Методические материалы (экология, здоровьесбережение)
статья (5 класс) на тему
ддддддддддддд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о здоровьесберегающих технологиях | 28.79 КБ |
Эколинейка для учащихся 5 классов "Планета просит помощи" | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотникова Ольга Николаевна,
заместитель директора по учебной деятельности
МБОУ СОШ № 106, г. Екатеринбург
Современные здоровьесберегающие технологии в образовании.
Ключевые слова: педагогическая технология, здоровьесбережение, здоровьесберегающая среда школы, здоровье, компоненты здоровьесбережения.
Аннотация: в данной статье автор рассматривает основные понятия, связанные с пониманием здоровьесберегающей технологии; останавливается на факторах, влияющих на сохранение здоровья школьников; рассматривает особенности здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, определяет компоненты здоровьесберегающих технологий и основные требования к современному уроку с позиций здоровьесбережения.
Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий современное образовательное учреждение должно помочь обучающемуся реализовать образовательные запросы, своё человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить их здоровье. В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, потому что проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными на современном этапе.
На здоровье детей влияют определенные факторы, которые можно обозначить следующим образом:
- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:
- шум;
- освещенность;
- воздушная среда;
- размер помещений, кубатура;
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
- используемые стройматериалы, краска;
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- компьютеры, телевизоры;
- организация питания, в том числе ассортимент, качество пищи;
- качество питьевой воды, используемой в школе;
- экологическое состояние прилегающей к школе территории;
- состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы:
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
- медицинское и психологическое обеспечение школы;
- участие родителей учащихся в жизни школы;
- стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
- психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;
- интегрированность школы в окружающий социум;
- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы:
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль педагогического общения учителя с учащимися;
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска);
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
- личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля» и «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».
Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка». С этим нельзя не согласиться.
Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (по Н.К. Смирнову).
К здоровьесберегающим технологиям относятся (по Г.К.Селевко:)
- Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику (а в широком смысле – обучающемуся) школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:
- Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
- Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
- Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
- Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
- Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
- Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
- Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
- Антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;
- Индивидуализация воздействий;
- Творческий характер образовательного процесса;
- Активные методы и формы обучения;
- Направленность на предупреждение утомляемости;
- Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;
- Организация оздоровительного часа.
В процессе реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ), которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Особенности здоровьесберегающего пространства школы:
- позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся;
- инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
- Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
В современной педагогике разрабатывается экспертный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий, который предполагает применение методик анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Автором Л.Ф. Тихомировой разработана схема анализа, которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.
Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:
1. Учет степени трудности предмета при составлении расписания.
Да | 1 |
Нет | 0 |
2. Режим проветривания соблюден
Да | 1 |
Нет | 0 |
3. Температурный режим соблюден
Да | 1 |
Нет | 0 |
4. Продолжительность урока соответствует возрасту.
Да | 1 |
Нет | 0 |
5. Физкультпаузы
Есть | 1 |
Нет | 0 |
6. Стиль общения
Авторитарный | 0 |
Либеральный | 0 |
Демократичный | 1 |
7. Психотравмирующие ситуации на уроке
Есть | 1 |
Нет | 0 |
8. Позиция учителя
Взрослый | 0 |
Родитель | 0 |
Ребёнок | 1 |
9. Работоспособность учащихся
Отсутствие усталости | 1 |
Отмечена усталость | 0 |
10. Положительный эмоциональный настрой
Да | 1 |
Нет | 0 |
Оценка результатов:
7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;
5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;
0-4балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.
Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % учащихся не имеют выраженногоснижения работоспособности к концу учебного дня).
Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи Лутошкина (1 балл, если более 60 % учащихся свое настроение оценивают как положительное).
Литература:
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
- Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.
- Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
- Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.-270с.
- Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
- Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.
- Стефаненко Н.А. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья школьников. (интернет-источник издательства «Просвещение»).
Предварительный просмотр:
Эколинейка «Знать, любить, беречь»
для учащихся 5 классов.
Как прекрасна во Вселенной наша Земля! На этой планете живет человек. Он безумно вторгается в ее владения, принося ей нестерпимую боль, которая может обернуться необратимой экологической катастрофой. Тогда жизнь на Земле станет невозможна! Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные признаки такой катастрофы уже есть. Проблема загрязнения окружающей среды становится в наше время глобальной проблемой всей земной цивилизации. Ведь Земля - дом всего человечества.
Слово Корнеевой Юлии Владимировне
Экология – слово греческое, образовано из двух слов: «экос» - дом, «логос» - учение. Учение о нашем доме - общем для всего человечества – планете Земля. А дом должен быть чистым, теплым, уютным, светлым. Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?
