ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
рабочая программа на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию.Программа «Художественное вязание» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khudozhestvennoe_vyazanie.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»»
Согласовано: Утверждаю:
На методическом совете МАОУ ДОД Директор МАОУ ДОД
ДЮЦ «Гармония»» ДЮЦ «Гармония»
Протокол № 8_ от «_27.05. » 2014 г. __________ Кулебякина И.Ю.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
Составитель:
Романькова Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Направленность программы:
художественно-эстетическая
Уровень программы:
Основное образование.
Срок реализации:
2года
Киренск
2014
ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫЗАНИЕ»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы М.П.Коваленко, К.А.Ахметовой «Художественное вязание» в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- «Положение о дополнительных общеразвивающих программах» МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония».
Актуальность. Ручное вязание – один из древнейших и наиболее распространенных видов прикладного искусства. Популярность его обусловлена простой техники выполнения, которая доступна каждому. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно – прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, игрушки, одежду и элементы её украшения.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию.
Организационно-методические основы программы:
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания спицами и крючком.
Задачи:
Образовательные
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить четко, выполнять основные приемы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию и составлению их самостоятельно;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономическое отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
Развивающие
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Художественное вязание» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, формирование хорошего эстетического вкуса.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Возраст учащихся: 7-15 лет, количество детей в группе 10-12 человек
Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года обучения – 144 часа занятий и включает в себя следующие этапы:
- введение в предмет, ознакомление с техникой;
- практическая творческая деятельность, чередующаяся с контрольными заданиями и проверкой теоретических знаний;
- выполнение итоговой работы и выставка всех итоговых работ на последнем занятии.
Формы занятий:
- индивидуальная работа
- коллективная работа;
- работа под руководством педагога
- самостоятельная творческая деятельность;
- рассказ, беседа, работа с книгой;
- экскурсии, выставки;
- конкурс на лучшую работу;
- познавательная игра
Ожидаемые результаты:
У учащихся развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, гармонии, восприятия пространственных представлений цвета и его преобразования. Воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности.
Формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Занятия в детском объединении в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывают у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Изучив курс программы, учащиеся должны знать:
- правила поведения, ТБ;
- основы материаловедения;
- основные приемы вязания крючком и спицами, технику вязания;
- основы цветоведения;
- последовательность изготовления изделий.
уметь:
- соблюдать правила поведения, правила ТБ при работе с инструментами;
- различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяную и х/б;
- чётко выполнять основные приемы, закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;
- вязать салфетку, игрушки, одежду и элементы украшений.
Критерии оценки уровня сформированности УУД:
Виды УУД | УУД |
Личностные УУД | чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей. |
Познавательные УУД | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Регулятивные УУД | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата; |
Коммуникативные УУД | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; |
Работа по данной программе предполагает широкий обмен мнениями, встречи с приглашенными мастерами, участниками других факультативов такого же профиля. Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работу, сделают их более привлекательными для детей и, главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.
Практические работы, беседы, подготовка к праздникам, выставки- все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п |
Тема | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Основы материаловедения. | 2 | 1 | 1 |
3. | Основные приёмы вязания крючком. | 4 | 1 | 3 |
4. | Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения. | 6 | 1 | 5 |
5. | Основы цветоведения. | 2 | 1 | 1 |
6. | Вязание узорного полотна. | 16 | 1 | 15 |
7. | Декоративная корзина. | 10 | 2 | 8 |
8. | Основные приемы вязания спицами. | 6 | 2 | 4 |
9. | Виды вязок на основе лицевой и изнаночной петли. | 10 | 2 | 8 |
10. | Игрушка, карандашница. | 24 | 2 | 22 |
11. | Декоративное панно. | 16 | 2 | 14 |
12. | Сувениры. | 24 | 2 | 22 |
13. | Цветы и фрукты. | 20 | 2 | 18 |
14. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 23 | 121 |
Содержание программы первого года обучения
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 4
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.
Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.
ТЕМА 5
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
ТЕМА 6
ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА
Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника (многогранника). Анализ схемы салфетки.
Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.
II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.
ТЕМА 7
ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.
Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки. I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.
II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.
ТЕМА 8
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: лицевая петля, изнаночная петля, накид, две вместе за заднюю стенку, за переднюю стенку.
