ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья на тему
Статья была представлена 14 мая 2014 в форме доклада, иллюстрируемого электронной презентацией, на семинаре «Сетевое взаимодействие – как способ расширения образовательного пространства при реализации опытно-экспериментальной деятельности ДДТ «Павловский», проводимом для ГМО методистов учреждений дополнительного образования детей по программному обеспечению и методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_safonovoy_formy_grazhd_patr.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ»
(Сафонова Татьяна Константиновна,
методист и педагог доп/образования)
Статья была представлена 14 мая 2014 в форме доклада, иллюстрируемого электронной презентацией, на семинаре «Сетевое взаимодействие – как способ расширения образовательного пространства при реализации опытно-экспериментальной деятельности ДДТ «Павловский», проводимом для ГМО методистов учреждений дополнительного образования детей по программному обеспечению и методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей».
«Прошлое и настоящее – звенья одной цепи,
их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга»
Викентий
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский
Образовательная и досуговая деятельность Дома детского творчества «Павловский» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Соотечественник, земляк – означает слово «патриот» в переводе с греческого языка. Основная идея построения гражданско-патриотического воспитания в нашем образовательном учреждении – использование и разработка новаторских инновационных форм работы с детьми с активным использованием средств краеведения.
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор стабильности и безопасности государства.
Патриотическое воспитание является одной из важных составляющих образовательного процесса. Развитие патриотической направленности при изучении краеведения, экологии, военной истории родного края позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Знание истории родного края позволяет шире чувствовать сущность бытия, усиливая уверенность в будущем. Ведь мы сейчас – не что иное, как будущее наших предков.
От средних веков до наших дней судьба края, города Павловска, судьбы павловчан неразрывно связаны с историей защиты, восстановления и развития родного города и всей страны. Сохранение памяти о павловчанах: воинах-героях, воинах-строителях, воинах-ученых, воинах - общественных деятелях – необходимое условие для гражданского и патриотического воспитания и образования будущих поколений.
Воспитание гражданской культуры, формирование национального самосознания, развитие патриотического воспитания в системе дополнительного образования призвано стать важным средством повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Военно-патриотическая направленность краеведческой деятельности способствует пробуждению интереса к военной службе и военной профессии, военной технике, способствует осознанному выбору будущей профессии, созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность гражданского и патриотического воспитания заключается в формировании устойчивого убеждения личной значимости в судьбе Родины, жизнеспособности и надежности ценностных ориентаций подрастающего поколения, в повышении престижа военного образования среди школьников.
Именно от того, какие мировоззренческие установки на готовность к защите Отечества получит человек в детские годы, зависит смысл всей его дальнейшей жизни, поскольку детский возраст представляет собой период формирования гражданско-патриотического потенциала.
Следовательно, проблема военно-патриотического воспитания и образования общества зависит от того, как она будет решена среди детей, подростков и молодежи.
Новизна образовательной деятельности нашего Дома творчества состоит в том, чтобы на примерах исторических судеб и событий представить воспитанникам различные поприща для служения Отечеству, раскрыть широту спектра воинских профессий для юношества, дать обучающимся компетентные знания для осуществления выбора воинской специальности и получения высшего военного образования в выбранной сфере.
Военная история Павловска предоставляет нам уникальную возможность показать высокие образцы служения своему Отечеству от рядового солдата до деятелей государственного уровня.
Педагогическая целесообразность деятельности гражданско-патриотической направленности заключается в стремлении дать детям компетентно-ориентированное обучение.
Поэтому реализация педагогического процесса построена на следующих приоритетных принципах, которые лежат в основе ряда массовых мероприятий и образовательных программ:
- Преобразование образовательного пространства в интересах детей.
- Овладение знаниями в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности (гражданская компетентность).
- Совершенствование добровольного общественного выбора, выбора видов и сфер деятельности.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
- Повышение уровня познавательной активности.
- Предоставление возможности детям творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность.
- Выстраивание практики активного и прямого взаимодействия детей с субъектами других отраслей, сфер общественной жизни.
Образовательная и воспитательная деятельность, осуществляемая на базе Дома детского творчества «Павловский», направлена на патриотическое воспитание юных павловчан через их практическое участие в поисковой работе, изучении, исследовании, пропаганде и благоустройстве родного города, сохранении и восстановлении памятников истории, культуры и природной среды, в возрождении культурно-нравственных ценностей и традиций родного города, в заботе о старших поколениях, ветеранах войны и труда.
Цель всех мероприятий гражданско-патриотической направленности это - на основе примеров и героических страниц истории российского воинства сформировать у обучающихся чувства патриотизма и национального самосознания для правильного выбора вектора самостоятельного личностного развития.
Использование инновационных форм организации работы с детьми в области воспитания патриотизма позволяет решать срау значительное кочисло разнообразных педагогических задач. Задачи традиционных и тематических мероприятий Дома творчества по данному направлению можно подразделить на:
Обучающие
- Расширить кругозор детей в области военной истории, военного образования.
- Изучить основные военно-исторические события при защите родного края.
- Освоить основные понятия и термины в областях военных наук, профессий, специальностей.
- Узнать историю государственных символов Российской Федерации, их историческую преемственность, сущность и значение в различные периоды истории Отечества.
Воспитательные
- Воспитать патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
- Сохранить историческую преемственность поколений. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.
- Сформировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества личности.
- Ориентировать воспитательный процесс на развитие социальной и коммуникативной компетентности средствами поддержки героико-патриотических программ.
- Воспитать внутренние установки на здоровый активный образ жизни.
Развивающие
- Развить умения вести исследовательскую и экскурсионную работу.
- Активизировать деятельность по улучшению и сохранению исторического и культурного наследия.
