ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации городского округа г. Шахунья «Огни будущего» «Мы вместе!»
рабочая программа на тему

Дурникова Марина Юрьевна

 

Цель: объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx98.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Принята на Совете ДОО                                                      СОГЛАСОВАНО:

«Огни будущего»                                                                  Директор МБОУ ДОД

12 сентября 2013 года                                                           Вахтанский ДЮЦ                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                 _________________

                                                                                                 Мухутдинова О.В.

                                                                                                 «12» сентября 2013 г.

ПРОГРАММА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

детской общественной организации

городского округа г. Шахунья «Огни будущего»

«Мы вместе!»

Возраст участников: 8 – 15 лет

 

Срок реализации: 3 года

Автор – составитель:

Дурникова М.Ю., педагог-организатор МБОУ ДОД «Вахтанский ДЮЦ».

г. Шахунья

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п.п.

страницы

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Цель и задачи

6

4.

Концептуальные и содержательные основы программы

6

5.

Основополагающие принципы

7

6.

Содержание деятельности:

7

6.1.

Образовательное направление «Умею. Знаю. Научу!»

8

6.2.

Гражданско-патриотическое направление «Патриотом не слыть, а быть!»

10

6.3.

Спортивно-оздоровительное направление «Здоровые дети – будущее страны!»

11

6.4.

Творческое направление «Твори! Выдумывай! Дерзай!»

12

6.5.

Социальное направление «Дорогами добра»

13

7.

Механизм реализации программы

14

8.

Методическое и психолого-педагогическое обеспечение

15

9.

Механизм и критерии оценки эффективности программы

16

10.

Ожидаемые результаты

17

11.

Взаимодействие с социальными партнерами

17

12.

Учебно-тематическое планирование Школы актива образовательного направления  «Умею. Знаю. Научу!»

18

13.

Содержание изучаемого курса

20

14.

Список литературы

25

Паспорт программы

Наименование программы

Программа деятельности детской общественной организации «Огни будущего» городского округа

г. Шахунья на 2013-2016 учебный год.  

Основания для разработки Программы

– Конвенция ООН о правах ребенка;

– Конституция Российской Федерации;

– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

– Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

– Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Муниципальный заказчик программы

МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ городского округа город Шахунья

Цель и задачи Программы

Цель: объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции.

Задачи:

- формировать активную гражданскую позицию, уважение к законности и правопорядку, внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства,

- развивать лидерские качества, инициативу и творчество у юных организаторов - членов детских общественных объединений в процессе участия в деятельности Организации;

- ориентировать обучающихся на гуманистические установки и жизненные ценности в современных условиях;

- моделировать и апробировать новые формы работы, виды деятельности, способствующие социальному, интеллектуальному, духовному развитию обучающихся в условиях деятельности  Организации;

- создать условия для сотрудничества детских общественных объединений школ городского округа и их делового партнерства с социумом через организацию социально-значимой деятельности.

Сроки реализации программы

2013 – 2016 учебный год

Исполнители

ДОО общеобразовательных учреждений городского округа город Шахунья;

 Совет детской общественной организации «Огни будущего» городского округа город Шахунья

Ожидаемые результаты программы

- охват значительного количества детей и подростков мероприятиями по проектным линиям программы;

- сплочение детских школьных объединений;

- повышение статуса ДОО «Огни будущего» в городском округе город Шахунья;

- развитие детского самоуправления;

- привлечение социальных партнеров к деятельности организации;

- создание и реализация социальных проектов, овладение участниками программы технологии социального проектирования.

Пояснительная записка.

Человеческое общество постоянно изменяется, при этом претерпевают изменения и многие социальные ценности, стили поведения, способы взаимодействия людей. От того, какие ценности будут сформированы  у детей  сегодня и насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит будущее нашей страны. Поэтому проблема воспитания нового поколения всегда была и остается одной из наиболее актуальных.  

 Уже давно известно, что социализация личности ребёнка идёт успешнее в процессе общественной деятельности. Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.

Детские общественные организации - это добровольное содружество детей и взрослых, где  каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Чем активнее объединения участвуют в творческо-преобразовательной и социально значимой деятельности, тем быстрее их члены находят своё место в обществе и легче принимают общественные отношения, тем долговечнее существование самих объединений.

       Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка, которая не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее “здесь и сейчас”. Эта реальность – “зона личной досягаемости”, “мир”, в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневности детское общественное объединение позволяет детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами, а, следовательно, адекватно действовать.

Детская  общественная    организация    (ДОО) городского округа город  Шахунья   «Огни будущего»   берет   свое    начало    с  1992  года.          Непрекращающаяся работа    пионерских     организаций    в     школах     округа   помогла  в  непростых  условиях    сохранить    кадровый    потенциал    и     дееспособность     организации,  интерес  детей    и    взрослых     к  участию     в  социально     значимой деятельности.

Подводя итоги реализации программы деятельности ДОО «Огни будущего» за 2009-2012 гг., можно отметить следующие тенденции развития и особенности содержания деятельности детских объединений – членов детской общественной организации:

- все первичные детские общественные объединения имеют различные структуры самоуправления;

- все детские общественные объединения действуют на основании уставов, положений, программ деятельности;

- каждое детское общественное объединение имеет свою символику, атрибутику, эмблему, ритуалы, законы, традиции;

- каждое детское объединение самостоятельно определяет приоритетные направления и содержание деятельности, социальных партнёров.

В детскую общественную организацию «Огни будущего»,  действующую на  базе  Вахтанского Детско-юношеского центра, входят 20 первичных детских объединений, которые работают в школах городского округа, насчитывается более 2 000 обучающихся, что составляет 70% от общего количества обучающихся 5-8 классов.

Деятельность ДОО «Огни будущего» основана на следующих нормативно-правовых документах:

  • Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года).
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).
  • Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г.

№ 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

  • Закон РФ «Об общественных объединениях».
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  • Федеральный закон РФ от 28.06.1995 г. № 98 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Деятельность ДОО «Огни будущего» определяется Уставом, в соответствии с которым высшим органом самоуправления является Слёт активистов, созываемый  не реже 1 раза в год. В период между слётами деятельностью руководит Совет лидеров.

Детские объединения стремятся к сотрудничеству и взаимодействию в рамках ДОО «Огни будущего», обмену интересным опытом работы, к повышению авторитета в социуме, увеличению роли детских объединений в образовательных учреждениях, укреплению взаимодействия с органами ученического самоуправления, расширению взаимодействия в социуме на основе договорных отношений, реализуя собственные социальные инициативы.

Все эти факторы были учтены делегатами Слёта активистов в сентябре 2013 года и нашли отражение в новой программе деятельности, принятой Слётом.

Программа является социально – педагогической, комплексной и определяет пути и перспективы развития Союза до 2016 года.

 Программа направлена на реализацию ведущих целей детского движения – объединение усилий для добрых и полезных дел, организацию полезного досуга, раскрытие творческих способностей детей, формирование лидерских качеств, формирование позитивного отношения к здоровью, воспитание гражданственности и патриотизма, защиту прав и интересов членов организации, укрепление и расширение деятельности первичных детских организаций, обобщение накопленного опыта.

В программе представлены следующие направления:

- образовательное "Умею. Знаю. Научу!";

- гражданско - патриотическое «Патриотом не слыть, а быть!»;

- спортивно-оздоровительное "Здоровые дети - будущее страны!";

- творческое "Твори! Выдумывай! Дерзай!";

- социальное  "Дорогами добра".

        Программа адресована руководителям детских общественных объединений и членам детской общественной организации «Огни будущего».

Цель программы:

Объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития их творческих и лидерских способностей, становления активной гражданской позиции.

Задачи  программы:

- формировать активную гражданскую позицию, уважение к законности и правопорядку, внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства,

- развивать лидерские качества, инициативу и творчество у юных организаторов -членов детских общественных объединений в процессе участия в деятельности Организации;

- ориентировать обучающихся на гуманистические установки и жизненные ценности в современных условиях;

- моделировать и апробировать новые формы работы, виды деятельности, способствующие социальному, интеллектуальному, духовному развитию обучающихся в условиях деятельности  Организации;

- создать условия для сотрудничества детских общественных объединений школ городского округа и их делового партнерства с социумом через организацию социально-значимой деятельности.

