методическая разработка занятия "Мозаичный витраж"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Дата « » апреля 2013 года
Раздел: Полимерная глина
Тема занятия: Мозаичный витраж
Занятие «Мозаичный витраж» реализуется в рамках программы «Мастерская декоративно-прикладного творчества», предназначенной для детей 7-12 лет и рассчитанной на 3 года обучения. Количество занимающихся в группе не должно превышать 15 человек.
Занятие по объему выполняемой работы достаточно простое, поэтому может быть проведено почти в самом начале реализации данной программы. Финал занятия на столько эмоционально яркий, что будет способствовать увеличению интереса детей к более глубокому изучению данного вида декоративно-прикладного искусства.
Тип: учебное занятие
Вид: комбинированное занятие
Продолжительность занятия 90мин.
Цель занятия
Научить воспитанников выполнять изделия в технике мозаичного витража.
Для достижения поставленной цели детям на данном занятии необходимо сформировать трость из полимерной глины с рисунком «Мозаичный витраж», при помощи канцелярского ножа нарезать трость на детали, которые впоследствии будут запечены преподавателем.
Задачи занятия
- Образовательные
- Познакомить воспитанников с новыми понятиями: «Витраж», «Мозаика», «Калейдоскоп», закрепить уже изученные: «Цилиндр», «Трость», «Симметрия»
- Заложить основы построения рисунка трости из полимерной глины
- Обучить процессу самостоятельного ужимания трости
- Развивающие
- Повторить технику безопасности при работе с канцелярским ножом
- Развивать творческое мышление
- Развивать моторику, наблюдательность, гибкость рук и пальцев
- Воспитательные
- Воспитать чувственно-эмоциональное и целостно-оценочное отношение к действительности
- Формировать доброжелательную атмосферу в коллективе
- Воспитывать терпение и аккуратность при выполнении работы
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут знать:
- Термины «Витраж», «Мозаика», «Цилиндр», «Трость», «Калейдоскоп», «Симметрия»
- Технологию изготовления рисунка трости из полимерной глины
- Секреты процесса ужимания трости из полимерной глины
- Технику безопасности при работе с канцелярским ножом
Учащиеся будут уметь:
- Формировать объемную геометрическую фигуру – цилиндр
- Самостоятельно ужимать трость
- Правильно обращаться с канцелярским ножом
Форма проведения занятия – мастерская. Форма организации деятельности детей на занятии – фронтальная, с оказанием индивидуальной помощи. Подведение итогов занятия проходит в форме выставки.
Методы, используемые на занятии «Мозаичный витраж»:
- Словесные методы
- Устное изложение нового материала, объяснение новых терминов, диалог
- Беседа с учащимися о тех правилах, которые они уже запомнили; комментарии педагога по ходу занятия
- Подсказки педагога
- Практические методы
- Изготовление деталей с рисунком трости «Мозаичный витраж»
- Наглядные методы
- Демонстрация готовых образцов, схем, компьютерной презентации
- Анализ выполнения задания детьми
Оборудование
Для организации работы не требуется специального помещения. Это может быт обычный класс, оборудованный духовым шкафом (мини-печью) для запекания полимерной глины.
Оборудование для педагога:
- иллюстративный материал, образцы изделий, компьютерная презентация
- металлическая фурнитура для сережек.
Оборудование для учащихся:
- полимерная глина разных оттенков
- предмет цилиндрической формы для раскатывания материала,
- канцелярский нож
- острый тонкий предмет в виде шила
- поверхность для изготовления композиции (клеенка или оргстекло).
