Методическая разработка занятия по теме «Экологический фоторепортаж»
методическая разработка (5 класс) по теме
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия образовательной программы «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения по теме «Экологический фоторепортаж» и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования в их собственных публикациях.
Занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, выполняются в реальных условиях натурной съёмки.
Цель занятия – сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.
Репортажная съемка даёт учащимся возможность потренироваться как в просто фоторепортаже, так и фоторепортаже строго тематическом, экологическом, имеющем свои особенности. Данная тема является переходной от фотографии, изучаемой на первом году обучения, к видеосъёмке, изучаемой во второй год обучения. Грамотно снятый фоторепортаж – идеальный способ привлечения внимания окружающих к выбранной автором теме.
Актуальность темы занятия – в возможности применения полученных экологических знаний и навыков фотосъёмки в жизни учащихся.
Занятие предполагает наличие у учащихся определённых теоретических знаний по этой теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях.
Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический фоторепортаж | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Зеленогорский дом детского творчества Курортного района г. Санкт-Петербурга |
ГБОУ ДОД ЗДДТ Курортного района г. Санкт-Петербурга |
Наименование методической разработки
«Экологический фоторепортаж» |
Автор:
Дерец Юлиана Валентиновна |
фамилия, имя, отчество |
методист по экологическому воспитанию учащихся |
должность |
|
подпись |
Зеленогорск
Санкт-Петербург
Пояснительная записка к методической разработке занятия
по теме «Экологический фоторепортаж»
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия образовательной программы «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения по теме «Экологический фоторепортаж» и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования в их собственных публикациях.
Отличительная черта: занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, выполняются в реальных условиях натурной съёмки.
Цель занятия – сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.
Репортажная съемка даёт учащимся возможность потренироваться как в просто фоторепортаже, так и фоторепортаже строго тематическом, экологическом, имеющем свои особенности. Данная тема является переходной от фотографии, изучаемой на первом году обучения, к видеосъёмке, изучаемой во второй год обучения. Грамотно снятый фоторепортаж – идеальный способ привлечения внимания окружающих к выбранной автором теме.
Актуальность темы занятия – в возможности применения полученных экологических знаний и навыков фотосъёмки в жизни учащихся.
Занятие предполагает наличие у учащихся определённых теоретических знаний по этой теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях.
Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).
Для достижения заданной цели, формой проведения занятия был выбран метод практического обучения с использованием наглядных фотоматериалов и фототехники на территории ООПТ Комаровский берег, который расположен вдоль Приморского шоссе между Морской и Спортивной улицами посёлка Комарово Курортного района Санкт-Петербурга.
Из Википедии:
«Вдоль посёлка территория заказника ограничена высоким (до 30 метров) уступом (глинтом), покрытым зарослями высокоствольной реликтовой ольхи чёрной, произрастающей в таких количествах только в этом регионе. Глинистые грунты, но, тем не менее, хорошо дренируемые, способствуют произрастанию еловых лесов с включениями сосны, берёзы, осины, рябины, малины. Встречаются также заросли чины приморской.
Береговая полоса занята песчаными пляжами, подверженными ветровой эрозии и сформировавшимися в мелкие дюны.
Памятник природы «Комаровский берег» известен как один из немногих не застроенных участков на побережье Финского залива. Создавался он в 1992 году для сохранения елового леса и прибрежных дюн Финского залива. Заказник славится своими муравейниками. Только здесь обитает уникальный жёлтый муравей. Для того чтобы окончательно преградить доступ автомобилям в прибрежную зону построено барьерное ограждение вдоль Приморского шоссе.
К 2008 году в результате активной (агрессивной) деятельности человека территория заказника покрылась большим количеством дорог и тропинок, полянок для отдыха с кострищами. Не прекращаются попытки застроить зону заказника прибрежными базами отдыха с кафе и ресторанами и автомобильными стоянками»
Занятия групп объединения Кораблик-TV проходят на территории Комаровского берега с 2011 года. За четыре года занятий в архиве объединения накопилось много фотоматериалов, снятых учащимися и педагогом. Занятие в том виде, как оно представлено в данной методической разработке, в группе 2-го года обучения проводится в сентябре. Маршрут, по которому проходят учащиеся, после прокладки экологической тропы претерпел мало изменений. Ранее он начинался от дачи Рено на Морской улице и проходил вдоль прудов, спускался к Большому пруду, от Большого пруда вниз по тропинке, поворачивал направо параллельно шоссе до перекрёстка, далее налево к шоссе. После прокладки экологической тропы маршрут проходит по ней от Морской улицы до первого ответвления к нижней тропе (после «следов»), далее направо до перекрёстка с указателем следов и налево к Приморскому шоссе. Так же в общее время занятия включено транспортное время, во время которого проводится вступительная и финальная части занятия.