Концептуальные и содержательные основы программы.

        Деятельность ДОО «Огни будущего» строится с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Она нацелена на выполнение социального заказа государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свой выбор, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством патриотизма.

        В основу деятельности организации заложены гуманистическая концепция взаимоотношений личности и общества, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества детей и взрослых, последовательная реализация принципа обновления содержания и форм деятельности.

        Взаимодействие и сотрудничество детских объединений в рамках ДОО «Огни будущего» способствует сохранению и развитию традиций, увеличению численного состава, укреплению самоуправления, появлению новых социальных инициатив, созданию единого информационного поля в целях повышения авторитета ДОО.

Деятельность по программе строится на следующих подходах:

- гуманистический (уважительные отношения между педагогами и детьми, доброе и внимательное отношение);

- личностный (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности каждого ребёнка);

- дифференцированный (выбор содержания, форм и методов работы в соответствии с возможностями детской организации, способностями членов);

- деятельностный (предоставление возможности участия в разнообразной деятельности).

        Реализуя данную программу, детская общественная организация выполняет основные функции:

- коммуникативная – формирование навыков межличностного общения;

- регулятивная  - развитие и координация деятельности детских объединений;

- актуализационная – пробуждение  в каждом ребенке способности к самореализации, самоутверждению и самоопределению;

- организаторская - реализация организаторских и творческих способностей детей, формирование активной гражданской позиции;

- диагностико-прогностическая - диагностирование, контроль, прогнозирование;

- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально - ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование.

Основополагающими принципами в детской организации являются:

- принцип «двух Д»: добровольности и демократизма;

- принцип взаимного уважения и доверия;

- принцип творчества;

- принцип открытости (эффективная  реализация  программы  предполагает  действие  многих  заинтересованных   структур   и   ведомств:  отдела  образования, отдела   молодежной политики,  структур    культуры   и   спорта,  администрации  школ,  классных  руководителей, старших  вожатых,  лидеров школьного самоуправления,  руководителей и членов первичных детских  объединений);

- принцип коллективных целей и коллективной ответственности;

- принцип культуросообразности (каждый вносит вклад в развитие традиций своей организации, сохраняет их и пополняет новыми).

        Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребёнку найти своё место в детской организации, приобрести знания и навыки лидера, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.

        Новизна программы обусловлена использованием современных ИКТ-технологий в деятельности ДОО.

Содержание деятельности

        Содержание деятельности по программе определяется направленностью на общественно значимую деятельность, вариативностью в выборе форм деятельности, учётом интересов детей.

Образовательное  направление "Умею! Знаю! Научу!"

        Успех коллективной деятельности детского объединения (организации)  во многом зависит от руководящих выборных органов самоуправления, в частности от советов ДО и работы структурных подразделений при них (секторы, штабы, клубы).

Цель: укрепление самоуправленческих начал организации, развитие традиций преемственности.

Задачи:

  • формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
  • учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
  • развивать навыки самопрезентации;
  • способствовать развитию коллектива.        

        Направление ориентировано на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о самоуправлении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности. Предполагается обучение следующих категорий актива: лидер детского объединения, вожатый младших школьников.

Формы работы:

  • беседа,
  • игры,
  • коллективно-творческое дело,
  • тренинг,
  • учебное занятие,
  • творческая работа,
  • коллективная работа.

        Занятия проводятся в течение учебного года, всего 9 занятий в год. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике.

Традиционные мероприятия направления

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Слёт детских общественных объединений

Сентябрь

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

2.

Проект ДОО «Путь БЕЗопасности» (для младших школьников по ПДД)

1 полугодие

Лидеры ДО, участники Школы актива

3.

Игровые конкурсные программы в рамках Школы актива

В течение года

Дурникова М.Ю., лидеры ДО

4.

Акция «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!» (самореклама детских объединений)

2 полугодие

Старшие вожатые, лидеры  и актив ДО

5.

Праздник детских объединений «Мы вместе!», смотр детских объединений

Май

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

С целью стимулирования детей к успешному освоению и активному использованию приобретённых знаний и умений в практике работы детского объединения в организации разработана система личностного роста, взятая на вооружение всеми ДОО – членами организации.

