Образовательная программа "Фортепиано"
рабочая программа на тему

Программа для учащихся 5-15 лет студии "Ника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fortepiano_chechenkova_l.n.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Зеленоградский Дворец творчества детей и юношества

Рекомендовано

Педсовет ДТДиМ

__________________

«      » __________200___

Экспертным советом

«      » __________200___

Утверждаю

Директор ДТДиМ

__________________

Согласовано

Зам. директора

__________________

Образовательная программа

«Фортепиано»

                                                                                        Возраст детей: 5—15 лет.

                                                                                       Срок реализации: — 9 лет.

Автор: педагог дополнительного образования Чеченкова Людмила Николаевна.

Москва 2010 г.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В последние годы в педагогике заметно стремление достичь гармоничного развития человеческой личности, добиться в этом развитии равновесия "рассудочного" и "душевного" начал. Данная программа имеет художественную направленность и нацелена на воспитание личности ребенка через его обучение и развитие. Основополагающими для программы явились следующие факторы:

1. Искусство - важная часть жизни человека, помогающая ему осваивать мир людей и ориентироваться в нем, осознавать себя в этом мире.

2. Эстетическая функция искусства - формирование в сознании людей идеала красоты и совершенства.

3. Искусство, в особенности музыкальное, способствует развитию чувственно-эмоционального опыта человека.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ: создание условий для гармоничного развития личности ребенка средствами музыкально-образовательной деятельности.

                               

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ.

1. Воспитательные:

а) подготовка грамотных любителей музыки, способных "понимать, любить, оценивать явления музыкального искусства, уметь наслаждаться ими и испытывать потребность в различных образцах художественной музыки" (Ю. Б. Алиев);

б) воспитание нравственно и эстетически развитой личности, обладающей такими качествами как эстетическое отношение к миру, способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду, ответственность и самостоятельность.

2. Образовательные:

а) развитие пианистического аппарата учащихся и освоение ими основ фортепианной техники;

б) развитие способностей учащихся: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

в) развитие навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, оперирования музыкальным материалом;

г) накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание его и умение передать в своем исполнении.

2. Развивающие:

а) развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;

б) развитие чувственно-эмоционального опыта детей;

в) развитие умения логически мыслить, формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе учебной музыкальной деятельности;

г) развитие умения переносить впечатления из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и  наоборот;

д) развитие умения переключать внимание с одних сторон объекта на другие, гибко мыслить, видеть несколько вариантов выполнения задач;

е) развитие инициативы и умения работать.

 Особенности программы:

1. Она входит в комплекс программ художественно-эстетической студии, поэтому в ней учитывается взаимосвязь между обучением игре на фортепиано и другими учебными предметами - хореографией, изобразительным искусством, хоровым пением.

2. Большее внимание уделено таким формам работы как чтение музыкального текста с листа и подбор музыки по слуху.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 14-15 лет. Она включает в себя 2 подготовительных этапа ( 1 - дети 5 лет, 2 - дети 6 лет), далее - обучение с 1 по 7 класс.

Основные формы работы с учащимися - индивидуальные занятия, ансамблевое музицирование. Иногда, особенно на подготовительных этапах, целесообразны групповые занятия.

В результате обучения предполагается наличие у учащихся следующих навыков и умений:

1 подготовительный этап - навыки элементарного музицирования, эмоциональное отношение к музыкальным явлениям;

2 подготовительный этап - осмысленное и грамотное исполнение легких пьес и песен различного характера;

1-7 классы - соответственно требованиям класса осмысленное и грамотное исполнение произведений различного характера в разных жанрах, умение читать с листа и подбирать по слуху.

           По окончании студии выпускники должны свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль), свободно ориентироваться в нотном тексте, уметь и любить музицировать, читать с листа и подбирать по слуху, уметь критически оценивать музыкальные явления и свое исполнение, обладать эстетическим вкусом.

Формы подведения итогов. Система выставления отметок вводится с 1 класса. Оценивание достигнутых результатов учащихся 1 и 2 подготовительных этапов фиксируются педагогами для составления индивидуальных планов работы с учениками. Для учащихся формой оценивания могут быть слова педагога, призовые награждения (специальные карточки, открытки, наклейки и т. п.).  С 1 по 7 класс текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах.

