Диагностика творческих способностей
методическая разработка на тему
Как проследить развитие творческих способностей детей? Надеюсь данная разработка вам поможет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей
г. Балашова Саратовской области»
412300 Саратовская область, г. Балашов, ул. Володарского д. 11
т-н: 8(84545) 4 – 22 – 76
E-mail: zevd2012.bardakova@yandex.ru
«ДИАГНОСТИКА
развития творческих способностей
обучающихся занимающихся в художественно-эстетической, культурологической направленности
МОУ ДОД ЦЭВД».
Составители: Крутоголова
Людмила Владимировна,
методист МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей
г. Балашова Саратовской области», высшей квалификационной категории
Гречкина
Ирина Петровна,
педагог-психолог МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей
г. Балашова Саратовской области», высшей квалификационной категории
г. Балашов
2014 г.
ДИАГНОСТИКА
развития творческих способностей обучающихся МОУ ДОД ЦЭВД
Педагогическая диагностика в детских творческих объединениях ЦЭВД проводится по направлениям деятельности ЦЭВД и направлена на изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.
План диагностики
- Наблюдение за развитием творческих способностей обучающися и фиксирование достигаемых результатов.
- Обобщение результатов
- Анализ и оценка достигаемых результатов.
Объектом диагностики являются творческие способности детей в творческих объединениях ЦЭВД.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.
Первичный контрольно – диагностический этап
первичный контроль проводится в октябре
(по окончанию набора детей в учебные группы)
Цель – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
- уровень подготовленности детей для данного вида деятельности.
- выбор программы обучения
- формы и методы работы с данными детьми
Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение, анкетирование, срезы.
Промежуточный контрольно – диагностический этап
промежуточный контроль проводится в декабре – январе.
Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
- какова оценка успешности выбора технологии и методики
- анализируются результаты обучения на данном этапе
Формы проведения: показатели, критерии оценки разрабатывает сам педагог в удобной для него форме.
Итоговый контрольно – диагностический этап
итоговая диагностика проводится в апреле – мае.
Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей детей в конце цикла обучения.
Формы проведения: открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина, конкурсные программы, спектакль, отчетный концерт, выставка.
Форма оценки результата обучающегося очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить ребёнка к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Уровни результативности и их характеристики
Высокий уровень – присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое воображение, способен к рождению новых идей, легко и быстро увлекается новым делом. Имеет высокие творческие достижения, занимает призовые места в смотрах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня, показывает высокие результаты контрольных и зачетных работ.
Выше среднего – проявляет стремление к познанию нового, но не всегда. Может проявлять активность в эмоционально – выразительной форме, однако четко выразить эмоции, в виде проникновения в образ, не может. Музыкально – ритмическими навыками владеет на среднем уровне. Умеет точно и уверенно выполнять задания педагога, однако сложные комбинации заданий требуют помощи педагога. Принимает участие в конкурсах, смотрах, фестивалях районного уровня. Результаты контрольных срезов средние.
Средний уровень – испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога, может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить. Принимает участие в конкурсах, смотрах, фестивалях районного уровня.
Ниже среднего – интерес к творческой деятельности проявляет, но он носит характер «всплеска». Предлагаемые творческие задания выполняет, но большого интереса не проявляет. Воображение развито слабо, но фантазировать умеет, при условии поддержки педагога и сверстников. Радости открытия не испытывает, нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива. Участие в конкурсах эпизодическое. Результаты контрольных срезов низкие.
Низкий уровень – интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости открытия, отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем, не проявляет интерес к демонстрации результатов деятельности, уровень контрольных зачетов низкий.
В ЦЭВД принята следующая система отражения уровней развития творческих способностей детей, при обобщении результатов.
Педагоги выставляют баллы.
высокий уровень – 9 -10 баллов
выше среднего –7-8 баллов
средний уровень – 5-6 баллов
ниже среднего – 3-4 балла
низкий уровень -1-2 балла
Итоги диагностики
На основе сравнительного анализа констатирующей и контрольной части диагностики полученные данные, анализируются на совещании ЦЭВД и делается вывод о целесообразности и эффективности проведения данной диагностики.