В каждом детском объединении также функционирует Школа актива, в которой обучаются категории актива, необходимые конкретному детскому объединению.

Ступени личностного роста

Каждый воспитанник детской организации может пройти следующие этапы личностного роста и получить звания:

  • 1 ступень – лидер – ученик (принимает активное участие в решении проблем общественной жизни, успешно применяет полученные знания на практике, проявляет инициативу и творчество, учится навыкам ораторского искусства);
  • 2 ступень – лидер – мастер (умеет подготовить и провести мастер-класс, участвует в разработке социальных проектов, умеет представлять ДОО в социуме);
  • 3 ступень – лидер-наставник (деятельность в роли руководителя ДОО, проведение занятий в рамках школы лидера) .


Гражданско - патриотическое направление

"Патриотом не слыть, а быть!"

Необходимо прививать детям убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, но и пробудить в них интерес к судьбе родного края и  желание принимать активное участие в жизни города,  научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как забота о ветеранах.  

Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции, патриотических взглядов и убеждений, необходимых для дальнейшего успешного участия в общественных процессах.

     Задачи:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
  • создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
  • развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.

Формы работы:

  • Вахта памяти;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники, игровые программы, конкурсы;
  • акции, операции;
  • экскурсии;
  • выставки  семейных реликвий;
  • социальное проектирование.

Традиционные мероприятия направления

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Операция «Ветераны рядом с нами»

В течение года

Старшие вожатые, лидеры  и актив ДО

2.

Проект «Не стареют душой ветераны»

1 полугодие

Старшие вожатые, лидеры  и актив ДО

3.

Краеведческая викторина «Моё Отечество»

2 полугодие

Дурникова М.Ю., лидеры ДО

4.

Операция  «Обелиски воинской Славы»

Апрель-май

Старшие вожатые, лидеры  и актив ДО

5.

Вахта памяти

Май

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

Спортивно-оздоровительное направление  

"Здоровые дети - будущее страны!"

Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания и т.д.

Цель: создание условий для формирования позитивного отношения к ценности «здоровье», навыков ЗОЖ у членов ДОО.

Задачи:

  • укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
  •  способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
  • развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.

Формы работы:

  • беседа, диспуты, круглый стол;
  • коллективно-творческое дело;
  • соревнования, состязания;
  • конкурсы, игровые  программы;
  • социальное проектирование;
  • акция, агитбригада.

Традиционные мероприятия направления

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Акция «Новое поколение выбирает!»

1 полугодие

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

2.

Участие во всероссийской акции «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам»

1 полугодие

Дурникова М.Ю., старшие вожатые, лидеры ДО

3.

Конкурс плакатов «Мы за!»

2 полугодие

Дурникова М.Ю., старшие вожатые, лидеры ДО

4.

Конкурс агитбригад по ЗОЖ

Апрель

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

5.

Спортивный праздник

Май

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

Творческое  направление

"Твори! Выдумывай! Дерзай!"

Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в творческих мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка 11-14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности ДОО.

Для полноценного развития личности ребёнка очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл, создавали ситуацию успеха.

Цель: создание условий для развития творческих способностей, креативности, стимулирование инициативы творчества.

Задачи:

  • способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
  • привлекать к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
  • помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
  • способствовать становлению и развитию коллектива.

Формы работы:

  • конкурсы, игровые программы;
  • коллективно-творческие дела, проекты;
  • праздники, концерты, творческие вечера;

Традиционные мероприятия направления

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Социальный проект «Женщина с ребёнком на руках»

Ноябрь  

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО, актив ДОО

2.

Проект «Строим снежный город»

Декабрь - февраль

Старшие вожатые ДОО, актив ДОО

3.

Творческий конкурс

2 полугодие

Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО

4.

КТД  «День защиты детей»

1 июня

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО, лидеры ДОО

Социальное  направление «Дорогами добра».

В деятельности детской организации важно уделять внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

В рамках направления предусмотрены также мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды.