В 1-3 классах учащиеся должны выступить на зачетах:

в 1 и 2 полугодиях ученик исполняет  2 разнохарактерные пьесы;

в  3 четверти - технический зачет, куда входит этюд и произведение для чтения с листа.

В 4-7 классах учащиеся выступают на зачетах:

в 1 и 3 четвертях - технические зачеты, на которых ученик исполняет 1 этюд, гаммы соответственно годовым требованиям, читает 1-2 разнохарактерных произведения с листа;

на зачете в конце 1 полугодия (в 4-6 классах)  исполняются 2 разнохарактерные пьесы, полифоническое произведение;

на зачете в конце 2 полугодия (В 4-6 классах)  исполняются 2 пьесы, произведение крупной формы.

            В 7 классе проводится выпускной экзамен, на котором должны быть исполнены 2 пьесы, 1 произведение крупной формы, 1 полифоническое произведение (1 произведение может быть выбрано из ранее исполненных в 6 классе).

Кроме этюдов, все остальные произведения могут быть представлены на зачетах и выпускном экзамене как в сольном, так и в ансамблевом исполнении.

Для развития интереса, любви к музицированию следует проводить с учащимися музыкальные праздники и игры. На 1 и 2 подготовительных этапах в каждом полугодии проводятся классные концерты с участием родителей, с музыкальными играми. С учащимися 1-7 классов дважды в год устраиваются музыкальные праздники - с концертом,  музыкальными инсценировками или  играми. На концерте учащиеся исполняют, с учетом их желания, произведения из своего репертуара, ансамблевые произведения, а также музыку, подобранную ими по слуху.

            Формой подведения итогов реализации программы могут быть выступления учащихся на концертах, академических зачетах, музыкальных конкурсах.

Продолжительность урока для учащихся подготовительного отделения и 1-3 классов - по 30 минут 2 раза в неделю, для 4-7 классов - по 45 минут 2 раза в неделю.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА  (1 ЭТАП)

 

              ТЕМЫ                                            ВСЕГО ЧАСОВ       ТЕОРИЯ      ПРАКТИКА

        1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

 СПОСОБНОСТЕЙ

1. Музыкальный слух                                  4                             -                      4

2. Чувство ритма                                          4                             -                      4

3. Восприятие музыки                                 4                             -                      4

4. Оперирование музыкальным

материалом                                                   3                             -                     3

5. Подбор по слуху                                       3                            -                      3

         2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

1.Упражнения для корпуса и рук               3                              -                      3

2. Упражнения на столе                              3                              -                      3

3. Упражнения по постановке руки           3                              -                       3

и посадке за инструментом

        3.РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ

           ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Музыкальные сказки                               3                               1                     2

2. Ансамблевое музицирование                 3                               1                     2

3. Игра попевок и песен.                             3                               1                     2

               ВСЕГО                                                                 36                             3                   33

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА (2 ЭТАП)

ТЕМЫ                                                      ВСЕГО ЧАСОВ         ТЕОРИЯ    ПРАКТИКА

 

 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

 СПОСОБНОСТЕЙ

1. Музыкальный слух                                  2                             -                      2

2. Чувство ритма                                          2                             -                      2

3. Восприятие музыки                                 2                             -                      2

4. Оперирование музыкальным

материалом                                                   2                             -                      2

5. Подбор по слуху                                      4                             1                      3

              2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

1.Упражнения для корпуса и рук               2                              -                      2

2. Упражнения на столе                              2                              -                      2

3. Упражнения по постановке руки           2                              -                      2

и посадке за инструментом

              3.РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Музыкальные сказки                               3                               1                    2

2. Ансамблевое музицирование                 4                               1                    3

3. Игра попевок, песен, пьес                       5                               1                    4

               4.НОТНАЯ ГРАМОТА И ЧТЕНИЕ

НОТ С ЛИСТА

1. Пространственная запись

мелодической линии                                      3                               1                    2

2. Целостные звуковые комплексы               3                               1                    2

                  ВСЕГО                                                                36                              6                     30

1   КЛАСС

       ТЕМЫ                                                    ВСЕГО ЧАСОВ         ТЕОРИЯ    ПРАКТИКА

 

 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

     СПОСОБНОСТЕЙ

1. Музыкальный слух                                   1                             -                      1

          2. Чувство ритма                                          1                             -                       1

3. Восприятие музыки                                  2                             -                       2

5. Подбор по слуху                                       4                             1                       3

               2. РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

1.Упражнения без инструмента                  2                              -                     2