Использованные источники:
- Donna Kato. Тhe Art of Polymer Clay Millefiori Techniques. Watson-Guptill. 2008
- http://kopilka.rv.ua/?p=564
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19363/
- http://www.placen.com.ua/experts/articles/view/1321
- http://polymerclayfimo.livejournal.com/
Этапы занятия «Мозаичный витраж»
Этап | Педагогические задачи | Содержание | Время/мин. | Примечание |
I. Подготовка рабочего места | Организация деятельности учащихся. Изложение нового материала и закрепление его. Определение и разъяснение целей занятия. | Приветствие. Просмотр презентации «Мастер-класс по созданию мозаичного витража» Постановка цели. Определяемся с выбором цвета | 15 | Термины: Витраж, Мозаика |
II. Повторение пройденного материала | Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников. Доведение ребенка до понимания целесообразности данного действия. Инструктаж по выполнению работы. Установление связи с ранее изученным материалом. Задачи по росту самостоятельности. | Разминаем глину. Устанавливаем связи с ранее изученным материалом Формируем цилиндры | 12 | Термин: Цилиндр (повторение) Сам процесс лепки из полимерной глины заключается в правильном разминании самого материала, его нужно довести до состояния мягкости, пластичности |
III. Оборачивание | Задачи по росту самостоятельности | Раскатывание глины | В качестве скалки можно использовать специальный акриловый ролик для пластики, либо обрезок пластиковой трубы. Деревянная скалка в данном случае не подходит – пластика будет к ней липнуть | |
Оборачиваем цветные цилиндры тонкой лентой черной пластики | Рекомендуется делать обертку шире, т.е. чуть больше высоты цилиндра | |||
Соединяем все обернутые цилиндры вместе | Следим за контрастностью цветовых сочетаний. Стараемся избегать колористически неверных решений | |||
ПЕРЕРЫВ (10 минут). Ребята могут пройтись по классу и посмотреть, что получилось у других детей. | ||||
IV. Множение | Задачи по организации деятельности учащихся. Задачи по росту самостоятельности. Задачи на развитие и проявление творчества | Делаем разрез канцелярским ножом. Отрезанную часть прилепляем с обратной стороны, срез залепляем полоской черной пластики. Продолжаем резать пластику пока все цилиндры не будут разрезаны | 16 | Стремимся разбить как можно больше целых цилиндров, тем самым приумножив их количество в трости. Вспоминаем технику безопасности при работе с канцелярским ножом |
V. Ужимание | Задачи по росту самостоятельности | Ужимаем пластику в прямоугольную трость | Термин: Трость На этом этапе преподаватель раскрывет секреты ужимания трости. Чтобы грани были четкими, следует использовать скалку, либо любую отслужившую пластиковую карточку | |
VI. Калейдоскоп | Задачи на развитие и проявление творчества. Задачи по росту самостоятельности и закреплению интереса | Разрезаем трость посередине. Соединяем две половины по принципу калейдоскопа. Повторно ужимаем трость и вновь разрезаем и соединяем две половины по принципу калейдоскопа | 10 | Термины: Калейдоскоп, Симметрия Педагог делится личным опытом, рассказывая детям о Калейдоскопе и принципе его действия. Ребята самостоятельно выбирают, какие грани соединить, чтобы получился лучший рисунок |
VII. Запекание | Задачи по формированию общественного мнения коллектива. Задачи на развитие и проявление творчества. Оценка результатов работы учащихся. Организационный момент | Подведение итогов. Подготовка деталей к запеканию. Уборка рабочего места. | 14 | По средствам острого предмета (шила или металлического штифта) ученики проделывают отверстия в еще пластичных деталях |
Запекание работ в духовом шкафу выполняется педагогом самостоятельно. На этом этапе занятие должно быть закончено. Дети при запекании присутствовать не должны (см. Рекомендации по запеканию).
Перед организацией выставки работы рекомендуется собрать при помощи фурнитуры и специальных инструментов (круглогубцы, утконосы, бокорезы). Собирает работу педагог.
План-конспект занятия «Мозаичный витраж»
1. Приветствие. Воспитанники занимают свои места, готовят рабочее место к работе: стелют на парты клеенки, достают канцелярский нож, скалку и распаковывают коробки с полимерной глиной (далее пластика).
2. Повторение пройденного материала. Вспоминаем тему и основную мысль предыдущей встречи, где мы познакомились с Цилиндрами. Дети самостоятельно рассказывают о том, как картинка становится объемной.
3. Введение в образовательный материал начинается с вопросов
- Знаете ли вы, что такое Цилиндр? (Дети это хорошо знают еще с прошлого занятия)
- Какие вы знаете Цилиндрические предметы? (Мужской головной убор, пень, колонна, труба и т.д)
Вспоминаем, что в создании Трости участие принимают Цилиндры. Преподаватель обращает внимание детей на то, что сегодняшняя работа будет основана на принципе соединения Цилиндров.