- Сформировать у обучающихся мотивацию к осознанному выбору профессий в военной сфере деятельности.
- Развивать и формировать духовно-нравственные качества личности - качества патриота и гражданина Отечества и родного города, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия города и его будущее, заботу о памятниках и старшем поколении.
- Развивать творческие способности средствами прикладного творчества (моделирование военно-исторических миниатюр, изготовление военного костюма, построение карт, создание наглядных пособий).
- Развивать навыки и умения самостоятельной работы с литературными источниками.
Особенно важно, чтобы юное поколение знало и помнило о тех героических годах, о тех легендарных именах, которые составили ратную славу края и Отечества.
Мероприятия гражданско-патриотической направленности позволяют интегрировать различные формы организации деятельности участников, что позволяет провести их на самом высоком духовно-эмоциональном уровне. Поэтому моменты истории, к которым дети прикоснулись, останутся в их памяти на всю жизнь.
Что направляет наш поиск новых форм в организации детской деятельности ?
- Стремление дать детям возможность проявить свои ключевые компетентности! Наша цель – это создание необходимых условий для проявления детьми своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, при активном их участии в любых делах Дома творчества.
В нашем Доме творчества реализуется 6 проектов. Все проекты пронизаны идеей воспитания гражданина и патриота нашего Отечества. Хочется привести несколько примеров авторских разработок мероприятий, реализуемых в ДДТ «Павловский», в рамках проекта «Связь поколений».
Интерактивная встреча «Праздник в блокадной школе»
Мы проводим нашу встречу в День снятия блокады Ленинграда. И дети должны почувствовать вместе с ветеранами всю радость этого дня. Поэтому развитие событий встречи происходит от трагического к радостному.
Сл. 6
Уроки проводят учителя в военной форме – офицеры, солдаты, медсестры, и помогают им в этом ветераны с медалями - они рассказывают свои воспоминания по теме урока.
Кульминация праздника – урок пения. Это замечательно, когда под баян солдата, уходящего на передовую, почти сто человек - детей, педагогов и ветеранов поют «Эх, Ладога, родная Ладога,,».
Ну какой же праздник без угощения?
И к огромной радости детей им выдается праздничный блокадный паёк – серый бумажный кулечек с кусочком хлеба, кусочком сахара и с картофелиной «в мундире» (многие не знают что это значит«в мундире»).
Кто-то весело кушает угощение, а кто-то сказал: «Отнесу другу». И это очень ценно - значит нам удалось затронуть в душе ребенка добрые чувства: дружбы, товарищества, взаимопомощи, заботы, удалось заставить задуматься о большом значении маленького кусочка хлеба и сахара.
К Дню защитника Отечества уже 6 лет проводятся Военно-исторические турниры «О подвигах, о доблести, о славе». Турнир имеет свой эксклюзивный переходящий приз – статуэтку «Золотой гренадёр».
Форма заданий на рубежах содержит интегрированный подход - это обязательное наличие в задании двух компонентов: интеллектуального и практического, которые помогают ребятам и проявить свои компетенции и расширить свой кругозор. Спектр форм и видов деятельности на рубежах турниров очень широк.
Вот несколько примеров:
- работа с литературным источником - тест по военно-исторической терминологии стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
- работа с памятниками материальной культуры – электронная фотовикторина «Памятники 1812 года»
- развитие образно-аналитического мышления - работа с зашифрованными словами, сообщениями, циклограмм
- погружение в боевую атмосферу – спортивная эстафета «Фельдъегерь»
- работа на сравнение и сопоставление - работа с картами, схемами
- испытание меткости – стрельба из пневмовинтовки.
- работа с вещью – атрибутация музейных экспонатов
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Интересно в этом направлении проходит работа межпоколенческого клуба «Соотечественники» с необычной формой общения - встречи-путешествия: «Исторические параллели».
Во время путешествий идёт неформальное общение: ветераны делятся жизненным опытом, передают воспоминания о родном городе, вспоминают военное детство, читают стихи, даже поют русские и советские песни, молодые - задают вопросы, дискутируют, помогают старшим постичь тайны современной электронной техники.
Клуб «Соотечественники» - это интересная и взаимополезная форма общения юного и старшего поколения. Идея синтезирования форм представления детских исследовательских работ и создания интерактивного пространства была осуществлена при проведении акции памяти «О тех, кого помню и люблю».
- детские работы «О тех, кого помню и люблю» и «Легендарный Дик» превращаются в театрализованное выступление;
- оживает герой электронной презентации «Легендарный Дик» в образе настоящей собаки по кличке Грей;
- посетители выставки детского рисунка «Собаки на войне» – превращаются в общественное жюри;
- свои отзывы и пожелания участники оформили в виде фронтовых голубых треугольников и отправили по военно-полевой почте.
При проведении военно-спортивной эстафеты «Рубежи» использован прием военно-исторической реконструкции. Ребята привели своих служебных собак для организации выезда собачьих упряжек, которые участвовали в операции «Искра».
В оформление боевых нарт включились все участники эстафеты. Дети набивали снегом и закрепляли на нартах коробки с надписями «Гранаты», «Динамит», «Боеприпасы», «Медикаменты».
В нашем Доме идёт постоянный поиск новых форм деятельности детей с привлечением новых партнеров и выстраиванием новых социальных связей.
Мы очень благодарны нашим помощникам и соратникам, с которыми можно познакомиться по Карте социального партнерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков
Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитател...
Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"
В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...
Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения
ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
«Использование инновационных форм работы на занятиях художественной направленности как фактор социального воспитания».
Как Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Какие формы работы с детьми при этом нужны? Как научить ребенка с позиции творческо...
онлайн-соревнования как инновационная форма в физкультурно-спортивном направлении
Технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а наоборот повышая его за счет индивидуализации, активных методов обуче...