2. Упражнения на инструменте,                  3                              -                     3

гаммы

3. Этюды                                                        4                              1                    3                      

              3.РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ

                 ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Музыкальные произведения                   7                               1                    6

2. Ансамблевое музицирование                 4                                1                    3

         3. Накопление репертуара                            1                               -                     1

  4.НОТНАЯ ГРАМОТА И ЧТЕНИЕ

                 НОТ С ЛИСТА

1. Ритмические и звуковысотные

комплексы                                                        4                               1                 3

2. Восприятие музыкальных                          3                               1                  2

структур

                    ВСЕГО                                                               36                              6                 30

2 – 3  КЛАССЫ

ТЕМЫ                                                      ВСЕГО ЧАСОВ         ТЕОРИЯ    ПРАКТИКА

 

 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

 СПОСОБНОСТЕЙ

1. Музыкальный слух                                  1                –                1

2. Чувство ритма                                              1                –                1

3. Восприятие музыки                                               3                        1                      2

4. Подбор по слуху                                      11                           1                     10

            2. РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

1. Упражнения на инструменте,                  5                             1                      4

гаммы

2. Этюды                                                        7                              1                     6                      

            3.РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ

               ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Музыкальные произведения                   14                              2                   12

2. Ансамблевое музицирование                  5                                1                    4

         3. Накопление репертуара                            2                                -                     2

 4. ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

1. Ритмические и звуковысотные

комплексы                                                        4                             -                     4

2. Восприятие музыкальных                          3                             -                     3

структур

ВСЕГО                                                        54                                 7                     47

4 – 7  КЛАССЫ

ТЕМЫ                                                      ВСЕГО ЧАСОВ         ТЕОРИЯ    ПРАКТИКА

 

 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

 СПОСОБНОСТЕЙ

1. Восприятие музыки                                 3                            1                      2

2. Подбор по слуху                                      11                           1                     10

            2. РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

1. Упражнения на инструменте,                  5                             1                      4

гаммы

2. Этюды                                                        7                              1                     6                      

            3.РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ

               ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Музыкальные произведения                   14                              2                   12

2. Ансамблевое музицирование                  5                                1                    4

         3. Накопление репертуара                            2                                -                     2

 4. ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

1. Ритмические и звуковысотные

комплексы                                                        4                             -                     4

2. Восприятие музыкальных                          3                             -                     3

структур

ВСЕГО                                                        54                                 7                     47

        

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

РЕПЕРТУАР.

Репертуар должен быть как можно более разнообразным и интересным для учащихся. При подборе репертуара можно выделить следующие направления:

1. Примеры родного (а затем и других народов) музыкального фольклора, его различные пласты, разнообразное вокальное и инструментальное претворение.

2. Классическая музыка, наследие выдающихся композиторов.

3. Музыка, отражающая интонационный «словарь» нашего времени (произведения современных композиторов, пьесы в джазовом, эстрадном стилях).

4. Пьесы оригинального характера, включающие в себя не только игру на фортепиано, но также  хлопки, притопы, ритмизованную речь, пение, различные шумовые эффекты.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

           На первоначальных этапах обучения игре на музыкальном инструменте должна вестись активная работа по развитию необходимых для деятельности музыканта способностей (музыкальный слух, чувство метроритма) и умений (оперирование музыкальным материалом). Эти способности и умения соединяются воедино в такой форме учебной деятельности как подбор музыки по слуху, которой дети начинают заниматься позднее и занимаются на протяжении всего курса обучения. Цели этих занятий – постоянное развитие музыкальных способностей учащихся и воспитание их интереса к музицированию.

Развитие способности учащихся к восприятию музыки происходит при слушании музыки, обычно исполняемой педагогом (реже – в записи), и последующего ее обсуждения. Данная работа направлена: на воспитание интереса учащихся к музыке, на расширение их кругозора, на создание богатого слушательского опыта, внутренних музыкальных представлений, необходимых для умения понимать и исполнять музыку.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

Музыка – искусство интонационное, поэтому работа над интонированием, слышанием интонации должна вестись с самых первых уроков. Пение и игра коротких мотивов подразумевает прочувствование учеником их характера, их осмысленное, эмоционально-окрашенное исполнение. Уже на двузвучной интонации начинается воспитание «слышащей» руки, готовой чутко реагировать на различные интервальные соотношения звуков. В более старших классах полезно возвращаться к игре одноголосных пьес.

