Программа "Твои открытия"
элективный курс на тему
Программа «Твои открытия» направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.
Срок реализации – 2 года обучения. Программа предназначена для учащихся, интересующихся исследованиями. Возрастная категория школьников – 14-17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvoi_otkrytiya.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Твои открытия»
(рассчитана на 2 года, для учащихся 9-11 классов)
Составитель: Мокрова И.М
Пояснительная записка
Стандарты второго поколения определяют требования, которым должны соответствовать образовательный процесс., его результат. Деятельность учащихся рекомендуется направить на исследование окружающего мира, его проблем и способов их преодоления.
Одним из видов такой деятельности является – исследовательская, когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.
Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главной целью исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Прежде всего, исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему научения школьника исследованию.
Сегодня для повышения уровня научных исследований в образовательных учреждениях, организованы НОУ, где решаются вопросы организации исследовательской деятельности школьников, разрабатываются проекты, проводятся эксперименты, создаются условия для формирования социальной активности творческой личности в социуме через организацию научно-исследовательской деятельности школьников. В организованное обучение в общеобразовательном учреждении происходит включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы.
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований происходит самостоятельно учащимся с помощью педагога. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские работы перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
«Круглые столы» по итогам районных конференций показали, что многие учащиеся не обладают навыками, позволяющими качественно провести исследования, не умеют анализировать полученные результаты, делать из них выводы, грамотно оформлять работу, составлять тезисы, отвечать на вопросы аудитории. Многие темы предложенных работ не являются практически значимыми, не содержат элементов новизны.
В руководстве исследовательской работой учащихся педагоги дополнительного образования испытывают затруднения. Отсутствие типовых программ в данном направлении привело к необходимости создания самостоятельной программы. В этом заключается актуальность и практическая значимость предлагаемой программы.
Педагогическая целесообразность данной программы дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, получить руководителя, готового помочь, поправить, но не давать готовых ответов, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении. Программа «Твои открытия» направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.
Срок реализации – 2 года обучения. Программа предназначена для учащихся, интересующихся исследованиями. Возрастная категория школьников – 14-17 лет. Программа представлена двумя годами обучения по 144 часа в год (4 часа в неделю), из которых: 1-й год обучения: 54 часов имеют обучающий характер и 90 часа посвящены получению знаний с помощью исследования, 2-й год обучения носит практико-ориентированный характер – это 36 часов теории и 108 часов практических занятий. Учебно-тематический план един для всех обучающихся, независимо от выбранного предмета исследования. Предлагаемые темы и разделы взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.
Группы набираются, исходя из количества учащихся, интересующихся исследовательской работой.
Основная цель программы: развитие интеллектуальных способностей на основе организации исследовательской деятельности учащихся.
Основные задачи:
- Обучить учащихся общим основам методики научно-исследовательской работы, которыми следует руководствоваться в процессе научного творчества в различных отраслях знаний.
- Развивать познавательную, творческую, исследовательскую активность учащихся.
- Развивать мышление, приобщать к научному познанию мира (способности к анализу и синтезу, обобщению и систематизации, доказательству и опровержению, умению ставить и разрешать проблемы) и др.
- Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей.
- Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, уверенность, аккуратность, ответственность, мотивировать на успешность своей деятельности.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы от уже существующих состоит в том, что учащимся предоставляется возможность провести исследования в учреждениях, лабораториях вузов города. Почувствовать атмосферу научности на практике среди представителей различных профессий.
Тематика исследовательских работ разнообразна, она зависит от профессиональной ориентации и интересов учащегося, его интеллектуальных способностей. Знание основ методики научно-исследовательской работы помогает рациональнее организовать предпринятое исследование во всех его звеньях и на всех этапах. Независимо от выбранной темы научно-исследовательский аппарат является единым, и в ходе выполнения индивидуальной исследовательской работы учащиеся знакомятся и овладевают арсеналом стандартов исследовательской деятельности.
Цель программы первого года обучения состоит в обучении воспитанников проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи программы первого года обучения:
1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:
- познакомить детей с методиками исследования и научить их оперировать данными методиками;
- освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой;
- умению добывать новые знания;
- умению объяснить приобретенные знания и описать их;
- умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.
2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.
3.Познакомить с элементарными методами исследования.
4.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.
Цель программы второго года обучения состоит в том, чтобы закрепить и расширить знания, полученные в 1-й год обучения, и в процессе исследования выйти на новый уровень – уровень самостоятельного творчества.