Практическая работа. Отработка приемов вязания.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 9
ВИДЫ ВЯЗОК НА ОСНОВЕ ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ ПЕТЛИ
Теоретические сведения .Вязание образцов по схеме. Создание картотеки.
Практическая работа. Вязание образцов.
ТЕМА 10
ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА
Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.
ТЕМА 11
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.
Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.
ТЕМА 12
СУВЕНИРЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу,. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 13
ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Подбор ниток и крючка. Оформление готового изделия.
Практическая работа. Вязание цветов и фруктов.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п |
Тема | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Основные приемы вязания крючком, вывязывание узоров | 10 | 4 | 6 |
3. | Ажурное вязание. Салфетка. | 12 | 2 | 10 |
4. | Основные приемы вязания спицами | 10 | 4 | 6 |
5. | Перемещенные петли. Жгуты, косы. | 8 | 2 | 6 |
6. | Вязанный пэчворк. | 10 | 2 | 8 |
7. | Вывязывание орнаментов. | 10 | 2 | 8 |
8. | Игрушки. | 36 | 2 | 34 |
9. | Декоративная корзинка. | 10 | 2 | 8 |
10. | Сувениры. | 34 | 2 | 32 |
11. | Шарфик. | 10 | 2 | 8 |
12. | Шапочка. | 14 | 2 | 12 |
13. | Варежки. | 14 | 2 | 12 |
14. | Носки, тапочки. | 14 | 2 | 12 |
15. | Сумка. | 12 | 2 | 10 |
16. | Кружева. | 8 | 2 | 6 |
17. | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 216 | 38 | 178 |
Содержание программы второго года обучения.
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами.
ТЕМА 2
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание узоров.
ТЕМА 3
АЖУРНОЕ ВЯЗАНИЕ. САЛФЕТКА.
Теоретические сведения. Ажурное вязание по кругу по схеме. Знакомство с правилами ухода за вязаными изделиями. Техника выполнения ст. с 2/н., пышного ст., пико.
Практическая часть. Круглая ажурная салфетка.
I уровень. Вязание салфетки
ТЕМА 4
. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: лицевая петля, изнаночная петля, накид, две вместе за заднюю стенку, за переднюю стенку.
Практическая работа. Отработка приемов вязания.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 5
ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ПЕТЛИ. ЖГУТЫ. КОСЫ.
Теоретические сведения. Техника перемещения петель. Вязание жгута, кос.
Практическая часть. Отработка приемов вязания.
I уровень. Вязание образцов.
ТЕМА 6
ВЯЗАННЫЙ ПЭЧВОРК
Теоретические сведения. Знакомство с искусством вязанного пэчворка. Изготовление изделий из фигур, связанных спицами и крючком. Приёмы работы в вязанном пэчворке. Способы соединения деталей и отделка изделий.
Практическая часть. Вязание геометрических фигур при помощи спиц и крючка. Вязание готовых изделий в технике пэчворка.
I уровень. Вязание мотивов.
II уровень. Вязание готовых изделий.
ТЕМА 7
ВЫВЯЗЫВАНИЕ ОРНАМЕНТОВ
Теоретические сведения. Техника вязания орнамента. Выбор цвета, схем. Разноцветные узоры. Цветочные орнаменты.
Практическая часть. Вязание орнаментов.
I уровень. Вязание образцов.
ТЕМА 8
ИГРУШКИ
Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.
ТЕМА 9
ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.
Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.
I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.
II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.
ТЕМА 10
СУВЕНИРЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 11
ШАРФИК
Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента.
Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.
I уровень. Вязание шарфика для куклы.
II уровень. Вязание шарфика на себя.
ТЕМА 12
ШАПОЧКА
Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. зарисовка схем выполнения узоров.
Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.
I уровень. Вязание шарфика для куклы.
II уровень. Вязание шапочки на себя.
ТЕМА 13
ВАРЕЖКИ
Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.
Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.
I уровень. Вязание варежек для куклы.
II уровень. Вязание варежек на себя.
ТЕМА 14
НОСКИ, ТАПОЧКИ
Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.
I уровень. Вязание изделий для куклы.
II уровень. Вязание изделий на себя.
ТЕМА 15
СУМКА
Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.
ТЕМА 16
КРУЖЕВА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа
выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.
Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.
ТЕМА 17
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Условия реализации Программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- светлый, просторный кабинет,
- столы, стулья, шкафы, полки
- наличие инструментов:
- вязальные крючки и спицы различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- сантиметровая лента;
- электрический утюг;
- гладильная доска.