Данное направление предполагает развитие сотрудничества детских объединений с органами ученического самоуправления, педагогическими коллективами и администрациями образовательных учреждений, родителями, установление контакта и взаимодействия с общественными и государственными организациями и учреждениями, органами местного самоуправления для совместной социально значимой деятельности на основе договоров.

Цель:  поддержка социально значимой деятельности детских объединений, развитие партнерских отношений с социумом на основе договоров.  

Задачи:

  • развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
  • оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
  • способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек-человек»: образование, воспитание, медицина.

Формы работы:

  • Встречи с интересными людьми;
  • праздники, игровые программы, концерты;
  • акции, операции, социальные проекты.

Традиционные мероприятия направления

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Благотворительный проект «Дети – детям»

В течение года

Старшие вожатые и лидеры ДОО

2.

Социальный проект «Спешите делать добро»

1 полугодие

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО,  лидеры ДО

3.

Конкурс социальной рекламы

2 полугодие

Дурникова М.Ю., лидеры ДО

4.

Экологическая акция «Поможем миру вместе!»

Осень, весна

Дурникова М.Ю.,

старшие вожатые ДОО

5.

Социальный проект «Улица моего города, села, посёлка»

Март

Дурникова М.Ю., старшие вожатые ДОО, лидеры ДОО

Механизм реализации программы

В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.  Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в школьных объединениях, но и в Совете старшеклассников.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:

  • адаптация федеральных, региональных, областных программ детского движения к условиям деятельности ДОО;
  •  обучение органов самоуправления, подготовка лидеров;
  •  разработка инновационных форм деятельности детской организации;
  •  социальное проектирование.

Психолого-педагогическое обеспечение программы

Одним из важных условий реализации данной программы является психолого-педагогическое обеспечение. Оно  реализуется по следующим направлениям:

  •  изучение личности и индивидуальных качеств  членов детской организации;
  •  изучение творческого потенциала членов ДОО;
  •  изучение межличностных отношений между членами ДОО;
  •  диагностика детских интересов и предпочтений;
  •  изучение потребностей в общественных объединениях детей;
  •  ранжирование ценностей членов ДОО;
  •  адаптация знаний, полученных в Школе актива, к деятельности воспитанников;
  •  создание благоприятной психо-эмоциональной обстановки.

Механизм оценки эффективности программы

  •  Регулярное обсуждение проводимых мероприятий на Советах  детской организации;
  • проведение диагностической работы в ходе реализации программы;
  • мониторинг деятельности детской организации.

Критерии оценки эффективности реализации программы

No

Предмет

мониторинга

Критерии

Инструментарий

Срок

Ответственный

1.

Состав

участников

ДОО

Изменение

возрастного,

количествен-

ного состава

Информационная

карта

ДОО

сентябрь

Старшие

вожатые

2.

Нормативно

-правовая

база ДОО

Соответствие

требованиям

оформления

документов

Информационная

карта

ДОО

октябрь -

ноябрь

Старшие

вожатые,

педагог-организатор МБОУ

ДОД Вахтанский ДЮЦ

3.

Самоуправле-

ние в ДОО

Наличие раз-

витой системы  самоупра-

вления ДОО. Работа вы-

борных орга-

нов самоуп-

равления

Информационная

карта ДОО

Диагностика уровня самоуправления в ДОО М.И.Рожкова

май

Старшие

вожатые,

педагог-организатор МБОУ

ДОД Вахтанский ДЮЦ

4.

Обучение

актива ДОО

Наличие

системы

обучения

актива в ДОО

Анализ планов

обучения актива

сентябрь,

май

Старшие

вожатые,

педагог-организатор МБОУ

ДОД Вахтанский ДЮЦ

5.

Личностный

рост участ-

ников ДОО

Наличие

системы

личностного

роста членов

ДОО

Тестовая диагно-

стика  личност-ного роста П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова

Анкета «Почему я участвую в делах объединения?»

апрель —

май

Старшие

вожатые

6.

Уровень раз-

вития пер-

вичных дет-

ских коллек-

тивов

Наличие системы коллективного

роста первич-

ных детских

объединений

Методика А. Н.

Лутошкина «Какой

у нас  коллектив?»

Смотр первичных

коллективов ДОО

В течение

года

Старшие

вожатые,

советы

ДОО

7.