Задачи обучения второго года обучения:
∙ актуализировать знания, полученные в первый год обучения и закрепить их решением более сложных задач;
∙ продолжить развитие навыков исследовательской работы, научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал.
∙ подготовить учащихся к самостоятельной исследовательской работе с темой.
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы с учетом их возрастных и психологических особенностей.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы. Количество детей в группе – 1-й год обучения – 12 человек, 2-й год – 10 человек.
Методическая работа по предлагаемой программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Методическим обеспечением программы являются конспекты лекций, задания к предлагаемым разделам.
Формы занятий
- Беседы (на начальном уровне обучения). В дальнейшем требуется приучить ребят к диалогу, особенно на втором этапе обучения, когда делается упор на коллективную работу в группе и переход от диалога к монологу учащегося, к самоанализу, умению дискутировать.
- Экскурсии на предприятия, в производственные и учебные лаборатории ведущих вузов, музеи, библиотеки и учреждения города /предлагаемую форму занятий каждый педагог выбирает индивидуально по своему направлению в реализации практической части программы/.
- Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
- Конференция при подведении итогов исследовательской работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
После завершения обучения по данной программе будут решены обучающие задачи, учащиеся будут:
∙ иметь понятие об элементах исследовательской деятельности;
∙ уметь применять методику исследований;
∙ ориентироваться в элементах исследовательской деятельности, применять эти знания в различных областях обучения.
По окончании обучения будут решены развивающие задачи, т.к. учащиеся смогут:
∙ освоить анализ и решение исследовательской задачи;
∙ научиться исследовать и строить графики, диаграммы, таблицы;
∙ освоить изготовление моделей проектов;
∙ расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь того или иного предмета с другими областями жизни;
∙ освоить схему исследовательской деятельности и применять свои знания в различных областях деятельности.
По окончании обучения будут решены воспитательные задачи,
учащиеся станут:
- Целеустремленными;
- Ответственными;
- Более уверенными в себе.
К окончанию прохождения программы учащиеся должны:
- сформировать «собственный багаж» в выбранной области знаний;
- предложить вариант практических и научных исследований;
- уметь оформить научные и исследовательские работы, составлять рефераты, сообщения по темам;
- научиться грамотно и точно излагать результаты и следований, защищать свои проекты и изыскания.
- уметь применять полученные данные на практике.
- рационально строить свою работу; все работы вести точно и аккуратно;
- работать следует быстро, но без спешки, которая неизбежно приводит к порче поставленного опыта;
- работать под четким руководством наставника – педагога.
В результате прохождения программы дети овладевают более глубокими знаниями по различным предметам и знакомятся с современными методами исследования, приборами и оборудованием, используемыми в настоящее время.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и проектных работ.
Вводный контроль осуществляется в виде тестирования, чтобы выяснить уровень знаний учащихся, в виде группового самоконтроля.
Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах, по итогам выполнения проектных работ.
Важен контроль за изменением познавательных интересов учащихся, в связи с чем на разных этапах обучения производится анкетирование.
Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, занятиях-исследованиях, семинарах, при выполнении проектов на заданную тему, защите индивидуальных исследовательских работ на итоговой научно-практической конференции.
Первый год обучения
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность организовывается в групповых и индивидуальных формах. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентация результатов исследования проводится на школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям всероссийского, регионального и городского уровней (ярмарки идей, конкурсы и конференции).
