
- умение подростков работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;
- умение планировать деятельность: собственную, коллективную, генерировать идеи, видеть проблемы, осуществлять выбор целей и механизмов их достижения;
- формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- наличие у подростков чувства социальной ответственности;
- применение полученных знаний и умений в классе, в школе;
- развитие детского самоуправления на уровне класса, школы.
Первый год обучения
Занятия первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории детского общественного движения, о символике государства и организации «Огни будущего», о планировании дел в организации (объединении), о традиционных делах и коллективных творческих делах, учат работе в коллективе. Включают в себя формирование творческого коллектива единомышленников, диагностику личности каждого участника.
Второй год обучения
На втором году обучения воспитанники погружаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование лидерских качеств, знакомятся с программами СПО-ФДО, основами актёрского мастерства, постигают азы игровой и коллективной творческой деятельности, учатся организовывать игры с младшими школьниками, развивают творческие способности.
Третий год обучения
Третий год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Обучающиеся знакомятся с теорией лидерства, участвуют в тренингах, учатся конструктивному общению, проведению разнообразных игр, занимаются социальным проектированием.
Диагностирование результатов обучения осуществляется посредством трех видов контроля:
- вводный контроль – в начале года (тест, беседа, тренинг);
- промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
- итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективное творческое дело, беседа, проект).
Список литературы
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012)
- Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995)
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодых и детских общественных объединений» (1995).
- Бесова М. Веселые игры для дружного отряда. Ярославль.; Академия развития, 2002.
- Боева Л. А., Волохов А. В., Фришман И. И. Время созидать. – М.: Дом
детских общественных организаций, Институт международных социально –
гуманитарных связей, 2007.
- Волохов А. В., Кочергин В.Н., Фришман И. И. Система самоуправления в
детских общественных объединениях. – Н.Н.: Педагогические технологии,
2008.
- Время жить в России! Сборник материалов смотров – конкурсов мегапроекта «Мое Отечество» /департамент образования Нижегородской области, Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области/ - Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:
Просвещение, 1992.
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов н/Д ; «Учитель», 2007.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие.- М.; Педагогическое общество России,2004.
- Коморин С. Сто отрядных дел. Кострома; МЦ «Вариант», 2002.
- Коновалова О. Б., Рыжова Ж. В.- Н. Н.: Педагогические технологии, 2003
- Леванова М. Мастерская вожатого. – М.; Педагогическое общество России», 2003.
- Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986.
- Ромашкова Е. Нескучный досуг. – М.; ТЦ «Сфера», 2002.
- Тимофеев А. Рецепты веселой вечеринки. – Ярославль; Академия развития, 2004.
- Титов С. Секретные материалы школы №… - Ярославль; Академия развития, 2002.
- Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М.; 1994.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.; 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"
Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...
комбинированный маршрут по территории г.о.г. Шахунья Нижегородской области
Развитие детско-юношеского туризма приобретает огромное значение, поскольку туристско-краеведческая деятельность является одной из самых массовой, доступной и самой востребованной формой активно...
Игра-общественные слушания "Какое будущее ждет Соловки?"
2017 год - год 100-летия заповедной системы России. Соловецкому государственному музею-заповеднику как особо охраняемой природной территории исполняется 50 лет. В б...
Слет лидеров и активистов детских общественных организаций, посвященный Дню рождения РДШ «Мы вместе!»
Слёт лидеров и активистов детских общественных организаций, посвящённый Дню рождения РДШ "Мы вместе!"...
Сценарий районного Большого сбора детских общественных организаций "Мы вместе!"
В Москвоском районе Санкт-Петербурга с 1998 года действует Детская общественная организация "Центр молодежных инициатив "Тинэйджер+". Организация является зонтичной, в ее состоав ...
Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)
Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)...