Развитие

традиций

преемственно

сти в ДОО

Наличие сис-

темы подго-

товки млад-

ших школьни-

ков к вступле-

нию в ДОО.

Проведение

мероприятий

для младших

школьников

Анализ организа-

ции работы с

младшими школь

никами

По итогам года

Старшие

вожатые

8.

Достижения

ДОО

Участие в

районных

мероприятиях

и областных

программах, в

международ-

ном фестивале «Детство

без границ»

Справка об участии в конкурсах и фестивалях

май

Старшие

вожатые

9.

Развитие со-

трудничества в социуме

Наличие со-

циальных

партнеров.

Реализация

социальных

проектов

Карта социального партнёрства, информационные карты реализованных проектов.

май

Старшие

вожатые

10.

Информацион

ное

обеспечение

деятельности

ДОО

Размещение

информации в

сети интернет

Издание га-

зет, буклетов

о ДОО

Публикации в

СМИ

Перечень публикаций со ссылками на Интернет-ресурсы

По итогам года

Старшие

вожатые

               Ожидаемые  результаты  деятельности  ДОО  «Огни будущего»

           В  ходе   реализации  данной   программы   ожидаются  следующие  результаты:

- охват значительного количества детей и подростков мероприятиями по проектным линиям программы;

- развитие детского самоуправления;

- сплочение детских школьных объединений;

- повышение статуса ДОО «Огни будущего» в городском округе город Шахунья;

- привлечение социальных партнеров к деятельности организации;

- создание и реализация социальных проектов, овладение участниками программы технологии социального проектирования.

Взаимодействие с социальными партнёрами

Успешность реализации программы зависит от взаимодействия и сотрудничества с социальными партнёрами.


Учебно-тематическое планирование Школы актива

образовательного направления «Знаю! Умею! Научу!»

Программа образовательного направления состоит из 3 курсов, рассчитанных на смешанную возрастную категорию слушателей. Каждый курс направлен на развитие личностных качеств обучающихся. Курсы взаимосвязаны и построены по концентрическому принципу. В тоже время ребенок может начать постигать лидерское мастерство с любого года обучения.

1. Учебно-тематический план первого года обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

1

1

1

2

2.

«Учусь понимать себя и других»

1

1

1

2

3.

История детского общественного движения в России.

1

1

1

2

4.

Государственная символика. Символика детских организаций.

1

1

1

2

5.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы.

1

1

1

2

6.

Методика проведения сбора отряда.

1

1

1

2

7.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

1

1

1

2

8.

«Что такое КТД? Традиционные дела»

1

1

1

2

9.

Организация и подготовка мероприятия.

1

1

1

2

ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.

2. Учебно-тематический план второго года обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Разбуди в себе лидера»

1

1

1

2

2.

Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Викторина «Знаешь ли ты?»

(по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»)

1

1

1

2

3.

Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения.

1

1

1

2

4.

Методика организации и проведения коллективно-творческих дел.

1

1

1

2

5.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

1

1

1

2

6.

«Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства.

1

1

1

2

7.

«Школа общения»

1

1

1

2

8.

Основы актёрского мастерства

1

1

1

2

9.

Подготовка и проведение коллективного творческого дела

1

1

1

2

ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.

3. Учебно-тематический план третьего года обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Лидер – человек действия».

1

1

1

2

2.

«Лидер и его команда»

1

1

1

2

3.

«Стили работы лидера»

1

1

1

2

4.

«Чемодан лидера»

1

1

1

2

5.

Навыки конструктивного общения.

1

1

1

2

6.

Игра как способ общения.

1

1

1

2

7.

Что такое проект? Социальное проектирование.

1

1

1

2

8.

Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос).

1

1

1

2

9.

Работа над социальным проектом. Защита проектов.

1

1

1

2

ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

Теория:

Практика:

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с ДОО «Огни будущего»

Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения и песен. Учимся повязывать галстук. Рефлексия.

Учусь понимать себя и других

Психологический портрет личности: темперамент, характер, эмоции. Как управлять своими эмоциями. Можно ли изменить характер.

Тест на наличие хорошего настроения. Инсценировка сказки.

Творческое задание «Создаём «Правила общения». Рефлексия.