- наличие материалов:
-пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- фурнитура;
- калька, клей ПВА
- наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- таблица «Основные приемы вязания»
- схемы изделий;
- коллекции ниток;
- образцы вязания;
- изделия;
- инструкционные карты;
- дидактические карточки.
- специальная литература.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
- доступность занятий для всех желающих;
- внимательное отношение к личности воспитанника;
- побуждение воспитанника к аккуратности;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации;
- обучение воспитанников с учетом индивидуальных способностей и особенностей характера;
- побуждение у воспитанников желания помочь отстающим ребятам и научить новичков;
- одобрение детской инициативы;
- доступность понимания поставленных задач.
Качество усвоения содержания программы и высокая результативность трудовой деятельности воспитанников определяется выбором методов обучения и воспитания.
Методы организации творческой и трудовой деятельности:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, описание, работа со схемой, литературой);
- Наглядные (наблюдения, демонстрации наглядных и учебных пособий, готовых работ воспитанников и педагога) методы являются важным средством побуждения творческой активности воспитанников и опорой для самостоятельной деятельности, стимулом для улучшения качества и красоты собственных работ;
- Практический (выполнение упражнений, учебных работ, создание творческих произведений) метод способствует развитию у детей индивидуальных способностей, раскрытию таланта, стремлению к трудовой деятельности, закрепляя полученные знания, умения и навыки;
- Репродуктивный (воспроизводящий) – педагог ставит задачу и сопровождает объяснением последовательности ее выполнения;
- Иллюстративный метод позволяет педагогу дополнить процесс объяснения последовательности и технологии выполнения аппликаций демонстрацией рисунков, схем поэтапной работы, собственным исполнением наиболее трудных приемов.
- Проблемный – педагог дает задание и вместе с детьми ищет способы его выполнения, выбирая наиболее оптимальный вариант;
- Эвристический – дети сами выбирают задание и предлагают оригинальные решения композиции, опираясь на собственные идеи.
Методы контроля эффективности педагогического процесса:
- Устный опрос;
- Викторина (игровая форма проверки знаний);
- Практические задания;
- Просмотр и оценка своих работ воспитанниками;
- Выставки;
- Конкурсы на лучшие работы;
- Самостоятельная деятельность детей
В ходе учебных занятий педагог руководствуется следующими методами воспитания:
- Диспут
- Пример
- Этическая беседа
- Рассказ на этическую тему
Формы занятий:
- Игра
- Беседа, рассказ
- Упражнение,изготовление образцов
- Коллективная творческая деятельность
- Выставки
- Тестирование
Методы стимулирования:
- Поощрение
- Одобрение
- Награждение
- Соревнование
- Предоставление прав
Ресурсное обеспечение
Для педагога:
1 М. Бывальцева. Мягкие игрушки – ООО «Книги «Искателя», 2004
2. М.Я. Башалова, Ю.П.Семенова. Вязание чулочно-носочные изделия и другие мелочи.- ООО «Издательство АСТ»,2006
3. М.Годдард. Вязаные игрушки.- Издательская группа «Контэнт», 2005
4.А. Тимаер. Нарядные прихватки.- «Мой Мир», 2005
5. Т Зверевич. Сумочки и рюкзачки.- «Мой Мир», 2005
6. С.Ф. Тарасенко. Вязаная игрушка.- Минск «Полымя», 1997
7.Х. Пенни. Азбука вязания крючком.- Издательство «Ниола-Пресс», 2005
8. Х. Пенни. Азбука вязания спицами. Издательство «Ниола-Пресс», 2005
9. Т.В.Суздальцева. Уроки вязаного пэчворка.- Издательство «Феникс», 2005
10. С. Шиделко. Вязаные цветы и плоды.- АРТ-Родник,2004
11. М. Кудрявцева. Вяжем сами
12.Журналы по вязанию «Валентина», «Сабрина» и др.
Для учащихся:
1. М.Годдард. Вязаные игрушки.- Издательская группа «Контэнт», 2005
2. А. Тимаер. Нарядные прихватки.- «Мой Мир», 2005
3. Журналы по вязанию «Валентина», «Сабрина» и др.
4. Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия.
5. М. Кудрявцева. Вяжем сами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»
Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года
В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...