Слово Гаврилиной Марии Константиновне, главному специалисту отдела экологической безопасности и экспертизы объектов регионального уровня Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
Так что же происходит в нашем доме? Он весьма засорен.
Загрязнен воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой.
В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, котельных, транспорта все больше и больше.
В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге, - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
200 лет назад естествоиспытатель Жан – Батист Ламарк утверждал, что рыбы никогда не могут быть поголовно уничтожены, поскольку они слишком хитры, чтобы попадать в ловушки. Но Ламарк заблуждался. Современные рыболовные флотилии, вооруженные новейшими сетями и оснащенные крючками, прочнейшими канатами длиной до 100 км, не оставляют рыбе никаких шансов выжить в море.
Например, мраморный окунь обитатель антарктических вод. В семидесятые годы рыболовные флотилии разных стран три года подряд вылавливали по 400 тонн этого окуня. И вот сегодня этого промысла здесь уже нет. В середине девяностых годов из 15 районов Мирового океана богатых рыбой, опустели 13. Ловля в них не ведется – добычи нет.
При ловле крабов случайных жертв (морских животных, не нужным рыбакам), выбрасывают, за борт, чаще всего, когда они уже нежизнеспособны, обычно бывает впятеро больше, чем крабов. Печальное будущее морских промыслов очевидно. Но не только новейшая техника лова губит население океанов и морей. Отравленные стоки рек причина того, что вокруг их устьев возникают огромные зоны мертвой воды.
Наконец в последние годы воды океанов превращаются в хранилища радиоактивных отбросов атомных электростанций и атомного флота. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море. В результате - миллион тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде. Над водой кружат чайки, на несколько секунд они садятся на воду передохнуть. Что же с ними станет, когда перья вымажутся «черной грязью», отмыть которую невозможно.
Усиленно идет «облысение» планеты. Крупные лесные массивы часто
называют легкими Земли, они поставляют кислород, столь необходимый всему живому. Но в наше время этим легким нанесены серьезные, опасные раны, и их необходимо залечивать. Только в период с 1980 по 1995 годы сведены 180 миллионов гектаров леса. Это площадь такой страны, как Мексика!
В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на планете, занимали 6,2 млрд. гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека. От этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 млрд. гектаров.
Правда, человек посадил «вторичный лес», - 3,4 млрд. гектаров. Это самый значительный пример экологической помощи природе со стороны людей, к сожалению, этого мало.
Для многих животных леса – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит животные теряют свой дом. Значит они обречены на гибель. И может быть, скоро перестанет куковать нам кукушка, не пропоет соловей. Не будет всего того, во что с детства мы влюблены.
Сегодняшнее население Земли – общество суперпроизводителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда, большая его часть – 97% идет на отходы.
Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры, быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Послушайте притчу про рябинку. Слушайте внимательно, буду задавать вопросы!
Рябинка
(притча)
Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные
листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала. «Возьму я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится». И она была по-своему права.
Ехал на машине усатый дядька. «Ух ,ты… Прямо картинка… Шикарно!» Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. «Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки». Что ж, он был тоже по-своему прав. Под вечер шли туристы. «Хорошая рябинка, правда ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной. Мы народ организованный, должны подавать пример…»
Шел в сумерках влюбленный. «Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!» На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться «. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…А Люсенька обрадуется».
На другой день приехал хозяйственник. «Что это еще за уродец?» - строго спросил он, наткнувшись на рябинку. «Убрать. Срубить. А то весь вид портит». И он был по-своему прав. В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки нет.
(По Н. Соколовой)
(Притча – бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучительный характер.)
Вопросы:
- Отвечает ли человек за свои поступки?
- Должен ли человек осознавать последствия своих поступков?
(Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека
– уберечь, сохранить ее или смять, надругаться над ней. Каждый человек
должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них
ответственность.)
Наша обязанность – сохранить природу, научиться брать подарки, но не злоупотреблять ее щедростью. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого.
От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде рек и озер, будет ли над нами синева неба, зеленые луга и леса, радостные запахи трав и живой воды.
И если мы будем разумны, будем жить в ладу с природой, то она будет нам открывать новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой.
Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Планета - наш дом. И пусть она всегда будет чистой и уютной.
Домашнее задание:
объявляем конкурс рисунков «Природа просит защиты».
Рисунки сдавать своим классным руководителям до 15 ноября.
В школе будет оформлена выставка ваших работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по здоровьесбережению «Упражнения для глаз»
Методическое пособие содержит упражнения, самомассажи для снятия усталости с глаз....
методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...
Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах
Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....
Методические рекомендации по здоровьесбережению на уроках математики.
Рекомендации по здоровьесбережению ребёнка на уроках математики и во внеурочное время. Задачи на соблюдение гигиены школьника....
Методическая разработка "Экология природы - экология души"
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души» (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...