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Название темы, раздела | Всего часов | Теория | Практика |
I | Исследовательское мышление | 6 | 4 | 2 |
Основные навыки необходимые учащимся в 21 веке | 2 | 2 | 0 | |
Анализ различных моделей мышления | 2 | 2 | 0 | |
Диагностика индивидуально психологических особенностей учащихся | 2 | 0 | 2 | |
II | Введение в исследовательскую деятельность | 8 | 8 | 0 |
Введение в исследовательскую деятельность | 2 | 2 | 0 | |
Виды исследовательских работ | 2 | 2 | 0 | |
Основные понятия исследовательской работы | 2 | 2 | 0 | |
Виды информации | 2 | 2 | 0 | |
III | Методология научных исследований | 12 | 6 | 6 |
Этапы, структура исследования. | 2 | 2 | 0 | |
Пр.работа: Составление плана исследования, выделение основных его этапов. | 2 | 0 | 2 | |
Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна. | 2 | 2 | 0 | |
Пр.работа: Анализ детских исследовательских работ с целью определения актуальности, темы, цели и задач. | 2 | 0 | 2 | |
Практическая значимость исследования. | 2 | 2 | 0 | |
Пр.работа: Выявление практической значимости исследования на примере детских исследовательских работ. | 2 | 0 | 2 | |
IV | Направления исследовательской деятельности | 16 | 12 | 4 |
Выбор направления, темы исследования. | 2 | 2 | ||
Пр.работа: Определение и обоснование темы исследовательской работы. | 2 | 0 | 2 | |
Постановка цели и задачи исследования. | 2 | 2 | 0 | |
Пр.работа: Формулировка цели и задач исследовательской работы. | 2 | 0 | 2 | |
18-19 | Средства предъявления доказательства выдвинутой гипотезы исследования. | 4 | 4 | 0 |
20-21 | Характеристика исследуемых явлений. | 4 | 4 | 0 |
V | Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ | 12 | 4 | 8 |
22 | Актуальность, новизна, метод исследования. | 2 | 2 | 0 |
23 | Пр.работа: Выявление актуальности и новизны темы, выбор методов научного исследования. | 2 | 0 | 2 |
24 | Результаты, выводы исследовательского проекта. | 2 | 2 | 0 |
25 | Пр.работа: Обобщение результатов, формулировка выводов исследования. | 2 | 0 | 2 |
26-27 | Час полезных вопросов. | 4 | 0 | 4 |
VI | Развитие исследования Практическая разработка исследования | 40 | 8 | 32 |
28-29 | Сбор исследовательского материала по проблеме исследования по разным источникам. | 4 | 4 | 0 |
30-31 | Пр.работа: Работа с литературными источниками. | 4 | 0 | 4 |
32-33 | Пр.работа: Способы обработки полученной информации. | 4 | 0 | 4 |
34-35 | Экспериментальные исследования. | 4 | 4 | 0 |
36-37 | Пр.работа: Определение видов эксперимента. | 4 | 0 | 4 |
38-39 | Пр.работа: Знакомство со способами регистрации результатов. | 4 | 0 | 4 |
40-41 | Пр.работа: Составление плана эксперимента. | 4 | 0 | 4 |
42-43 | Пр.работа: Подготовка материалов и условий для проведения эксперимента. | 4 | 0 | 4 |
44-47 | Проведение эксперимента. | 8 | 0 | 8 |
VII | Развитие исследования Теоретическая разработка исследования | 20 | 4 | 16 |
48-49 | Обзор литературных данных. | 4 | 4 | 0 |
50-51 | Пр.работа: Представление данных исследования. | 4 | 0 | 4 |
52-53 | Пр.работа: Формулирование результатов исследования. | 4 | 0 | 4 |
54-55 | Пр.работа: Анализ результатов исследования, выводы. | 4 | 0 | 4 |
56-57 | Пр.работа: Набор текста исследования. | 4 | 0 | 4 |
VIII | Создание презентации исследования | 12 | 2 | 10 |
58 | Интернет и авторское право. | 2 | 2 | 0 |
59 | Час полезных вопросов. | 2 | 0 | 2 |
60-61 | Пр.работа: Информационные материалы к исследовательской работе | 4 | 0 | 4 |
62-63 | Пр.работа: Создание мультимедийной презентации исследования | 4 | 0 | 4 |
IX | Критерии оценки публичной презентации научно-исследовательской работы | 12 | 4 | 8 |
64-65 | Основы ораторского искусства. | 4 | 4 | 0 |
66-67 | Пр.работа: Создание публичного доклада. | 4 | 0 | 4 |
68-69 | Пр.работа: Обратная связь с аудиторией. Час полезных вопросов. | 4 | 0 | 4 |
X | Представление исследовательской работы | 6 | 2 | 4 |
70 | Различные формы представления исследовательских работ. | 2 | 2 | 0 |
71 | Пр.работа: Представление исследовательских работ | 2 | 0 | 2 |
72 | Рефлексия результатов. | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 144 | 54 | 90 |
Содержание программы 1-й год обучения
Раздел 1. Исследовательское мышление (6 ч.)
Основные навыки необходимые учащимся в 21 веке. Анализ различных моделей мышления. «Таксономия приемов исследовательской деятельности».
Практическая работа: Диагностика индивидуально психологических особенностей учащихся путем анкетирования.
Раздел 2. Введение в исследовательскую деятельность (8 ч.)
