Статья
статья на тему

Развитие координационных способностей посредством упражнений с фитбольными мячами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бирюкова Наталья Игоревна,

Педагог дополнительного образования ГБОУ средней школы № 339

Невского района Санкт-Петербурга

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

«Развитие координационных способностей

посредством упражнений с фитбольными мячами».

Санкт-Петербург

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Введение.                                                                                     3

2. Фитбольные мячи.                                                                       4

3. Координационные способности.                                               5

3.1. Роль в жизни человека.                                                      5

3.2Средства развития координации.                                        6

4. Выводы.                                                                                        7

5. Литература.                                                                                   9

1  Введение

Сегодня мы часто слышим слово фитнес, что оно обозначает? В переводе с английского языка фитнес - вести активный образ жизни или, проще говоря, быть в форме. Фитнес - это стиль жизни, помогающий поддерживать и физическое и духовное состояние в отличном состоянии.  История фитнеса берет свое начало еще с античных времен, так в Древней Греции преобладал культ красивого и здорового тела, культ атлетизма.

Следующим этапом в истории фитнеса стало его развитие в Соединенных Штатах Америки, где главной целью развития стало: сделать фитнес образом жизни населения. Эволюционно необходимый вид человеческой деятельности - это движение. Снижение  и ограничение двигательной активности наносит вред всему организму человека. Низкая физическая активность, курение, лишний вес, стрессы, употребление алкоголя все это факторы возникновения и развития многих заболеваний. В этом сыграли немаловажную роль достижения науки и техники. Причиной полной обездвиженности людей стали автомобили, лифты, телевизоры, компьютеры, бытовая техника.  Таким образом, активное развитие фитнеса стало самым эффективным и действенным в профилактике многих серьёзных заболеваний.

Фитнес - это целая система, и эта система не допускает «самодеятельности». Что включает в себя фитнес? Это и занятия на тренажерах, силовые тренировки и элементы аэробики. Благодаря работе всей группы мышц, варьируется нагрузка и как следствие занятия становятся весьма эффективными.  Тренировки способствуют не только поддержанию тела в хорошей физической форме, но и положительному психологическому настрою, развивают мышечную выносливость. При систематических занятиях совершенствуется координация действий, чувство равновесия, быстрота реакции.

2 Фитбольные мячи

Фитбол (мяч для опоры)- волшебный швейцарский мяч. Он был создан в 1960 году в Европе. Впервые его начали использовать швейцарские врачи в качестве приспособления для физической реабилитации. Постепенно фитбол приобрел широкое признание во всем мире, а десять лет назад прочно занял свое место в российских фитнес клубах.

Но так как этот мяч безопасное и очень эффективное приспособление для физических тренировок, его стали использовать наряду с велотренажером и беговой дорожкой. Ведь это помогает разнообразить тренировку и сделать ее приятной, тем более что фитнес-мяч подходит как для молодых, так и для пожилых людей.

Чем полезны упражнения с фитболом? Аэробика с использованием фитболов  увлекательна. Большой, лёгкий мяч не только создаёт весёлую атмосферу, когда вы пружините и подпрыгиваете на мяче, подбрасываете и ловите его, но и отлично тренирует ваше сердце, дыхательную систему и вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы корпуса, развивает координацию движений и делает уроки эмоциональными и яркими.

Данный вид аэробики уникален тем, что в нем практически отсутствует ударная нагрузка на нижние конечности, за счет вибрации улучшаются обмен веществ, кровообращение в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, улучшению работы его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Гимнастика на фитболе, который мягко пружинит, полезна при варикозном расширении вен, остеохондрозе и артритах. Фитбол - это щадящая, но эффективная аэробика.

Фитбол помогает развить гибкость. Вы можете делать с помощью мяча эффективные упражнения на растяжку спинных и брюшных мышц. Мяч незаменим, когда вы делаете упражнения на брюшной пресс. Он позволяет задействовать самые глубокие мышцы пресса.

Из-за сидячего образа жизни учащиеся  страдают болями в спине. Если использовать фитбол в качестве стула, то можно уменьшить нагрузку на спину и избавиться от боли в мышцах спины. По данным обследования детей на базе Центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики за последние несколько лет было выяснено, что систематизированное использование фитбола является одним из наиболее эффективных методов лечения и реабилитации детей с диагнозом сколиоз.

Сегодня, не только девушки, но и юноши с удовольствием занимаются фитнесом с этими большими мячами.

3 Координационные способности

3.1 Роль в жизни человека

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Большая роль при решении задач по развитию координационных способностей отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в гимнастических упражнениях, метательных движениях, подвижных, спортивных играх.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

  • значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
  • постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
  • испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

3.2 Средства развития координации

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма. 

Также упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.

Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален. Поэтому он может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

  • Для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата.
  • Для формирования осанки.
  • Для увеличения гибкости и подвижности в суставах.
  • Для развития ловкости и координации движений.
  • Для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
  • Для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
  • Для укрепления мышц брюшного пресса.
  • Для укрепления мышц спины и таза.
  • Для укрепления мышц ног и свода стопы.
  • Для развития танцевальности и музыкальности.

4 Выводы

Фитбол – аэробика - это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения. Это в свою очередь позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения в программах. 

Таким образом, предполагается, что каждое из физических упражнений оказывает определенное воздействие на человека, зависящее от особенностей его содержания, формы и условий выполнения. 

Грамотный подход тренера-педагога при работе с фитбольными мячами дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления педагогических задач для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, а также координационных способностей.

При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств.
Таким образом, данная работа даёт информацию о многообразии средств нового современного вида фитбол-аэробики. Овладение упражнениями, которые позволят укрепить здоровье и повысить физическую подготовленность занимающихся.

 

5 Литература

  1. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
  2.  Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.-Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
  3.   Лисицкая Т.С.Сиднева Л.В. Аэробика. В 2 т. Т.1 Теория и методика.- М.: Федерация аэробики России. 2002. - 232 с.
  4.  Овчинникова Т.С.Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
  5.  Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
  6.  Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
  2.  Якушкин Б.В. Классификация // Большая советская энциклопедия. Т. 12. 3-е изд. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1973, с. 269.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....