Дважды занятие проводилось как открытое – для педагогов и для родителей.
Последнее занятие, уже с использованием данной методической разработки, откорректированной под экологическую тропу, проходило в соответствии с рабочей программой 2-го года обучения 24 сентября 2014 года.
Примечания к методической разработке для педагогов, которые будут её использовать
- Независимо от Ваших планов – не выходите с детьми на экологическую тропу при силе ветра более 4 м.с. – падают старые ели.
- Погода не имеет решающего значения – мы снимали и в солнце, и в дождь – лишь бы дети надели резиновые сапоги. Мокро при любой погоде, как только сходишь с деревянного настила.
- Данная методичка легко трансформируется в обычное экологическое занятие, стоит только убрать элемент фотосъёмки.
- Дети хотят всё исследовать и проверять своими руками. Мои учащиеся заняты фотосъёмкой. Вам придётся самостоятельно продумать, чем занять детей кроме разговоров и что вам для этого понадобится. Например, для измерения возраста муравейника очень пригодится линейка или портняжный сантиметр. Но если вы и забудете линейку - вспомните, что расстояние между большим и указательным пальцем у взрослого – 15-16 см, а у 12-14 летних подростков 13-15 см или чуть поменьше.
- Занятие проводится весной и осенью, потому что растения и птицы в эти времена года могут сильно различаться.
- Белки стали большой редкостью на Комаровском берегу, и строительство экологической тропы не прибавило для них популярности верхнему лесу. Но вдоль Приморского шоссе их иногда можно встретить. Предупредите детей, что бегать за белкой «чтобы накормить» бесполезно, зверюшка сильно пугается.
- И последнее, ещё раз напомните детям: каждое сорванное здесь растение может оказаться особо охраняемым видом. А два – три вообще исчезающие.
Фотоматериалы, снятые детьми за четыре года проведения занятий на Комаровском берегу см. папку Фотографии учащихся
Введение
«Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить»
Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), фотограф
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по образовательной программе «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения, тема «Экологический фоторепортаж», и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования фотографий в их собственных публикациях.
Отличительная черта: занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, могут быть выполнены в реальных условиях натурной съёмки.
Цель занятия:
- сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.
Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:
- повысить информированности учащихся об ООПТ вообще и о памятнике природы Комаровский берег в частности;
- сформировать этические навыки общения с людьми и природой;
- сформировать у учащихся ценностное отношение к природе и активной жизненной позиции в деле ее охраны;
- развивать навыки работы со съёмочной аппаратурой.
Учащиеся творческих объединений лучше запоминают информацию, подаваемую в наглядной и активной, деятельной формах. Особенно важны принципы наглядности и активного творчества для учащихся подросткового возраста, а второй год обучения в студии – это учащиеся 6 – 7 классов (12 – 15 лет). В занятии используется много материала, предполагающего наличие у учащихся определённых теоретических знаний по теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях. Предлагаемая форма проведения занятия направлена на развитие творческого мышления и практических навыков учащихся. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, такие как:
- умение принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- уважать результаты работы других людей;
- бережно относиться к учебной и личной съёмочной аппаратуре;
- этично относиться к объектам своих творческих исследований.
Для решения поставленных педагогом задач, наиболее приемлемой формой проведения занятия был выбран метод практического обучения на территории ООПТ Комаровский берег, с использованием наглядных фотоматериалов и фототехники.
Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).
Занятие проводится в лесной части экологической тропы на территории памятника природы Комаровский берег, расположенного вдоль Приморского шоссе между Морской и Спортивной улицами посёлка Комарово Курортного района Санкт-Петербурга.
Из Википедии:
«Вдоль посёлка территория заказника ограничена высоким (до 30 метров) уступом (глинтом), покрытым зарослями высокоствольной реликтовой ольхи чёрной, произрастающей в таких количествах только в этом регионе. Глинистые грунты, но тем не менее хорошо дренируемые, способствуют произрастанию еловых лесов с включениями сосны, берёзы, осины, рябины, малины. Встречаются также заросли чины приморской.
