оригами (методические рекомендации)
методическая разработка на тему
Методические рекомендации Оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 971.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Детско-юношеский центр "Развитие"
Шебекинского района и города Шебекино
Белгородской области
(МБУ ДО "ДЮЦ "Развитие")
«ОРИГАМИ»- техника развития
творческих способностей детей.
Подготовила:
Скуйбедина А.А.
педагог дополнительного образования
г. Шебекино. 2014год.
Содержание.
1.Введение.
2. История возникновения искусства «Оригами».
3. Легенды об оригами.
4. Оригами в современной жизни.
5. Азбука Оригами.
6. Условные обозначения.
7. Базовые формы.
8. Условные знаки.
9. Складывание оригами.
10.Конспекты занятий.
11.Литература.
Под рукой оживает бумага,
Под рукой оживают цветы,
Будто волей искусного мага,
Оригами – бумага – мечта.
Так и жизнь без мечты - лишь бумага,
И судьба без мечты - суета,
А сложив день фигурой без страха,
В мир приходит мечты красота!
Введение.
К чему самостоятельно мастерить фигурки из бумаги? Ведь в магазинах богатейший выбор самых разных игрушек на любой вкус. Почему именно из бумаги? Ведь это такой недолговечный материал... Может, лучше взять глину или цветные тряпочки? Давайте разбираться по порядку!
Действительно, в магазине игрушек нетрудно подобрать подходящую и по цене и по назначению забавную вещицу — вон их сколько разложено на витринах! Просто глаза разбегаются. Всем эти игрушки хороши — и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда — сделаны они не вами, а чужими дядями и тетями. Это они старались, фантазировали, придумывали, делали игрушки, красили, клеили их, а нам, покупателям, они достаются уже в готовом виде. Может быть, это и хорошо — не надо тратить собственные силы, чтобы сделать лошадку, трансформера, Барби или Микки-Мауса. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?
Одни из первых слов, которые произносит ребенок, — «Я сам!». Все ему хочется сделать самому. Но это не так просто! Шнурки ботинок так и выползают из пальцев. Похожие буквы играют в прятки и никак не хотят собираться в слова. Намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки! Даже сделать обычный квадратик и аккуратно сложить его пополам — для дошкольника задача не из легких!
Чтобы покорить себе вещи, необходимо потрудиться. Зато все, сделанное своими руками, во стократ милее сердцу. Милее и полезнее, чем готовые игрушки.
Из чего же их делать? Дерево слишком твердое, резать его трудно. Глина вязкая и липкая, ее надо обжигать... Кусочки кожи и материи для мягких игрушек надо где-то найти, да шить надо учиться! Выход из этой ситуации очень простой. Возьмите самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать! Такой фокус с чем-то другим с легкостью не проделаешь. Попробуйте, например, согнуть несколько раз тонкий лист меди или фанеры!
Из сгибов бумаги, которые делаются так просто и легко, начинают рождаться удивительные формы. Бумага буквально оживает в ваших руках и превращается в птицу, в цветок или в бабочку. Искусство складывания из бумаги — оригами — родилось в Японии много веков назад. Сейчас оригами известно и популярно во многих странах мира.
В классическом оригами бумагу не принято резать. Для того, чтобы сделать любую фигурку, нужны только квадрат бумаги, руки и знания. Строгие правила игры, не правда ли? Однако придерживаясь их, можно создавать удивительные вещи.
Вырезание из бумаги (по-японски «кириками») — область творчества совершенно особая. Ножницы способны создавать из бумаги изящнейшие фигуры и тончайшие композиции. Кирикоми оригами — это складывание с применением ножниц. Как и в классическом оригами, фигурки здесь в основном складываются, и лишь один-два надреза на конечных стадиях работы придают им законченный вид.
Наш сборник как раз и посвящен таким игрушкам. Они расположены в порядке возрастания сложности. Вначале приведены совсем простые фигурки, а для складывания последних вам потребуется уже некоторый опыт. Познакомьтесь с некоторыми примерами таких работ — классических, известных уже очень давно, и авторских, придуманных совсем недавно. Вы и сами можете попробовать свои силы в искусстве складывания и вырезания из бумаги. Кто знает, быть может, именно ваша игрушка, ваше изобретение в технике оригами или кирикоми оригами со временем станет популярным и знаменитым, как это уже случалось не раз с работами других авторов?
Регистрацией таких изобретений занимается Петербургский Центр Оригами — общественная некоммерческая организация, распространяющая искусство складывания в России. Центр проводит выставки, посвященные искусству складывания, организует очное и заочное обучение оригами для всех желающих, преподавателей школ и воспитателей детских садов. С 1996 года на основе материалов центра издается журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». Подписаться на него можно в любом отделении связи.
Любую информацию о деятельности центра вы можете получить, написав письмо по адресу:
193318, Санкт-Петербург, а/я 377, Петербургский Центр Оригами.
История возникновения искусства «Оригами».
Я познакомиться сегодня рада с Вами!
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт…
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встаёт.
Зову себя я Оригами, потому что
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее японское искусство,
Которое зовётся Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок…
Вот сакуры цветущей ветка.
Улыбки, радость дарит нам оно
И чувство удивительной гармонии.
Я знаю, вы полюбите его -
Искусство Оригами из Японии!
В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» — «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу — творцу Всего из Ничего, а сам результат работы — бумажная фигурка — был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.
Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.
Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима.
Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей.
В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира.
В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.
Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы.
Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов с бесценным грузом — бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются протестом войне и укором взрослым. Спасибо вам, дети!
Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты.
Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки, чуть ли не с трех лет. Различные бумажные конструкции: зайчики, веера, фонарики — стали в Японии непременным украшением праздников. В каждом доме обязательно есть шар, сделанный своими руками, "«Касудама»— шар, приносящий счастье, как ласково называют его японцы.
Такой шар и многие другие поделки вы можете сделать сами.
Каждая модель имеет схему складывания со знаками, указывающими действие. Универсальную, понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. А конструкция настолько проста, что, совершив 2—3 действия, ребенок получает готовую игрушку, парусник или загадочную птицу. Листая страницу за страницей, вы увидите, что складывание игрушек постепенно усложняется, и, возможно, ребенок будет испытывать некоторые трудности. Покажите ему, как следует собрать поделку, предложите готовую игрушку разобрать и собрать самостоятельно, или сделайте это вместе с ребенком.
Фигурку можно раскрасить, нарисовать глазки, ротик, приклеить перья или гребешок. Большое количество разных фигурок позволит вам создать, организовать театр оригами или бумажный зоопарк.
Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, c легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое.
Легенды об оригами.
Наш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись — это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали. Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.
Оригами в современной жизни.
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках. С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.
Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.
Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия. Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич — потому что использована идея многослойности. А серебряный — потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.
Азбука Оригами.
Сложенье, движенье, а суть - постиженье
Законов и тайн бытия от рожденья.
Что - форма, объём, иль изгиб, или складка,
И что белый лист без движенья - загадка…
Линии, плоскости, их сопряженье -
Чудо в руках - это плод размышлений
О сути вещей, их взаимных влияний,
О радости встреч и тоске расставаний.
Мир вокруг нас многогранен и ярок.
Всё кристаллично, во всём есть порядок.
Число уложений и упаковок
Вводит нас в мир головоломок.
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства — оригами.
Оригами — это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называются по-японски оригами. Конечно, сразу у вас не получится большая, сложная игрушка, но постепенно вы научитесь складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.
В процессе складывания фигур оригами вы познакомитесь с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д. Сможете легко ориентироваться в пространстве и листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаете многое другое, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребер уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. Внимательно ознакомьтесь с азбукой оригами и начинайте мастерить игрушки.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ.
- Внимательно рассмотрите и запомните все условные обозначения. Детям дошкольного возраста схемы сборки игрушек не даются. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а впоследствии собирается ребенком по памяти. Не стоит ставить перед собой цель обучить дошкольников большому количеству изготовления игрушек, главное — участие ребенка в работе. Не забудьте: для полного запоминания ребенком последовательности сборки игрушки необходимо осуществить показ изготовления игрушки несколько раз.
- Первые работы делайте из белой бумаги, так как на ней лучше видны линии сгиба и вам легко будет следить за чертежом и ходом работы.
- Складывание игрушки производите на столе, так как вы должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба. При этом, чем точнее будете делать, тем удачнее получится игрушка.
- Крупные работы выполнять легче, чем мелкие.
- При необходимости линии сгиба можно пометить карандашом.
- Во время работы внимательно смотрите на чертежи и условные обозначения. Схема каждой модели построена по принципу: одно действие — один рисунок.
- Двигайтесь постепенно, не забегайте вперед, и все будет хорошо. Схемы и последовательность размещения игрушек в располагаются от простого к сложному. Если при изготовлении игрушки все же запутаетесь, лучше начните сначала — это самый короткий путь.
Условные обозначения.
Перед началом работы познакомьтесь с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия в технике оригами и кирикоми оригами. Не надо зубрить их наизусть — они без труда запомнятся сами в процессе работы.
1. Согнуть на себя
2. Линия сгиба "долиной"
3. Согнуть от себя
4. Линия сгиба "горой"
5. Сгиб "долиной"
6. Сгиб "горой"
7. Раскрыть
8. Повторить процедуру (сзади или сбоку) 1 раз, 3 раза
Условные знаки:
1. Перегибание бумаги и возвращение в исходное положение
2. Линия после перегиба
3. Складка-молния
4. Повернуть фигурку
5. Перевернуть фигурку
6. Выгнуть наружу
7. Вогнуть внутрь
8. Равные углы
9. Равные части
10. Надавить, вогнуть
11. Прямой угол
12. Тянуть
Базовые формы – простые фигурки, на основе которых складываются более сложные модели. Для краткости воспроизведения часто схемы оригами для опытных оригамистов начинаются с уже сложенной базовой формы, поэтому будет нелишним с ними ознакомиться.
Базовые формы:
1. Блин
2. Водяная бомбочка
3.Ромб
4. Рыба
5. Птица (делается на основе базовой формы Квадрат)
6. Лягушка (делается на основе базовой формы квадрат)
7. Дверь
8. Катамаран и Вертушка (на 4-м этапе получается базовая форма Катамаран, на 6-м – Вертушка).
Складывание оригами.
Схема оригами собака.
Схема оригами звезда
Схема оригами шапочка для вечеринки.
Схема оригами парусник
Схема оригами шапочки из газеты.
Схема оригами овечка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...
Методические рекомендации для занятий по оригами
Предлагаю вашему вниманиюметодические рекомендации для занятий по оригами....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...