- Что такое, по мнению детей, Мозаика? (Варианты ответов могут быть не предсказуемы. Педагог предлагает вспомнить пазлы или плитку в ванной комнате.)
И, наконец, последний вопрос
- Что такое Витраж? Рисовали ли вы когда-нибудь витражными красками по стеклу? ( Преподаватель показывает картинки настоящих витражей, доступно объясняет принцип их создания, уделяя отдельное внимание перегородкам.)
Теперь пытаемся соединить два понятия Мозаика и Витраж. Что же у нас получилось?- это мы узнаем, когда выполним работу.
4. Педагог открывает компьютерную презентацию. Подготовка наглядных пособий. Рассказ преподаватель начинает с демонстрации электронной презентации «Мастер-класс по созданию мозаичного витража». Происходит процесс ознакомления с объемом предстоящей работы. Мозаика всегда являлась предметом восхищения. Процесс ее создания – это довольно кропотливая работа и она требует большого терпения. Мозаичный узор, созданный талантливым художником, превращается в произведение искусства.
С помощью полимерной глины можно сымитировать мозаичный рисунок, в котором четко будут различаться разноцветные кусочки плитки. Мозаика состоит из двух основных элементов: разноцветных плиток и соединяющего их раствора. На данном занятии мы хотим получить не абстрактный мозаичный узор (это слишком просто даже для первоклассника), а композиционно завершенную деталь с витражным эффектом. Для этого мы используем принцип Калейдоскопа. Детям предлагается ответить на вопрос: знают ли они что такое Калейдоскоп? Смотрели ли они в настоящий калейдоскоп? что видели? Преподаватель доступно объясняет принцип устройства калейдоскопа с зеркалами и цветными стеклами.
4.1 В процессе просмотра презентации педагог заостряет внимание на двух основных действиях, без которых невозможно создание ровного рисунка: правильное оборачивание и правильное ужимание трости. Основная задача занятия – научиться правильно совершать эти важные для создания трости действия.
Воспитанникам, в качестве примера применения изучаемой техники, демонстрируются готовые изделия.
4.2 Вывод. Чтобы создать ровный рисунок нужно запомнить и соблюдать некоторые правила. Без их соблюдения добиться ожидаемого результата не удастся.
- Несколько советов:
• Варьируйте размер цилиндров. Они не должны быть все одинакового размера, это придаст композиции более интересный вид.
• Для создания бус и кулонов, в качестве основы можно взять любую пластику (или остатки) и покрыть ее пластами мозаичного узора. Если ваша мозаика полупрозрачная, то цвет основы будет немного просвечивать.
4.3 Заключение. Практическая творческая деятельность. Сигналом к началу работы служит фраза педагога: «Начинаем разминать пластику».
5. Творческая часть занятия. Дети выполняют практическую работу по созданию трости из полимерной глины с рисунком «Мозаичный витраж», при помощи канцелярского ножа нарезают трость на детали, которые впоследствии будут запечены преподавателем. Педагог дает практические советы по оборачиванию и ужиманию трости, оказывает индивидуальную помощь.
Список вопросов, на которые преподаватель предлагает ответить детям:
- Какие должны быть руки? (Чистые)
- Какую пластику мы начинаем разминать в первую очередь? (Светлую пластику, не красящую руки. Затем разминаем темные цвета.)
- Как правильно разминать пластику? (Ее следует нарезать и разминать маленькими кусочками присоединяя новые.)
- Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. (Следим за тем, чтобы при резке лезвие ножа было полностью выдвинуто и располагалось острой частью вниз. После нарезания лезвие следует задвинуть.)
- Какие новые понятия вы узнали сегодня? (Витраж, Мозаика, Калейдоскоп, Симметрия.)
- Какая должна быть полоска пластики оборачивающая цилиндр? (Полоска должна быть тонкая и немного больше высоты цилиндра.)
- Как правильно ужать трость? или - Какие секреты ужимания трости вы узнали? (Трость с рисунком ужимаем медленно, аккуратно. Сначала надавливаем в центр, потом, перебирая пальцами, ведем нажим к краям, не сдавливая слишком сильно, не делая нажимов с впадинами - это может привести к искажению рисунка. Следим, чтобы толщина трости по всей её длине была одинаковой. С боковых сторон рисунок всегда искажается. Из центральной же части трости получатся самые лучшие срезы.)