Береговая полоса занята песчаными пляжами, подверженными ветровой эрозии и сформировавшимися в мелкие дюны.
Памятник природы «Комаровский берег» известен как один из немногих не застроенных участков на побережье Финского залива. Создавался он в 1992 году для сохранения елового леса и прибрежных дюн Финского залива. Заказник славится своими муравейниками. Только здесь обитает уникальный жёлтый муравей. Для того чтобы окончательно преградить доступ автомобилям в прибрежную зону построено барьерное ограждение вдоль Приморского шоссе.
К 2008 году в результате активной (агрессивной) деятельности человека территория заказника покрылась большим количеством дорог и тропинок, полянок для отдыха с кострищами. Не прекращаются попытки застроить зону заказника прибрежными базами отдыха с кафе и ресторанами и автомобильными стоянками»
Термины и понятия, используемые в теме: фотокамера, фоторепортаж, пейзажная съёмка, макросъёмка, журналистская этика, ООПТ, охраняемые виды.
Общая характеристика занятия
Тип занятия: комплексного применения знаний и способов деятельности
Вид занятия: общеразвивающий
Цель занятия - сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.
Обучающие задачи:
Обеспечить закрепление материала по теме «Репортажная съёмка». Научить выделять и фиксировать в кадре конфликт, при отсутствии чёткого сюжета съёмки. Совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы. Совершенствовать знания и навыки по журналистской этике.
Развивающие задачи:
Развивать у учащихся умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к сотрудничеству, уважительное отношение друг к другу и к окружающим.
К концу занятия учащиеся смогут:
- Находить и фиксировать «бессюжетный» конфликт, внутренний и ситуационный;
- Проводить пейзажную, панорамную и макросъёмку;
- Оперировать новыми терминами;
- Использовать полученную информацию;
- Развить навыки практической деятельности.
Место и роль темы во всем курсе: Данная тема закрывает программу занятий первого года по теме «Фотография» и является переходной к программе занятий второго года по теме «Видеосъёмка». Фотография как искусство стала ступенькой к развитию кино и телевидения, которые произвели своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни всего мира. Фотография, кинематограф и телевидение уже более ста лет формируют новый взгляд на человеческую личность и окружающий мир.
Оборудование и материалы, применяемые на занятии:
- Цифровые фотоаппараты.
- Ноутбук (не обязательно)
- Заламинированный конспект занятия (Приложение 1)
- Заламинированные фотографии представителей флоры и фауны Комаровского берега (Приложение 2)
- Заламинированные карточки с терминами и их определениями (Приложение 3)
- Заламинированные карточки с загадками (Приложение 4)
Методы и приемы, используемые на занятии:
- Репродуктивный метод применяется при объяснении задания на занятии.
- Метод контроля в виде экспресс-опроса применяется по ходу занятия, перед тем как дать конкретное задание.
- Инструктирование применяется для организации передвижения учащихся по проезжей части и на территории ООПТ.
- Метод временных ограничений используется для мобилизации творческой активности при работе на занятии.
Содержание занятия «Экологический фоторепортаж»
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | методы | цели |
1. Организационный (5 мин.) | Сообщает тему, цель и задачи занятия; объясняет какую работу предстоит выполнить учащимся. Проводит инструктаж по ПДД. | Слушают и задают вопросы. | Организационный, инструктирование | Настроить на работу. |
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (15 мин.) | Объясняет важность данного занятия для закрепления теоретического материала. | Слушают, задают вопросы. | Монологический | Заинтересовать в результатах деятельности. |
3. Актуализация теоретического материала (5 мин.) | Проводит экспресс-опрос. Поправляет и комментирует ответы. | Отвечают на вопросы. | Припоминание | Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы. |
4. Формирование новых знаний (15-20 мин.) | Проводит инструктаж о правилах поведения на территории ООПТ, в лесу, у воды. Задаёт вопросы об обитателях ООПТ, демонстрирует их фотографии. | Слушают, смотрят фотографии, задают вопросы, отвечают на вопросы. | Инструктирование, рассказ, показ. | Усвоение новой информации, усвоение правил безопасности и поведения. |
5. Применение новых знаний (25-30 мин.) | Даёт задание по фотосъёмке, проверяет работу учащихся с техникой, отвечает на вопросы, следит за безопасностью учащихся.. | Работают индивидуально или малыми группами, снимают объекты согласно задания. | Индивидуально-групповое сотрудничество | Создание фотографий, умение увидеть и запечатлеть материал. |
6. Заключительный (15 мин.) | Просматривает работы учащихся (выборочно), комментирует результаты, даёт советы по отбору и обработке материала. Организует отъезд учащихся в ОО. | Слушают, смотрят, задают вопросы, комментируют работы товарищей. | Беседа | Предварительный просмотр и отбор материала для публикации. |
7. Итоги (5 мин.) | Подводит итоги работы учащихся. | Слушают, задают вопросы. | Беседа, организационный | Подведение итогов занятия. |
Конспект занятия (Приложение №1)
1. Оргмомент (5 мин.)