История детского общественного движения в России.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Нижегородской области.

Викторина по изученному.

Государственная символика. Символика детских организаций.

Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов.

Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме. Рефлексия.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы.

Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детской общественной организации «Огни будущего»

Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права».

Методика проведения сбора отряда.

Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе?

Деловая игра, работа в группах. Рефлексия.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий.

«Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям.

Что такое КТД? Традиционные дела.

Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы.

Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей.

Организация и подготовка мероприятия.

Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий.

Работа по направлениям,  деловая игра. Рефлексия.

Второй год обучения

Теория:

Практика:

Вводное занятие «Разбуди в себе лидера»

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности.

Вводная диагностика. Игровой тренинг.

Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия».

Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Компас» и др.

Работа в группах. Викторина по изученному.

Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения.

Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета.

Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников.

Методика организации и проведения КТД.

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову).

Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аукционы, словесные игры), составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных  программ для младших школьников.

«Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства.

Каким должен быть вожатый? Задачи и цели работы вожатых. Возрастные особенности детей. Чем заинтересовать подшефных ребят?

Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых.

Анкетирование «Почему я хочу быть вожатым?» Игра на взаимодействие. Составление игротеки вожатого.

Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму.

«Школа общения»

Слово – главный инструмент успешного человека. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи.

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Рефлексия.

Основы актёрского мастерства

«Я - актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа», «Компоненты поведения интонация, мимика, жесты», «Проявление характера персонажа в общении», «Импровизация», «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой»

Работа над ролью-заданием, импровизация, творческое задание «Мой первый сценарий».

Подготовка и проведение коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело, методика организации творческого дела. Виды КТД.

Практическое занятие: этапы КТД. Работа по заданному алгоритму: придумываем коллективное творческое дело. Рефлексия.

Третий год обучения

Теория:

Практика:

Вводное занятие «Лидер – человек действия».

Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы.  

Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?»

«Лидер и его команда»

Понятие «лидер», «команда», взаимоотношения лидера и его команды.

Примерные темы занятий: «Каким может быть лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер и доверие», «Развитие навыков принятия и исполнения решений».

Тренинг, игровой практикум на выявление лидеров в группе, определение важных качеств лидера. Рефлексия.

«Стили работы лидера»

Лидерами не рождаются, ими становятся. Секреты успеха настоящего лидера. Как организовать работу в команде. Конфликты и споры. Способы их разрешения.

Тренинг. Игровой практикум по темам «Конфликт или спор?». Рефлексия.

«Чемодан лидера»

Характеристика лидера. Воля и самостоятельность. Без конфликтов не бывает. Правила делового общения. Будь уверен в себе.

Работа с методической и справочной литературой, тренинг, рефлексия.

Навыки конструктивного общения.

Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений.

Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми.

Игра как способ общения.

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки. Игровой практикум. Тренинг. Игровая конкурсная программа.

Что такое проект? Социальное проектирование.

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы.

Работа по направлениям: мозговой штурм и выбор лучших идей. Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Учимся подводить итоги.

Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. Исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования.

Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет.

Работа над социальным проектом.

Особенности социального проектирования. Как защитить проект и правильно оформить портфолио проекта

Работа над презентацией проекта. Оформление папки и портфолио проекта. Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям. Тренинг. Обсуждение самых интересных моментов работы над проектом, анализ проделанной работы. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Реализация программы образовательного направления позволит каждому подростку включиться в активное обсуждение проблем, приобрести социальный опыт и навыки демократической культуры, организаторские знания и умения, необходимые для практической деятельности в детском коллективе, развить лидерские способности, социальное творчество и инициативу.

Результатом проведения данной программы должно стать:

  • развитие лидерских качеств, самостоятельности;
  • умение подростков работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;
  • умение планировать деятельность: собственную, коллективную, генерировать идеи, видеть проблемы,  осуществлять выбор целей и механизмов их достижения;
  • формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • наличие у подростков чувства социальной ответственности;
  • применение полученных знаний и умений в классе, в школе;
  • развитие детского самоуправления на уровне класса, школы.

Первый год обучения

Занятия первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории детского общественного движения, о символике государства и организации «Огни будущего», о планировании дел в организации (объединении), о традиционных делах и коллективных творческих делах, учат работе в коллективе. Включают в себя формирование творческого коллектива единомышленников, диагностику личности каждого участника.

Второй год обучения

На втором году обучения воспитанники погружаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование лидерских качеств, знакомятся с программами СПО-ФДО, основами актёрского мастерства, постигают азы игровой и коллективной творческой деятельности, учатся организовывать игры с младшими школьниками, развивают творческие способности.

Третий год обучения

Третий год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Обучающиеся знакомятся с теорией лидерства, участвуют в тренингах,  учатся конструктивному общению, проведению разнообразных игр, занимаются социальным проектированием.

Диагностирование результатов обучения осуществляется посредством трех видов контроля:

  1. вводный контроль – в начале года (тест, беседа, тренинг);
  2. промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  3. итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективное творческое дело, беседа, проект).


Список литературы

  1. Конвенция  ООН «О правах  ребенка» (1989)
  2. Федеральный  закон  «Об  образовании в Российской Федерации»  (2012)
  3. Закон  Российской  Федерации «Об  общественных  объединениях» (1995)
  4. Федеральный  закон  РФ «О государственной  поддержке   молодых и детских  общественных  объединений» (1995).
  5. Бесова  М.  Веселые  игры  для  дружного отряда. Ярославль.; Академия развития, 2002.
  6. Боева Л. А., Волохов А. В., Фришман И. И. Время созидать. – М.: Дом

детских общественных организаций, Институт международных социально –

гуманитарных связей, 2007.

  1. Волохов А. В., Кочергин В.Н., Фришман И. И. Система самоуправления в

детских общественных объединениях. – Н.Н.: Педагогические технологии,

2008.

  1. Время  жить в России!  Сборник  материалов  смотров – конкурсов  мегапроекта «Мое  Отечество» /департамент образования  Нижегородской  области, Центр  эстетического  воспитания  детей  Нижегородской  области/ - Н.Новгород, Нижегородский   гуманитарный  центр, 2006.
  2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:

Просвещение, 1992.

  1.  Иванченко В.Н.  Занятия   в системе дополнительного образования  детей. Ростов н/Д ; «Учитель», 2007.
  2.  Как  вести  за собой. Большая  книга  вожатого. Учебное  пособие.- М.; Педагогическое  общество  России,2004.
  3.  Коморин С. Сто отрядных  дел. Кострома;  МЦ «Вариант», 2002.
  4. Коновалова О. Б., Рыжова Ж. В.- Н. Н.: Педагогические технологии, 2003
  5. Леванова М.  Мастерская  вожатого. – М.; Педагогическое  общество  России», 2003.
  6. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Ромашкова  Е.  Нескучный досуг. – М.; ТЦ  «Сфера», 2002.
  8. Тимофеев  А.  Рецепты   веселой  вечеринки. – Ярославль; Академия  развития,  2004.
  9. Титов С.   Секретные  материалы   школы №… - Ярославль; Академия  развития, 2002.
  10. Шепель  В.М.  Секреты  личного обаяния. М.; 1994.
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая  технология. М.; 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"

Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...

комбинированный маршрут по территории г.о.г. Шахунья Нижегородской области

Развитие детско-юношеского туризма приобретает огромное значение, поскольку туристско-краеведческая деятельность является одной из самых массовой, доступной и самой востребованной формой активно...

Игра-общественные слушания "Какое будущее ждет Соловки?"

2017 год -  год 100-летия заповедной системы России. Соловецкому государственному музею-заповеднику как особо охраняемой природной территории исполняется 50 лет.  В б...

Слет лидеров и активистов детских общественных организаций, посвященный Дню рождения РДШ «Мы вместе!»

Слёт лидеров и активистов детских общественных организаций, посвящённый Дню рождения РДШ "Мы вместе!"...

Сценарий районного Большого сбора детских общественных организаций "Мы вместе!"

В Москвоском районе Санкт-Петербурга с 1998 года действует Детская общественная организация "Центр молодежных инициатив "Тинэйджер+". Организация является зонтичной,  в ее состоав ...

Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)

Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)...