6. Подведение итогов.
Когда трости нарезаны, учащиеся пытаются отгадать, у кого что получилось. Дети видят, получился ли у них симметричный рисунок или нет, тем самым могут самостоятельно оценить результат своей работы путем самоанализа.
Окончательное подведение итогов проходит в форме выставки, которая будет организована на следующем занятии, когда все работы будут запечены и собраны.
Рекомендации по запеканию (для педагога)
Для того чтобы изделия из полимерной глины получились удачным, нужно знать не только особенности лепки из этого материала, но и то, как правильно их запекать.
Сначала определимся с тем, в чем нужно выполнять запекание полимерной глины. Делать это нужно в духовке, при этом для нашей цели подходит как электрическая, так и газовая духовка. В микроволновой печи запекать пластику нельзя!
Внешний вид вашего изделия зависит и от того, на чем вы будете его запекать. Размещать их можно на различных материалах. Например, на противень можно положить картон, стекло, деревянную дощечку и т.д. Но при этом нужно учитывать тот факт, что если вы запекаете изделие на гладком материале, то поверхность изделия, которая с ним соприкасалась, также будет гладкой.
Такой результат не всегда является желательным, поэтому, чтобы сохранить матовость поверхности, для запекания изделия на противень нужно положить кусочек грубого не воспламеняющегося материала, например, джинс.
- При какой температуре запекать полимерную глину?
В первую очередь нужно знать то, что для полимерной глины (пластики) различных производителей, подходящая температура запекания может отличаться. Поэтому обязательно обратите внимание на упаковку той пластики, которую вы используете. Температура запекания должна быть на ней указана. Температура запекания пластики FIMO составляет 110 градусов Цельсия, а для полимерной глины других производителей она зачастую составляет 130 градусов Цельсия. Очень важно соблюдать условия температурного режима, так как их отклонения в ту или иную сторону повлияют на качественные характеристики вашего изделия, а также на его внешний вид. Поэтому если пластику запекать при слишком высокой температуре, она может потерять насыщенность цвета, при этом во время запекания будет выделяться много токсичных веществ. Если же температура будет недостаточно высокой, то в результате изделие из пластики получится хрупким.
Нужно сказать пару слов об измерении температуры в духовке. Нередко встроенные в духовой шкаф термометры дают не очень точные значения. К тому же температура в духовке может колебаться в различных ее местах. Поэтому, чтобы не рисковать, рекомендуется приобрести большую СВЧ-печь с режимом конвекции (вентилятор) и электронным таймером.
- Сколько времени нужно запекать пластику?
В целом, продолжительность запекания изделий из полимерной глины зависит от их толщины. Например, изделия толщиной не более половины сантиметра можно запекать минут пятнадцать, а более толстые – около получаса. Но для надежности можно подержать их в духовке и больше. Если вы правильно соблюдаете температуру запекания, то изделия не испортятся от длительного нахождения в духовке, и даже станут более прочными.
Обратите внимание, что если по каким-либо причинам ваши изделия не успели пропечься, то вы сможете допечь их через некоторое время. Это не повлияет их качество. Пари этом для удобства создания сложных изделий, можно сначала запечь некоторые их детали, а потом уже запечь всю целиком собранную поделку.
- Соблюдение мер предосторожности (важно!)
Любая полимерная глина по время запекания выделяет токсичные вещества, вредные для здоровья. Поэтому в комнате, где запекается пластика, обязательно должна быть открыта форточка. Духовку после запекания полимерной глины нужно хорошо вымыть. А чтобы не допустить распространения вредных веществ в помещении, запекать изделия можно в специальных контейнерах, которые герметично закрываются. Никогда об этом не забывайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны
Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О. А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с те...
Методическая разработка урока изо 5 класс по теме "Витражи"
Методическая разработка урока изо 5 класс по теме "Витражи"...
Методическая разработка «Текстильный витраж»
Методическая разработка «Текстильный витраж» знакомит учащихся детской студии текстильного дизайна с витражной техникой и возможностями ее имитации в текстиле. Представлены панно, выполнен...
Методическая разработка "Изготовление сложного витража"
Данная разработка предназначена для проведения занятия по теме «Изготовление сложного витража». Возраст детей от 7 лет....
Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
Методическая разработка: "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...