Необходимо приучать воспитанников к точности прочтения нотного текста, развивать их познания в этой области, внимание, самоконтроль, чтобы они овладевали навыками самостоятельной работы над музыкальным произведением. При этом нужно не механическое следование указаниям текста, а понимание, собственное проживание-интонирование «живой» музыки, зафиксированной в тексте.

На протяжении всех лет предметом постоянного внимания должна быть работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания, развитием слухового контроля. Обязательно на уроке обсуждение художественного образа разучиваемого произведения. Ученику надлежит понять смысл музыки, ее образный строй, обусловивший выбор определенных выразительных средств,- и после этого находить способы решения технических задач. Чтобы возбудить фантазию ученика, следует находить ассоциативные связи между характером музыки и явлениями, лежащими за ее пределами – в реальной жизни, в собственном опыте, в произведениях других видов искусства.

Следует поддерживать быстрый темп обучения, неуклонно пополнять работу новыми материалами, сведениями, приемами. Следует изучать много произведений, не доводя все обязательно до совершенства. Часть материала должна изучаться эскизно, с возможным последующим возвращением к нему на других стадиях работы.

Полезно накапливать некоторый репертуар, держать в работе ранее изученные произведения, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности.

Ансамблевая игра имеет важное значение уже на первом этапе обучения. Она закладывает основы для воспитания слухового внимания и ритмической дисциплины, предоставляет ученику возможность работать над первыми навыками звукоизвлечения в интересной и красочной форме. В последующие годы учащиеся играют в ансамблях с педагогом, другими учениками, исполнителями на других инструментах и певцами. Такая игра организует исполнительскую волю учащихся, активизирует внимание, служит расширению опыта музицирования. Следует учить детей навыкам игры в ансамбле. Партнеры должны уметь слышать друг друга, координировать и объединять свои усилия в создании единого музыкального высказывания.

НОТНАЯ ГРАМОТА .

Изучение нотной грамоты не должно ставиться во главу угла. Необходим длительный донотный период для «вживания» ребенка в мир музыки: он должен научиться слышать характер разных интонаций, окраску звукосочетаний, почувствовать ритмические соотношения, овладеть первыми навыками звукоизвлечения и главное – заинтересоваться занятиями музыкой.  

В донотный период используются следующие графические обозначения:

- короткие и длинные отрезки для обозначения ритмического рисунка,

- пространственные обозначения мелодической линии.

 

Знакомство с абсолютной нотацией (одиннадцатилинейной) должно происходить, когда ученик будет иметь достаточно большой опыт музицирования, овладеет первоначальными навыками фортепианной игры, научится легко читать пространственные и звуковысотные записи.

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА.

Навык чтения нот с листа основан на взаимодействии трех моментов: видения в нотах, внутрислухового представления и чувства клавиатуры. Эта многосложная задача должна решаться постепенно и по частям. Важными предпосылками успешного обучения являются навыки, полученные в других формах работы. На первоначальном этапе это:

1. Овладение навыком позиционной игры.

2. Звуковысотные представления.

3. Ритмическое чувство.

4. Умение читать ритмические и звуковысотные записи.

Чтением нот с листа необходимо заниматься регулярно на уроках и дома. Нужно обучать ученика следующим навыкам и умениям (методика К. А. Цатуряна):

1. Предварительное прочтение (простейший анализ) нотного текста глазами до его передачи на инструменте.

2. Чтение целостных звуковых комплексов (графических символов), а не отдельных знаков.

3. Смотрение вперед, безостановочное проигрывание.

4. Игра почти не глядя на руки и ориентировка на клавиатуре вслепую.

5. Воспроизведение завершенных музыкальных мыслей (фразировка).

6. Умение упрощать фактуру.

7. Художественное воспроизведение, передача музыкального образа.

ТЕХНИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ.

Важное значение имеет систематическая фортепианно-техническая работа не только на материале художественных пьес, но и на специальных этюдах и упражнениях. Воспитание техники требует соблюдения следующих предпосылок:

1. Предварительное (и повседневное) ощущение свободной, ненапряженной руки.

2. Ритмизация движений, помогающая ощутить каждый палец, отдельные части руки, приучающая к осмысленному характеру движений.

Первоначальные упражнения без инструмента направлены на овладение учеником своим игровым аппаратом – пальцами, кистью, предплечьем, всей рукой, корпусом. Виды упражнений:

1. Освобождающие от напряжения;

2. Имитирующие игровые движения.