- Тема сегодняшнего занятия "Экологический фоторепортаж". Сегодня на занятии вы:
- Побываете в ООПТ «Комаровский берег»;
- Познакомитесь с растениями и животными Комаровского берега;
- Пройдёте по Экологической тропе, познакомитесь с её объектами;
- Самостоятельно проведёте фотосъёмку объектов Комаровского берега;
- Подготовите материал для дальнейшей публикации.
Сейчас мы встаём в пары и идём на автобусную остановку. На проезжую часть не выходим, переход дороги только на пешеходных переходах на зелёный свет. Организованно садимся в автобус.
2. Мотивация (15 мин.)
- Эта тема очень важная, потому что даёт вам практическую возможность поснимать окружающую вас жизнь, продемонстрировать итоги всем людям и этим заявить о своей позиции. Кроме того, данная тема является переходной от фотосъёмки к видеосъёмке - дальше вы будете фиксировать уже движущиеся картинки. Результат вашей сегодняшней работы вы сможете опубликовать на интернет-страничках, а лучшие работы попадут на выставку месяца.
Выходим из автобуса. Осторожно переходим через дорогу. (Впереди староста группы, педагог замыкающий)
3. Актуализация (5 мин.)
- Прежде чем вы приступите к практической работе, давайте повторим основные термины и понятия прошлого занятия, они имеют непосредственное отношение к сегодняшней работе. Напомните мне, пожалуйста, что такое: … (см. Приложение №3 - фоторепортаж, пейзаж, пейзажная съёмка, макросъёмка, журналистская этика)
- фоторепортаж (Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)
- пейзажная съёмка (ПС - съёмка пейзажа, природы. ПС - это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи)
- макросъёмка (М. - разновидность фото-, кино- или видеосъёмки, при которой масштаб получаемого на фотоматериале или фотоматрице изображений лежит в пределах от 10:1 до 1:5 и выше. Проще говоря - съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)
- журналистская этика (ЖЭ - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря - правила поведения журналиста)
Сегодня мы посетим одно очень интересное место. Оно называется особо охраняемая природная территория Комаровский берег. А на этом берегу, специально для ребят и взрослых, интересующихся природой, сделана волшебная тропинка - экологическая тропа. На этой тропе вы увидите растения, природные и рукотворные объекты, а если будете себя вести тихо-тихо - птиц, а может и животных здешних мест.
4. Формирование новых знаний (15-20 мин.)
- Сейчас мы с вами пойдём по экологической тропе. Но прежде, чем мы ступим на эту тропинку, скажите мне, что нельзя делать в лесу?
- Нельзя уходить от группы (можно потеряться)
- Нельзя разорять муравейники
- Нельзя шуметь (это пугает местных обитателей и раздражает гуляющих людей)
- Нельзя есть незнакомые грибы и ягоды.
- Но мы с вами находимся не просто в лесу, а на особо охраняемой территории. Кто-нибудь может сказать, что это такое? (см. Приложение №3 - определение ООПТ, охраняемые виды) Эта территория выделена специально для того, чтобы сохранить её в первозданном виде. Именно здесь - то самое место, которого просто нет нигде больше. Именно здесь растут и живут охраняемые видов флоры и фауны. На такой особой территории наверняка есть свои правила поведения, какие же это правила?