Введение в исследовательскую деятельность.
Виды исследовательских работ. Виды работ: доклад, тезисы, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Что такое проектная деятельность и научное исследование. Различия проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Основные понятия исследовательских работ. Основные понятия: гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория. Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ документации, эксперимент.
Виды информации. Виды информации бывают: обзорная, реферативная, справочная. Источники информации: базы данных библиотек, учебная и научная литература, художественная литература, аудио-видеоматериалы, люди, базы данных сети Интернет. Поиск информации занимает самую большую часть над любой исследовательской темой. Обсуждение и тренировка техники полезных вопросов.
Раздел 3. Методология научных исследований (12 ч.)
Этапы, структура исследования. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура включает также титульный лист, оглавление, список литературы.
Практическая работа: Составление плана исследования, выделение основных его этапов.
Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна. Обоснование актуальности исследования, новизны. Формулирование цели, задач объекта исследования, предмета исследования.
Практическая работа: Анализ детских исследовательских работ с целью определения актуальности, темы, цели и задач.
Практическая значимость исследования. Обоснование практической значимости работы.
Практическая работа: Выявление практической значимости исследования на примере детских исследовательских работ.
Раздел 4. Направления исследовательской деятельности (16 ч.)
Выбор направления, темы исследования. Осуществление выбора темы. Практическая работа по определению и обоснованию темы исследовательской работы. Предложение тем исследования. При подборе тем следует руководствоваться посильностью задания для учащегося, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них.
Постановка цели и задачи исследования. Правила постановки целей и задач исследования. Определение задач по достижению цели.
Практическая работа: Формулировка цели и задач исследовательской работы. Поиск возможностей; проектирование этапов исследования / цель? что нужно сделать? что для этого понадобится? каков возможный результат? каковы возможные затруднения?/.
Средства предъявления доказательства выдвинутой гипотезы исследования. Выдвижение проблемы, т.е. постановка вопроса, требующего ответа. Выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов. Установление новых связей между известными проблемами. Новая постановка известной проблемы. Оригинальные выводы.
Характеристика исследуемых явлений.
Раздел 5. Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ (12 ч.)
Актуальность, новизна, метод исследования. Обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости исследования, методов исследования. Характеристика собственной исследовательской деятельности. Оценка содержания исследовательской работы, соответствие работы выбранной теме.
Практическая работа: Выявление актуальности и новизны темы, выбор методов научного исследования.
Результаты, выводы исследовательской работы, проекта. Описание полученных результатов. Убедительность. Последовательность в аргументации. Логичность и оригинальность.
Практическая работа: Обобщение результатов, формулировка выводов исследования. Критическая оценка учащимся самой работы и полученных результатов.
Час полезных вопросов. Вопрос должен содержать научно доказанные факты, которые можно найти в соответствующей литературе. Умение активно участвовать в дискуссии. Понимание чужой точки зрения. Уточняющие вопросы. Аргументация собственной точки зрения. Оформление выводов дискуссии.
Раздел 6. Развитие исследования. Практическая разработка исследования (40 ч.)
Сбор исследовательского материала по проблеме исследования по разным источникам. Как грамотно собрать исследовательский материал по проблеме исследования по разным источникам. Сбор информации по своей проблеме исследования. Методы поиска информации. Поиск информации через Всемирную компьютерную информационную сеть и другие источники информации. Ускоренный поиск, хранение и обработка информации.
Практическая работа: Работа с литературными источниками. Особенности работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Методические пособия и другие документы /книги, журналы, брошюры, газеты, рукописные материалы, звукозаписи, кино и видеофильмы, наглядные пособия, коллекционные материалы/.
Практическая работа: Способы обработки полученной информации.
Экспериментальные исследования. Что такое экспериментальные исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов. Статистическая обработка. Простейшие методы статистической обработки результатов исследований.
Практическая работа: Определение видов эксперимента.
Практическая работа: Знакомство со способами регистрации результатов.
Практическая работа: Составление плана эксперимента.
Практическая работа: Подготовка материалов и условий для проведения эксперимента. Проведение эксперимента. Понимание проделанной работы, событий в деятельности. Описание хода размышлений и открытий автора. Замысел, подбор материала для реализации замысла, реализация замысла.
Раздел 7. Развитие исследования. Теоретическая разработка исследования (20 ч.)
Обзор литературных данных. Обзор основной литературы по избранной теме исследования. Теоретическая разработка исследования.