3. Пластические упражнения на столе (целесообразны и в последующие периоды обучения для проработки нужных движений кисти).

Важное значение имеет игра в пятипальцевой позиции и свободные организованные движения рук вдоль клавиатуры.

Фортепианные упражнения направлены на освоение учащимися приемов игры, штрихов, свободного владения рукой. Упражнения должны носить предварительный характер по отношению к пьесам и этюдам.

Этюды на различные виды техники должны быть постоянно в репертуаре ученика. Начиная со средних классов полезно накопление этюдного репертуара – для достижения лучших результатов.

Работа над гаммами и арпеджио ведется с 3 класса. Требования к их исполнению:

1. Аппликатурная и артикуляционная точность.

2. Плавное и целенаправленное голосоведение.

3. Правильная постановка руки.

 При знакомстве с новыми гаммами ученик подбирает их по слуху.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ .

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

1 этап.

Метрика слов и стихотворных строф. Соотношение коротких и длинных длительностей. Паузы. Слоговые обозначения длительностей и паузы. Чередование сильных и слабых долей. Выкладывание (картонными отрезками различной длины) ритмических рисунков слов, стихотворных строк, попевок и песенок. Исполнение ритмических рисунков хлопками, шлепками по коленкам, притопами, на клавишах фортепиано.

2 этап.

Выкладывание и запись ритмических рисунков слов, стихов, попевок и песен (в виде длинных и коротких отрезков), чтение их на ритмические слоги. Эмоциональная окраска ритма. Сочинение мелодии на заданный ритм.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.

1 этап.

Пение со словами русских народных попевок и песен, игра их на фортепиано, подбор от разных клавиш. Высокий, средний и низкий регистры. Динамические оттенки - форте, пиано, крещендо, диминуэндо. «Жизнь» звука - от возникновения до полного исчезновения. Жестикуляционный диктант (направление движения мелодии).

2 этап.

Продолжение работы, начатой на 1 этапе. Выкладывание фишек на очень широком нотном стане для отражения направления движения мелодии, расстояния между звуками. Мажор и минор. Поиски звучаний - ч. 5 на педали.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

1 этап.

Звукоизобразительность в музыке.

2 этап.

Настроение в музыке.

ОПЕРИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1 этап.

Изменение ритмического рисунка. Изменение  направления движения мелодии.

2 этап.

Сочинение ответа на заданный музыкальный вопрос. Импровизация ритма двумя руками на ударных или крышке фортепиано, затем исполнение его на 2 клавишах фортепиано. Сочинение заключительного оборота к предложенному мотиву.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

1 этап.

Игра мелодических построений на любой высоте - по пространственной записи. Видение общей структуры записи.

2 этап.

Типы движения мелодии: поступенное (восходящее и нисходящее), скачком, повторение звука. Графические образы: вертикальное изображение секунды, терции, квинты. Игра вслепую.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА.

1 этап.

Изображение мелодической линии в виде пространственной звуковысотной схемы.  Восходящее и нисходящее движение.

2 этап.

Продолжение начатой работы. Интервалы: секунда, терция, квинта. Простейший звуковысотный анализ составных элементов мелодических попевок и гармонического выдержанного сопровождения к ним. Выкладывание фишек на широком нотном стане (без абсолютной высоты) для обозначения знакомых мелодических попевок.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

1 этап.

Произнесение и игра на инструменте детских считалок, прибауток, дразнилок, речевых интонаций вопроса, жалобы, зова, восклицания. Игра попевок и песен.

2 этап.

Игра небольших песен и пьес (20-25) различных по характеру.

ИГРА В АНСАМБЛЕ.

1 этап.

Простейшие партии на 1-2-3 звуках в ансамбле с педагогом.

2 этап.

Игра несложных партий с педагогом, легкий аккомпанемент инструменталисту или певцу.

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА.

1 этап.

Упражнения для освобождения корпуса и рук. Пластические упражнения на столе, имитирующие игровые движения на фортепиано (запястные, пальцевые, предплечья). Упражнения по постановке рук и посадке за инструментом. Штрих нон легато, перенос руки вдоль клавиатуры.

2 этап.

Продолжение начатой работы. Ритмизованное исполнение стихотворного текста пальцами на столе. Упражнения, сочетающие движения рук и пальцев. Штрихи нон легато, легато на 2-3 звуках. Элементы позиционной игры.

ПОДБОР ПО СЛУХУ.

1 этап.

Подбор хорошо знакомых понравившихся попевок.

2 этап.

Продолжение работы. Постепенное увеличение продолжительности мотивов. Поиски подходящего аккомпанемента из отдельных звуков, гармонических квинт и терций.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1 этап.

К концу года ученик должен уметь:

  • - слышать и читать на ритмослоги ритмические рисунки
  • - различать регистры и динамические оттенки,
  • - осмысленно, выразительно исполнять на фортепиано мелодии попевок и песен,
  • - управлять своим корпусом, руками, пальцами,
  • - правильно сидеть за инструментом,
  • - владеть штрихом нон легато.

2 этап.

  • - слышать и читать на ритмослоги, исполнять на фортепиано ритмические рисунки,
  • - хорошо ориентироваться в направлении движения мелодии, уметь слышать, петь и читать пространственную запись мелодии,
  • - делать простейший звукоритмический анализ мелодических построений,
  • - осмысленно и выразительно исполнять песни и пьесы,
  • - подбирать по слуху легкие мелодии,
  • - владеть штрихами нон легато, легато.

1 КЛАСС

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА.

Чтение различных ритмических последовательностей на ритмические слоги с последующим их исполнением хлопками и т.п. Сочинение мелодии на заданный ритм. Эмоциональная окраска ритма.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.

Пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Выкладывание фишек на широком нотном стане. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним.

Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора, натуральных ладов, пентатоники.

Поиски звучаний - сочетания квинт и секст в секундовом, терцовом и др. соотношениях.

Транспонирование знакомых попевок, песен, легких этюдов и пьес.

ОПЕРИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Выбор одного из предложенных сопровождений к мелодии.

Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука).

Двухручная и четырехручная импровизация в рамках пентатоники.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы: секунда, терция, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические  фигуры

Игра вслепую. Чтение несложных пьес и этюдов в пятипальцевой позиции в абсолютной нотации. Уметь охватывать взглядом структуру записи.

ПОДБОР ПО СЛУХУ.

Подбор по слуху музыки, нравящейся ученикам - популярной музыки, музыки из мультфильмов, услышанной на уроках по рисованию и ритмике - и аккомпанемента к ней.

ОБУЧЕНИЕ НОТНОЙ ГРАМОТЕ.

Ориентирование на одиннадцатилинейном нотном стане.

Такт, тактовая черта, размер такта.

Запись длительностей и пауз: четвертных, восьмых, половинных и целых.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 4—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений;

разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта.

ИГРА В АНСАМБЛЕ.

Игра с педагогом и с другим учеником четырехручных произведений с партиями одинаковой трудности: мелодии с аккомпанементом, одноголосной мелодии с удвоением в октаву, канонов.

Аккомпанемент инструменталисту или певцу.

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА.

Продолжение начатой работы.

Позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков. Перенос руки, подкладывание 1-го пальца.

Работа над беглостью (орнаментальные фигуры). Штрихи - нон легато, легато, стаккато. Игра квинт, терций, трезвучий с переносом руки на октаву.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • уметь слышать и читать ритмические последовательности с помощью ритмослогов; уметь импровизировать несложный ритмический рисунок;
  • подбирать по слуху мелодии с несложным аккомпанементом;
  • читать с листа мелодические и гармонические комплексы (секунды, терции и квинты);
  • читать ноты в абсолютной записи в скрипичном и басовом ключах, не глядя на клавиши;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • овладеть техническими приемами позиционной игры, переноса рук на октаву, штрихами legato, non legato, staccato.

2 КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Проработка ритмических трудностей в разучиваемых произведениях.

Транспонирование одноголосных мелодий, фрагментов выученных пьес и этюдов.

Поиски звучаний – игра трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Подбор по слуху мелодий с сопровождением в виде трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Знакомство с аккордами на побочных ступенях.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 6—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы: секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие; ритмические формулы.

Игра второго голоса в параллельном терцовом движении к предложенной мелодии.

Чтение несложных двухручных пьес в пятипальцевой позиции:

  • предварительный простейший анализ;
  • игра вслепую;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть.

Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Упражнения для освобождения от напряжения руки и ее частей. Пластические упражнения для пальцев и кисти на столе. Закрепление навыков игры non legato, legato, staccato, позиционной игры. Освоение элементов полифонической игры. Подготовительные упражнения к гаммам (подкладывание 1-го пальца). Игра гамм и трезвучий, распределенных между двумя руками. Работа над беглостью на основе орнаментальных фигур. Изучение 4—6 этюдов, сочетающих позиционную игру и последовательности с подкладыванием 1-го пальца.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • транспонировать мелодии и легкие этюды;
  • подбирать по слуху мелодии и находить к ним аккомпанемент на главных ступенях лада;
  • читать с листа несложные пьесы для двух рук в пятипальцевой позиции;
  • читать графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;

3  КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Проработка ритмических трудностей в разучиваемых произведениях.

Подбор по слуху мелодий с сопровождением на звуках трезвучий. Голосоведение в аккомпанементе, использование обращений трезвучия.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

            В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 7—10 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы – освоенные ранее, секстаккорды, квартсекстаккорды.

Чтение с листа пьес для 1 класса:

  • предварительный простейший анализ;
  • умение заранее представить себе движение рук вдоль клавиатуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть.

Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Пластические упражнения для пальцев и рук. Гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, ля минор (натуральный) в две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио каждой рукой отдельно. Трезвучия (трехзвучные), обращения каждой рукой отдельно. 4—6 этюдов на различные виды техники.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
  • подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
  • читать с листа пьесы и этюды для 1 класса;
  • читать графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

4 КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Подбор по слуху: продолжение работы над голосоведением в аккомпанементе.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 7—10 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы – освоенные ранее, септаккорды.

Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.

Чтение с листа пьес для 1—2 класса:

  • предварительный простейший анализ;
  • умение заранее представить себе движение рук вдоль клавиатуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры.

Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов в ключе, минорные с одним знаком в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио, трехзвучные аккорды в две октавы. 4—6 этюдов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
  • подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
  • читать с листа пьесы и этюды для 1—2  класса;
  • читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

5 КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Ознакомление с фактурными и стилевыми особенностями различных музыкальных жанров. Использование жанровых формул при подборе по слуху.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы – освоенные ранее, обращения септаккорда.

Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.

Чтение с листа пьес и этюдов для 2—3 класса:

  • предварительный анализ;
  • навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры;
  • узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов и до двух бемолей в ключе, минорные до трех знаков в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие и ломаные четырехзвучные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом движении в две октавы. 4—6 этюдов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
  • читать с листа пьесы и этюды для 2—3  класса;
  • читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд и его обращения) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

6 КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Закрепление и развитие полученных навыков в подборе по слуху.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Графические образы – закрепление освоенных ранее.

Чтение с листа пьес и этюдов для 3—4 класса:

  • предварительный анализ;
  • навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры;
  • узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов;
  • стремление передать художественный образ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные и минорные гаммы до пяти знаков в ключе в четыре октавы в прямом и противоположном движении, параллельными терциями и секстами. Короткие, ломаные и длинные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении в четыре октавы. 4—6 этюдов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
  • читать с листа пьесы и этюды для 3—4  класса;
  • читать графические образы и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

7 КЛАСС

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Закрепление и развитие полученных навыков в подборе по слуху.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить экзаменационную концертную программу: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 1 пьеса, 1 этюд;

разучить 4—6 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 3—5 ансамблей.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.        

Графические образы – закрепление освоенных ранее.

Чтение с листа пьес и этюдов для 4—5 класса:

  • предварительный анализ;
  • навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры;
  • узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов;
  • стремление передать художественный образ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные и минорные гаммы до шести знаков в ключе в четыре октавы в прямом и противоположном движении, параллельными терциями и секстами. Короткие, ломаные и длинные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении в четыре октавы. 3—4 этюда.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
  • читать с листа пьесы и этюды для 4—5  класса;
  • читать графические образы и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основной формой работы в классе фортепиано является урок, индивидуальное занятие. Ансамблевое музицирование предполагает работу с двумя учащимися. 2 раза в год проводятся классные концерты или  музыкальные праздники.

Занятия могут проходить примерно по следующим планам.

1.

- Гимнастика для снятия напряжения в руках и корпусе, для формирования пластического движения кисти, предплечья, плеча.

- Свободная ориентировка ученика на клавиатуре.

- Организация игрового аппарата учащегося на материале упражнения non legаto.

- Пение и игра несложных песен.

- Выкладывание учеником ритмического рисунка знакомой песни с помощью деревянных палочек разной длины.

- Гимнастика на столе для развития координации пальцев.

- Объяснение домашнего задания.

2.

- Проверка домашнего задания.

- Гимнастика на столе для формирования игровых движений пальцев и кисти.

- Упражнение legato на фортепиано.

- Упражнение в чтении с листа.

- Разучивание по нотам несложной пьесы.

- Импровизация на фортепиано.

- Исполнение педагогом доступной для ребенка музыки. Беседа по поводу прослушанной музыки.

- Объяснение домашнего задания.

3.

- Проверка домашнего задания - игра упражнений, гамм,- и дальнейшая работа над ними.

- Проверка домашнего задания – пьесы, этюды,- и работа над ними, необходимая на данный момент.

- Чтение с листа.

- Подбор по слуху знакомых мелодий.

- Объяснение домашнего задания.

Основные принципы обучения. 

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих  принципов.

1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности ( пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания ).

2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии.  Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.

3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с учеником должен определяться психологтей усвоения и логикой развития каждого конкретного учкника.

4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.

5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.

6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка ( Л. Выготский ).

Методы организации и осуществления учебной деятельности.

1. Практические методы.

Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу ученика.

Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.

Дидактический прием расчленения задачи и поэтпаного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с гаммами, этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач.

 

2. Наглядные методы.

Работа с наглядными пособиями:

- звуковысотной лестницей,

- нотными станами ( с различным количеством линеек ) с передвижными нотами,

- набором коротких и длинных деревянных палочек для выкладывания ритмических фигур,

- карточками с изображением целостных звуковых комплексов (графических силуэтов): интарвалов, созвучий, ритмических фигур.

Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения.

Использование репродукций произведений изобразительного искусства, литературы.

Использование ручных знаков и движений тела учащегося для иллюстрации музыкальных явлений.

3. Словесные методы.

Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.

 

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

1. Создание благоприятной обстановки на уроке.

2. Создание ситуации удивления, восхищения.

3. Обращение к жизненному опыту учащихся.

4. Стимулирование интереса к музицированию.

5. Игровые формы обучения.

6. Создание ситуации успеха в учении.

Условия реализации программы.

Данная программа является составной частью комплекса программ эстетической студии, поэтому может быть реализованан в условиях действия всего комлекса, так как необходимый сенсорный, двигательный, слушательский опыт , а также музыкальное и эстетическое воспитание учащиеся приобретают на занятиях общемузыкального развития, изобразительного искусства, ритмике, композиции и других предметах.

Для проведения занятий в классе фортепиано необходимо следующее:

-  кабинет для индивидуальных занятий,

-  инструмент (пианино или рояль) в удовлетворительном состоянии, регулярно настраиваемый,

-  наглядные пособия: красочные, эмоциональные рисунки и репродукции картин, "лестница" и нотные станы крупного размера с нотами (изготавливаемые из бархатной бумаги),  длинные и короткие палочки (деревянные) для ритмических упражнений, карточки с графическими символами различных явлений музыкального языка, видео- и звукозаписи с песнями и музыкой из детских фильмов и мультфильмов.

Желательно наличие нотной библиотеки и музыкально-справочных материалов.

РАЗДЕЛ 5. СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1996.

Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. М., 2003.

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.

Барсукова С.А., сост. Пора играть, малыш! Ростов-на-Дону, 2004.

Барсукова С.А., сост. Сборник пьес для фортепиано. 1—2 класс. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2004.

Барток, Бела. Детям. М., 1982.

Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб., 2004.

Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., 1969.

Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989.  

Королькова И.С. Крохе-музыканту. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2005. Вып.2. Ростов-на-Дону, 2004.

Соколов М.Г. и др. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. М., 1970.

Тахтарова Н.В. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение. Саратов, 2004.

Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. Ростов-на-Дону, 2004.

Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971.

Черни К. Этюды соч. 299, 740.

Список литературы для педагогов.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973.

Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977.

Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001.

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978.

Первые встречи с искусством. М., 1995.

Психология музыкальной деятельности. М., 2003.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.

Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепрано. М., 1975.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


                  СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Пояснительная записка.

          Раздел 2. Учебно-тематический план.

          Раздел 3. Содержание программы.

                Годовые требования по классам.

Раздел 4. Методическое обеспечение программы.

Раздел 5. Список рекомендуемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...