* не сходить с оборудованной тропы
* не рвать и не вытаптывать растения
* не пугать и не ловить птиц и животных
* не оставлять мусор
* не разжигать костры
- А теперь давайте вспомним, какие растения и животные могут нам здесь встретиться? Я буду показывать фотографии, а вы называйте, кто на них. Только не кричите все вместе, а поднимайте руки - помните про режим тишины. И так, как называется это растение? (показать фотографии: седмичник, ландыш майский, звездчатка, кислица, гравилат речной, медуница неясная, многоножка обыкновенная, морская горчица, пальцекорник пятнистый, хохлатка, ольха чёрная, страусник обыкновенный, осока песчаная, зимолюбка зонтичная, гудайера ползучая, баренец обыкновенный, волчеягодник (см. Приложение 2 - флора) Видите, сколько здесь всем известных и, оказывается, охраняемых растений. Почти всё, что здесь растёт, находится под охраной. А теперь давайте посмотрим фотографии животных, может быть их вы узнаете лучше (уж – у него жёлтые «ушки»; ящерица; тритон - как ящерица, только живёт в воде; лягушка; летучая мышь; заяц; жаба; ёж; гадюка – у неё нет «ушек»; ещё одна гадюка.) (см. Приложение 2 - фауна) А какие ещё животные здесь могут быть? (белка, лось) Нам осталось вспомнить только птиц, которые здесь живут. А чтобы их вспомнить я предлагаю вам отгадать загадки… (см. Приложение №4 - загадки).
- Ну вот, мы с вами вспомнили почти всех здешних обитателей. А теперь мы выходим на экологическую тропу.
5. Применение знаний (25-30 мин.)
- Ваша задача здесь - смотреть вокруг и делать фотографии. Мы идём до большого пруда, там делаем небольшой привал, а затем идём дальше… Смотрите внимательно, вы наверняка увидите все те растения, которые я вам только что показала. Самые внимательные могут увидеть дятла или синиц. А самые везучие - белку или лягушку...
- Это «Большой пруд», его сделали люди в начале 20-го века. Он находится на территории бывшей дачи Рено. Выше по склону целый каскад маленьких прудиков и ручьёв…
- Муравейники. Кто скажет, какой из муравейников старше? (показать высокий и пониже) А как определяется возраст муравейника? (см. Приложение №3 - определение возраста муравейника)
шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода…
- На самом деле возраст определяется по высоте - каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…
- Мы дошли до того места, где нарисованы следы разных зверей, которые здесь живут. Попробуйте определить, кому какие следы принадлежат… (Учащиеся смогут проверить свои ответы самостоятельно - на перекрёстке есть соответствующий стенд)
- Несмотря на запрет, некоторые несознательные люди всё-таки разводят здесь костры и оставляют мусор. Что бы вы сказали таким людям? (ответы детей)
6. Заключение (5 минут)
- Мы выходим на Приморское шоссе, поворачиваем направо и идём к автобусной остановке, будьте осторожны. (Впереди староста группы, педагог замыкающий)
- Вот и закончилось наше путешествие.
7. Итоги (15 минут)
- Организованно садимся в автобус.
- Кто-нибудь хочет показать результаты своей работы? (просмотр работ 4-5 учащихся, комментарии).
- На следующем занятии мы с вами более внимательно посмотрим все ваши работы и отберём лучшие из них для публикации. Вы все узнали много нового и отлично поработали. Молодцы!
- Выходим из автобуса. (Далее учащиеся расходятся по домам или сопровождаются педагогом до ОО) Всем спасибо и до свидания.
Заключение
В результате проведения занятия учащиеся познакомились с экологической тропой Комаровского берега; с обитателями этого памятника природы; увидели и опознали некоторые объекты живой природы; отгадали загадки; ответили на вопросы; сделали выводы; отсняли фотоматериал. Соответственно, задачи, поставленные перед ними, они выполнили.
В процессе занятия у учащихся сформировалось навыки пейзажной и макросъёмки; навыки съёмки экологического фоторепортажа; учащиеся узнали много нового об особо охраняемых природных территориях и о памятнике природы Комаровский берег; у учащихся сформировано ценностное отношение к природе и активная жизненная позиция в деле её охраны. А значит, была выполнена цель самого занятия и решены поставленные задачи в формировании таких компетенций как:
- умение принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- уважать результаты работы других людей;
- бережно относиться к учебной и личной съёмочной аппаратуре;
- этично относиться к объектам своих творческих исследований;
- знание назначения особо охраняемых природных территорий;
- знание объектов природы Комаровского берега;
- ответственное отношение к природе, её объектам;
- активная жизненная позиция.
Следовательно, можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные задачи образовательного процесса. Данной занятие рекомендуется для освещения заявленной темы.
Рекомендации по организации и методике проведения урока:
- Подготовьте съёмочную аппаратуру; напомните учащимся, о том, что аккумуляторы фотокамер должны быть заряжены, а флэш-карты очищены от предыдущего материала.
- Следите за погодой, не выходите на занятие при силе ветра более 4 м.с.
- Следите за тем, чтобы дети были одеты соответственно с погодой.
- Приготовьте дидактический материал.
- Перед выходом на природу все бумажные носители рекомендуется заламинировать.
- Перед выходом к остановке необходимо провести инструктаж о поведении в общественном транспорте и напомнить учащимся основные правила ПДД.
- Проверку знаний теоретического материала лучше всего осуществлять в форме беседы или экспресс-опроса во время ожидания автобуса и в поездке (10-15 минут).
- Перед заходом на территорию ООПТ учащимся необходимо напомнить основные правила поведения в лесу.
- Объяснение новых терминов проходит по ходу занятия в формате «вопрос-ответ-корректировка».
- При хорошей тёплой погоде можно взять с собой ноутбук для проверки результатов работы учащихся. При дождливой погоде выборочную проверку можно провести на фотоаппаратах по дороге домой, в автобусе.
Глоссарий
Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)
Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа.
Пейзажная съёмка (ПС - съёмка пейзажа, природы) ПС - это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи.
Журналистская этика - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря - правила поведения журналиста.
Макросъёмка - фото- или киносъёмка средних и мелких макроскопических, то есть видимых глазом, объектов или деталей в крупных масштабах. Проще говоря - съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)
Экологический фоторепортаж это разновидность фоторепортажа, объектом внимания которого является мероприятие, событие или объекты экологической направленности.
Охраняемые виды. Охранный статус биологического вида - показатель вероятности того, что вид сохраняется в настоящее время и сохранится в ближайшем будущем.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные объекты изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
Определение возраста муравейника. шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода… На самом деле возраст определяется по высоте – каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…
Литература:
- Александрова В. П., Гусейнов А. Н., Нифантьева Е. А., Болгова И. В., Шапошникова И. А.. «Изучаем экологию города: пособие учителю по организации практических занятий» ООО «Издательство БИНОМ», Москва, 2009, 400 стр.
- Измайлов И. В. и др. «Биологические экскурсии» изд. Просвещение, Москва, 1983, 224 стр.
- Ли Фрост, «Творческая фотография идеи, сюжеты, техники съемки», изд. "АРТ-РОДНИК", Москва, 2003, 158 стр.
- Майкл Фриман, «Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй», изд. "Добрая книга", 2013, 192 стр.
- Престон-Мэфем К., «Фотографирование живой природы», изд. «Мир», Москва, 1985, 81 стр.
- Стивен Гринберг, « Самоучитель. Цифровая фотография» (3-е изд), изд. Питер, 2004, 354 стр.
- Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. «Как учить экологии», пособие для учителей, изд. Просвещение, Москва, 1995, 95 стр.
- Уэйд Дж., «Техника пейзажной фотографии», изд. «Мир», Москва, 1989, 93 стр.
- Википедия, статья «Комаровский берег»
Приложение 3
Определения
Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)
Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусствава (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа.
Пейзажная съёмка (ПС – съёмка пейзажа, природы) ПС – это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи.
Журналистская этика - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря – правила поведения журналиста.
Макросъёмка - фото- или киносъёмка средних и мелких макроскопических, то есть видимых глазом, объектов или деталей в крупных масштабах. Проще говоря – съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)
Экологический фоторепортаж это разновидность фоторепортажа, объектом внимания которого является мероприятие, событие или объекты экологической направленности.
Охраняемые виды. Охранный статус биологического вида — показатель вероятности того, что вид сохраняется в настоящее время и сохранится в ближайшем будущем.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные объекты изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
Определение возраста муравейника. шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода. серьёзно: возраст определяется по высоте – каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…
Приложение 4
Загадки
Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей:
Что за птичка? (Соловей)
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят... (грачи)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Кто в лесу у нас гадает,
Про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь -
Сколько жить тебе, узнаешь! Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (кукушка)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (клестом)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
Плавать в речке ей не лень,
Нырять и крякать целый день:
- Ну, отдохни хотя б минутку!
Кто без воды не может? (Утка)
-Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"
Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......
Методическая разработка по теме: "Экологический классный час"
Основное содержание разработки данного мероприятия направлено на развитие экологической грамотности студентов. Цель мероприятия: сохранение и укрепление традиций учебного заведения, развитие у молодеж...
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способ...
Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.
Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...
Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы) английский язык
Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы)...
Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля
Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...
Методическая разработка по теме "Экологический калейдоскоп"
Методическая разработка по теме "Экологический калейдоскоп"...