Практическая работа: Представление данных исследования. Сравнение и сопоставление. Регистрация данных /основные правила ведения записей при наблюдении предмета исследования и в лабораторных экспериментах/.
Практическая работа: Формулирование результатов исследования. Обработка результатов исследования: обработка данных опытов, наблюдений /картотека, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации и т.д./.
Практическая работа: Анализ результатов исследования, выводы. Обобщение полученных результатов собственного исследования..
Практическая работа: Набор текста исследования. Оформление текста исследования. Обработка текстовой информации. Общие правила оформления текста и требования к исследовательской работе. Правила написания отчетов. Структура и общий план написания. Ссылки на литературу. Оформление библиографического списка использованной литературы. Язык и стиль текста исследовательской работы. Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel.
Раздел 8. Создание презентации исследования (12 ч.)
Интернет и авторское право. Электронная разработка исследования: как работать в Интернете и что такое авторское право. Информация на компьютерных дисках. Всемирная компьютерная информационная сеть /Internet/ - регулярно обновляющаяся, открытая для свободного поиска информационная сеть.
Час полезных вопросов.
Практическая работа: Информационные материалы к исследовательской работе.
Практическая работа: Создание мультимедийной презентации исследования.
Раздел 9. Критерии оценки публичной презентации научно-исследовательской работы (12 ч.)
Основы ораторского искусства. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Практическая работа: Создание публичного доклада. Публичное выступление. Речевые дикции. Наблюдение за опытными ведущими, сравнения и выводы. Движение тела и рук. Зрительный контакт. Игра голосом.
Практическое занятие: Обратная связь в аудиторией. Час полезных вопросов.
Раздел 10.Представление исследовательской работы (6 ч.)
Различные формы представления исследовательских работ. Различные формы представления исследовательских проектов.
Практическая работа: Представление исследовательских работ. Доклад по исследовательской работе.
Рефлексия результатов. Итог проделанной работы.
Второй год обучения
Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 1 года обучения.
Следуя народной мудрости, «Повторенье – мать ученья», необходимо вернуться к темам, которые воспитанники изучали на первом году обучения. Это способствует актуализации пройденного материала. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний. Особый акцент делается на индивидуальной работе ребенка по выбранной им (из предложенных) тем исследований.
Темы и проблемы исследовательских работ на втором году обучения подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Выполнение работ идет с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов города. Происходит широкое использования разнообразных форм исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. Презентация результатов исследования проводится на районной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям всероссийского, регионального и городского уровней (ярмарки идей, конкурсы и конференции).
Программа второго года обучения позволяет реализовать интерес обучающихся к различным предметам, расширяя их кругозор. Кроме того, учащиеся углубляют свое представление о исследовательском процессе в той или иной области, что плодотворно скажется на их профильной подготовке. Отличительной чертой программы является ее практическая направленность, тесная связь изучаемого материала с реальным применением его в жизнь (поскольку в результате обучения предполагается овладение навыками исследования и его публичной презентации). Особенность программы состоит в том, что она представляет своего рода интеллектуальный самоучитель, который активизирует мыслительную деятельность учащихся. Прохождение программы поможет формированию навыков исследовательской работы на предметном материале и самореализации учащихся в рамках исследовательской работы.
На втором году обучения необходимо обратить особое внимание на выработку самостоятельных навыков изучения литературы, на становление поисковой деятельности, умение работать группой. Надо научить ребят осуществлять переориентировку в зависимости от типа поставленной задачи. Сравнение полученных результатов, поиск объединяющих свойств, подведение итогов целесообразно осуществлять во время совместного обсуждения. Поиск и разрешение проблем исследования напрямую связано с ориентацией воспитанников на ту или иную специальность. В идеале, учащийся самостоятельно выбирает и формулирует тему. Роль преподавателя сводится к оказанию помощи в правильной постановке проблемы и консультированию по поводу выбора литературы по данной проблеме. Остальная работа проводится учащимся самостоятельно, но у него сохраняется возможность обращаться за помощью к преподавателю.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Название темы, раздела | Всего часов | Теория | Практика |
I | Вводная часть. Основы общей методологии научных исследований. | 32 | 14 | 18 |
1 | Выбор и формулировка темы исследовательской работы. | 2 | 2 | 0 |
2 | Практическая работа: Обоснование формулировки темы исследовательской работы. | 2 | 0 | 2 |
3 | Исследовательская работа ее задачи и цель. | 2 | 2 | 0 |
4 | Практическая работа: Определение цели и задач работы. | 2 | 0 | 2 |
5 | Предмет, объект исследования. | 2 | 2 | 0 |
6 | Практическая работа: Определение предмета и объекта исследования. | 2 | 0 | 2 |
7 | Структура и приемы исследовательской работы. | 2 | 2 | 0 |
8 | Практическая работа: Выбор приемов, и структуры исследовательской работы. | 2 | 0 | 2 |
9 | Актуальность работы. | 2 | 2 | 0 |
10 | Практическая работа: Выявление актуальности исследовательской работы. | 2 | 0 | 2 |
11 | План работы по теме исследования. | 2 | 2 | 0 |
12 | Практическая работа: Составление плана работы по выбранной теме исследования | 2 | 0 | 2 |
13 | Классификация методов научного исследования. | 2 | 2 | 0 |
14 | Практическая работа: Выбор методов исследования. | 2 | 0 | 2 |
15-16 | Практическое применение методов исследования . | 4 | 0 | 4 |
II | Выполнение исследований по выбранным темам | 40 | 8 | 32 |
17-18 | Постановка опыта, эксперимента, анкетирование, дневник наблюдения | 4 | 4 | 0 |
19 | Требования к условиям проведения исследований. | 2 | 2 | 0 |
20 | Выполнение исследований по выбранным темам | 2 | 0 | 2 |
21-32 | Выполнение исследований по выбранным темам | 24 | 0 | 24 |
33-34 | Практическая работа: Сбор результатов | 4 | 0 | 4 |
35 | Принципы и приемы работы с литературными источниками. | 2 | 2 | 0 |
36 | Практическая работа: Работа с литературными источниками | 2 | 0 | 2 |
III | Обработка полученных данных по выбранной теме исследования | 52 | 10 | 42 |
37-38 | Способы регистрации результатов эксперимента и обработки полученных данных. | 4 | 4 | 0 |
39-48 | Практическая работа: Обработка полученных данных по выбранной теме исследования | 20 | 0 | 20 |
49 | Способы обработки полученного материала. | 2 | 2 | 0 |
50-51 | Практическая работа: Систематизация полученного материала | 4 | 0 | 4 |
52-53 | Практическая работа: Первичная обработка полученных данных исследования | 4 | 0 | 4 |
54 | Статистическая обработка материала. | 2 | 2 | 0 |
55 | Практическая работа: Статистическая обработка материала исследований. | 2 | 0 | 2 |
56 | Таблицы, графики, диаграммы, проекты. | 2 | 2 | 0 |
57-58 | Практическая работа: Представление данных в различных формах/таблицы, графики, диаграммы, проекты/ | 4 | 0 | 4 |
59-60 | Практическая работа: Построение таблиц и диаграмм | 4 | 0 | 4 |
61-62 | Практическая работа: Составление картотеки | 4 | 0 | 4 |
IV | Анализ результатов исследования | 16 | 2 | 14 |
63-64 | Анализ результатов исследования | 4 | 0 | 4 |
65-66 | Представление и обсуждение результатов исследований | 4 | 0 | 4 |
67 | Требования к оформлению научных работ | 2 | 2 | 0 |
68-70 | Написание и литературное оформление исследовательской работы | 6 | 0 | 6 |
V | Представление исследовательской работы | 4 | 0 | 4 |
71-72 | Представление и обсуждение результатов исследований | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1. Основы общей методологии научных исследований (32 ч.)
Выбор и формулировка темы исследовательской работы. Формулировка темы исследовательской работы. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование. Научные понятия, гипотезы и теории. Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.
Практическая работа: Обоснование формулировки темы исследовательской работы.
Исследовательская работа ее задачи и цель.
Практическая работа: определение цели и задач работы.
Предмет, объект исследования.
Практическая работа: определение предмета и объекта исследования
Структура и приемы исследовательской работы.
Практическая работа: выбор приемов и структуры исследовательской работы.
Актуальность работы.
Практическая работа: выявление актуальности исследовательской работы.
План работы по теме исследования.
Практическая работа: Составление плана работы.
Классификация методов научного исследования.
Практическая работа: выбор методов исследования.
Практическое применение методов исследования.
Раздел 2. Выполнение исследований по выбранным темам (40 ч.)
Постановка опыта, эксперимента, анкетирование, дневник наблюдения.
Требования к условиям проведения исследований. Выявление парадоксов /противоречие между жизненными и научными представлениями/. Открытие учащимся определенных знаний или их переоткрытие: «маленькая» теория об объекте. Представление о возможностях данной теории и ее применение в практике. Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта. Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях. Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчёта.
Выполнение исследований по выбранным темам. Решение какой-либо проблемы в предмете, получение «маленькой» теории об объекте. Описание новизны.
Подготовка материального оснащения, опыта, эксперимента. Методика работы по сбору материала. Сбор материалов по теме исследования. Работа в библиотеке. Работа с архивными документами. Работа с литературными источниками. В зависимости от выбранного направления исследовательской работы: экскурсии в лаборатории ведущих вузов и на предприятия города, посещение музеев, выставок, театров.
Практическая работа: Сбор результатов. Представление результатов в форме отчета.
Принципы и приемы работы с литературными источниками.
Практическая работа: Работа с литературными источниками.
Раздел 3. Обработка полученных данных по выбранной теме исследования (52 ч.)
Способы регистрации результатов эксперимента и обработки полученных данных исследования.
Практическая работа по обработке полученных данных по выбранной теме исследования выполняется учащимися по выбранному направлению.
Способы обработки полученного материала. Представление и обсуждение результатов исследований по теме. Первичная обработка полученных данных исследования. Методика работы по систематизации материалов исследования.
Практическая работа: Систематизация полученного материала. Первичная обработка полученных данных исследования.
Статистическая обработка материала. Статистическая обработка данных исследования.
Методы статистической обработки данных. Современные способы представления результатов исследования. Статистическая обработка данных исследования.
Использование компьютерных программ для статистической обработки данных.
Практическая работа: Статистическая обработка материалов исследований.
Таблицы, графики, диаграммы, проекты. Построение таблиц и диаграмм. Составление обобщенных таблиц и графиков. Методы составления библиографических описаний (реферат и аннотация) и записей (библиографических ссылок и списка литературы). Основы научно-библиографической работы. Основы научно- библиографической работы: принципы построения ББК и каталогов библиотек, принципы анализа научной литературы, правила цитирования и составления списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления».
Практическая работа: Представление данных в различных формах/таблицы, графики, диаграммы, проекты/.
Практическая работа: Построение таблиц и диаграмм. Сравнение результатов исследования с литературными данными.
Практическая работа: Составление картотеки.
Весь теоретический материал закрепляется в ходе выполнения индивидуальной исследовательской работы учащихся.
Раздел 4. Анализ результатов исследования (16 ч.)
Анализ результатов исследования. Формулирование выводов. Сравнение соответствия выводов поставленным целям и задачам. Представление и обсуждение результатов исследований. Формулирование выводов. Сравнение соответствия выводов поставленным целям и задачам. Анализ собственных результатов исследования. Проверка результатов и исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования. Выявление зависимости между фактическими данными, характеризующими процессы и явления. Формирование умения обобщить материал, подготовить научное выступление, иллюстративный материал.
Практическая работа: Представление и обсуждение результатов исследований.
Требования к оформлению научных работ. Ознакомление со способом ведения научных дискуссий. Развитие умения обобщать материал, подготовить научное выступление, иллюстрированный материал. Развитие культуры ведения научной дискуссии, корректировка способов аргументации и критики.
Практическая работа: Написание и литературное оформление исследовательской работы.
Раздел 5. Представление исследовательской работы (4 ч.)
Представление и обсуждение результатов исследований. Семинар. Представление и обсуждение результатов исследований. Рефлексия результатов.
Методическое обеспечение программы
Основное условия эффективности исследовательской работы – это дифференциация и соблюдение преемственности содержания и видов деятельности. Для формирования опыта исследовательской работы у школьников должны быть определенные знания и умения. Опыт творческой деятельности школьников можно считать сформированным, если сформированы его основные компоненты, а именно:
интеллектуально-логический – учащиеся умеют делать несложные логические построения на основе полученных знаний;
содержательно-интегративный – учащиеся могут использовать в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин, при необходимости находить недостающую информацию в учебной и справочной литературе;
рефлексивный – учащиеся способны к рефлексии, т.е. умеют осмысливать свои действия в проблемной ситуации, у них сформированы умения самоорганизации, самооценки;
структурирование и систематизация интегративных знаний – учащиеся умеют объединять свои знания в определенную систему, использовать структурные (систематизированные) знания и генерировать новые для решения проблем.
Предлагаемый опыт интеграции теоретических знаний, практических умений и опыта творческой деятельности школьников в процессе поисково-исследовательской работы в различных направлениях позволяет планомерно, ритмично, последовательно и целенаправленно вовлекать учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность в соответствии с их интересами. При этом обучающиеся чувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса. Они самостоятельно планируют свою деятельность, учатся видеть проблему и конечную цель своей работы, распределять свои силы и укладываться во временные рамки решения поставленных задач. В целом применение данной программы ведет к повышению интереса учащихся к тому или иному предмету.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Аудитория для проведения занятий
- Актовый зал для проведения семинаров, конференций
- Библиотека
- Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows,
Список используемой литературы для педагога
- Агеева, А.И., Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. / Агеева, А.И., Новоселова В.И. -Кемер.обл.институт усовершенствования учителей, Инфор.-метод.центр упр.образования администрации г.Полысаево. – Кемерово.6ИУУ, 2001. -63с.
- Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся/ М.Н. Арцев. - Завуч для администрации школ. -2005.-№6. – С.4-30.
- Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников /М.Бельфер. - Литература (Первое сентября). – 2006 - №17. – С.13-15.
- Волченкова, Г.И. Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления /Г.И. Волченкова. - Завуч для администрации школ. – 2005.-№5. – С.57-59.
- Гафитуллин, М.С. Проект Исследователь. Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М.С. Гафитуллин. - Педагогическая техника. – 2005.-№3; Школ.технол. – 2005.-№3.-С.21-26; 102-104.
- Гафитуллин, М.С. Публичное выступление на конференции /М.С. Гафитуллин. - Одаренный ребенок. – 2005.-№2. – С.107-115.
- Гликман, И.З. Подготовка к творчеству / И.З. Гликман. - Одаренный ребенок. – 2006. - №5.- С.6-15.
- Демидова, М. Научные факты или способы их получить: где золотая середина?: Обучение школьников методам и приемам научного познания / М. Демидова. - Народное образование. – 2006.- №4. – С. 182-189.
- Загашев, И.О., Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. – СПб.: Альянс Дельта, 2003. – 192с.
- Зачесова, Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е.В. Зачесова. - Школьные технологии. – 2006. - №4. – С.115-123.
- Intel Обучение для будущего. – М.: Русская редакция, 2005. – 368с.
- Кленова, Н.В. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / Н.В. Кленова. - Учитель. – 2006. - №5. –С. 23-24.
- Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович. – Завуч. – 2001. - №1. –С.105-107.
- Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович/ Завуч. – 2001. - №1. – С. 102-105.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса Основы исследовательской деятельности учащихся / А.В. Масленникова – Практика административной работы в школе. – 2004. - №5.- С. 51-60.
- Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина. - Школ.технол.. – 2006. - №2. – С.19-32.
- Поддьянов, А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов – Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков, А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков. – Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С.61-66.
- Гагаев П.А. Научно-исследовательская деятельность школьников. Сб. статей и материалов. – Пенза: Областной ИПКРО, 2001 – 65 с.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2002 – 65 с.
Список используемой литературы для учащихся
- Бурдин, К.С. «Как оформить научную работу» /П.В. Веселов изд. «Высшая школа», М 2003 г. – 80 с.
- Гафитуллин, М.С. Публичное выступление на конференции /М.С. Гафитуллин. - Одаренный ребенок. – 2005.-№2. – С.107-115.
- Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. Школьные технологии. - № 5. 2001.
- Тамбер, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей / Книги для родителей. 2004. – 208с.
- Счастная, Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная / Исследовательская работа школьников. – 2003 - №4. – С.34-45.
- Калинкина, Н.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся / Н.В. Калинкина. - Детское творчество. – 2006. - №6. – С.7-8.
- Ольгин О.С. Чудеса на выбор /О.С.Ольгин. – М.: Детская литература. - 2006.
- Матехина, О.В. Оформление в пакете AutoCAD графической части проекта индивидуального жилого дома: Метод. Указ. / СибГИУ. – Новокузнецк, 2006. – 28 с.
- Матехина, О.В. Проектирование индивидуального жилого дома: Метод. Указ. / СибГИУ. – Новокузнецк, 2006. – 38 с.
- Журналы: Техника молодежи, Знание – сила, Юный техник, Моделист – конструктор, Наука и жизнь.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих..
www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемами мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).
Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"
Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....
Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».
ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами, атласами, таблицам.ВОСПИТ...
Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.
Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....