Таким образом, на начало и конец учебного года в ЦЭВД имеются общие показатели развития творческих способностей детей по каждому году обучения, в каждой группе, выраженные в процентном соотношении и представленные в виде таблицы и диаграммы в цветном изображении. Все это позволяет педагогу вносить коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.
Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.
Критерии формирования способностей
у обучающихся__ лет, __ года обучения,
творческое объединение __________________________ рук. ___________
№ | Фамилия, имя обучающихся | Танцевальные способности | Артистические способности | Примечание | |||||||||||||
Чувство ритма | Координация движения | Память на движения | Соответствие физического развития возрасту | Дисциплина | Выносливость | Реакция на музыку | Невербальные средства общения | Умение воздействовать на других | Владение выразительностью речи | Интерес к своим публичным выступлениям | Склонность к пародированию | Художественный вкус | Общительность | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
Итого |
Дата заполнения _____________
Критерии формирования способностей
у обучающихся__ лет, __ года обучения,
творческое объединение __________________________ рук. ___________
№ | Фамилия, имя обучающихся | Художественные способности | Артистические способности | Примечание | |||||||||||
Самостоятельность в суждениях и мнениях | Интерес к дизайну и интерьеру | В свободное время занимается любимым видом творчества | Умение ценить произведения искусства | Умение претворить мысли и фантазии в творчестве | Воплощение окружающего мира в работах | Невербальные средства общения | Умение воздействовать на других | Владение выразительностью речи | Интерес к своим публичным выступлениям | Склонность к пародированию | Художественный вкус | Общительность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
Итого |
Дата заполнения _____________
Критерии формирования способностей
у обучающихся__ лет, __ года обучения,
творческое объединение __________________________ рук. ___________
№ | Фамилия, имя обучающихся | Литературные способности | Артистические способности | Примечание | ||||||||||
Логика в рассуждениях | Фантазия и воображение | Выразительность речи | Эмоциональность | Способность к письменному выражению мыслей | Невербальные средства общения | Умение воздействовать на других | Владение выразительностью речи | Интерес к своим публичным выступлениям | Склонность к пародированию | Художественный вкус | Общительность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
14 | ||||||||||||||
15 | ||||||||||||||
Итого |
Дата заполнения _____________
Критерии формирования способностей
у обучающихся__ лет, __ года обучения,
творческое объединение __________________________ рук. ___________
№ | Фамилия, имя обучающихся | Музыкальные способности | Артистические способности | Примечание | ||||||||||
Увлечённость музыкой | Чувство ритма и музыкальность | Эмоциональность | Творческое отношение к музыке | Владение музыкальным инструментом | Невербальные средства общения | Умение воздействовать на других | Владение выразительностью речи | Интерес к своим публичным выступлениям | Склонность к пародированию | Художественный вкус | Общительность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
14 | ||||||||||||||
15 | ||||||||||||||
Итого |
Дата заполнения _____________
Танцевальные способности:
Артистические способности:
| Музыкальные способности:
Артистические способности:
|
Литературные способности:
Артистические способности:
| Художественные способности:
Артистические способности:
|
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академия, 2001г.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., Прометей, 1993 г.
- Доровский А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. – М., Российское педагогическое агентство, 1997г.
- Леви В. Нестандартный ребёнок. – СПб, 1993 г.
- Мелхори Г.. Мелхори Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Книга для учителя: перевод с немецкого . – М., Просвещение, 1989 г.
- Развитие и диагностика способностей. Под редакцией Д.Б. Богоявленской, В.Д.Шадрикова. – М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»
Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

Диагностика творческих способностей в ОУ ДОД
Методические рекомендации «Диагностика творческих способностей обучающихся» являются практическим руководством по творческому развитию обучающихся младшего школьного возраста. Предназначены для педаго...

Диагностика творческих способностей воспитанников студии "Музыкальная гостиная"
Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной м...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Методика диагностики развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей...